Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
«Будильник» для водителя: решение проблемы усталости за рулем Партнерский проект, 12:06
Как муравьи вдохновили NASA на новое изобретение Экономика инноваций, 12:00
Готовимся к гонке Ironman 70.3: инструкция от профессионального тренера Pro, 11:56
Коллекционную карточку Леброна Джеймса продали за рекордную сумму Спорт, 11:39
Как загубить отпуск: восемь вредных советов Pro, 11:37
Дрозд назвал судейскую ошибку причиной поражения россиянина в UFC Спорт, 11:34
Как борются с рассеянностью пешеходов за границей Партнерский проект, 11:18
Партия Макрона предложила закрепить право на аборт в Конституции Франции Политика, 11:16
От стрельбы до выхода на рынок ЕС: как появилось и живет Приднестровье Политика, 11:01
На что тратят время современные руководители — The Economist Pro, 10:52
Бойцы ММА Дацик и Исмаилов проведут боксерский поединок Спорт, 10:51
Страны G7 введут запрет на импорт российского золота Экономика, 10:44
«Хочу отдать почку»: почему нужно изменить закон о пересадке органов Партнерский проект, 10:33
Россиянин скандальным решением судей уступил поляку в главном бою UFC Спорт, 10:24

Инвестируйте выгодно
с банком «Ренессанс Кредит»

КБ «Ренессанс Кредит» (ООО). Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 045-14081-100000 от 05.11.2019 г.
Бизнес ,  

Россияне допустили возврат к обычным сигаретам при ограничении вейпов

Более половины потребителей электронных сигарет не готовы отказываться от них, если государство ограничит оборот и потребление такой продукции. Жесткие ограничения вернут 13% курильщиков к обычным сигаретам, выяснил ВЦИОМ
Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости
Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости

В ноябре Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) впервые провел исследование «Отношение населения и пользователей электронных сигарет к ограничениям распространения электронных сигарет, вейпов и устройств нагревания табака» (результаты исследования есть в распоряжении РБК).

Всероссийский опрос показал, что около трети россиян (27%) потребляют никотиносодержащую продукцию — сигареты, вейпы, сигары, системы доставки никотина. Сигареты и табак курят 21% респондентов, сигары популярны у 4% опрошенных, 2% респондентов используют только электронные сигареты, вейпы, устройства для нагревания табака и так далее.

Аналогичные данные приводит и Минздрав: в Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и никотиносодержащей продукции до 2035 года, принятой кабмином на прошлой неделе, ведомство отталкивается от показателя в 29% курящих среди взрослого населения России.

В России упал спрос на традиционные сигареты
Общество

Почему ВЦИОМ спрашивает россиян о вейпах

Антитабачная стратегия государства, заключавшаяся в запретах на курение табачных изделий в общественных местах и рекламы, ограничении мест продажи, ежегодном росте фискальной нагрузки и пропаганде здорового образа жизни, сократила количество курильщиков — десять лет назад курящих россиян было почти 40%.

Но в последние годы широкое распространение получили электронные системы доставки никотина: электронные сигареты, вейпы, системы нагревания табака и пр. В 2018 году этот рынок в России исследовательская компания Euromonitor International оценивала в $724,6 млн, к 2023 году, как прогнозируют аналитики, он вырастет на 411% — до $3,7 млрд.

Pro
Фото: Jack Taylor / Getty Images Польза сожалений и сила искреннего веселья: 5 свежих книг о саморазвитии
Pro
Фото: Ralph Orlowski / Getty Images Эмоциональный голод: что это такое и как он приводит к перееданию
Pro
Базовый план старта формата Ironman 70.3
Pro
Фото: Astrid Stawiarz / Getty Images for LinkedIn «Я как ниндзя в уличном бою»: Рэй Далио — о влиянии медитации
Pro
Фото: Shutterstock Инфляция по всему миру выходит из-под контроля. К чему это приведет
Pro
Фото: Michael Cohen / Getty Images for The New York Times Дожить до 120 лет: зачем сооснователь PayPal принимает гормон роста
Pro
Фото: Rick Bowmer / AP В ожидании ясности: подешевеет ли аренда складов в 2022 году
Pro
Фото: Marivi Pazos / Unsplash Как ухаживать за кожей после 35 лет: 5 важных правил

Продукты и интерес к ним не остались незамеченными государством, и новая «антитабачная» концепция предлагает уравнять электронные средства доставки никотина с обычными сигаретами, это вводит автоматический запрет на продажу таких изделий потребителям до 18 лет.

