Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 22:49 МСК
Из здания захваченного банка в Москве освободили последнего заложника Общество, 22:04 Лучшие предложения рынка наличной валюты  22:00   USD НАЛ. Покупка 65,18 Продажа 65,18 EUR НАЛ. 73,20 73,31 Захвативший отделение банка в Москве освободил третьего заложника Общество, 21:58 Связанные с Пригожиным компании заподозрили в создании картеля Бизнес, 21:12 Захвативший банк в Москве записал видеообращение к Путину Общество, 21:10 Полиция сообщила об освобождении двух заложников в захваченном банке Общество, 21:00 Полиция установила личность захватившего отделение банка в центре Москвы Общество, 20:50 Число жертв землетрясения в Италии увеличилось до 120 Общество, 20:43 В Петербурге задержали двух лидеров партии ПАРНАС Политика, 20:37 Захвативший банк в Москве назвал себя обанкротившимся предпринимателем Общество, 20:29 Мединский назначил нового гендиректора Росгосцирка Политика, 20:02 К захваченному неизвестным отделению банка в Москве прибыл глава МВД Общество, 19:58 «Первый канал» нашел замену Ираде Зейналовой в итоговой программе «Время» Политика, 19:57 Фонд Навального попросил ФСБ проверить «сговор» подрядчиков Минобороны Политика, 19:52 WSJ назвал Набиуллину «воскресительницей» экономики России Финансы, 19:24 Вооруженные люди напали на Американский университет Афганистана в Кабуле Политика, 19:19 Повстанцы захватили половину города в Сирии во время турецкой операции Политика, 19:10 Неизвестный с коробкой на шее пригрозил взорвать банк в центре Москвы Общество, 19:10 В Москве задержали действовавших от имени Шакро Молодого вымогателей Общество, 19:03 ЦБ назвал причину снижения зависимости курса рубля от цены на нефть Экономика, 19:02 ЦБ предсказал сохранение дефицита ликвидности до конца года Финансы, 18:53 Сплошное надувательство: как «биван» сделали модным товаром Свое дело, 18:53 «Магнит» попал в рейтинг самых инновационных компаний по версии Forbes Бизнес, 18:31 Шпионский скандал: как утечка данных АНБ подтвердила данные Сноудена Илья Медведовский генеральный директор компании Digital Security Мнение, 18:26 В Красноярском крае объявили о потере вертолета из-за ошибки диспетчера Общество, 18:21 Российские бизнесмены отсудили у Венесуэлы $1,2 млрд Бизнес, 18:21 «Новая армия» Украины: что показали на крупнейшем военном параде в Киеве Политика, 18:20 Москву встревожила военная операция Турции в Сирии Политика, 18:17
2 ноя 2015, 00:32
Сергей Соболев
Падение рекламного рынка резко замедлилось
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Темпы падения рекламного рынка замедляются с каждым кварталом, оптимистична Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Если в первых двух общие расходы на рекламу снизились на 15–17%, то в третьем — лишь на 8%

Общие расходы на рекламу в России за девять месяцев 2015 года снизились по сравнению с аналогичным периодом 2014-го на 14%, до 208,5–209 млрд руб. без НДС, объявила АКАР. В первом квартале, по ее версии, падение равнялось 17%, до 63,4–63,9 млрд руб., за шесть месяцев — на 16%, до 137,4–137,9 млрд руб.

Если сопоставить эти данные, то получится, что в апреле—июне рекламные затраты в целом снизились на 15–16%, до 74 млрд руб., а в июле—сентябре — лишь на 8%, до 71,7 млрд руб. Темпы падения замедлились во всех медиасегментах, за исключением рекламно-информационных изданий, следует из расчетов РБК (см. таблицу).

С выводами АКАР согласуются оценки самих участников рынка. Гендиректор группы «Видео Интернешнл» (Vi), крупнейшего в стране продавца телерекламы, Сергей Васильев в октябре на клиентской конференции Dentsu Aegis Network приводил такие данные: если в январе—июле рекламные доходы телеканалов падали на 19–26% в зависимости от месяца, то в августе они снизились только на 14%, а в сентябре — всего на 10%.

