Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область⁠,
0

Меж двух огней: почему частные и госперевозчики работают по разным ценам

Пытаясь избежать падения пассажиропотока в условиях снижения покупательной способности граждан, петербургские транспортные компании идут разными путями. Если государственные предприятия пытаются компенсировать сокращение спроса повышением стоимости проезда, то коммерческие перевозчики твердо заявляют, что делать этого не стоит.

Выпадающие доходы

ГУП «Петербургский метрополитен» за 2016 год потерял 1 млн пассажиров, сообщили РБК Петербург в комитете по транспорту Смольного со ссылкой на оперативные данные. В 2015 году, напомним, потери составили почти 20 млн человек. При этом петербургская подземка впервые за три года получила убытки в 270 млн руб. Для сравнения: 2014 год ГУП закончил с прибылью в 339 млн руб., в 2013 году прибыль составила 25 млн руб.

Доходы подземки за 2015 год составили 25,8 млрд руб. Из них, как сообщали ранее в метрополитене, 17,1 млрд руб. принесла перевозка пассажиров, 8,6 млрд руб. составили субсидии из городского бюджета.

«С учетом недофинансирования и миллиардного урезания городских субсидий метрополитен вынужден пересматривать свои планы по модернизации подземки, сворачивать определенные программы в пользу продолжения обеспечения максимальной безопасности и удобства пассажирских перевозок», — отмечала пресс-служба метро.

Прибыль необязательна

Меж двух огней: почему частные и госперевозчики работают по разным ценам
Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

Опыт многих стран говорит, что ситуация, когда городской транспорт неприбылен, абсолютна нормальна. В ряде стран городские транспортные системы (и наземные, и метрополитен) живут на государственной поддержке. В Германии, например, есть даже федеральная поддержка общественного транспорта. Общественный транспорт в качестве business as usual — это большая редкость.Была знаменитая реформа Маргарет Тэтчер, которая предлагала сделать общественный транспорт в городах коммерчески рентабельным, однако проект оказался неудачным. Впрочем, интерес государства в данном случае — поддержание мобильности населения, а не прямая прибыль. В любом случае население платит за транспорт — как в качестве налогоплательщиков, так и в качестве пассажиров. Какая пропорция правильная, определяется индивидуально для каждого города.

Испытанный метод

Чтобы компенсировать выпадающие доходы, городские транспортные предприятия регулярно повышают тарифы на проезд. Так, в марте 2016 года глава петербургского метрополитена В. Гарюгин заявил, что себестоимость поездки в подземке превышает размер тарифа, и поэтому его необходимо увеличить. Как сообщает пресс-служба ГУП, уже в 2015 году себестоимость проезда в метрополитене стала выше на 5 руб., чем действующий тариф (36 руб. против 31 руб.).

С 2017 года стоимость разового проезда в метро выросла до 45 руб. При этом транспортная субсидия в бюджете города на 2017 год заложена в размере 29 млрд руб.

Повышать невыгодно

Однако комментарии коммерческих перевозчиков говорят о том, что повышение стоимости проезда может дать негативный результат. Максимальный тариф в городских коммерческих автобусах в январе 2017 года не изменился и составляет 40 руб. «Мы не собираемся повышать тарифы — это наша принципиальная позиция», — сказал РБК Петербург глава Ассоциации перевозчиков пассажиров (объединяет 12 крупных перевозчиков, в том числе «Третий парк» и ПТК) Василий Киселев.

По его словам, в условиях, когда заработная плата не повышается, увеличение стоимости проезда приведет к сокращению количества пассажиров, которые будут использовать другие способы передвижения, вплоть до пешеходных прогулок.

«Нам это совершенно не выгодно, — говорит В. Киселев. — Будем надеяться, что наша экономика, которая трещит по швам, не лопнет окончательно. Все настолько стало плохо, что мы не считаем, что повышение тарифов может как-то поправить ситуацию». Представитель другого крупного перевозчика, АО «Третий парк», также подтвердил РБК Петербург, что компания не планирует повышать стоимость проезда.

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 93,56 (+0,62)
Инвестиции, 15:12
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 79,73 (+0,39)
Инвестиции, 15:12
Как легко решить пять главных проблем корпоративных автопарков РБК и Teboil PRO, 15:30
FT рассказала о попытке ЕС и Украины избежать «капитуляции» Политика, 15:19
Что добывают и производят в городах и провинциях Китая. Карта РБК и ВТБ, 15:15
Бьюти-блогерам Целесте назначили меру пресечения по делу о клевете Общество, 15:09
США решили ослабить санкции против Белоруссии Политика, 15:06
Экономика впечатлений: цены комфортнее, отдых интереснее РБК и Ozon Travel, 15:05
Чемпионка мира заявила, что недовольна допуском российских лыжников Спорт, 15:03
Новый год — с новыми силами
Как правильно отдыхать?
Узнать на интенсиве
Как компании выбирают, кто будет внедрять ИТ-системы. Исследование РБК х Ростелеком, 14:55
В Астрахани избили тренера гандбольного «Динамо» Заикина Спорт, 14:53
Шесть человек пострадали в ДТП с 25 автомобилями в Пензенской области Общество, 14:51
Премьер Чехии заявил, что Прага не будет финансировать Украину Политика, 14:51
Умер художник и представитель арт-андеграунда Геннадий Устюгов Общество, 14:36
Крымская классика: гедонистический маршрут по полуострову РБК и ВТБ, 14:28
Как добавить золото в свой портфель: инструкция для инвесторов #всенабиржу!, 14:10