Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Умерла вдова Фрэнка Синатры 00:29, Общество В конгрессе США приняли законопроект о санкциях против России 00:22, Политика Россияне на 34% сократили расходы на лоббирование в США 00:09, Бизнес Самолет авиакомпании Turkish Airlines экстренно сел в аэропорту Алжира 00:01, Общество Эксперты Кудрина заявили о недостаточной борьбе с нарушениями на выборах 00:00, Политика Богатые россияне стали в четыре раза чаще декларировать иностранные счета 00:00, Деньги Британский истребитель сопроводил российские Ту-22 над Черным морем 25 июл, 23:26, Политика В Швейцарии задержали напавшего на офис страховой компании с бензопилой 25 июл, 22:58, Общество Прения по «Югре»: перспективы судебного спора экс-руководства банка с ЦБ 25 июл, 22:53, Финансы Госдеп США опроверг сообщения об отставке госсекретаря Тиллерсона 25 июл, 22:29, Политика На северо-западе Москвы задержали стрелявшего в прохожих мужчину 25 июл, 22:23, Общество Налог на отпуск: как курортный сбор повлияет на стоимость отдыха в России 25 июл, 22:22, Деньги Акинфеев отыграл в Лиге чемпионов первый матч «на ноль» за 11 лет 25 июл, 22:22, Спорт Дипломаты назвали дату возвращения из Турции 6-летней россиянки 25 июл, 21:55, Общество Путин и вице-президент Ирака обсудили поставку танков Т-90 25 июл, 21:37, Политика У станций метро Петербурга образовались очереди из-за тотального досмотра 25 июл, 21:31, Общество СК и ФНС впервые раскрыли методы борьбы с уклонением от уплаты налогов 25 июл, 21:23, Финансы «МегаФон» объяснил сбой в оплате парковок в Москве с помощью СМС 25 июл, 21:19, Бизнес «Победа» допустила снижение тарифа на 20% после отмены бесплатного багажа 25 июл, 21:11, Бизнес Алексей Рогозин стал членом правления ОАК 25 июл, 20:50, Бизнес МИД прокомментировал сообщения CNN о поставках Москвой оружия талибам 25 июл, 20:42, Политика Патриарх Кирилл призвал клириков отказаться от вульгаризмов в проповедях 25 июл, 20:35, Общество Лига чемпионов по футболу. АЕК — ЦСКА. Онлайн 25 июл, 20:30, Спорт Пловчиха Юлия Ефимова завоевала свою первую медаль на ЧМ-2017 25 июл, 20:30, Спорт Беглый дом: кто и почему покидал команду Трампа 25 июл, 20:19, Фотогалерея  Президент Франции добился примирения между участниками конфликта в Ливии 25 июл, 20:16, Политика «ЭР-Телеком Холдинг» решил купить шесть компаний в Сибири 25 июл, 20:03, Технологии и медиа В Ростове-на-Дону возбудили уголовное дело о краже почтовых посылок 25 июл, 20:01, Общество
CNN объяснила свой уход из России законом о рекламе
Технологии и медиа, 11 ноя, 2014 19:16
0
CNN объяснила свой уход из России законом о рекламе
Запрет рекламы на платных каналах заставил CNN International отказаться от вещания в России. У канала в нашей стране нет локальных блоков, вся реклама предназначена для глобальной аудитории. Вырезать ее в российском эфире вещатель счел нецелесообразным
Фото: Getty Images

Адаптации не подлежит

О решении CNN International отказаться с января 2015 года от вещания в России стало известно вечером в понедельник, 10 ноября, из писем владельца канала – американской Turner Broadcasting Systems (TBS) – кабельным и спутниковым операторам. В штаб-квартире TBS, комментируя эти письма, заявили, что причиной отказа от распространения канала стали последние законодательные изменения в российском законодательстве, «регламентирующие деятельность СМИ».

Из ответа российского офиса TBS на запрос РБК следует, что речь идет о принятых в минувшем июле поправках в закон «О рекламе», запрещающих с января 2015 года рекламу на каналах, «доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с использованием технических декодирующих устройств».

