Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 14:02 МСК
Полиция отказала в возбуждении уголовного дела в отношении Павленского Общество, 13:52 В Белоруссии задержали 28 тыс. литров похожей на «Боярышник» жидкости Общество, 13:50 В РПЦ составили список «не совместимых со священством» профессий Общество, 13:39 В Минздраве предложили разрешить скорым таранить не пропускающие машины Общество, 13:33 Лавров назвал «туфтой» заявление об исходящей от России киберугрозе Политика, 13:25 Совкомбанк объявил о продаже банка «Пойдем!» его менеджерам Финансы, 13:23 В Киргизии местные жители сдали украденные с разбившегося Boeing вещи Общество, 13:22 Лавров назвал написавшего досье на Трампа бывшего агента «беглым жуликом» Политика, 13:21 Россияне стали реже летать за границу в 2016 году Бизнес, 13:20 На заводе по производству взрывчатки на Алтае произошел взрыв Общество, 13:11 Правозащитники заявили о просьбе Дадина вернуть его в колонию в Карелии Общество, 13:02 «Роскосмос» заменит двигатели ракет «Союз» после аварии «Прогресса» Технологии и медиа, 12:56 Суд допросил экс-командира батальона «Север» по «делу Немцова» Общество, 12:50 СМИ сообщили об обысках ФСБ в УМВД по Екатеринбургу Общество, 12:45 Лавров не увидел в словах Трампа предложения о снятии санкций Политика, 12:44 Кремль заявил о неучастии ВТБ в приватизации «Роснефти» Бизнес, 12:40 В Госдуме сообщили об отсутствии штрафов за прогулы за прошлый год Политика, 12:39 Страсбург обязал Россию выплатить компенсацию по «закону Димы Яковлева» Политика, 12:30 Стадион «Маракана» оказался заброшен из-за спора управляющих компаний Спорт, 12:24 Кремль ответил на слова советника Трампа о готовности русских «есть снег» Политика, 12:22 В Ростове-на-Дону пьяный священник устроил ДТП Общество, 12:14 Курс евро на завтра  12:06 EUR ЦБ 63.2864 +0.0556 Курс доллара на завтра  12:06 USD ЦБ 59.4015 -0.2052 Кремль исключил нештатную ситуацию на самолете из летного отряда «Россия» Политика, 12:05 «Спорт с Василием Уткиным»: премьера новой программы телеканала РБК Общество, 11:55 Лавров сообщил о переодетых женщинами дипломатах США на митингах в России Политика, 11:45 Лавров раскрыл детали о попытке США завербовать дипломата из России Политика, 11:41 Спасатели приостановили поиски пропавшего Boeing рейса MH370 Общество, 11:31
2 ноя 2015, 00:32
Сергей Соболев
Падение рекламного рынка резко замедлилось
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Темпы падения рекламного рынка замедляются с каждым кварталом, оптимистична Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Если в первых двух общие расходы на рекламу снизились на 15–17%, то в третьем — лишь на 8%

Общие расходы на рекламу в России за девять месяцев 2015 года снизились по сравнению с аналогичным периодом 2014-го на 14%, до 208,5–209 млрд руб. без НДС, объявила АКАР. В первом квартале, по ее версии, падение равнялось 17%, до 63,4–63,9 млрд руб., за шесть месяцев — на 16%, до 137,4–137,9 млрд руб.

Если сопоставить эти данные, то получится, что в апреле—июне рекламные затраты в целом снизились на 15–16%, до 74 млрд руб., а в июле—сентябре — лишь на 8%, до 71,7 млрд руб. Темпы падения замедлились во всех медиасегментах, за исключением рекламно-информационных изданий, следует из расчетов РБК (см. таблицу).

С выводами АКАР согласуются оценки самих участников рынка. Гендиректор группы «Видео Интернешнл» (Vi), крупнейшего в стране продавца телерекламы, Сергей Васильев в октябре на клиентской конференции Dentsu Aegis Network приводил такие данные: если в январе—июле рекламные доходы телеканалов падали на 19–26% в зависимости от месяца, то в августе они снизились только на 14%, а в сентябре — всего на 10%.

