Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
«Ростов» показал фото тренировки Мамаева в общей группе Спорт, 12:19 МИД Украины объявил о принятии всех необходимых законов по амнистии Политика, 12:13 Перемирие на севере Сирии сорвано Политика, 12:10 Как в России снимают «проклятие моногородов» Партнерский материал, 12:04 Оператор мусорной реформы предпочел переработку пакетов их запрету Общество, 12:02 Спикер парламента Венесуэлы опроверг планы по передаче PDVSA «Роснефти» Бизнес, 11:56 Метро Москвы выручило 700 тыс. руб. на продаже старых указателей Общество, 11:51 Турчак предложил перевести жилые дома в России на «умный» учет Общество, 11:50 Сенцов назвал россиян и украинцев братьями Политика, 11:39 На Урале похоронили убитую при продаже автомобиля девушку Общество, 11:38 Что несет урбанизация большим городам Партнерский материал, 11:32 В Петербурге совершили покушение на пенсионерку на Porsche Общество, 11:25 Тим О'Рейли — РБК: «Рынки — первый взбунтовавшийся искусственный разум» Pro, 11:19 Антитрадиционный туризм: как получить абсолютно новый опыт и переживания РБК и Райффайзенбанк, 11:18
Падение экономики ,  
0 
Procter&Gamble повысит цены на свою продукцию в России на 30–50%
Американская Procter&Gamble известила оптовиков и ретейлеров о повышении цен на косметические товары и бытовую химию с 7 марта 2015 года на 30–50%
Фото: Getty Images

Подарок к 8 Марта

Как рассказали продавцы продукции P&G, большие упаковки Pampers active baby, мужские бритвенные станки и женские средства гигиены Always, Descreet, Naturella Ultra, Tampax, Old Spice будут стоить на 49,9% дороже (размер розничной цены они не уточняют). Цены на стиральные порошки Tide, Ariel и МИФ повысятся в диапазоне от 29,9 до 49,9%, краски для волос Wellaton и Londa подорожают на 39,9%, весь ассортимент под брендом Safeguard и Camay – на 29,9%.

«Партнер [P&G] объяснил повышение цен влиянием глобальной макроэкономической ситуации, в том числе тем фактом, что закупочная стоимость значительной части сырьевых и упаковочных материалов, высокотехнологичных компонентов, а также готовой продукции компании подвержена валютным колебаниям», – подтвердила представитель группы «Дикси» (магазины «Дикси», «Виктория») Екатерина Куманина. По ее данным, предыдущее повышение закупочной цены произошло в конце декабря и составило порядка 10%. По данным других сетей, по разным категориям товаров цены увеличились на 7–15%.

«Дикси» пока не приняла повышение цен P&G и ведет с компанией переговоры. В переговорном процессе находится и Metro C&C, сообщила представитель компании Оксана Токарева: «Мы проводим  переговоры с каждым поставщиком и в каждом случае требуем обоснования увеличения стоимости. Относительно предложенного повышения цен мы ведем тщательный переговорный процесс, если не увидим четкой аргументации, готовы перейти к пересмотру ассортимента». «С 20 декабря увеличилась стоимость Pampers P&G на 10–15%, и компания письмом предупредила, что еще раз увеличит стоимость продукции на 29,9–49,9%, – говорит представитель X5 Retail Group Владимир Русанов. – Мы будем вести переговоры до упора, это повышение мы не приняли».

Auchan не комментируют действия P&G, а «Лента» не получала от этого производителя уведомлений.

Компания Procter&Gamble не предоставила комментарий.

Почему все дорожает

Как рассказал РБК топ-менеджер международной компании, конкурента P&G по некоторым направлениям, она также была вынуждена поднять отпускные цены на свою продукцию в связи с девальвацией рубля. «Хотя подгузники кажутся товаром довольно простым с технологической точки зрения, в их себестоимости импортная составляющая достигает 70% – это, к примеру, впитывающий суперабсорбент – таких материалов в России не производят, а также клеевые решения и даже упаковка», – утверждает собеседник РБК

В конце января 2015 года финансовый директор P&G Джон Меллер, выступая на встрече в аналитиками, заявил, что девальвация ряда национальных валют привела к рекордному в истории компании падению прибыли  в последнем квартале 2014 года. Компания зафиксировала падение долларовой выручки на уровне 31% во второй половине 2014 года и ожидает падения прибыли после вычета налогов на $1,4 млрд (12%) по итогам налогового года, заканчивающегося в июне. $1 млрд из этой суммы формируют показатели компании в России, Украине, Венесуэле, Японии, Швейцарии и Аргентине. «Мы уже начали работать над преодолением эффекта такого снижения прибыли, делая все, что в наших силах, работая с ценообразованием и оптимизацией издержек нашего бизнеса», – цитирует слова Меллера FT.

Основной производственной площадкой P&G в России является завод в Новомосковске Тульской области: по данным самой компании, на него приходится около 50% ее продукции, продающейся на российском рынке, – Tide, Comet, Ariel, Lenor, Mr Proper, Pampers и др. При этом четверть товаров, выпущенных в Новомосковске, уходит на экспорт в страны СНГ. Здесь же находится крупнейший дистрибьюторский центр P&G в Восточной Европе – отсюда продукция уходит на зарубежные рынки, например в Польшу и Турцию.

На другом заводе компании, в Нижегородской области, производятся средства для ухода за волосами – шампуни и краски Londacolor, Wellaton, Safira, Shamtu. Наконец, на третьей производственной площадке, в Санкт-Петербурге, выпускаются одноразовые бритвы, бритвенные системы и сменные картриджи для бритья Gillette.

