Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область⁠,
0

Йога-суп и еда на улице: летние тренды петербургских ресторанов

Йога-суп и еда на улице: летние тренды петербургских ресторанов
Наталья Доброва, главный редактор РБК Петербург


Бум ресторанных открытий, интерес к стрит-фуду, активная отстройка от конкурентов — ресторанные новости летнего сезона-2016 показывают сразу несколько трендов, которые сейчас определяют развитие гастрономических проектов в Петербурге.

«Бизнес с бокалом вина»

«Пир во время чумы», «в омут головой», «ресторанный бум» — в таких выражениях описывают рестораторы происходящее на их рынке. С начала весны 2016 года управляющие компании, шеф-повара, а также владельцы доходной недвижимости ощутили огромный прилив интереса инвесторов к ресторанным проектам. Топ-менеджеры крупных монополий, московские инвесторы, которые уже вложились в один-два проекта в столице, некоторые из тех, кто выступал частным инвестором на рынке жилья, — часть из них решили попробовать себя в качестве петербургских рестораторов. Многие — в роли именно рестораторов, а не инвесторов.

Как говорил совладелец Stroganoff group Леонид Гарбар на одной из ресторанных встреч РБК Петербург, раньше «спящих» инвесторов, которые не участвовали в управлении ресторанами, на рынке было не много. Но кризис разбудил даже их, и теперь они принимают активное участие в развитии проектов. Коллеги Гарбара также констатируют, что на рынке появилось множество неофитов, которые считают, что если им нравится «вести бизнес с бокалом вина в руке», то этого достаточно для успеха предприятия.

Конечно, здесь интересно посмотреть статистику по закрытиям. Пока за текущий год, по данным ГК «Бестъ», количество новых заведений почти в три раза превосходит количество закрывшихся. За первую половину 2016 года в Санкт-Петербурге было закрыто немногим более 100 объектов общественного питания. Причины, которые привели к неудаче, стандартные: неправильно подобранное помещение, непрофессиональные кадры, неверно оцененный спрос. По статистике ГК «Бестъ», обычно в первый год работы закрываются 5-7% новых проектов, так что к концу года будет ясно, насколько успешными окажутся вложения новых игроков.

Трюфели vs шаверма

На лихорадочно оживившемся ресторанном рынке можно наблюдать несколько стратегий инвесторов. Во-первых, деньги приходят в проекты люксового уровня (например, недавно открывшийся ресторан «Трюфельный дом Bruno»). Таких проектов, понятно, немного, но расчет их понятен — очень богатые люди редко беднеют в кризис.

Продолжают открываться заведения для среднего класса (Social club, Crab Story, The Repa), хотя гораздо меньше по сравнению с тремя-четырьмя годами ранее, когда на ресторанный рынок выходили молодые управляющие компании. За время текущего кризиса рынок показал, что, к примеру, представители сегмента «средний+», которые в докризисное время тяготели к потреблению дорогих товаров и услуг, стремясь подчеркнуть свой статус, резко сократили траты. А значит те, кто ставит на средний класс, который беднеет быстрее всех, рискуют больше остальных.

Еще одна — на сегодняшний день массовая стратегия ресторанных инвесторов — развитие проектов в масс-маркете. На рынке происходит буквально бум открытий стрит-фуда. Например, только за июнь — первую половину июля анонсировано более десяти новых проектов — Моко бургер (от Ginza Project), Amsterdam Chips Company (голландскую сеть, которая предлагает гостям исключительно одно блюдо — картофель фри, развивают российские бизнесмены Валерий Карманов и Вероника Чернецова), вьетнамская еда Joly Woo и т.д. К тому же в массовом сегменте появляются первые попытки масштабировать проекты — например, очередная точка Pita's или Starsky. Проекты, где еда стоит от 150 до 300 руб., на первый взгляд, действительно выглядят доходными. Вложения в такие точки составляют 1-3 млн руб., окупаемость — от года до трех лет. Но бюджетные проекты — это, конечно, история не про загул, а про скромный обед. Возможно, они действительно успеют окупиться до того момента, когда наступит следующая стадия обеднения и потенциальный клиент стрит-фуда начнет приносить еду с собой в офис, чтобы накопить, например, на летний отдых у моря.

Фишка и краска

Многие сегодняшние инвесторы буквально с молоком матери впитали знаменитое правило — Differentiate or Die! И наблюдая за ресторанным рынком, нельзя не заметить попытку многих рестораторов отстроиться от конкурентов, например, используя тему здорового образа жизни или интеллектуальных бесед. Так, Mozzarella bar запускает «фитнес-меню» — систему питания от владельца заведения Арама Мнацаканова. Или Buddha Bar и ресторан «Наша Dacha» предлагают дневные йога-тренировки и специальное диетическое меню. Появление таких проектов, как «Рубинштейн», Social Club, также связано с попыткой продавать еду под особым соусом — под лекции и литературные чтения.

