Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 15:37 МСК
В МИД назвали сроки назначения нового постпреда при ООН Политика, 15:31 Ай да Африка: как разработчик открытого кода решил победить крупный B2B Технологии и медиа, 15:19 Власти Москвы ответили на претензии «Гринпис» по реновации Общество, 15:11 Требование проверить премии в «Роснефти» назвали «запросом ради запроса» Политика, 15:11 Лучшие предложения рынка наличной валюты  15:00   USD НАЛ. Покупка 56,43 Продажа 56,41 EUR НАЛ. 56,60 63,30 Nissan отозвал в России 42 тыс. автомобилей Almera Бизнес, 14:57 Власти объяснили отставку мэра Нижнего Новгорода борьбой с коррупцией Политика, 14:52 ФСБ опубликовала видео с антитеррористических учений в Крыму Политика, 14:48 Запущенный с Плесецка спутник Минобороны вывели на орбиту Технологии и медиа, 14:46 СБУ нашла 800 антиукраинских групп в заблокированных российских соцсетях Политика, 14:45 Патрушев рассказал о расследовании атаки с использованием вируса WannaCry Политика, 14:42 Суд прекратил дело против опубликовавшей фото кулича и яиц женщины Общество, 14:39 Бывшего руководителя НПО «Космос» нашли мертвым в Москве Бизнес, 14:37 Туск рассказал о несовпадении позиций ЕС и Трампа в отношении России Политика, 14:32 Экс-главу Внешпромбанка признали банкротом Бизнес, 14:26 Transparency ответила на просьбу проверить заявления в адрес Поклонской Политика, 14:26 Нацбанк Украины снизил учетную ставку до 12,5% Финансы, 14:26 Выйти из тупика: зачем к Путину приезжал посланник президента Южной Кореи Политика, 14:21 Мантуров заявил о сохранении брендов «МиГ» и «Сухой» в случае слияния Бизнес, 14:04 ФСБ сообщила о задержании готовивших теракт в транспорте Москвы боевиков Общество, 14:03 ЛУКОЙЛ закрыл сделку по продаже алмазного бизнеса за $1,45 млрд Бизнес, 14:02 ОПЕК продлила сокращение добычи на девять месяцев Экономика, 13:57 В состав ОПЕК вошла еще одна страна Экономика, 13:53 Суд отказался взыскать с Потанина 215 млрд руб. по просьбе бывшей жены Бизнес, 13:51 Во ФСИН опровергли передачу видео с Дадиным из колонии каналу РЕН ТВ Общество, 13:51 Профсоюз медработников выступил против возрастного ценза для главврачей Общество, 13:49 20 молодых и перспективных: герои завтрашнего дня Технологии и медиа, 13:47 Путин открыл новый храм на Лубянке Политика, 13:42
23 мар, 20:52
Андрей Захаров, Полина Русяева
В недрах «фабрики троллей» вырос крупнейший в России медиахолдинг
Фото: Wermter, C. / Arco Images GmbH / Global Look Press
РБК обнаружил интернет-холдинг, который вырос всего за два года. Сейчас это минимум 16 порталов с аудиторией более 36 млн человек в месяц. Содержание «фабрики медиа» с 200–250 сотрудниками обходится до 260 млн руб. в год, вероятный инвестор — структуры бизнесмена Евгения Пригожина

Посещаемость самого крупного портала группы — Федерального агентства новостей (ФАН) — в феврале 2017 года составила 11 млн человек, следует из статистики LiveInternet. По этому показателю ФАН в начале марта обходил, например, сайты «Ведомостей» и «Коммерсанта» (по состоянию на 24 марта Kommersant.ru опережал петербургское агентство на 800 тыс. пользователей, по данным Liveinternet). Совокупная посещаемость сайтов интернет-холдинга превышает 36 млн человек в месяц, что больше аудитории сайтов «РИА Новости» (около 28 млн) или, например, «Комсомольской правды» (примерно 33 млн человек), по данным LiveInternet.

ФАН и еще несколько СМИ холдинга появились в 2014 году и изначально работали в доме 55 по улице Савушкина в Санкт-Петербурге, выяснил в ходе расследования журнал РБК. Именно здесь базируется скандально известная «фабрика троллей», сотрудники которой якобы должны писать в блогах и соцсетях комментарии в защиту действующей власти и пропагандировать патриотические ценности, об этом писали «Новая газета», «Фонтанка» и BBC.

В 2015 году редакции СМИ переехали, сейчас они работают в бизнес-центре «Ильич», расположенном в нескольких километрах от Савушкина, 55. О причинах переезда сотрудникам сайтов тогда никто не говорил, но все понимали, что соседство с «фабрикой троллей» работало в минус, вспоминает бывший редактор ФАН. Директор агентства Евгений Зубарев в разговоре с журналом РБК отрицает связь редакции агентства с «фабрикой», а период «прописки» на Савушкина объясняет удобством и низкой стоимостью аренды помещения. В «Ильиче» помимо ФАН сейчас работают «Экономика сегодня», «Политика сегодня», «Народные новости», выяснил РБК.

Менее чем через полгода после переезда — в конце 2015-го — на Савушкина появилась новая порция информационных площадок. Три из них — «Инфореактор», «ПолитЭксперт», «Ньюинформ» — в феврале 2017-го получили свидетельства Роскомнадзора. Учредителем СМИ выступает ООО «Новинфо», его единственный собственник Юрий Краснов подтвердил журналу РБК, что редакции работают на Савушкина, 55. Совокупная аудитория пяти порталов, созданных в конце 2015-го, в феврале достигла 9 млн человек.​​

На «фабрике медиа» сейчас работают около 225–250 человек, средняя зарплата журналистов — около 50–55 тыс. руб. Содержание холдинга обходится примерно в 180 млн руб. в год (с учетом аренды), рассказал журналу РБК один из руководителей организации Алексей Никифоров. Источник, близкий к руководству группы, назвал другую сумму — почти 270 млн руб. Собеседник журнала РБК, близкий к руководству холдинга, говорит, что прибыли организация не приносит. Журнал РБК изучил все сайты «фабрики медиа»: на момент подготовки материала баннерная реклама была только на ФАНе (оператор связи МТС, строительный холдинг ЛСР), на «Политпазле» внутри статей выскакивали рекламные ролики.

«Новая газета» ранее писала, что к финансированию «фабрики троллей» имеют отношение структуры известного ресторатора Евгения Пригожина. Собеседник журнала РБК из окружения бизнесмена подтверждает эту информацию. Никифоров называет холдинг «частной компанией, которая содержит себя за счет рекламы». Зубарев говорит, что деньги выделяет «частный инвестор», имя которого он не раскрывает. Имя таинственного «частного инвестора» он категорически отказывается называть: «Помогают ли структуры Пригожина? Я комментировать не могу».

Подробнее о деятельности «фабрики медиа» читайте в журнале РБК. На сайте РБК текст будет опубликован 24 марта.