Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Российские телеканалы Viasat купил полковник в отставке
Лента новостей 4:30 МСК
СМИ узнали о «дутом» спросе на российские еврооблигации Экономика, 03:16 Скончался российский хаус-диджей Град Общество, 02:16 Гендиректор Unicredit объявил о своей отставке Бизнес, 02:08 СМИ опровергли информацию об уничтожении вертолетов в Сирии боевиками ИГ Политика, 02:03 «Роскосмос» отказался от поездки на авиакосмическое шоу в Фарнборо Общество, 01:55 Сердюкова назначили главой ТСЖ в доме Васильевой Общество, 01:35 Перед падением А320 EgyptAir сообщил о росте температуры в кабине пилотов Общество, 01:30 Toyota объявила об инвестировании в сервис такси Uber Бизнес, 00:18 Команда «Яндекса»: из стартапа в корпорацию Фотогалерея, 00:07 Пятилетний забег: как изменился «Яндекс» с момента IPO Технологии и медиа, 00:06 Эксперты объяснили отличия праймериз «Единой России» от западных выборов Политика, 00:00 «Газпром» заявил о достижении дна на рынке газа Экономика, Вчера, 23:55 В Минфине остались довольны размещением евробондов Экономика, Вчера, 23:31 Новый премьер Турции заявил о стремлении наладить отношения с Москвой Политика, Вчера, 22:42 Жена осужденного за нарушения на митингах сообщила о погроме у себя дома Общество, Вчера, 22:04 Асимметричный обмен: как планируют освобождать Савченко и «бойцов ГРУ» Политика, Вчера, 21:47 На Украине решили санировать крупнейшую нефтяную компанию Бизнес, Вчера, 21:47 Кремль заявил об отсутствии уведомления по иску семей жертв крушения MH17 Политика, Вчера, 21:45 Бывший охранник Путина отказался декларировать доходы Политика, Вчера, 21:41 Twitter объявил об ослаблении ограничения в 140 знаков Технологии и медиа, Вчера, 21:30 Ни токаря, ни певицы: кто из именитых депутатов проиграл партийные выборы Фотогалерея, Вчера, 21:09 «Роскосмос» решил не продлевать контракты по доставке астронавтов к МКС Технологии и медиа, Вчера, 20:53 На поддержку ветеранов операции в Сирии предложили дать миллиард рублей Политика, Вчера, 20:44 Аналитики предсказали ослабление рубля после размещения евробондов Финансы, Вчера, 20:34 Россия разместила евробонды на $1,75 млрд Финансы, Вчера, 20:28 СМИ нашли у миллиардера Гурьева пентхаус в самом высоком доме Лондона Бизнес, Вчера, 20:28 Защита обвиняемого в убийстве Немцова не нашла в деле доказательств вины Политика, Вчера, 20:26
26 окт 2015, 13:47
Сергей Соболев
Российские телеканалы Viasat купил полковник в отставке
Фото: Lori
Шведская Modern Times Group продала за $45,5 млн семейство платных телеканалов Viasat. Покупателем российского бизнеса назван выходец из Baring Vostok — президент оператора наружной рекламы Gallery Анатолий Карякин

Сделка из-за запрета

Шведская Modern Times Group (MTG) объявила в понедельник, 26 октября, о закрытии сделки по продаже семейства платных телеканалов Viasat в России и за ее пределами. Шведская группа поясняет, что продать российские активы ее вынудили принятые в прошлом году поправки в закон «О СМИ», которые с 2016 года запрещают иностранцам владеть более 20% в учредителе любого российского СМИ.

Сумма сделки составила $45,5 млн. За январь—​​сентябрь 2015 года выручка проданных активов составила 448 млн шведских крон ($53,3 млн), операционная прибыль — 102 млн крон ($12 млн), уточняет MTG. Для сравнения: выручка всей группы, чей основной бизнес сосредоточен в Скандинавии, за этот период достигла почти 11,8 млрд крон ($1,4 млрд), операционная прибыль — 260 млн крон ($31 млн).