В ответе российского офиса TBS указано, что решение «затрагивает исключительно вещание телеканала CNN International и никоим образом не влияет на другие присутствующие на рынке каналы компании». В России TBS распространяет через кабельные и спутниковые сети также детские каналы Cartoon Network и Boomerang.

Вещание русскоязычных версий этих каналов с января 2015 года будет осуществляться без рекламы, указано в комментарии российского офиса TBS.

В отличие от Cartoon Network и Boomerang, которые адаптированы под запросы местной аудитории, канал CNN International транслируется в России в своем оригинальном виде, на английском языке.

Нет в российском эфире CNN International и локальных рекламных блоков, зритель видит рекламу, которая транслируется сразу во всех странах вещания канала. В эфире же детских каналов TBS рекламу в России размещает местный офис. В 2013 году локальная версия Cartoon Network заработала на рекламе, по подсчетам отраслевого издания AdIndex, почти 32,7 млн руб. По рекламным доходам этот вещатель занимает 20 место среди тематических неэфирных каналов. Для сравнения: у лидера, Discovery Channel, этот показатель равен 644 млн руб. Одна минута рекламы на Cartoon Network, по оценке AdIndex, с учетом скидок стоит в среднем 63,6 руб. с НДС, на Discovery Channel – 268,5 руб.

И если русскоязычные версии Cartoon Network и Boomerang с 2015 года просто откажутся от рекламы и будут зарабатывать только на сборах с кабельных и спутниковых операторов, то CNN International, чтобы соответствовать российскому законодательству, пришлось бы вырезать из эфира рекламные ролики и заменять их, к примеру, анонсами своих программ. В этой ситуации TBS, как можно понять из ответа ее российского офиса, решила просто отказаться от распространения CNN в России.

В российском офисе TBS отказались дать какие-либо дополнительные разъяснения. Но в компании ранее заверили РБК, что принятые Госдумой в минувшем сентябре поправки в закон «О СМИ», ограничивающие с 2016 года долю иностранцев в учредителе любого российского СМИ 20%, тут ни при чем.

Между тем, российские чиновники интерпретировали первые комментарии TBS по поводу отказа от дальнейшего вещания CNN International как следствие поправок в другой закон – «О СМИ». «Действующее российское законодательство не препятствует телеканалу [CNN International] распространять свою информацию в кабельных и спутниковых сетях РФ», – говорится в заявлении Минкомсвязи. Его пресс-служба напомнила, что 10 октября министр связи Николай Никифоров встречался с представителями медиакомпаний с иностранным участием и по итогам той встречи при министерстве была создана рабочая группа, которая  должна заняться созданием «комфортных условий для работы и развития бизнеса медиакомпаний с иностранным участием».

Без лицензии

В России CNN International сейчас по популярности уступает другим иностранным и российским информационным каналам, распространяющимся через кабельные сети и спутник. В минувшем сентябре, по даннным TNS Russia, хотя бы одну минуту раз в месяц CNN в крупных городах смотрели 924 тыс. россиян старше 4 лет. Аналогичный показатель BBC World – почти 1,3 млн человек, Deutsche Welle – 1,4 млн, «Дождя» – 2,6 млн, LifeNews – 8,3 млн, Общественного телевидения России – 22,4 млн человек.

Проигрывает в России по размеру аудитории CNN и детскому Cartoon Network. Его охват в минувшем сентябре превышал 6 млн человек.

Отчасти низкая популярность CNN International может быть обусловлена отсутствием у учредителя этого СМИ – ООО «Тернер информационные программы и стиль жизни» – лицензии на телевещание. Сейчас, по данным Роскомнадзора, лицензией для CNN International располагает только ОАО «НТВ Плюс». Все остальные провайдеры могут распространять программы CNN International, только если они являются ретрансляторами спутникового оператора «НТВ Плюс». Газета «Коммерсантъ» минувшей весной сообщала, что в кабельных сетях «Акадо» и «Вымпелкома» CNN International вещает на основании так называемого заверительного письма, которое выдается на момент оформления лицензии.

