Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 23:43 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  23:00   USD НАЛ. Покупка 63,54 Продажа 63,46 EUR НАЛ. 71,15 71,01 СМИ узнали о возможном учете у психиатра напавшего на синагогу мужчины Общество, 22:01 Силуанов исключил существенное изменение цен на водку Бизнес, 21:57 Лавров и Керри обсудили ситуацию вокруг Алеппо Политика, 21:23 СМИ сообщили о призыве Кадырова «расстреливать нарушителей покоя» Политика, 21:23 Захарова пошутила в ответ на слова о «самом мощном оружии» против России Политика, 21:00 Двое рабочих погибли на металлургическом комбинате в Липецке Общество, 20:11 В Москве совершено нападение на синагогу Общество, 20:08 Силуанов рассказал о стабильно пройденных «шоковых» для бюджета годах Экономика, 19:50 МИД предрек «страшные сдвиги» при применении США силы против войск Асада Политика, 19:36 Парламент Турции разрешил армии еще год вести операции в Сирии и Ираке Политика, 19:19 Полиция остановила Шварценеггера за езду на велосипеде на вокзале Мюнхена Общество, 19:11 В Москве задержан открывший стрельбу холостыми патронами пьяный мужчина Общество, 18:50 Минздрав отказался поддерживать введение «налога на тунеядцев» Общество, 17:55 Выставка комиксов Comic Con в Москве. Фоторепортаж Фотогалерея, 17:44 Черчесов вызвал в сборную России футболиста из первого дивизиона Спорт, 17:27 Кудрин предложил продать «Роснефть» и «Башнефть» с интервалом в полгода Экономика, 17:26 Медведев отверг идею допечатать деньги для восполнения дефицита бюджета Экономика, 17:03 Трех экс-полицейских арестовали по делу о содержании притона с детьми Общество, 16:51 Крымские власти назвали Госдепартамент США создателем меджлиса татар Политика, 16:12 В Германии произошла массовая драка между иностранцами и немцами Общество, 15:38 Дворкович исключил предоставление скидки на газ для Белоруссии Политика, 15:12 У Домрачевой и Бьорндалена родилась дочка Общество, 15:03 Виталий Мутко назвал соперников сборной России перед ЧМ-2018 Спорт, 14:50 В Южной Корее возобновили продажи Samsung Galaxy Note 7 после скандала Технологии и медиа, 14:46 Минобороны скорректировало правила воинского призыва Политика, 14:40 Volkswagen выплатит $1,2 млрд компенсаций дилерам в США за «дизельгейт» Бизнес, 14:17 Голодец рассказала об устойчивом росте бедности в России с 2014 года Политика, 14:10
2 ноя 2015, 00:32
Сергей Соболев
Падение рекламного рынка резко замедлилось
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Темпы падения рекламного рынка замедляются с каждым кварталом, оптимистична Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Если в первых двух общие расходы на рекламу снизились на 15–17%, то в третьем — лишь на 8%

Общие расходы на рекламу в России за девять месяцев 2015 года снизились по сравнению с аналогичным периодом 2014-го на 14%, до 208,5–209 млрд руб. без НДС, объявила АКАР. В первом квартале, по ее версии, падение равнялось 17%, до 63,4–63,9 млрд руб., за шесть месяцев — на 16%, до 137,4–137,9 млрд руб.

Если сопоставить эти данные, то получится, что в апреле—июне рекламные затраты в целом снизились на 15–16%, до 74 млрд руб., а в июле—сентябре — лишь на 8%, до 71,7 млрд руб. Темпы падения замедлились во всех медиасегментах, за исключением рекламно-информационных изданий, следует из расчетов РБК (см. таблицу).

С выводами АКАР согласуются оценки самих участников рынка. Гендиректор группы «Видео Интернешнл» (Vi), крупнейшего в стране продавца телерекламы, Сергей Васильев в октябре на клиентской конференции Dentsu Aegis Network приводил такие данные: если в январе—июле рекламные доходы телеканалов падали на 19–26% в зависимости от месяца, то в августе они снизились только на 14%, а в сентябре — всего на 10%.

