Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 23:54 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  23:00   USD НАЛ. Покупка 65,29 Продажа 65,22 EUR НАЛ. 72,87 72,80 Собянин пообещал месяц бесплатных поездок по МЦК Общество, 22:48 Пресс-секретаря «Исламского государства» убили в Алеппо Политика, 22:04 Турецкий танк попал под обстрел в Сирии Политика, 21:44 WSJ рассказала о неготовности США к операции Турции в Сирии Политика, 21:41 СМИ сообщили о неготовности Германии к соглашению по «Северному потоку-2» Экономика, 21:36 Новый министр образования объявила об увольнении своих заместителей Политика, 21:07 В московском регионе выпал град размером с куриное яйцо Общество, 21:07 В Кремле приготовились к отставке губернатора Петербурга Политика, 21:01 Тишина в Ташкенте: что происходит в Узбекистане на фоне болезни Каримова Политика, 20:48 Счетная палата заявила о незаконном выводе из России 1,2 трлн руб. Финансы, 20:17 Reuters узнал о несогласии Турции на перемирие с курдами в Сирии Политика, 20:16 Эволюция чудовищ: что заставляет диктаторов меняться Экономика, 20:11 Суд вернул правозащитникам иск к Google о восстановлении «забытых» ссылок Общество, 20:10 «Ростех» решил заработать миллиарды на лизинге Бизнес, 20:08 Оппозиционные кандидаты в Госдуму пожаловались на лидера «Антимайдана» Политика, 20:06 Вашингтон предостерег ЕС от «одностороннего» подхода к решению по Apple Политика, 19:48 Главе Пенсионного фонда разрешат зарабатывать в 10 раз больше сотрудников Экономика, 19:42 Правозащитник сообщил о голодовке 100 мигрантов в Сочи Политика, 19:36 Бинбанк сократил чистую прибыль во втором квартале в 12 раз Финансы, 19:31 Ирак поддержит решение стран ОПЕК на заморозку уровня добычи нефти Экономика, 19:24 Черчесов объявил имя нового капитана сборной России по футболу Футбол, 19:23 Госдеп пообещал $3 млн за информацию об экс-командире таджикского ОМОНа Политика, 19:06 CNN узнал о планах ФБР опубликовать содержание допроса Клинтон о ее почте Политика, 19:02 Ликвидный индекс: можно ли заработать на изменении методики расчета ММВБ Деньги, 18:50 МИД Украины назвал «спланированным» нападение на посольство в Москве Политика, 18:40 Олланд назначил нового министра экономики Франции Политика, 18:30 Паралимпийскому комитету России разработают условия возвращения членства Общество, 18:27
20 янв, 19:23
Ирина Юзбекова
Продажи антивирусов оказались худшими за последние три года
Фото: Reuters/Pixstream
Рынок антивирусного софта за первые три квартала 2015 года сократился на 18% в штучном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, следует из данных GfK. Резкое падение продаж произошло впервые за три года

​Рекордное падение

Продажи антивирусного программного обеспечения (ПО) в традиционной рознице сократились в штучном выражении на 18% за первые три квартала 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, рассказал РБК консультант отдела исследований IT-товаров и офисной техники исследовательской компании GfK Никита Бугров. Он уточнил, что рынок впервые начал сокращаться такими темпами: до сих пор он или рос, или сокращался незначительно. Падение более чем на 10% произошло впервые за последние примерно три года, добавил эксперт.

Абсолютные цифры по продажам Бугров раскрыть отказался. Источник РБК на рынке решений в сфере кибербезопасности, который видел отчет GfK, рассказал, что за девять месяцев прошлого года было продано 1,041 млн наименования антивирусного софта на сумму 1,3 млрд руб. В GfK эти цифры отказались комментировать.

GfK собирает данные с большого числа ретейлеров — как крупных сетей («Эльдорадо», «Юлмарт» «М.Видео» и др.), так и с мелких, куда входят торговые точки на Савеловском рынке и небольшие магазины по продаже техники в маленьких городах. Компания измеряет несколько типов продаж продуктов: привычные коробки с дисками; карты с ключом (специальным кодом, который защищает софт от копирования); специальную услугу от ретейлеров, когда они при покупке ноутбука предлагают купить антивирус, а ключ для его активации печатают на чеке или отправляют на электронную почту покупателю. И еще один вид реализации, который учитывает GfK в исследовании, — когда антивирус на устройство покупателя устанавливает сам специалист непосредственно в торговой точке ретейлера. При этом GfK не учитывает продажи производителей через собственные сайты.

