Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
В МВД Украины обвинили спецслужбы России в хакерской атаке 16:47, Общество Хакерская атака затронула банк «Хоум Кредит» и компанию Абрамовича 16:42, Бизнес Эксперты установили атаковавший российские и украинские компании вирус 16:42, Технологии и медиа Осужденный на 3 года издатель журнала «Флирт» остался доволен приговором 16:26, Общество Децл подал иски к Басте на 4 млн руб. 16:10, Общество В киевском аэропорту заявили о возможной задержке рейсов из-за кибератаки 16:08, Технологии и медиа «Роснефть» перешла на резервную систему управления из-за хакерской атаки 16:02, Технологии и медиа Хакеры атаковали правительство, транспорт, банки и энергетику Украины 15:51, Общество Трамп отреагировал на увольнение сотрудников CNN после материала о России 15:45, Политика Правительство решило продать Финляндии дом переводчика «Капитала» Маркса 15:44, Политика Издатель журнала «Флирт» приговорен к трем годам лишения свободы 15:43, Общество Nissan отзовет почти 17,8 тыс. автомобилей Datsun из России 15:41, Бизнес За год «стоимость жизни» россиян выросла на 1 млн руб. 15:36, Экономика В МЭР заявили об угрозе от продолжения работы заблокированного Telegram 15:26, Экономика Бывший капитан «Зенита» продолжит карьеру в европейском чемпионате 15:21, Спорт Москва пригрозила штрафом в 5 млн руб. организатору сноса ДК Серафимовича 15:19, Политика Компания Тимченко будет добывать фосфаты в Сирии при поддержке ЧВК 15:16, Бизнес «РуссНефть» назвала сроки покупки нефтяных активов Гуцериева 15:09, Бизнес Роскомнадзор рекомендовал провайдерам сменить способ блокировки сайтов 15:08, Технологии и медиа «Роснефть» сообщила о мощной хакерской атаке на свои серверы 14:59, Технологии и медиа Нацбанк Украины заявил о хакерской атаке на банки страны 14:52, Финансы СМИ опубликовали видео выхода в море нового авианосца Великобритании 14:46, Технологии и медиа Владелец «Му-Му» ответил на претензии из-за цен в аэропорту Домодедово 14:39, Бизнес Португальцы потеряли трех игроков перед полуфиналом Кубка конфедераций 14:33, Спорт Суд отказался привлечь «Росимущество» к делу «Роснефти» против «Системы» 14:20, Бизнес Патрушев заявил о сокращении на 92% площади орошаемых в Крыму земель 14:17, Общество Встреча без обязательств: почему России пока не нужна сделка с США 14:09, Мнение Глава Балашихи прокомментировал свою отставку 14:08, Политика
Прогнозы будущего космонавтики: колонизация Марса и звездные войны
Общество, 07 апр, 2011 15:44
Прогнозы будущего космонавтики: колонизация Марса и звездные войны
Специально к 50-летию пилотируемой космонавтики РБК вспомнил самые яркие прогнозы прошлого и узнал у экспертов, чего нам ждать от космонавтики в ближайшие 50 лет.

Планетарные туристы

В начале прошлого века Константин Циолковский предположил, что человечество не останется вечно в своей колыбели на Земле, а расселится по всей Солнечной системе. Запуск спутника и первые шаги по освоению космического пространства уверили людей, что в ближайшее время все так и произойдет. Но сбылась лишь малая часть прогнозов ученых, писателей и футуристов, остальные отодвинулись во времени или оказались фантастикой. С началом космической эры путешествия на другие планеты стали излюбленной темой писателей. Окрыленные космическими успехами авторы середины прошлого века рисовали дивное космическое будущее спустя всего 15-20 лет после момента написания книги. Если бы все их идеи осуществились, земляне бы уже колонизировали Луну, Венеру, Марс, спутники Юпитера и даже вышли за пределы Солнечной системы, встретились с инопланетянами и успели поучаствовать в звездных войнах.

