Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

После ухода Coca-Cola из России в магазинах стало больше колы

Кто заменил известную газировку
В магазинах стало больше колы после ухода Coca-Cola из РФ. Кто заменил известную газировку
Уход из России самой популярной марки безалкогольных напитков Coca-Cola не привел к пустым полкам с газировкой в магазинах. К июлю в торговых сетях появилось на 10% больше брендов напитков со вкусом колы, чем годом ранее
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

В январе—июле 2022 года в крупнейших российских торговых сетях стало продаваться больше напитков со вкусом колы, следует из имеющихся у РБК данных исследовательской компании NielsenIQ.

Аналитики подсчитали, что в 2021 году (данные за январь—июль) в торговых сетях продавалось 169 марок газированных напитков, во вкусе которых была кола. Речь идет о товарных позициях, у которых были «ненулевые продажи», а также о собственных торговых марках сетей. За семь месяцев этого года количество напитков со вкусом колы выросло на 10%: в торговых сетях было представлено уже 186 брендов, рассказали в NielsenIQ.

Ассортимент газировки со вкусом колы увеличился, несмотря на уход брендов крупнейших международных производителей — Coca-Cola и PepsiCo, которые решили прекратить производство и продажу в России своих самых популярных напитков. 8 марта Coca-Cola объявила о приостановке работы в России в связи со спецоперацией на Украине. Заводы, на которых разливаются напитки под брендами Coca-Cola, Fanta, Sprite и др., принадлежат боттлеру — Coca-Cola Hellenic Bottling Company (HBC). Еще в марте на ее заводы прекратились поставки сиропа, необходимого для производства фирменной газировки The Coca-Cola Company. В июне боттлер предупредил, что, как только складские запасы напитков истощатся, Coca-Cola HBC больше не будет продавать и производить их в России, а сама компания будет переименована в Multon Partners и сосредоточится на производстве и продаже местных брендов — соков «Добрый», Rich и «Моя семья».

Coca-Cola уйдет с российского рынка
Бизнес
Фото:Jim Urquhart / Reuters

Компания PepsiCo 8 марта также сообщила о намерении приостановить в России продажу Pepsi-Cola и других напитков своих глобальных брендов, включая 7UP и Mirinda. Продажу другой своей продукции, включая молочную и продукцию для детей, PepsiCo продолжает.

Самая популярная газировка

Coca-Cola — самый узнаваемый и популярный бренд газировки у россиян, следует из данных исследования «РосИндекс» компании Ipsos. По данным опроса, проведенного аналитиками в феврале—марте 2022 года, этот бренд знали 94,3% потребителей безалкогольных газированных напитков в возрасте старше 16 лет, проживающих в городах с населением более 100 тыс. человек. В пятерку самых узнаваемых входили также Fanta — ее знали 93% потребителей, 7UP (91%), Pepsi (88,5%) и Mirinda (83,6%).

Топ марок газировки, которую потребители чаще всего пили в первом квартале, немного отличается. Лидером тоже была Coca-Cola, которую выбирали 48,5% потребителей, на втором месте — Pepsi (22,9%). В пятерку наиболее часто потребляемых также входили «Напитки из Черноголовки», Fanta и Schweppes.

Чем заменяют Coca-Cola и Pepsi

В целом количество товарных позиций газированных напитков в торговых сетях к концу июля почти не изменилось, констатируют в NielsenIQ. Небольшое проседание было в апреле 2022 года, но к июлю все восстановилось: среднее количество товаров в категории газировки, которое было доступно потребителю в одной торговой точке, составило 85 товарных позиций, или SKU (от англ. stock keeping unit — «единица складского учета»). В июле 2021 года их было 86. «Это означает, что покупателю в среднем в магазине доступно все то же количество наименований. Даже если какие-то бренды ушли, на их место пришли другие», — поясняют в NielsenIQ.

