Перейти к основному контенту
База знаний ,  
11 879 

Бедуины в Сирии: история, численность и районы проживания

Фото: Dan Kitwood / Getty Images
Фото: Dan Kitwood / Getty Images

Содержание:

Кто такие бедуины

Бедуины (араб. — بدوي, «бадави», множественное число — بدو, «бадв», буквально — «житель пустыни») — это кочевые и полукочевые жители арабских стран Аравийского полуострова, Ближнего Востока и Северной Африки, которые традиционно занимаются разведением скота (верблюды, козы, овцы), охотой, эпизодически — земледелием. Происходят от кочевников Аравии, которые расселялись по странам и регионам Ближнего Востока в течение VI—XIX веков. Большинство бедуинов — мусульмане (в основном сунниты), говорят на бедуинских диалектах арабского языка, некоторые группы — неарабского (тюркского, курдо-белуджского, берберского) происхождения. Традиционно они организованы в племена (араб. 'ашира), кланы (батн), линиджи (фахд) и расширенные семьи (бейт) во главе с шейхами, сами племена могут объединяться в более крупные союзы и конфедерации (ар. кабила, аша’ир). Многие современные бедуины проживают в городах, но сохраняют элементы традиционного образа жизни, культурные и семейные традиции.

Где проживают бедуины

Бедуины проживают в странах Аравийского полуострова, Леванта и Магриба, в том числе в Сирии, Ираке, Ливане, Иордании, Израиле, Палестине, Саудовской Аравии, Йемене, Омане, Египте (на Синайском полуострове), Судане, Ливии, Алжире, Тунисе, Мавритании и Марокко. Везде они составляют меньшинство по отношению к оседлому арабскому населению (хадар). В частности, в Омане они составляют всего 2–3% населения и сгруппированы в четыре племени, в Египте — менее 1% (26 племен на Синайском полуострове и в Верхнем Египте). В то же время значительная часть жителей Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна, Кувейта, Катара и Омана имеют бедуинское происхождение.

Большинство бедуинских племен возводят родословные либо к Аднану (потомок ветхозаветного Авраама по линии его сына Измаила; выходцы из Северной Аравии), либо к Кахтану (в Ветхом Завете — Иоктан; выходцы из Южной Аравии и Йемена).

Фото: David Silverman / Getty Images

Бедуины в Сирии

В Сирии бедуины проживают в засушливых районах центральной и восточной частей страны (Бадийя, буквально — «пустыня, степь»), а также в полузасушливых переходных зонах (ма'мура) между пустыней и земледельческими районами. Эти территории занимают примерно 80% территории Сирии. Административно они относятся к провинциям (мухафазам) Алеппо, Дейр-эз-Зор, Хама, Эль-Хасака, Хомс, Эр-Ракка, частично — Деръа и Эс-Сувейда. Кроме того, значительная часть оседлых жителей Хаурана (плодородного равнинного региона на юге Сирии близ границы с Иорданией и Израилем) считают себя потомками бедуинов.

В стране проживают представители более двух десятков бедуинских племен, наиболее влиятельными среди которых считаются конфедерации шаммар (с центром в г. Телль-Альв в мухафазе Эль-Хасака) и анеза (в составе — племена фад’ан, хассана, сба’а, турки, рувалла), племена аль-джаббур (Эль-Хасака), тайи (Эль-Хасака), адван (Эль-Хасака с центром в г. Рас-эль-Айн), баггара (левобережье Евфрата в Дейр-эз-Зоре), акайдат (Дейр-эз-Зор), альбу-сарайя (Дейр-эз-Зор), бани-эзз (Идлиб), буша’бан (Эр-Ракка), аль-фадль (мухафазы Эль-Кунейтра, пригороды Дамаска, долина Бекаа в Ливане), аз-зуби (Деръа), аль-харири (Деръа), бани-халед (Хомс), ну’им (Кунейтра, Деръа, Дамаск), аммур (район Пальмиры в провинции Хомс), фава’ира (Хомс), хадидийин (Алеппо, Хама, Идлиб), мавали (Идлиб). Названия племен восходят к именам важных предков или родоначальников.