Главный конструктор Сергей Королев, сделавший космическую сказку былью, в 1965г. обещал, что через десяток-другой лет советские граждане будут летать в космос по профсоюзным путевкам. Тогда же немецкий конструктор Вернер фон Браун заявил, что в ближайшем будущем билет для круиза на Луну будет стоить 5 тыс. долл. И вот, спустя более чем 40 лет туристы все еще не отдыхают в лунных отелях, хотя 7 туристов все же слетало на МКС за деньги. Ряд частных компаний предлагают всем желающим отправиться в двухчасовой суборбитальный полет, космический корабль поднимется на высоту 110 км, при взлете и посадке туристы испытают перегрузки, попробуют себя в условиях невесомости. Первый рейс намечен на 2012г., уже проданы более 250 билетов стоимостью около 200 тыс. долл. До доступных по цене туристических полетов на Луну пока тоже очень далеко. В середине нулевых был озвучен проект полета российского корабля "Союз" вокруг Луны с участием космических туристов, планировалось, что будут проданы 2 билета ценой в 150 млн долларов. Но проект судя по всему заглох - в последнее время о запланированном на 2015г. полете официальные структуры не упоминают.

Дотянуться до Луны

В 1950 г. Рэй Бредбери написал сборник рассказов "Марсианские хроники", действия которого разворачивались в начале третьего тысячелетия – по версии фантаста, люди бы уже успели построить города на Красной планете. Когда недавно журналисты попросили Рэя Бредбери ответить на вопрос, почему его предсказание не сбылось, он сказал: "Потому что люди - идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде айфона, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру... Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением - пить пиво и смотреть сериалы".

Дальше всех в будущее заглянули братья Стругацкие. Описывая мир "Полудня ХХII века" они рисовали общество победившего коммунизма и технократии, где космические полеты к другим планетам и общение с населяющими их разумными существами – обыденная реальность. Насколько правы знаменитые советские фантасты в своих прогнозах, узнаем лет через 100.

Сегодняшние фантасты осторожней в прогнозах. Сергей Лукьяненко считает, что в ближайшее время космонавтика будет развиваться очень интенсивно: "Это связано с появлением нового серьезного космического игрока - Китая. Он, имея преимущества плановой экономики, методично развивает освоение космоса. В планах у китайцев создание постоянной лунной базы, научные экспедиции и так далее. Лет через десять, когда Китай станет действительно активно эксплуатировать космическое пространство и изучать его, остальные игроки - США и Россия - начнут усиливать свои космические программы".

Схожую точку зрения высказывает и выдающийся конструктор, сподвижник С.Королева Борис Черток, считающий, что Китай будет второй после США, а может быть и первой державой, способной осуществить реальное "господство в космосе".

В 1986г. США создали комиссию по разработке космической программы на ближайшие 50 лет. Приоритетной задачей там объявлялось строительство постоянной обитаемой базы на Луне в первом десятилетии XXI столетия. Заложенный в программу срок истек, а к строительству базы еще и не приступали. По оценке Б.Чертока, если американцы будут строить базу самостоятельно, то работы начнутся не ранее 2015г. и для создания базы на 8-12 человек потребуется 8-10 лет.

"Можно прогнозировать, что Россия самостоятельно в ближайшие 20-25 лет не способна создать свою базу. Возможно даже, что Китай создаст свою базу лет на 5 раньше России. Четвертым колонизатором Луны будет Индия. Маловероятно, но теоретически возможно объединение технических и экономических средств для строительства международной лунной базы между Россией и Европой. Примером такого объединения технологических и экономических средств является МКС", - считает Б.Черток.

Астроном и физик, научный руководитель Института астрономии РАН Александр Боярчук полагает, что технически базу на Луне построить в ближайшие 50 лет вполне возможно, однако придется учесть множество деталей: "На Луну возить, это даже не во Владивосток – это чуть-чуть дальше. Возить придется продукты, людей, там должны будут находиться спасатели – мало ли что там случится. Вон, японцы хвалились своей атомной станцией, а сейчас никак не выкрутятся. На Луне тоже нужно строить какую-то станцию, а рядом – огромный полигон для спасения людей, чтобы их можно было быстро эвакуировать оттуда".

И на Марсе будут яблони цвести?