В торговых сетях растет доля локальных брендов газировки, отмечают в NielsenIQ. Это происходит как за счет сокращения представленности международных брендов, которые производятся в России, так и за счет активного развития российских марок. Так, в июле 2022 года среди топ-25 брендов, лидирующих по объему натуральных продаж, 25% были локальными, тогда как в июле прошлого года их доля составляла всего 15,8%.

Ушедшие с рынка бренды, принадлежащие компаниям Coca-Cola и PepsiCo, занимали большую долю рынка безалкогольных газированных напитков — в первую очередь со вкусом колы, уточняли ранее РБК в пресс-службе «Азбуки вкуса». В августе отгрузки брендов российского подразделения Coca-Cola почти прекратились, но в магазинах еще есть товарные запасы, поэтому количество товарных позиций не сократилось, говорит собеседник РБК.

После того как стало известно об уходе международных брендов, множество производителей, «как крупных, так и мелких, сразу начали производить всевозможные напитки-аналоги — как в России, так и в ближайших странах», рассказали в «Азбуке вкуса». Сама Coca-Cola HBC намерена продавать в России новый напиток на основе колы под брендом «Добрый Cola», рассказывал основатель сети «Теремок» Михаил Гончаров.

Основатель «Теремка» раскрыл новое название Coca-Cola в России
Бизнес
Фото:Dan Kitwood / Getty Images

Но в ассортименте «Азбуки вкуса» число российских брендов со вкусом колы не выросло, добавляют в компании. У ретейлера, по словам его представителя, пока достаточно напитков Coca-Cola и Pepsi в банках и бутылках объемом 0,2–0,33 л производства разных европейских стран и есть также предложения из Казахстана, Узбекистана и Турции. «Если впоследствии возникнет такая необходимость, будем рассматривать альтернативные предложения», — добавили в «Азбуке вкуса».

После того как Coca-Cola и PepsiCo заявили, что их бренды газировки уйдут с рынка, отечественные производители начали занимать нишу, говорит и исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев. По его словам, в статистике NielsenIQ отражается ситуация последних месяцев, когда в торговые сети поставляются уже последние партии напитков, которые уходят с рынка. Но производство этих напитков есть в странах, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), у которых с Россией единое таможенное пространство, например в Казахстане, и при наличии необходимой маркировки такие напитки могут поставляться на российский рынок, отмечает Поповичев.

В ассортименте торговых сетей уже начала появляться не только произведенная в Казахстане Coca-Cola, но и ее аналоги — напитки со вкусом колы, обратил внимание РБК. Так, в магазинах «Мираторг» в Москве и магазинах «Фасоль» в Подмосковье был замечен напиток Jumbo Cola производства расположенного в городе Шымкент ООО «Юникс-Beverage». Газировка под этим брендом есть и в интернет-каталогах торговых сетей «Лента» и Metro Cash & Carry, а также на маркетплейсах Ozon, «Яндекс.Маркет» и «СберМаркет».

В торговой сети Metro C&C действительно представлена в ассортименте казахстанская Jumbo Cola, также как и сама Coca-Cola и ее российские аналоги — напитки «Черноголовка» и «Очаково Кола», которые пользуются популярностью у покупателей, уточнили РБК в пресс-службе компании. Отгрузки казахстанской Jumbo Cola в торговую сеть начались в конце августа, рассказали в «Ленте».

В магазинах сети «Верный» еще есть небольшие остатки газировки Coca-Cola, но ретейлер уже предлагает покупателям и другие напитки со вкусом колы — более десятка товарных позиций разных торговых марок и разного объема, в том числе лимонады собственной торговой марки, рассказали в пресс-службе компании. Так, в ассортименте сети появилась американская марка колы Royal Crown Cola. «Динамика продаж по лимонадам позитивная, из чего мы делаем вывод, что предлагаемые новинки покупателям нравятся», — отметил представитель «Верного».