Фото: Ross Land / Getty Images

Точных оценок численности бедуинов нет из-за отсутствия специальной переписной категории для этой группы населения. В 1999 году Минздрав Сирии оценил их число в 900 тыс., современные оценки колеблются в пределах 1,5–2 млн человек. Бедуины составляют от 5–7 до 12–15% населения (если включать в них не только собственно скотоводов, но и всех арабов бедуинского происхождения). В 2010 году 12% прошедших в парламент депутатов идентифицировали себя бедуинами.

История бедуинов в Сирии

С XVII века территории на северо-востоке Сирии, в том числе Бадийя и Джезира (с арабского — «остров», плодородная местность к северу от Евфрата, ограниченная Тигром), заселялись пастушескими племенами из Аравии. В XVIII—XIX веках из Аравии в эти регионы переселились крупные верблюдоводческие племенные союзы шаммар и анеза, которые попытались подчинить проживавшие там овцеводческие племена. Поэтому еще с османских времен оформилось разделение бедуинов Леванта на «благородных» («асиль», верблюдоводческие племена, более автономные от властей) и «неблагородных» («шави»; овцеводческие племена, проживавшие на периферии городов и платившие налоги османскому губернатору в Алеппо). К первым относят племена хаммар и анеза, ко вторым — баггара, хадидийин, мавали и др.

В подмандатной Франции Сирии бедуины с 1920-х имели ряд специальных прав и привилегий, которые были систематизированы в принятом в 1940-м законе № 132. Среди них — девять мест в Законодательном собрании, а также право носить оружие и применять традиционное право (урф) в урегулировании конфликтов и споров. С 1920-го действовал специализированный орган — Бедуинское управление (Contrôle bédouin), который занимался вопросами управления бедуинскими территориями, в том числе сдерживанием межобщинных столкновений и предотвращением набегов на земледельческие поселения, и к 1930-му французские власти смогли установить относительный мир между традиционно враждовавшими племенами Бадийи, в первую очередь между анеза и шаммар. К концу французского мандата ряд племенных лидеров (шейхов) получали значительные субсидии от властей.

Фото: Photoagency Interpress / Global Look Press

После обретения независимости в 1946-м новые сирийские власти взяли курс на сворачивание особых прав и привилегий бедуинов и их интеграцию в новую политическую нацию, в первую очередь — путем седентаризации, то есть принуждения к оседлому образу жизни (она, в частности, была предусмотрена ст. 158 Конституции 1950-го). В 1953 году старый французский «закон о племенах» был отменен и был принят новый, ограничивший право ношения оружия только специально зарегистрированными в МВД «кочевыми» племенами — анеза, шаммар, хадидийин, мавали и рядом других. Представительство бедуинов в Законодательном собрании было сокращено с девяти до шести мандатов, четыре из которых получили мавали и хадидийин (из Алеппо), шаммар (из Джезиры) и хассана (из Дамаска). На традиционных кочевых угодьях в Бадийе и Джезире начали создаваться крупные коммерческие хозяйства. В 1958-м бедуинам запретили вершить собственное правосудие и носить оружие, шейхи лишились власти над соплеменниками, а многие их земли были экспроприированы и перераспределены. Кроме того, в 1958–1961 годах бедуинские племена пострадали от засухи, в ходе которой погибло до трети стад, в том числе до 80–85% верблюдов. Все это спровоцировало массовые миграции в города, за пределы страны (в частности, в Саудовскую Аравию), а также присоединение части племен и общин к программам расселения в постоянных поселениях. В то же время из бедуинских шейхов сформировалась прослойка крупных землевладельцев, усилилось расслоение в племенной среде.

