Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Санкт-Петербург и область ,  
0 

Русские беспилотники: мы в мировом тренде

Роман Усатов-Ширяев, генеральный директор ГК Robotikum:

Роман Усатов-Ширяев
Роман Усатов-Ширяев

Премьер Дмитрий Медведев поручил на днях своему заму Аркадию Дворковичу «проработать вопросы установления перечня объектов дорожно-транспортной инфраструктуры …, необходимых для обеспечения передвижения беспилотного транспорта». При этом, судя по тексту поручения (опубликовано на сайте правительства), имеется в виду как пассажирский, так и грузовой транспорт. В первую очередь инфраструктурой для беспилотников, согласно распоряжению премьера, должны быть оснащены крупные города и транспортные коридоры «Север — Юг» и «Запад — Восток». Петербург входит в обе названные категории — и как крупный город, и как узел транспортного коридора «Север — Юг».

Ситуация созрела

Шаг вполне своевременный. Мы разрабатываем системы управления для различных роботов, включая беспилотники, воздушные, морские и наземные, и общаемся с многими производителями беспилотников, поэтому видим, что ситуация созрела. Несколько компаний уже производят беспилотные автобусы — и не для научных исследований, а для конкретных заказчиков, собирающихся использовать их для реальных перевозок.

Как известно, в бюджете 2017 года правительство выделило около 900 млн руб. для субсидирования отечественных производителей городского электротранспорта и беспилотников. Производство комплектующих для электрического и беспилотного транспорта будет учтено в Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2025 года.

Вопреки бытующему мнению, что массовые перевозки людей и грузов беспилотниками — дело далекого будущего, смею утверждать, что это будущее наступит гораздо быстрее, чем многие думают. Это как с мобильными телефонами — когда они появились, многие относились к ним как к экзотическим игрушкам, но не прошло и десяти лет, как такими телефонами стали пользоваться миллионы. И десять лет понадобилось не столько для совершенствования технологии, сколько для создания инфраструктуры. С беспилотниками — то же самое. Технологические проблемы беспилотного наземного транспорта в основном уже решены. Настало время его массового производства и создания инфраструктуры.

Умная инфраструктура

Чтобы беспилотные автобусы и грузовики (на первом этапе) стали массовым транспортом, помимо их серийного производства необходима соответствующая дорожная инфраструктура. Она включает, например, специальные датчики вдоль трассы для контроля за движением беспилотников. Они должны подавать специальные сигналы, чтобы робот-водитель лучше ориентировался на дороге и находил правильные решения при возможных сбоях.

Необходимо особое оборудование на заправках — у оператора АЗС должен быть особый электронный ключ, позволяющий заправить беспилотник топливом или электричеством, а также устранить возможную неисправность. Впрочем, помимо высокотехнологичного оборудования, нужно еще дороги привести в нормальное состояние — чтобы беспилотники не отвлекались на ямы и ухабы.

Чтобы максимально снизить риски, беспилотники должны ездить по выделенным полосам, причем, огражденным с двух сторон в местах возможного появления пешеходов и животных. Возможно, не на всем протяжении трассы, но в поселках и при подъездах к ним — обязательно.

В мировом тренде

В мире беспилотный транспорт постепенно внедряется в жизнь — в первую очередь на хорошо контролируемых трассах, например, в метро. В Копенгагене, Нюрнберге, Милане, Париже и Лондоне некоторые поезда метро ездят без машинистов и там нет даже привычной кабины машиниста — пассажиры первого вагона могут наблюдать через лобовое стекло тоннель и бегущие под колесами рельсы. В США на одном из участков дороги в несколько десятков километров между штатами грузоперевозки осуществляются беспилотниками.

С городским транспортом сложнее. Тут еще не решена важная проблема — как должен себя вести робот-водитель в ситуации нестандартного форс-мажора. Например, когда столкновение неизбежно и нужно выбрать, в кого врезаться. Кроме того, еще не отрегулирован вопрос распределения юридической ответственности при ДТП с участием беспилотника.

Россия не слишком отстает от общемирового тренда, хотя у нас пока нет даже беспилотного метро (применяются автопилоты, но с присутствием машинистов). В мае этого года по Невскому проспекту ездил в тестовом режиме электрический беспилотный автобус «Матрешка» волжского завода «Волгобас». И все остались довольны. А на полигоне в Татарстане сейчас проводятся испытания беспилотных грузовиков «КамАЗ». Так что мы в мировом тренде.


Мнение эксперта может не совпадать с мнением редакции.

Видеокадры с места пожара у аэропорта Минвод

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Пол Маккартни первым среди британских музыкантлв вошел в список миллиардеров

Терминалы Starlink, которые применяют ВСУ, вышли из строя

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Чемезов оценил сравнение сегодняшней ситуации с серединой 1980-х. Видео

Боррель пообещал, что ЕС не признает независимость Тайваня

Президент Сербии Вучич процитировал маршала Жукова

Во что инвестирует герой «Игры на понижение»? Сделки Майкла Бьюрри

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 16:35
Росстат сообщил, что инфляция в России ускорилась в апреле Экономика, 19:00
Росстат отчитался о росте ВВП в первом квартале на 5,4% Экономика, 19:00
Эксперты Kazanforum дали советы российскому бизнесу в исламских странах Отрасли, 18:58
В ассоциации брокеров оценили число участников обмена в 50% от возможного Инвестиции, 18:55
«Ювентус» уволил главного тренера после победы в финале Кубка Италии Спорт, 18:51
ЦАХАЛ по ошибке сбросила боеприпас на израильский поселок Политика, 18:47
В МГУ открылась лаборатория решения кадровых вопросов с помощью нейросети Город, 18:42
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Компания «Маер» поздравила Президентский фонд культурных инициатив Пресс-релиз, 18:40
Акции «Юнипро» подешевели после решения не платить дивиденды за 2023 год Инвестиции, 18:32
«РусГидро» сэкономила почти ₽17 млрд благодаря созданию реестра Пресс-релиз, 18:30
МИД назвал «разбоем» решение Эстонии по российским активам Политика, 18:24
Трамп предупредил о проблемах для США из-за союза России и Китая Политика, 18:22
Бумаги «Русала» подскочили на 6% на новости о возможном байбэке акций Инвестиции, 18:22
Стал известен новый главный тренер «Ливерпуля» Спорт, 18:19