В четвертом квартале, по оценке Vi, эта тенденция сохранится: в октябре падение не превысит 7%, в ноябре — 6%. Прогноз на декабрь Васильев не озвучил, но в целом по итогам года рекламные доходы телевещателей, исходя из состояния рынка на октябрь, могут уменьшиться на 17%, до 132,6 млрд руб. В январе Vi готовилась к падению на 25–30%, до 111,9–119,9 млрд руб.

Рекламные доходы Mail.Ru Group в первом квартале выросли на 3%, почти до 3 млрд руб., во втором — уже на 15%, до 3,4 млрд руб., а в третьем — на 27%, до 3,7 млрд руб. «Яндекс», крупнейшая интернет-компания страны, в январе—марте свою рекламную выручку увеличила на 12%, до 12 млрд руб., в апреле—июне — на 13%, до 13,6 млрд руб., в июле—сентябре — на 17%, до 15,1 млрд руб.

Замедление темпов падения рекламного рынка от квартала к кварталу позволяет агентствам давать оптимистичные прогнозы на следующий год. Агентство ZenithOptimedia в сентябре говорило о возможном росте общих затрат на рекламу на 1%, до 292,2 млрд руб., в следующем году после провала на 15%, до 290,3 млрд руб., в 2015-м.

Group M, управляющая всеми медиаагентствами британского коммуникационного холдинга WPP, еще в конце августа заявила, что весь российский рекламный рынок после падения в этом году на 14%, до 292,8 млрд руб., в 2016-м может вырасти на 1%, до 297 млрд руб. В пятницу, 30 октября, на клиентской конференции Group M гендиректор ее российского офиса Нил Хардвик даже улучшил прогноз: теперь Group M ждет роста в 2016 году на 2%, до 301,8 млрд руб.

В любом случае рекламодателям надо готовиться к повышению расценок на рекламу на следующий год, были единодушны на конференции Group M представители медиаплощадок и их сейлз-хаусов. Динамика рынка и медиаинфляция взаимосвязаны, но не равны друг другу, говорила, к примеру, гендиректор сейлз-хауса «Эверест-С» (при консультационной поддержке Vi продает рекламу на телеканалах «СТС Медиа») Юлия Москвитина. Молодой, привлекательной для рекламодателей аудитории среди телезрителей становится меньше, предложение уменьшается, поэтому расценки на рекламу не могут не расти, объясняла она.

Спрос на размещение рекламы в федеральном радиоэфире сейчас превышает предложение, что оправдывает ее подорожание, отмечали директор по продажам ВКПМ Алексей Зятицкий и вице-президент Европейской медиагруппы по коммерческой деятельности Дарья Чуйкова. Расходы на качественное размещение в интернете видеорекламы растут, поэтому никаких предпосылок для дефляции нет, вторила им гендиректор Gazprom Media Digital Наталья Дмитриева.

«Яндекс» против рынка

В сегменте медийной интернет-рекламы (баннеры, всплывающие окна и другие подобные форматы, а также видеореклама) динамика «Яндекса» не согласуется с общерыночной тенденцией. Доходы только от такой рекламы самого «Яндекса» и его партнерской сети в первом квартале упали на 16%, до 606 млн руб., во втором — увеличились на 9%, до 848 млн руб., а в третьем — вновь снизились — на 1%, до 825 млн руб. Весь сегмент, по версии АКАР, в январе—марте столкнулся с падением доходов на 18%, до 2,8 млрд руб., в апреле—июне — на 4–7%, до 4,3–4,4 млрд руб., а в июле—сентябре доходы могли вырасти на 4%, до 4,9–5,1 млрд руб.

Сравнивать динамику компании с динамикой всего рынка не всегда верно, считает пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова. Она напоминает, что в третьем квартале 2014 года доходы компании от баннерной рекламы выросли на 6%, до 830 млн руб., тогда как общие затраты в этом сегменте, по версии АКАР, снизились почти на 8%, до 4,9 млрд руб. Таким образом, в июле—сентябре 2015 года показатели «Яндекса» в медийной рекламе сравниваются с высокой базой прошлого года, указывает Мелкумова, добавляя, что спрос на баннерную рекламу очень волотилен.

Mail.Ru Group, главный конкурент «Яндекса», с 2014 года отдельно доходы от контекстной и баннерной рекламы не раскрывает.