После прихода к власти в 1963-м партии БААС курс на ликвидацию традиционного образа жизни и хозяйствования бедуинов продолжился: ст. 43 Устава партии прямо назвала кочевой образ жизни «примитивным». Эти меры поддерживали международные организации развития, также возлагавшие на кочевых арабов ответственность за деградацию пустынных экосистем из-за «неустойчивых» методов хозяйствования. К 1966 году бедуинов лишили большинства прав и привилегий. Бедуины продолжали переселяться в города (Хомс, Хаму, Алеппо, Дамаск) и образовывать там отдельные районы и кварталы. Часть связанных с Саудовской Аравией племен, в первую очередь из союзов шаммар и анеза, переселились в королевство на волне начавшегося в стране нефтяного бума, хотя сохранили сирийское гражданство и связи в Сирии.

После прихода к власти Хафеза Асада его правительство пошло на примирение с шейхами и приостановило непопулярную среди бедуинской верхушки земельную реформу. Отношение Дамаска к бедуинским племенам несколько улучшилось после того, как некоторые из них, в первую очередь хадидийин, приняли участие в подавлении восстания «Братьев-мусульман» в Хомсе в 1982 году (организация запрещена в России). Разрушительная засуха 2006–2010 годов вновь подтолкнула бедуинов к переселению в города, вокруг которых образовались пояса из неблагополучных пригородов с высоким уровнем социального напряжения.

Бедуины в гражданской войне в Сирии (2011–2024)

Бедуинские племена и их шейхи приняли активное участие в выступлениях антиправительственных сил в Деръа, Дейр-эз-Зоре и Хомсе, а затем и в вооруженном конфликте, преимущественно на стороне оппозиции (мавали, хадидийин); был сформирован Сирийский племенной совет (базировался в Аммане, затем в Стамбуле). Племена конфедерации шаммар присоединились к поддерживаемым США «Сирийским демократическим силам» — формированиям курдской автономии на северо-востоке Сирии. Некоторые племена заняли амбивалентную позицию (баггара), третьи (бани-эзз) выступили на стороне правительства Башара Асада. Боевые действия разрушительно сказались на финансовом и материальном благосостоянии бедуинов, многие лишились стад и оказались заблокированными на осажденных территориях.

Фото: Getty Images

Бедуины и друзы в Эс-Сувейде

В друзской провинции Эс-Сувейда бедуины составляют меньшинство (около 10 тыс. человек — 3% населения до 2011-го), проживают в северном и восточном пригородах столицы Эс-Сувейда и прилегающих деревнях, в друзском городе Арра (в 11 км к юго-западу от Эс-Сувейды), а также в пустынных районах Аль-Херуба, Раджм аз-Зайтун и Эль-Мукавас на востоке мухафазы, где они занимаются разведением овец. Бедуины этого региона происходят из племен баггара, анеза, аль-шанбила, аль-махамид, аль-катейфан, ас-сухайман и др.

Друзы в Сирии: история, численность и районы проживания
База знаний
Фото:David Silverman / Getty Images

Отношения между бедуинами и друзами характеризовались как соперничеством за пастбища и источники воды, так и кооперацией (в частности, бедуины традиционно снабжали друзов солью). В ноябре 2000 года после убийства друзских крестьян бедуинами в Эс-Сувейде вспыхнули крупные столкновения между друзами и бедуинским кланом джавабра, в результате которых погибли 22 человека, в том числе 18 друзов. Демонстрации и протесты друзов, обвинивших власти в том, что те симпатизировали бедуинам, были подавлены правительством.

После начала гражданской войны в 2011 году отношения между общинами обострились, напряженность подогревалась обвинениями против некоторых бедуинских кланов в контрабанде и наркоторговле, а также в сотрудничестве с исламистскими формированиями оппозиции, а позднее — с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России). Ситуация осложнилась после серии скоординированных нападений ИГ на друзские поселения в 2018-м, в ходе которых погибли более 250 человек. За ними последовала волна вооруженных стычек и нападений на бедуинские районы. В результате столкновений многие бедуинские семьи и кланы вынуждены были покинуть дома и пастбища и перебраться в соседние регионы, в первую очередь в Деръа. Тем не менее в августе 2023-го делегация бедуинских племен участвовала в антиправительственных протестах на площади Достоинства в Эс-Сувейде.