В России в семейство Viasat входят такие распространяющиеся через кабель и спутник телеканалы, как «TV 1000 Русское кино», TV 1000, TV Action, Viasat History и др. Совокупная ежедневная аудитория всех каналов Viasat в июле этого года равнялась, по данным TNS Russia, 5,54 млн человек старше четырех лет, то есть такое количество людей, проживающих в крупных городах, смотрели эти телеканалы хотя бы одну минуту в день. По этому показателю семейство Viasat занимает среди всех владельцев тематических каналов в России второе место после ВГТРК с 9,49 млн человек.

За пределами России MTG распространяет телеканалы Viasat на Украине, в Прибалтике, Израиле, 15 странах Восточной и Южной Европы. Сделка не затрагивает бизнес платного ТВ в родной для MTG Скандинавии.

«Гнутся шведы»

Продав бизнес Viasat, шведская Modern Times Group (MTG) вскоре покинет российский рынок. Сейчас она также является крупнейшим акционером «СТС Медиа» (СТС, «Домашний», «Перец» и CTC Love) с долей 38,5%. Из-за законодательных ограничений MTG продает и этот пакет. Операционный бизнес «СТС Медиа» покупает «ЮТВ Холдинг» Алишера Усманова и Ивана Таврина. За свои 38,5% MTG может получить около $131 млн.

С 2001 года MTG инвестировала в Россию около $123 млн, получив за это время в виде дивидендов и других выплат около $770 млн, констатирует шведская группа.

Покупатель из Baring Vostok

Покупателем международного бизнеса Viasat в пресс-релизе MTG названа дочерняя структура инвесткомпании Baring Vostok Capital Partners. В свое время фонды Baring Vostok инвестировали, в частности, в «СТС Медиа», «Яндекс», Avito. Сама Baring Vostok, уточняет ее представитель Марина Соколова, ничего не покупает, она выступает лишь как инвестиционный советник своих фондов.

Российский бизнес продан ООО «Синерджи», указывает MTG. В ЕГРЮЛ можно найти информацию об ООО «Синерджи» с уставным капиталом 10 тыс. руб., которое было учреждено 6 октября 2015 года. Единственным владельцем компании является ее гендиректор Анатолий Евгеньевич Карякин.

Такой топ-менеджер ранее работал в Baring Vostok. Сейчас на его сайте информации о таком сотруднике нет. При этом Анатолий Карякин с 2010 года является президентом группы Gallery, второго по величине оператора наружной рекламы после Russ Outdoor. Фонды Baring Vostok — крупнейшие акционеры Gallery: сейчас им принадлежит более 51% оператора наружной рекламы.

Карякин, указано на сайте Gallery, родился в 1955 году в Липецкой области. В 1985 году окончил Всесоюзный заочный юридический институт. Полковник в отставке одной из российских спецслужб, обеспечивающих безопасность президента и других высших должностных лиц страны, говорится о нем на сайте Gallery. Там же сказано, что Карякин все-таки является партнером Baring Vostok.

Карякин — бывший партнер Baring Vostok и действующий президент Gallery, говорит Соколова. Она уточняет, что Карякин приобрел только 80% в российском бизнесе Viasat, а 20% получили фонды Baring Vostok.

Сам Карякин отказался от комментариев. «Я пенсионер, дайте мне отдохнуть», — попросил президент Gallery РБК.

И Burda тоже

Фонды Baring Vostok Capital Partners не единственный пример, когда, чтобы соответствовать законодательным ограничениям, медиакомпания с иностранным участием переводит бизнес на свое доверенное лицо. Сейчас Федеральная антимонопольная служба рассматривает ходатайство на покупку ЗАО «Издательский дом «Бурда», крупнейшей в России медиакомпании по общей аудитории всех выпускаемых ею журналов.

Как уже сообщал РБК, компанию, на которую оформлены редакции журналов и рекламная служба ИД Burda, покупает ООО «Эверест Культура», 90% которого принадлежит главному бухгалтеру ИД Александру Ефимову. Четыре из шести компаний ИД при этом никак не связаны с ЗАО «Издательский дом «Бурда», а контролируются зарубежными структурами немецкой Hubert Burda Media.

