Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Минтранс выступил против отмены монополии РЖД на локомотивы

Приход частных операторов может привести к ухудшению финансовых показателей госкомпании
Минтранс выступил против допуска на сеть железных дорог частных грузовых локомотивов. Эта инициатива крупных операторов может навредить РЖД и железнодорожной сети в целом, объясняют в ведомстве
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Замглавы Минтранса Владимир Токарев считает, что допуск на сеть железных дорог частных грузовых локомотивов несет экономические и технологические риски для всей системы железнодорожного транспорта. Об этом говорится в его письме в правительство, отправленном 14 января (в распоряжении РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил источник в крупном частном железнодорожном операторе).

РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса и правительства.

Сейчас эксплуатировать локомотивы для перевозки грузов на путях общего пользования имеют право только «Российские железные дороги» (РЖД). Но на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова 10 декабря владельцы крупных железнодорожных операторов предложили фактически отменить такое монопольное положение компании и разрешить частным игрокам использовать свои локомотивы на немассовых маршрутах, где нет узких мест железнодорожной инфраструктуры. По их версии, это помогло бы и самим РЖД сократить ежегодные затраты на закупку локомотивов и, таким образом, снизить дефицит своей инвестпрограммы.

По итогам совещания Минтрансу было поручено проработать вопрос допуска частных компаний на рынок локомотивов совместно с профильными ведомствами, РЖД и потребителями их услуг. В рамках этого поручения Токарев и направил письмо в правительство. Но с бизнесом этот вопрос никак не прорабатывался, сказал РБК источник в частном железнодорожном операторе.

Как Минтранс объясняет свою позицию

  • Токарев в письме правительству отмечает, что для использования локомотивов частные операторы будут формировать собственную производственную и эксплуатационную базу, дублируя существующую. «Это приведет к снижению эффективности использования инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей РЖД», — считает он.
  • По мнению замминистра, среди последствий отмены монополии РЖД также снижение производительности локомотивов, принадлежащих госкомпании, и рост ее эксплуатационных затрат.
  • При критической загрузке отдельных направлений на железнодорожной инфраструктуре эксплуатация частных локомотивов приведет к снижению их пропускной способности и увеличению транспортной нагрузки на экономику страны в целом. «Таким образом, существуют риски снижения положительных финансовых результатов работы РЖД, что негативно повлияет на инвестиционный потенциал компании», — указывает замминистра.

Операторы предложили Белоусову способ снизить дефицит инвестплана РЖД
Бизнес
Фото:Павел Кассин / ТАСС

В декабре представитель РЖД также говорил, что «либерализация тяги (предоставление прав на эксплуатацию локомотивов частным компаниям. — РБК) неизбежно приведет к снижению эффективности железнодорожного транспорта и создаст дополнительную непроизводительную нагрузку на пропускную способность инфраструктуры». По его словам, в конечном счете это приведет к удорожанию перевозки для потребителей.

Какие есть риски из-за монополии РЖД

Как утверждает источник РБК в частном железнодорожном операторе, в ближайшее время может возникнуть дефицит локомотивов, поскольку РЖД планомерно снижают закупку этой техники.

В конце декабря президент Владимир Путин заявил, что для обновления подвижного состава компании необходимо закупать по 500 локомотивов ежегодно в ближайшие три года. Согласно проекту финансового плана на 2021–2023 годы, РЖД на это потратят 252,6 млрд руб. Но в 2009–2019 годах РЖД в среднем покупали по 600 локомотивов в год, напоминает собеседник РБК.

Но Токарев в письме в правительство особенно подчеркивает, что дефицита грузовых локомотивов для обеспечения перевозок в настоящее время не наблюдается. «Обновление локомотивного парка является одной из приоритетных задач компании. <...> В ближайшие три года закупки локомотивов полностью соответствуют плановым потребностям, компания не прогнозирует дефицита тягового подвижного состава», — сообщили РБК в пресс-службе РЖД. По данным компании, за последние пять лет средний износ парка локомотивов сократился почти на 10%. В 2020 году РЖД инвестировали в обновление тягового подвижного состава около 95 млрд руб., было закуплено 566 локомотивов.

Силуанов рассказал об условиях вхождения ВЭБа в капитал РЖД
Бизнес
Фото:Александр Кряжев / РИА Новости

Бизнес неоднократно предлагал провести эксперимент — разрешить работу частных локомотивов на отдельных участках сети. С одной стороны, это может продемонстрировать эффективность такого рода перевозок, а с другой — снять опасения со стороны перевозчика в отношении качества обслуживания пользователей, объясняет логику операторов источник в одной из компаний. Он считает, что РЖД могли бы задействовать высвободившиеся локомотивы для перевозки дополнительных грузов, в том числе более высоких тарифных классов.

Наличие у частных операторов собственных локомотивов позволит также оптимизировать технологию перевозок, что приведет к снижению нагрузки на инфраструктуру, полагает собеседник РБК. Представитель ПГК в пятницу, 29 января, подтвердил, что компания считает допуск на сеть железных дорог частных локомотивов «одним из эффективных инструментов повышения качества обслуживания грузоотправителей и доступности услуг перевозки на железной дороге, а также снижения инвестнагрузки на РЖД».

Источник еще в одном частном операторе уверяет, что привлечение частных инвестиций в железнодорожный сектор станет ключевым вопросом в ближайшие три—пять лет, поэтому он не сомневается, что правительство рано или поздно согласится на отмену монополии РЖД на локомотивы. РБК направил запрос представителю Белоусова, который возглавляет совет директоров РЖД, о возможности подобного привлечения частных инвестиций в железнодорожный сектор.

В самом конце 2020 года из-за чрезмерной «амбициозности» инвестпрограммы РЖД на 2021 год и на плановый период 2022–2023 годов правительство уже обсуждало возможность удовлетворения потребностей компании за счет привлечения ресурсов «на стороне», рассказывал министр финансов Антон Силуанов. Но в итоге тогда было принято решение, что деньги компания получит от ВЭБа, который выкупит ее допэмиссию и станет акционером РЖД.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 26 апреля
EUR ЦБ: 98,71 (-0,2)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
Курс доллара на 26 апреля
USD ЦБ: 92,13 (-0,37)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
Ван И предупредил об усилении «негативных факторов» в отношениях с США Политика, 05:04
Bloomberg узнал о планах Трампа ввести санкции из-за дедолларизации Политика, 04:52
Алсу извинилась за нечестную победу дочери в шоу «Голос» Общество, 04:19
Самарскому вице-губернатору вручили повестку и пригрозили уголовным делом Политика, 03:52
Застреливших семерых человек военных передали военной полиции Политика, 03:51
Подрядчик ответил Гергиеву о дрожи в здании Мариинки из-за стройки метро Общество, 03:38
«Крабового короля» Кана приговорили в 17 годам за организацию убийства Бизнес, 03:26
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
Хуситы заявили об ударе по израильскому судну в Аденском заливе Политика, 03:09
США выведут часть воинского контингента из Чада Политика, 02:32
США подготовили контракты на оружие для Украины на $6 млрд Политика, 02:28
«Большей бестолковщины в сезоне не видел». Что говорят о дерби «Спартака» Спорт, 02:10
В Белгороде и окрестностях объявили ракетную опасность Политика, 02:09
По делу замглавы Минобороны Иванова провели обыски по нескольким адресам Политика, 01:45
Шохин назвал темы закрытой встречи Путина с бизнесом в рамках съезда РСПП Бизнес, 01:36