Фото: Moawia Atrash / dpa / Global Look Press

После падения режима Башара Асада племенные структуры Эс-Сувейды поддержали новое правительство в Дамаске. В июле 2025-го в районе Эс-Сувейды Эль-Макус вспыхнули крупные столкновения бедуинов и друзов, которые начались после того, как вооруженные бедуины задержали и ограбили друзского коммерсанта. На помощь бедуинам, предположительно, прибыли бедуинские ополчения из Деръа, Дейр-эз-Зор и других провинций. В середине месяца Дамаск ввел в Эс-Сувейду формирования Минобороны и МВД, однако вывел их после серии израильских ударов по объектам правительственных сил (Тель-Авив выступил в этом конфликте в защиту друзов). Вскоре племенные формирования перешли в контратаку на позиции друзов.

Традиционная культура и быт бедуинов

Традиционный уклад бедуинов предполагал жизнь в переносных черных шатрах из козьей шерсти, кочевья в пустыни в дождливые зимние сезоны и возвращение к возделыванию земли в сухое летнее время. Некоторые из племен специализировались на разведении одногорбых верблюдов-дромедаров и были способны откочевывать вглубь пустыни, другие занимались овцеводством и держались поблизости от крупных городов и рыночных центров, остальные чередовали выпас скота с земледелием. Для минимизации межплеменных конфликтов действовала система хима, по которой племена имели преимущественные права на отдельные участки пастбищ, где, в частности, запрещался выпас коз (как наиболее прожорливых животных). Бедуины регулярно взаимодействовали с горожанами, продавали им мясомолочные продукты и приобретали у них хлеб, финики, кофе, изюм, специи. Традиционная пища — продукты из свежего или кислого верблюжьего молока, финики, пресные хлебные лепешки.

В течение XX века из-за образования новых границ после Первой мировой войны, развития современного сельского хозяйства и природных катаклизмов их образ жизни претерпел серьезные изменения: многие бедуины постоянно проживают в городах или на фермах, где держат скотоводческие хозяйства, занимаются торговлей. С другой стороны, оставшиеся в Бадийе бедуины стали более мобильными благодаря использованию грузового транспорта для перевозки скота. По оценкам антрополога и специалистки по сирийским бедуинам Доун Чатти, в Сирии не более 20% бедуинов сохранили достаточные стада, чтобы обеспечивать себя за счет скотоводства.

Фото: Moawia Atrash / dpa / Global Look Press

Некоторые из племен, в особенности шаммар и анеза, поддерживают тесные родственные связи с племенами Аравийского полуострова и Ирака.

Центральное место в традиционной культуре играет пение, которое может сопровождаться танцами, игрой на музыкальных инструментах (в том числе однострунном ребабе). Популярны различные жанры поэзии, рифмованная проза (садж).

Авторы
Теги
Лента новостей
На Камчатке за час произошло 11 подземных толчков Общество, 23:25
Суд заочно арестовал сына режиссера «Слуги народа» по делу РДК Политика, 22:58
«Зенит» обыграл «Ахмат» на старте группового этапа Кубка России Спорт, 22:47
«Спартак» победил «Ростов» в Кубке России благодаря грубой ошибке вратаря Спорт, 22:43
Появились кадры обрушения пятиэтажного здания в Уфе Общество, 22:34
Умер князь Александр Трубецкой Общество, 22:28
США ввели против Бразилии пошлины из-за дела «тропического Трампа» Экономика, 22:15
Как располагать к себе людей
Интенсив о харизме
Узнать больше
В ООН заявили о готовности помочь России после землетрясения на Камчатке Политика, 22:06
Генпрокуратура подала иск к Струкову и главе управления СК на ₽4 млрд Бизнес, 21:41
Бывший футболист «Барселоны» попал в больницу после нападения собаки Спорт, 21:39
Сырский призвал перенести обучение украинских военных под землю Политика, 21:37
Присяжные признали Сушкевич и Белую виновными в убийстве новорожденного Общество, 21:34
Минюст признал книгу Навального экстремистским материалом Политика, 21:21
ФРС США сохранила ставку на уровне 4,25-4,5% пятый раз подряд Инвестиции, 21:02