Без согласия чиновников

Руководить проданным бизнесом будет Ирина Гофман, исполнительный вице-президент MTG, отвечающий за бизнес-группы на развивающихся рынках, в том числе в России. Гофман все вопросы РБК переадресовала в Baring Vostok.

Уже закрытая сделка не согласовывалась с чиновниками. В Федеральную антимонопольную службу (ФАС), заверил ее официальный представитель, никаких ходатайств на покупку российского бизнеса Viasat не поступало. Для приобретения российского бизнеса MTG согласования ФАС не требовалось, указывает Соколова из Baring Vostok. По закону «О защите конкуренции» ФАС должна согласовывать сделки, если суммарная стоимость активов образованной в ходе сделки компании превышает по последнему бухгалтерскому балансу 7 млрд руб. или если ее выручка за предшествующий год составляет больше 10 млрд руб.

Сейчас головной структурой этого подразделения MTG в России является ООО «Виасат Холдинг», которое, по данным ЕГРЮЛ, через цепочку взаимосвязанных компаний принадлежит структурам MTG. Лицензии на вещание телеканалов по-прежнему оформлены на компании, связанные с «Виасат Холдинг», свидетельствуют материалы Роскомнадзора.

Регуляторы рассматривают фонды Baring Vostok как иностранного инвестора, а оформление российского бизнеса Viasat на одно из доверенных физических лиц можно трактовать как попытку обойти закон, неофициально признавался РБК один из профильных чиновников. О том, что по сделке могут «возникнуть вопросы», рассказывал со ссылкой на руководство Роскомнадзора и руководитель одной из медиакомпаний. Теперь Baring Vostok придется как-то договариваться с властями, рассуждает топ-менеджер другого крупного холдинга.

По итогам сделки структура владения российским бизнесом Viasat полностью соответствует новым требованиям закона «О СМИ», хотя эти изменения пока еще не вступили в силу, уверена Соколова. Она настаивает: Карякин является российским гражданином и независимым владельцем 80% бизнеса Viasat в России, никак не аффилированным с Baring Vostok.

Роскомнадзор, который следит за тем, как исполняется закон «О СМИ», будет с января по середину февраля 2016 года изучать, как медиакомпании подстроились под новые ограничения, лаконичен пресс-секретарь ведомства Вадим Ампелонский. Согласно принятым поправкам, СМИ сами должны до середины февраля предоставить в Роскомнадзор документы, подтверждающие, что теперь структура их собственности соответствует российскому законодательству.

В поисках партнера

Новый владелец российского бизнеса Viasat хочет до конца года заключить партнерство с отечественным медиахолдингом, утверждает один из собеседников РБК и подтверждает источник, знакомый с планами Baring Vostok. По его словам, наиболее вероятный претендент — Национальная медиа группа (НМГ), некогда тесно связанная с банком «Россия» Юрия Ковальчука и управляющая, в частности, РЕН ТВ и «Пятым каналом».

Этим летом НМГ уже договорилась об альянсе с американской Discovery Communications (тематические каналы Discovery Channel, Animal Planet, TLC, Eurosport и др.). Американцы передали НМГ 80% своего российского бизнеса и при этом получили эфирную лицензию, что позволило каналам семейства Discovery вновь зарабатывать на рекламе. Сейчас закон «О рекламе» разрешает размещать рекламу на тематическом канале, распространяющемся через кабель и спутник, только если доля так называемого национального контента, то есть произведенного в России и снятого на российские деньги, превышает 75%. Наличие хотя бы одной эфирной лицензии позволяет обойти это ограничение. Опыт с Discovery Communications может быть повторен и в случае с Viasat, считает собеседник РБК.

Соколова из Baring Vostok комментировать возможное партнерство с НМГ отказалась. Также поступила и пресс-секретарь НМГ Оксана Разумова. 

Другие материалы по теме
Алишер Усманов увеличит свою долю в покупателе «СТС Медиа»
Совладельцем телеканалов СТС, «Домашний» и «Перец» стал госбанк ВТБ
Усманов получит «СТС Медиа» с пятикратной скидкой к прошлогодней цене
«СТС Медиа» подешевела на новости о продаже Алишеру Усманову