В ближайшее время, возможно, мы будем наблюдать дальнейший триумф принципа великого Джека Траута. Эмбарго и экономический кризис, консерватизм потребителей и отсутствие фантазии у предпринимателей привели к тому, что в меню большинства городских ресторанов мы видим набор одинаковых блюд. Чуть ли не в любом петербургском пабе сейчас можно найти борщ. В этих условиях многим ресторанам приходится продавать фактически одинаковый товар, что неизбежно приводит к попыткам найти свою фишку.

Вопрос к рестораторам — почему так поздно? Массовый интерес к фитнес-культуре и ЗОЖ зафиксирован в Петербурге лет эдак 15 назад. То же самое и с лекциями. Если в начале «нулевых» в городе было пять мест, где слушали независимую музыку, а мест для лекций не было вообще, то сейчас шагу нельзя ступить, чтобы не нарваться на творческую встречу или общественную дискуссию. Но пространство для фантазий, конечно, остается. Где, к примеру, рестораны с танцами для закошмаренных представителей средних поколений? В центре города их почти нет.

Не заработать, но хотя бы окупить

Пытаясь отстроиться от других, некоторые рестораторы продолжают использовать вино как инструмент в конкурентной борьбе. Почти все рестораны, нацеленные на любителей вина, проводят винные вечера и дегустации. Большинство образовательных винных вечеров с энологами и владельцами винодельческих компаний рестораторы провели в первой половине лета. (Отчасти объяснение подобной летней активности лежит в сезонной логике. Для небольших винодельческих хозяйств характерна ситуация, когда винодел, он же главное лицо в компании, сам курирует виноградный сбор. Этот человек может выехать заграницу тогда, когда он не привязан к лозе, к своим бочкам. А это как раз конец весны — лето, когда виноград созревает). Но несколько визитов иностранные виноделы еще успеют нанести. Например, в конце июля ресторан Vincent проводит встречу с Адриэном Дондтом, The Safe — с Андреа Кампаньола, Le Boat — с представителем Ca De Rocchi.

Бизнесмены пытаются уцепиться за тонкую, рвущуюся нить, которая связывает петербургского потребителя с вином. Но и здесь мы наблюдаем, как рестораторы, а также производители сокращают свои маркетинговые бюджеты. Например, в противовес практике докризисных годов, когда презентации и дегустации от разных производителей проводились бесплатно, в последний год — полтора мы видим винные вечера со входным билетом. Как отмечает управляющая школы вина «Энотрия» в Петербурге Виктория Мустяца, винодельческие компании продолжают проводить бесплатные дегустации для клиентов-профессионалов, но в тоже время частные клиенты, любители уже вынуждены платить. Традиционно такие встречи проводятся в ресторанах, где во входной билет включается еда, вино (правда, с дисконтом от производителя), чаевые. Несмотря на то, что зарабатывать на дегустациях ресторанам, как правило, не удается, они стараются окупить ужин.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 10 декабря
EUR ЦБ: 89,43 (-0,28)
Инвестиции, 17:47
Курс доллара на 10 декабря
USD ЦБ: 76,81 (-0,47)
Инвестиции, 17:47
Путину попросили провести новогоднюю амнистию женщин с детьми и инвалидов Политика, 17:53
Ключ к Африке: какие возможности открывает сотрудничество с Египтом РБК и РЭЦ, 17:49
Подчиненные меня не слышат: как ставить задачи, чтобы их выполняли Образование, 17:48
Ozon ограничил доступ несовершеннолетним к покупке конфет с алкоголем Бизнес, 17:46
ЦБ снова опустил официальный курс доллара ниже ₽77 Инвестиции, 17:45
Как экзосомальная терапия восстанавливает и омолаживает кожу РБК и КИТ МЕД, 17:42
Минфин Японии опроверг отказ конфисковать активы России по плану ЕС Политика, 17:41
Подведите итоги года правильно
с интенсивом от РБК
Пройти интенсив
Биткоин по $100 тыс. в конце года. Каковы шансы Крипто, 17:40
Госдума приняла закон о сплошных рубках на Байкале Политика, 17:39
В Чувашии ввели режим чрезвычайной ситуации из-за атаки дронов Политика, 17:37
Холанд догнал Ямаля в списке самых дорогих футболистов мира Спорт, 17:34
Какие шины выбрать на зиму РБК и Ikon Tyres, 17:31
Какие инвестиционные активы обгоняют инфляцию #всенабиржу!, 17:29
При крушении в Ивановской области погибли все члены экипажа Ан-22 Общество, 17:28