Еще осенью 2010 года владелец CNN International подал в Роскомнадзор документы на получение вещательной лицензии, но ведомство запросило дополнительные документы, которые компания так тогда и не предоставила, рассказал РБК пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский. По его словам, с тех пор TBS больше не предприняла ни одной попытки получить лицензию. При этом у каналов Cartoon Network и Boomerang такие универсальные (то есть позволяющие вещать во всех средах, но без указания конкретной эфирной частоты) лицензии есть. Они действуют до августа 2015 года, указано в соответствующем реестре Роскомнадзора.

Кроме того, у TBS есть действующие лицензии на спутниковое вещание с указанием конкретных частот сразу в нескольких регионах для каналов Turner Classic Movies и Cartoon Network/TCM, следует из материалов регулятора. Но вещание этих каналов сейчас не осуществляется, свидетельствуют измерения TNS Russia. 

В российском офисе TBS ситуацию с лицензией для CNN International не комментируют.

Первый ушел

CNN оказался первым вещателем, отказавшимся от работы в России из-за последних законодательных ограничений. Другие медиакомпании пока лишь признавали наличие такой проблемы. В последней квартальной отчетности группа Discovery Communications (помимо Discovery Channel управляет также Animal Planet, TLC, Eurosport и др.) сообщила, что ее платные телевизионные сети в России обеспечивают менее 2% всей выручки. Тем самым, за 2013 год Discovery Communications заработала в России менее $111 млн, или 3,5 млрд руб. И запрет рекламы на платных каналах, и грядущее ограничение на иностранное участие в российских СМИ, возможно, негативно повлияет на бизнес, предупреждает Discovery Communications.

Шведская Modern Times Group, владелец семейства тематических каналов Viasat (TV 1000, TV 1000 Русское кино, Viasat History и др.), а также мажоритарный акционер «СТС Медиа» (эфирные каналы СТС, «Домашний» и «Перец»), пообещала инвесторам «сделать все», чтобы защитить интересы своих акционеров. С 17 сентября, когда в Госдуму были внесены поправки в закон «О СМИ», по 15 октября, когда закон подписал Владимир Путин, капитализация Modern Times Group на стогкольмской площадке NASDAQ OMX снизились на 20% – до $1,9 млрд (капитализация «СТС Медиа» за этот же период снизилась на NASDAQ вообще вдвое – до $741 млн).

Пакет в 37,8% в «СТС Медиа» обеспечил Modern Times Group в 2013 году $89,9 млн из $267 млн всей операционной прибыли, следует из отчетности шведской группы. На рекламе каналы Viasat в 2013 году заработали в России около $15,8 млн.

Впрочем, запрет рекламы на платных каналах можно обойти. Закон написан так, что платным не считается канал, имеющий лицензию на эфирное телевещание на конкретной радиочастоте хотя бы в одном регионе. Благодаря этому та же «СТС Медиа» смогла сделать бесплатным свой запущенный минувшей весной в кабельных сетях канал СТС Love. Эфирные каналы «СТС Медиа» переуступили в пользу СТС Love часть своих лицензий с конкретными частотами. Ранее бесплатным благодаря переоформленной лицензии с добавлением конкретных радиочастот в небольших городах стал и телеканал LifeNews.

А после того, как в октябре Общероссийский народный фронт выступил с инициативой не распространять рекламный запрет на региональные и муниципальные кабельные каналы, в Госдуму уже было внесено два соответствующих законопроекта.

Медиакомпании с иностранным участием при ограничении в 20% могут реструктурировать свой бизнес по казахской модели, где подобная норма действует уже много лет. Учредитель СМИ выделяется в отдельное юрлицо, никак не связанное с производственными и коммерческими службами. Благодаря этому все той же «СТС Медиа» с 2008 года принадлежит 60% экономического интереса казахского «31 канала».