Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
В Киеве в многоэтажном здании прогремел взрыв 17:13, Общество Трамп запретил трансгендерам служить в вооруженных силах США 17:08, Политика «Пари Сен-Жермен» предъявил ультиматум Неймару 17:07, Спорт Hermitage Capital обвинила конгрессмена в нарушении «закона Магнитского» 17:02, Политика В центре Москвы установили памятник Ивану Грозному 17:01, Общество Экс-глава АвтоВАЗа Андерссон вернулся в автомобильный бизнес 16:51, Бизнес Орешкин заявил о конце роста цен на фрукты и овощи из-за холодов 16:40, Экономика «Роснефть» разместила облигации на 266 млрд руб. 16:36, Бизнес Шойгу рассказал о 130 разведывательных полетах ВВС США у границ России 16:34, Политика СМИ сообщили о попытках Якунина скрыть активы от Навального 16:31, Общество На Украине задержали причастного к пожару в Доме профсоюзов экс-чиновника 16:21, Общество Новак Джокович объявил о завершении сезона из-за травмы 16:20, Спорт В Минприроды ответили на расследование Transpаrency о конфликте интересов 16:17, Политика Кремль назвал «печальной новостью» для мира законопроект о новых санкциях 15:49, Политика Суд Лондона рассчитал сумму штрафа для Украины за дефолт перед Россией 15:44, Экономика В ЕС согласовали связанные со скандалом вокруг турбин Siemens санкции 15:40, Политика В Чувашии три человека погибли при столкновении фуры с Peugeot 15:35, Общество Быстрые миллиарды: как бизнесмены богатели в считанные часы 15:34, Фотогалерея  ЦБ заявил о расширении черного списка банкиров до 6,6 тыс. человек 15:22, Экономика Финское МВД решило продать России самолеты для тушения лесных пожаров 15:21, Общество Москалькова назвала судебную систему в России совершеннее европейской 14:50, Политика Сейсмологи заявили о 6,1-балльном землетрясении в районе Окинавы 14:50, Общество Качиньский подал в суд на Валенсу за пост с обвинениями в гибели брата 14:49, Политика В Новой Москве более 30 рабочих госпитализировали с пищевым отравлением 14:45, Общество Еврокомиссия пригрозила лишить Польшу права голоса за увольнение судей 14:44, Политика ЕС пообещал отстоять свои интересы от санкций США против России 14:41, Бизнес На Украине арестованное судно России выставили на торги 14:33, Политика Украина полностью прекратила поставки электроэнергии в Донбасс 14:32, Общество
Падение рекламного рынка резко замедлилось
Технологии и медиа, 02 ноя, 2015 00:32
0
Падение рекламного рынка резко замедлилось
Темпы падения рекламного рынка замедляются с каждым кварталом, оптимистична Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Если в первых двух общие расходы на рекламу снизились на 15–17%, то в третьем — лишь на 8%
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Общие расходы на рекламу в России за девять месяцев 2015 года снизились по сравнению с аналогичным периодом 2014-го на 14%, до 208,5–209 млрд руб. без НДС, объявила АКАР. В первом квартале, по ее версии, падение равнялось 17%, до 63,4–63,9 млрд руб., за шесть месяцев — на 16%, до 137,4–137,9 млрд руб.

Если сопоставить эти данные, то получится, что в апреле—июне рекламные затраты в целом снизились на 15–16%, до 74 млрд руб., а в июле—сентябре — лишь на 8%, до 71,7 млрд руб. Темпы падения замедлились во всех медиасегментах, за исключением рекламно-информационных изданий, следует из расчетов РБК (см. таблицу).

С выводами АКАР согласуются оценки самих участников рынка. Гендиректор группы «Видео Интернешнл» (Vi), крупнейшего в стране продавца телерекламы, Сергей Васильев в октябре на клиентской конференции Dentsu Aegis Network приводил такие данные: если в январе—июле рекламные доходы телеканалов падали на 19–26% в зависимости от месяца, то в августе они снизились только на 14%, а в сентябре — всего на 10%.