Резкое снижение продаж произошло по двум ключевым причинам, считает Никита Бугров. Во-первых, значительно снизился спрос со стороны россиян на новую вычислительную технику (компьютеры, ноутбуки, планшеты и др.), в дополнение к которой ретейлеры часто предлагали купить антивирусное ПО. Во-вторых, на рынке софта, в том числе и антивирусного, постепенно меняется структура каналов продаж, пояснил эксперт. По его словам, часть потребителей отказываются от покупки ПО у компаний, занимающихся розничной торговлей в пользу покупки того же софта напрямую с сайтов производителей.

За первые три квартала 2015 года поставки персональных компьютеров в Россию год к году сократились на 40,8% в штучном выражении, до 3,58 млн, поставки планшетов — на 25,4%, до 4,3 млн штук, смартфонов — на 7,1%, до 17,36 млн по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, по данным исследовательской компании IDC.

Представители российских компаний, которые выпускают антивирусные решения, подтвердили РБК выводы аналитиков GfK.

Снижение продаж антивирусного софта в рознице началось еще в середине 2014 года, когда серьезно начал обесцениваться рубль, рассказал управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России, странах Закавказья и Средней Азии Сергей Земков. Это связано «с серьезным падением продаж» новых компьютеров, которые всегда были основным локомотивом продаж софта в рознице, а также за счет общего падения спроса в ретейле, пояснил Земков. Он отказался рассказать, как изменились продажи продуктов Kaspersky Lab в рознице и на собственном сайте.

Пик падения продаж антивирусов в розничных магазинах пришелся на второе полугодие 2015 года, рассказал РБК глава представительства Eset в России и СНГ Денис Матеев. Он подтвердил, что продажи продуктов Eset в рознице в 2015 году в России упали, но не уточнил насколько. Небольшие магазины пострадали сильнее, чем федеральные сети, добавил Матеев. По его словам, продажи антивирусных решений на собственном сайте компании выросли на 25% по итогам 2015 года (абсолютные цифры он раскрыть отказался).

Отрицательная динамика

В «М.Видео» падение продаж антивирусов с января по сентябрь оказалось меньше, чем в целом по рынку, — около 15% год к году, рассказала РБК представитель ретейлера Ольга Кобзарева. Она связывает снижение «с ростом доли рынка «М.Видео» в категориях компьютерной техники»: основная масса антивирусов продается в одном чеке с ноутбуком.

В четвертом квартале 2015 года падение к аналогичному периоду годом ранее усилилось, рассказала Кобзарева. Скорее всего, по итогам года падение розничного рынка антивирусов составит примерно 23–25%, прогнозирует она. Это первое серьезное падение: в 2014 году рынок антивирусного софта вырос в штучном выражении примерно на 5% и незначительно упал (примерно на 2%) в денежном выражении по сравнению с 2013 годом, говорит Ольга Кобзарева.

Российский рынок антивирусов все больше консолидируется вокруг трех компаний, отметила представитель «М.Видео»: лидером российского рынка антивирусов является «Лаборатория Касперского» (ее продукты занимают более 70% рынка), затем идут продукты Eset (16–18%), на третьем месте — решения российской компании Dr.Web (8–10% рынка). Остальную часть рынка делят более десяти компаний, отметила Кобзарева.

Падение продаж антивирусного ПО в сети «Эльдорадо» произошло впервые с 2011 года, рассказал РБК представитель компании. В 2014 году рост продаж антивирусов в сети составил около 6% в денежном выражении по сравнению с 2013-м, отметили в пресс-службе компании. Среди пяти самых продаваемых продуктов в этой категории на первом, втором, четвертом и пятом местах находятся решения «Лаборатории Касперского», третью строчку занимает решение Eset, добавил представитель «Эльдорадо».

Продажи антивирусов в «Связном» также сократились за девять месяцев 2015 года, рассказала РБК представитель компании Мария Заикина. Она не уточнила абсолютных цифр. Основной причиной падения продаж антивирусов в розничных сетях в России мог стать сократившийся рынок электроники — стационарных компьютеров, ноутбуков, смартфонов, планшетов и других устройств, считает Заикина. Логично, что с падением продаж электроники сокращается и сегмент антивирусов, отметила она. «Связной» продает антивирусное ПО не в коробках, а в виде приложений непосредственно покупателям гаджетов, добавила Заикина. ​Самыми популярными брендами антивирусного ПО у покупателей в «Связном» являются приложения от «Лаборатории Касперского», Dr.Web, Eset.