Курение в общественных местах будет регулироваться, как и в случае с обычным табаком, а также будет запрещена реклама. Кроме того, Минфин разработал поправки к Налоговому кодексу, которые с 2020 года определяют размер акциза на электронные системы доставки никотина в 50 руб. за устройство.

Как проводилось исследование

ВЦИОМ провел два опроса: среди потребителей электронных сигарет и устройств для нагревания табака (1000 респондентов отвечали онлайн), а также всероссийский опрос населения (1600 человек ответили по телефону). Оба опроса проходили среди россиян старше 18 лет, онлайн-исследование прошло в городах с населением более 100 тыс. человек, телефонный опрос — во всех федеральных округах.

Портрет курильщика электронных сигарет

  • 69% потребителей систем доставки никотина — люди в возрасте 25–44 лет.
  • Среди молодежи — 18–24 года — только 7% пользуются такими продуктами.
  • Мужчин — пользователей систем доставки никотина больше, чем женщин — 61% против 39%.
  • Три четверти опрошенных респондентов имеют высшее образование.
  • Курильщики табачной и никотиносодержащей продукции делятся на два типа: тех, кто курит обычные сигареты и использует системы доставки никотина (их ВЦИОМ называет дуалистами), и вейперов — потребителей только вейпов и систем доставки никотина.
  • Сегодня более двух третей (66%) курящих россиян — дуалисты. В основном в эту группу входят люди в возрасте 35–44 лет и 55–65-летние потребители. Среди вейперов доля молодых людей в возрасте 18–34 лет составляет 41%.
  • Абсолютное большинство потребителей, использующих системы доставки никотина, были курильщиками, когда начали пользоваться новыми продуктами. Из них 92% опрошенных курили сигареты.
  • Только для 2% россиян такие системы были первой никотиносодержащей продукцией.
  • Среди курильщиков большинство убеждены, что системы доставки никотина менее вредны для здоровья — так считают 64% опрошенных.
  • Около трети опрошенных обратили внимание на то, что системами доставки никотина можно пользоваться там, где запрещено курение обычных сигарет.
  • Каждый пятый из опрошенных заявил, что перешел на системы доставки никотина, а в будущем собирается бросить курить.

В Минздраве допустили запрет вейпов «в отдаленной перспективе»
Общество

Отношение к регулированию рынка

О том, что законодательная база для регулирования оборота систем доставки никотина сегодня куда мягче, чем продажи и потребление сигарет, и о том, что идут обсуждения новых законодательных ограничений для этой категории продукции, подробно знают только 34% россиян, чуть больше половины курильщиков «слышали об этом, но не знают подробностей».

Социологи спросили курильщиков, какие неудобства те испытают, если на законодательном уровне будут введены ограничения свободной продажи и потребления систем доставки никотина. Около трети отметили сокращение точек продаж и доступных мест для парения, еще 11% ожидают повышение цен на эту продукцию, а 5% сообщили, что вернутся к обычным сигаретам. Из преимуществ таких ограничений 16% называет снижение уровня соблазна для подростков к употреблению никотиносодержащей продукции, а 8% считают, что бросят курить. При этом 44% потребителей не видят никаких преимуществ при введении новых ограничений.

На вопрос о том, как будут действовать курильщики, если будут введены не приемлемые для их образа жизни ограничения свободной продажи и использования электронных сигарет, 54% ответили, что не откажутся от них. Примерно каждый десятый (13%) будет вынужден перейти обратно на обычные сигареты, и такое же количество респондентов будут искать то, что пока не подпадает под ограничения. Еще 13% курильщиков постараются отказаться и от табачных изделий, и от систем доставки никотина.

По результатам опроса наиболее популярна продукция брендов крупнейших табачных компаний, однако есть и независимые продукты. Немногим меньше половины опрошенных используют iQOS (48%) компании Philip Morris International, glo от British American Tobacco пользуются 12%. Вейпы Joyetech привлекают 8% россиян, Smok — 7%, у Eleaf и одноразовых электронных сигарет Pons — по 6%.

Авторы
Теги