В четвертом квартале, по оценке Vi, эта тенденция сохранится: в октябре падение не превысит 7%, в ноябре — 6%. Прогноз на декабрь Васильев не озвучил, но в целом по итогам года рекламные доходы телевещателей, исходя из состояния рынка на октябрь, могут уменьшиться на 17%, до 132,6 млрд руб. В январе Vi готовилась к падению на 25–30%, до 111,9–119,9 млрд руб.

Рекламные доходы Mail.Ru Group в первом квартале выросли на 3%, почти до 3 млрд руб., во втором — уже на 15%, до 3,4 млрд руб., а в третьем — на 27%, до 3,7 млрд руб. «Яндекс», крупнейшая интернет-компания страны, в январе—марте свою рекламную выручку увеличила на 12%, до 12 млрд руб., в апреле—июне — на 13%, до 13,6 млрд руб., в июле—сентябре — на 17%, до 15,1 млрд руб.

Замедление темпов падения рекламного рынка от квартала к кварталу позволяет агентствам давать оптимистичные прогнозы на следующий год. Агентство ZenithOptimedia в сентябре говорило о возможном росте общих затрат на рекламу на 1%, до 292,2 млрд руб., в следующем году после провала на 15%, до 290,3 млрд руб., в 2015-м.

Group M, управляющая всеми медиаагентствами британского коммуникационного холдинга WPP, еще в конце августа заявила, что весь российский рекламный рынок после падения в этом году на 14%, до 292,8 млрд руб., в 2016-м может вырасти на 1%, до 297 млрд руб. В пятницу, 30 октября, на клиентской конференции Group M гендиректор ее российского офиса Нил Хардвик даже улучшил прогноз: теперь Group M ждет роста в 2016 году на 2%, до 301,8 млрд руб.

В любом случае рекламодателям надо готовиться к повышению расценок на рекламу на следующий год, были единодушны на конференции Group M представители медиаплощадок и их сейлз-хаусов. Динамика рынка и медиаинфляция взаимосвязаны, но не равны друг другу, говорила, к примеру, гендиректор сейлз-хауса «Эверест-С» (при консультационной поддержке Vi продает рекламу на телеканалах «СТС Медиа») Юлия Москвитина. Молодой, привлекательной для рекламодателей аудитории среди телезрителей становится меньше, предложение уменьшается, поэтому расценки на рекламу не могут не расти, объясняла она.

Спрос на размещение рекламы в федеральном радиоэфире сейчас превышает предложение, что оправдывает ее подорожание, отмечали директор по продажам ВКПМ Алексей Зятицкий и вице-президент Европейской медиагруппы по коммерческой деятельности Дарья Чуйкова. Расходы на качественное размещение в интернете видеорекламы растут, поэтому никаких предпосылок для дефляции нет, вторила им гендиректор Gazprom Media Digital Наталья Дмитриева.

«Яндекс» против рынка

В сегменте медийной интернет-рекламы (баннеры, всплывающие окна и другие подобные форматы, а также видеореклама) динамика «Яндекса» не согласуется с общерыночной тенденцией. Доходы только от такой рекламы самого «Яндекса» и его партнерской сети в первом квартале упали на 16%, до 606 млн руб., во втором — увеличились на 9%, до 848 млн руб., а в третьем — вновь снизились — на 1%, до 825 млн руб. Весь сегмент, по версии АКАР, в январе—марте столкнулся с падением доходов на 18%, до 2,8 млрд руб., в апреле—июне — на 4–7%, до 4,3–4,4 млрд руб., а в июле—сентябре доходы могли вырасти на 4%, до 4,9–5,1 млрд руб.

Сравнивать динамику компании с динамикой всего рынка не всегда верно, считает пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова. Она напоминает, что в третьем квартале 2014 года доходы компании от баннерной рекламы выросли на 6%, до 830 млн руб., тогда как общие затраты в этом сегменте, по версии АКАР, снизились почти на 8%, до 4,9 млрд руб. Таким образом, в июле—сентябре 2015 года показатели «Яндекса» в медийной рекламе сравниваются с высокой базой прошлого года, указывает Мелкумова, добавляя, что спрос на баннерную рекламу очень волотилен.

Mail.Ru Group, главный конкурент «Яндекса», с 2014 года отдельно доходы от контекстной и баннерной рекламы не раскрывает.