У сети «Лента» количество напитков, содержащих колу, в январе—июле 2022 года сократилось почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; в августе их стало больше, но ассортимент все равно был ниже, чем в прошлом году, сетуют в пресс-службе ретейлера. На замену газировке, которую производили Coca-Cola и PepsiCo, приходит много брендов-аналогов — например, «Черноголовка Кола», Funky Monkey, Cool Cola, кола из Белоруссии и других стран, а сама PepsiCo выпустила напиток Evervess, рассказывает собеседник РБК. К сентябрю «Лента» планирует увеличить ассортимент газировки за счет марок «Добрый Cola», Evervess Cola и др. Пока доли продаж двух крупнейших брендов перераспределяются на доступные бренды-аналоги и в «Ленте» делают «все возможное», чтобы удовлетворить спрос и закрыть потребность покупателей, возникшую из-за ушедших брендов, сохранив продажи на уровне прошлого года, добавляют в торговой сети.

В Минсельхозе заверили, что действующие мощности по производству безалкогольных напитков в России позволяют «обеспечивать внутренний спрос в полном объеме». Сокращение поставок продукции зарубежных брендов «открывает новые возможности для российских предприятий, которые выводят на рынок новые марки и оперативно занимают освобождающиеся ниши», добавили в министерстве.

Выпускающие в России Coca-Cola заводы сократили производство в 1,5 раза
Бизнес
Фото:Максим Шипенков / EPA / ТАСС

РБК направил запрос в российский офис Coca-Cola, а также в Coca-Cola HBC. Представитель PepsiCo в России от комментариев отказался.

Что происходит с продажами газировки

Продажи газированных напитков в России, по данным NielsenIQ, замедляются. Если за последние 12 месяцев, окончившихся июлем, продажи в натуральном выражении росли на 5,2% к аналогичному периоду прошлого года, то за последние полгода (в январе—июне 2022 года к январю—июню 2021-го) рост продаж составил всего 0,1%. Если смотреть летние месяцы, когда спрос на газированные прохладительные напитки обычно высокий, то в июне продажи газировки упали относительно июня 2021 года на 7,9%, а в июле — на 14,1%.

В «Магните», впрочем, отметили, что летом фиксировали повышенный спрос на газированные напитки — в этом году пик продаж пришелся на июль—август. Рост продаж зафиксировали и онлайн-маркетплейсы: так, за три летних месяца пользователи Ozon купили в 3,8 раза больше газированных напитков, чем годом ранее, — на рост спроса влияет в том числе сезонность, отметили в пресс-службе компании. В топе пользовательских предпочтений — Coca-Cola, Coca-Cola Zero, квас и лимонад «Дюшес», причем штучные продажи Coca-Cola на Ozon летом увеличились в 4,6 раза год к году, добавил представитель маркетплейса.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
ПВО уничтожила четыре беспилотника над Курской областью Политика, 00:06
Русское звено и «волшебный сезон». Как россияне переписали историю НХЛ Спорт, 00:00
Аэропорт Владикавказа закрыли на полчаса из-за ямы после удара молнии Общество, 19 апр, 23:56
МВД Эстонии призвало православные приходы выйти из подчинения Москвы Общество, 19 апр, 23:52
В Брянской области при падении дрона загорелся энергообъект Политика, 19 апр, 23:46
В Курской области сработала система ПВО Политика, 19 апр, 23:40
В Липецкой области объявили об угрозе атаки дронов Политика, 19 апр, 23:21
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
В Сумах прогремели взрывы Политика, 19 апр, 23:12
Над Белгородской областью сбили три дрона Политика, 19 апр, 22:58
Посольство России заявило об эрозии послевоенного примирения в Германии Политика, 19 апр, 22:55
Представитель Успенской опроверг информацию о плохом самочувствии Общество, 19 апр, 22:48
Корреспондент «Известий» погиб в зоне военной операции Политика, 19 апр, 22:39
МВД предложило дать следователям право приостанавливать денежные переводы Общество, 19 апр, 22:19
Мирра Андреева проиграла украинке в 1/4 финала турнира WTA во Франции Спорт, 19 апр, 22:15