Вектор на Азию: о чем договорились на Восточном экономическом форуме
Поворот на Восток
За январь—август 2016 года экспорт газа «Газпрома» в Европу вырос на 10% по сравнению с соответствующим периодом 2015 года, заявил предправления концерна Алексей Миллер, выступая в пятницу на Восточном экономическом форуме во Владивостоке. По итогам 2015 года доля монополии на рынке ЕС уже достигла рекордного 31%.
«Газ выигрывает межтопливную конкуренцию у угля в Европе. При этом продолжает развиваться конкуренция на газовом рынке между Евросоюзом и Азиатско-Тихоокеанским регионом», — подчеркнул глава «Газпрома». Азиатские страны активно перекупают сжиженный природный газ (СПГ), который контрактует Европа. Так, например, Катар, по его данным, снизил поставки СПГ в Европу на 12%. Эти объемы ушли в Азию и на Ближний Восток.
Сам «Газпром» также заинтересован диверсифицировать рынки сбыта и усилить присутствие в Азии, дал понять Миллер. Китай, подписав контракт по поставкам 38 млрд куб. м газа в год по «Силе Сибири» в мае 2014 года, «буквально в течение одного дня встал в один ряд с нашими крупнейшими покупателями в Европе», сказал он. Начало поставок в Китай по этому маршруту ожидается в 2019–2021 годах. Крупнейшим покупателем «Газпрома» является Германия, которая по итогам 2015 года закупила более 45 млрд куб. м газа.
К тому же сейчас «Газпром» ведет больше переговоров о поставках газа с азиатскими партнерами, чем с европейцами. «В ближайшей перспективе экспорт газа с востока России [в Азию] будет сопоставим с объемами газа на экспорт в Европу», — сказал Миллер, подчеркнув, что сотрудничество не ограничится газом. Помимо строительства газопровода «Сила Сибири» в Китай и обустройства Чаяндинского месторождения, с которого будет экспортироваться топливо, «Газпром» ведет переговоры по поставкам газохимической продукции со строящегося Амурского ГПЗ и гелия в Азию.
Еще одно направление «Газпрома» на востоке России — производство СПГ. По словам Миллера, компания планирует увеличить мощность СПГ-завода «Сахалин-2», на котором в 2015 году было произведено 10,8 млн т, в полтора раза. «Газпром» также намерен создать сети газозаправочных станций в России и странах Азии, а также газовую генерацию на собственном газе.
В пятницу «Газпром» также подписал договор с японской Mitsui (совладелец «Сахалина-2») о бункеровке судов для Дальнего Востока, Сингапура и Японии. «Мы собираемся провести маркетинговые исследования этого направления сотрудничества, оно станет одним из наших новых направлений бизнеса в АТР», — сказал он.
Азиатские компании, присутствующие на форуме во Владивостоке, подтвердили интерес к сотрудничеству с Россией. Так, тайская PTT Public Сompany Limited готова инвестировать в российские проекты по поставкам нефти и газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, заявил на форуме ее главный исполнительный директор Тевин Вонгванич. Кроме того, по его словам, Таиланд заинтересован нарастить экспорт СПГ в 8 раз, с 3 млн до 24 млн т в год, а также увеличить импорт нефти.
Россия — крупнейший экспортер нефти в мире, а Китай — ее крупнейший потребитель, заявил гендиректор BP и член совета директоров «Роснефти» (у BP 19,75% «Роснефти») Боб Дадли, выступавший после Миллера. По итогам 2015 года китайская CNPC стала крупнейшим покупателем российской нефти, закупив у «Роснефти» около 19,6 млн т.
По словам Дадли, у России выгодное географическое положение и она успешно развивает сотрудничество и с Востоком, и с Западом. А Владивосток — своего рода перевалочный пункт для ресурсов Сибири, которые идут на экспорт в разных направлениях. Глава ВР также подчеркнул особую роль политиков и лично президента Владимира Путина в налаживании работы международных компаний в России и посетовал, что из-за западных санкций в последние два года Россия недосчиталась примерно $3 трлн инвестиций в энергетический сектор. «Надо подумать о конкуренции с другими секторами экономики и организовывать выгодное двустороннее сотрудничество с транснациональными компаниями», — отметил он. Дадли пообещал, что BP будет продолжать инвестировать в Россию. «Мы в сотрудничестве с «Роснефтью» инвестируем в геологоразведку и производство, я хотел бы подчеркнуть, что инвестиции выгодны», — отметил глава BP.
В России у «Роснефти» есть два совместных предприятия — «Таас-Юрях» и «Ермак». Но наращивать долю в самой «Роснефти» британская компания по-прежнему не намерена, добавил Дадли позже журналистам: «Позиция ВР по приватизации «Роснефти» не изменилась: решение о приватизации принимает правительство, BP довольна нашими инвестициями в «Роснефть» и не намерена увеличивать или сокращать их» (цитата по «Прайм»).
Объединить сети
Из-за низких цен на энергоносители в мире страны Азии, в том числе Япония, попали в зависимость от нефти Персидского залива, поскольку производство нефти в США стало очень дорогим, заявил на форуме экс-глава Международного энергетического агентства, президент фонда Sasakawa Peace Foundation Нобуо Танака. Поэтому Япония ищет новые источники поставок энергоресурсов, в том числе в России, сказал он.
Танака также предложил объединить энергосети азиатских стран и России. Уже проведены предварительные проработки вариантов маршрутов электрической энергии и мощности из ОЭС Сибири и ОЭС Востока в Японию в размере 2 ГВт, сказал глава «Россетей» Олег Бударгин, выступавший после Танаки. По его словам, сейчас рассматриваются варианты организации как прямого энергомаршрута Россия — Япония с точками выдачи в Советской Гавани (Хабаровский край) и на острове Сахалин с прокладкой подводного кабеля по дну Японского моря, так и транзит мощности через территорию Монголии и Китая.
Планируется разработка технико-экономического обоснования с всесторонним изучением и анализом технических и экономических аспектов функционирования энергомоста, сказал Бударгин. В России электричество стоит ¢0,07 (за киловатт), а в Японии — ¢25. «Это огромный стимул для интеграции и развития новых технологий», — добавил он.
Руководитель «РусГидро» Николай Шульгинов также допустил трансграничные объединения сетей и обмен мощностью, оговорившись: «На Востоке [России] есть избыточная мощность по отношению к установленной. Но надо понять, как изъятие избытков повлияет на ценовые параметры внутри страны. Только просчитав все, надо принимать решения».