В четвертом квартале, по оценке Vi, эта тенденция сохранится: в октябре падение не превысит 7%, в ноябре — 6%. Прогноз на декабрь Васильев не озвучил, но в целом по итогам года рекламные доходы телевещателей, исходя из состояния рынка на октябрь, могут уменьшиться на 17%, до 132,6 млрд руб. В январе Vi готовилась к падению на 25–30%, до 111,9–119,9 млрд руб.

Рекламные доходы Mail.Ru Group в первом квартале выросли на 3%, почти до 3 млрд руб., во втором — уже на 15%, до 3,4 млрд руб., а в третьем — на 27%, до 3,7 млрд руб. «Яндекс», крупнейшая интернет-компания страны, в январе—марте свою рекламную выручку увеличила на 12%, до 12 млрд руб., в апреле—июне — на 13%, до 13,6 млрд руб., в июле—сентябре — на 17%, до 15,1 млрд руб.

Замедление темпов падения рекламного рынка от квартала к кварталу позволяет агентствам давать оптимистичные прогнозы на следующий год. Агентство ZenithOptimedia в сентябре говорило о возможном росте общих затрат на рекламу на 1%, до 292,2 млрд руб., в следующем году после провала на 15%, до 290,3 млрд руб., в 2015-м.

Group M, управляющая всеми медиаагентствами британского коммуникационного холдинга WPP, еще в конце августа заявила, что весь российский рекламный рынок после падения в этом году на 14%, до 292,8 млрд руб., в 2016-м может вырасти на 1%, до 297 млрд руб. В пятницу, 30 октября, на клиентской конференции Group M гендиректор ее российского офиса Нил Хардвик даже улучшил прогноз: теперь Group M ждет роста в 2016 году на 2%, до 301,8 млрд руб.

В любом случае рекламодателям надо готовиться к повышению расценок на рекламу на следующий год, были единодушны на конференции Group M представители медиаплощадок и их сейлз-хаусов. Динамика рынка и медиаинфляция взаимосвязаны, но не равны друг другу, говорила, к примеру, гендиректор сейлз-хауса «Эверест-С» (при консультационной поддержке Vi продает рекламу на телеканалах «СТС Медиа») Юлия Москвитина. Молодой, привлекательной для рекламодателей аудитории среди телезрителей становится меньше, предложение уменьшается, поэтому расценки на рекламу не могут не расти, объясняла она.

Спрос на размещение рекламы в федеральном радиоэфире сейчас превышает предложение, что оправдывает ее подорожание, отмечали директор по продажам ВКПМ Алексей Зятицкий и вице-президент Европейской медиагруппы по коммерческой деятельности Дарья Чуйкова. Расходы на качественное размещение в интернете видеорекламы растут, поэтому никаких предпосылок для дефляции нет, вторила им гендиректор Gazprom Media Digital Наталья Дмитриева.

«Яндекс» против рынка

В сегменте медийной интернет-рекламы (баннеры, всплывающие окна и другие подобные форматы, а также видеореклама) динамика «Яндекса» не согласуется с общерыночной тенденцией. Доходы только от такой рекламы самого «Яндекса» и его партнерской сети в первом квартале упали на 16%, до 606 млн руб., во втором — увеличились на 9%, до 848 млн руб., а в третьем — вновь снизились — на 1%, до 825 млн руб. Весь сегмент, по версии АКАР, в январе—марте столкнулся с падением доходов на 18%, до 2,8 млрд руб., в апреле—июне — на 4–7%, до 4,3–4,4 млрд руб., а в июле—сентябре доходы могли вырасти на 4%, до 4,9–5,1 млрд руб.

Сравнивать динамику компании с динамикой всего рынка не всегда верно, считает пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова. Она напоминает, что в третьем квартале 2014 года доходы компании от баннерной рекламы выросли на 6%, до 830 млн руб., тогда как общие затраты в этом сегменте, по версии АКАР, снизились почти на 8%, до 4,9 млрд руб. Таким образом, в июле—сентябре 2015 года показатели «Яндекса» в медийной рекламе сравниваются с высокой базой прошлого года, указывает Мелкумова, добавляя, что спрос на баннерную рекламу очень волотилен.

Mail.Ru Group, главный конкурент «Яндекса», с 2014 года отдельно доходы от контекстной и баннерной рекламы не раскрывает.