В четвертом квартале, по оценке Vi, эта тенденция сохранится: в октябре падение не превысит 7%, в ноябре — 6%. Прогноз на декабрь Васильев не озвучил, но в целом по итогам года рекламные доходы телевещателей, исходя из состояния рынка на октябрь, могут уменьшиться на 17%, до 132,6 млрд руб. В январе Vi готовилась к падению на 25–30%, до 111,9–119,9 млрд руб.

Рекламные доходы Mail.Ru Group в первом квартале выросли на 3%, почти до 3 млрд руб., во втором — уже на 15%, до 3,4 млрд руб., а в третьем — на 27%, до 3,7 млрд руб. «Яндекс», крупнейшая интернет-компания страны, в январе—марте свою рекламную выручку увеличила на 12%, до 12 млрд руб., в апреле—июне — на 13%, до 13,6 млрд руб., в июле—сентябре — на 17%, до 15,1 млрд руб.

Замедление темпов падения рекламного рынка от квартала к кварталу позволяет агентствам давать оптимистичные прогнозы на следующий год. Агентство ZenithOptimedia в сентябре говорило о возможном росте общих затрат на рекламу на 1%, до 292,2 млрд руб., в следующем году после провала на 15%, до 290,3 млрд руб., в 2015-м.

Group M, управляющая всеми медиаагентствами британского коммуникационного холдинга WPP, еще в конце августа заявила, что весь российский рекламный рынок после падения в этом году на 14%, до 292,8 млрд руб., в 2016-м может вырасти на 1%, до 297 млрд руб. В пятницу, 30 октября, на клиентской конференции Group M гендиректор ее российского офиса Нил Хардвик даже улучшил прогноз: теперь Group M ждет роста в 2016 году на 2%, до 301,8 млрд руб.

В любом случае рекламодателям надо готовиться к повышению расценок на рекламу на следующий год, были единодушны на конференции Group M представители медиаплощадок и их сейлз-хаусов. Динамика рынка и медиаинфляция взаимосвязаны, но не равны друг другу, говорила, к примеру, гендиректор сейлз-хауса «Эверест-С» (при консультационной поддержке Vi продает рекламу на телеканалах «СТС Медиа») Юлия Москвитина. Молодой, привлекательной для рекламодателей аудитории среди телезрителей становится меньше, предложение уменьшается, поэтому расценки на рекламу не могут не расти, объясняла она.

Спрос на размещение рекламы в федеральном радиоэфире сейчас превышает предложение, что оправдывает ее подорожание, отмечали директор по продажам ВКПМ Алексей Зятицкий и вице-президент Европейской медиагруппы по коммерческой деятельности Дарья Чуйкова. Расходы на качественное размещение в интернете видеорекламы растут, поэтому никаких предпосылок для дефляции нет, вторила им гендиректор Gazprom Media Digital Наталья Дмитриева.

«Яндекс» против рынка

В сегменте медийной интернет-рекламы (баннеры, всплывающие окна и другие подобные форматы, а также видеореклама) динамика «Яндекса» не согласуется с общерыночной тенденцией. Доходы только от такой рекламы самого «Яндекса» и его партнерской сети в первом квартале упали на 16%, до 606 млн руб., во втором — увеличились на 9%, до 848 млн руб., а в третьем — вновь снизились — на 1%, до 825 млн руб. Весь сегмент, по версии АКАР, в январе—марте столкнулся с падением доходов на 18%, до 2,8 млрд руб., в апреле—июне — на 4–7%, до 4,3–4,4 млрд руб., а в июле—сентябре доходы могли вырасти на 4%, до 4,9–5,1 млрд руб.

Сравнивать динамику компании с динамикой всего рынка не всегда верно, считает пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова. Она напоминает, что в третьем квартале 2014 года доходы компании от баннерной рекламы выросли на 6%, до 830 млн руб., тогда как общие затраты в этом сегменте, по версии АКАР, снизились почти на 8%, до 4,9 млрд руб. Таким образом, в июле—сентябре 2015 года показатели «Яндекса» в медийной рекламе сравниваются с высокой базой прошлого года, указывает Мелкумова, добавляя, что спрос на баннерную рекламу очень волотилен.

Mail.Ru Group, главный конкурент «Яндекса», с 2014 года отдельно доходы от контекстной и баннерной рекламы не раскрывает.