Procter&Gamble вышла на российский рынок в 1991 году, когда было зарегистрировано совместное предприятие с Санкт-Петербургским государственным университетом (в то время – ЛГУ им.Жданова). Первым продуктом, выведенным на местный рынок, стал шампунь Vidal Sassoon Wash&Go, вслед за которым последовали Head&Shoulders, Camay, Old Spice, Oil of Ulay. В 1992 году было налажено контрактное производство на заводе «Новомосковскбытхим», а в 1999-м P&G выкупила контрольный пакет предприятия в Тульской области. Сейчас в российском портфеле компании – около 70 торговых марок.

По данным отраслевого издания AdIndex, P&G является одним из крупнейших рекламодателей на российском рынке: по итогам 2013 года компания потратила на рекламу своих товаров 8,079 млрд руб., из них 6,817 млрд руб. получили центральные телеканалы.

Что у конкурентов

Один из крупнейших российских ретейлеров сообщил, что получил также уведомления от компаний Kimberly Clark, которая планирует повысить стоимость своей продукции с 1 февраля от 10% до 20%. Повышение цен подтвердил источник в компании-производителе. От официальных комментариев представители компании отказались. Основные товары Kimberly Clark — детские подгузники под брендом Huggies и средства женской гигиены Cotex. 

Представитель X5 сообщил, что Kimberly Clark, компания SCA (бренды Libresse, Zewa, Libero), а так же дистрибьютор «Градиент», поставляющие марку Merries уже повысили цены на 15%-20%. Директор по коммуникациям SCA в России и странах СНГ Марина Луканина объяснила, что  большая часть сырьевых материалов, используемых в производстве, либо импортируется, либо подвержена валютным колебаниям. SCA необходимо повысить цены, но они растут не так резко, как девальвируется рубль, говорит Луканина. «Повышение эффективности производства, сокращение издержек и оптимизация в логистике позволяют удержать повышение цен на более приемлемом для российского потребителя уровне», — утверждает она. 

ФАС вряд ли заинтересуется повышением цен зарубежными компаниями. ​«В российском законодательстве за редким исключением сейчас отсутствуют нормы, регулирующие этот вопрос, говорит партнер компании «Деловой фарватер» Роман Терехин. В крайних случаях, если повышение цен на рынке в стране слишком высокое и это может навредить потребителям, то государство с целью контроля за ценами может временно ограничить повышение цен на товары какими-либо пределами, например, показателями официальной инфляции, отмечает он. Но на данный момент власти не ввели такие ограничения, поэтому любой производитель и продавец может повышать цены на свою продукцию и услуги по собственному усмотрению, заключает эксперт.

Unilever (торговые марки Rexona, Lipton, Dove, Domestos, Calve и др.) 
Штаб-квартира корпорации в Нидерландах в конце января сообщила, что ее продажи по итогам 2014 года оказались хуже ожиданий – сократились на 2,7%, до $56,1 млрд. Одной из причин стало замедление роста на развивающихся рынках, в том числе в России, на которые приходится более 50% реализации Unilever. Представитель «Ленты» Яна Могилева и сотрудник «Дикси» отметили, что эти сети получили официальные уведомления об увеличении закупочной цены Unilever, в частности в категории «чай», размер повышения они не называют.

Philip Morris International (Marlboro, L&M, Chesterfield и др.)
Philip Morris International прогнозировала падение продаж в России по итогам 2014 года примерно на 10% в натуральном выражении. Среди основных причин – ужесточение регулирования табачного рынка, увеличение поставок контрабандных сигарет из Белоруссии и Казахстана и повышение акциза. «Рост розничных цен на наши сигареты в начале 2015-го в среднем составил 8–9 руб. на пачку, – отметила представитель компании Ирина Жукова. – Повышение произошло на основании вступивших в силу с 1 января новых ставок акциза».

Anheuser-Busch InBev (Bud, «Клинское», Stella Artois и др.)
Пивоваренная компания в прошлом году закрыла два завода в Перми и Ангарске, объяснив это снижением объемов производства на фоне роста налоговой нагрузки. «В условиях продолжающегося общего падения рынка пива компания должна действовать и принимать необходимые меры по сохранению своего бизнеса в России», – объяснил представитель компании Ораз Дурдыев. По его словам, цены на продукцию не менялись с сентября 2014 года.

Nestle (Nescafe, «Быстров», Maggi, Purina и др.)
Nestle отмечала падение продаж кондитерских изделий: основными рисками для компании были рост мировых цен на какао-бобы и резкое увеличение стоимости швейцарского франка, которое обесценивало выручку на внешних рынках. О желании повысить цены в России компания не заявляла, но давала понять, что не исключает такого сценария. «Мы следим за ситуацией, связанной с колебаниями курсов валют, и оцениваем ее потенциальное влияние на наш бизнес, – говорила «Известиям» в декабре представитель Nestle Виктория Васякина. – Существуют определенные экономические предпосылки для роста цен, но на данный момент говорить о конкретных сроках и цифрах пока рано».

Coca-Cola (Coca-Cola, Fanta, «Бон Аква», «Добрый», «Моя семья» и др.)
Продажи Coca-Cola в России за апрель–июнь 2014 года сократились на 5%, только всех разливаемых компанией газировок – на 4%. Единственным исключением стала Fanta, увеличение объемов продаж которой в компании объясняют запуском линейки новых вкусов. Coca-Cola была вынуждена сократить расходы на рекламу в России: она отозвала ролики с трех телеканалов, связанных с подпавшими под санкции структурами – РЕН ТВ, «Пятого канала» и «Домашнего», а также с телеканала «Звезда», который контролируется Министерством обороны.