Долгие годы главной мечтой и таинственной загадкой для человечества являлся Марс. К встрече с марсианами человечество готовили еще Герберт Уэллс и Рэй Бредбери, "Есть ли жизнь на Марсе?" пытался выяснить лектор из кинокомедии конца 50-х "Карнавальная ночь"… В свою очередь теоретики космонавтики запугивали окружающих идеями о грозящей гибели человечества и готовили на этот случай "план Б" - переселение на Венеру или Марс. Ученые давно предупреждали, что надеяться на встречу с живыми существами неземного происхождения в пределах Солнечной системы нереально, но человечеству хотелось верить, что Марс обитаем. Правда, после того как марсоходы прислали информацию с поверхности Красной планеты и подтвердили, что жизни там нет, мечты разрушились, уступив место исключительно научному интересу.

"Мое твердое убеждение - пилотируемые полеты на Марс в XXI веке технически вполне возможны, но не нужны. Амбициозная цель не оправдает огромные затраты и риск", - уверен Борис Черток.

Руководитель Института астрономии РАН согласен, что технически полет возможен, дело за финансированием: "Экспедиция на Марс обойдется в 30 триллионов рублей. Здесь проблема состоит, в первую очередь, в том, сможет ли государство эти средства выделить. Сейчас в основном марсианские программы сводятся к высказыванию нашей мечты, практические работы не проводятся. Если мы все деньги бросим на эту проблему, технические люди говорят, что за 10-15 лет они эту программу освоят". А.Боярчук считает, что Красную планету смогут исследовать и управляемые с Земли автоматы, а человеку лететь туда не обязательно.

"Я думаю, что реально мы посетим Марс. Очень возможно, что через 50 лет удастся посетить крупные спутники Юпитера или Сатурна. Тут вопрос, скорей, не в технической сложности, а в политической и экономической воле", - летит к новым горизонтам фантазия писателя Сергея Лукьяненко.

Космонавт Светлана Савицкая трезво смотрит на ситуацию: "Прогнозы, которые были в советское время по тому, какая будет космонавтика к 2000г. или к концу 90-х гг., не оправдались. Тогда думали, что к этому времени будут суда на ядерных двигателях". Первая женщина, вышедшая в открытый космос, теперь считает, что пилотируемый полет на Марс будет возможен через 50 или через 100 лет, но уж точно не через 20, потому что сейчас никто серьезно не работает в этом направлении.

После апокалипсиса

Но не все так радужно в нашем будущем. Космонавт Георгий Гречко полагает, что в течение ближайших 50 лет человечество себя уничтожит. "Мы не только достигнем Марса, но и колонизируем его. Если нынешний темп разрушения сохранится, и человечество уничтожит Землю, там, глядишь, появится ракета "Ноев ковчег" и там будет каждой твари по паре". Космонавт надеется, что в ближайшие 50 лет люди все-таки встретятся с инопланетянами, следы которых он ищет вместе с другими энтузиастами. "Нам очень нужна эта встреча. Сейчас и мир в дурацком положении, и Россия в тяжелом, но все равно выход есть, даже два. Один фантастический, а другой реальный. Реальный, что прилетят пришельцы, и все наши проблемы решат, а фантастический, что мы сами справимся", - с грустной иронией в голосе говорит знаменитый космонавт.

На случай апокалипсиса у китайских ученых есть выход. Они полагают, что на Марс сразу нужно лететь экипажу не менее чем из 1000 мужчин и женщин, чтобы там и остаться. И когда все земляне погибнут, китайские марсиане смогут вернуться и воссоздать жизнь на Земле. Правда новая цивилизация будет исключительно китайской.

Космонавт Юрий Батурин в футурологическом эссе "Априорная история космонавтики" на ближайшие 50 лет предсказал выход в космические лидеры США, Китая, Японии, Индии и Германии, развитие окололунного туризма и строительство там обсерваторий, а затем и баз. А в 2041-2050 гг. разразится первая космическая война, оптимистично предсказывает космонавт.

Официальные планы: заселение Луны и полеты на Марс

Но не все прогнозы столь мрачны. В преддверии юбилея полета Юрия Гагарина Роскосмос озвучил планы освоения Галактики. Среди амбициозных планов не только полеты к Луне, но и создание базы в ее приполярной области к 2030г. После освоения Луны российские космонавты собираются совершить пилотируемый полет на Марс. А жителям Земли остается надеяться только на то, что эти планы реализуются и еще при нашей жизни нога землянина ступит на почву Красной планеты.