Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 11:40 МСК
На Ставрополье на дороге застрелили заместителя имама Общество, 11:09 Лучшие предложения рынка наличной валюты  11:00   USD НАЛ. Покупка 63,95 Продажа 64,00 EUR НАЛ. 71,86 71,91 Пассажирский Ан-24 выкатился за пределы полосы в аэропорту Пскова Общество, 10:52 Минфин временно отказался от ввода акцизов на сладкие напитки Общество, 10:44 Венесуэльский министр предупредил о возможном падении цены нефти до $20 Экономика, 10:42 VimpelСom подал к бывшему акционеру иск на €128,5 млн Бизнес, 10:35 Вымой сам: как в Россию пришел бум автомоек самообслуживания Свое дело, 10:33 Исландия осудила сближение самолетов ВВС России с гражданским лайнером Политика, 10:16 Бравада не удалась: почему Клинтон победила в первых дебатах Павел Демидов эксперт ЦСР, старший преподаватель МГИМО Мнение, 10:03 Националисты подали заявку на проведение «Русского марша» в Москве Политика, 10:02 Журналист Григорий Пасько сообщил о нападении в Барнауле Общество, 09:58 СМИ сообщили о готовящейся отставке главы ГУЭБиПК из-за дела Захарченко Общество, 09:51 Президент Колумбии подписал мирное соглашение с лидером повстанцев Политика, 09:43 Минэнерго рекомендовало не закрывать опасные угольные шахты Политика, 09:00 Трамп назвал российское ядерное оружие превосходящим американское Политика, 08:20 РЖД предсказали убыток в 142 млрд руб. в 2017 году Экономика, 08:03 Братья Чигиринские потребовали $217 млн с главы ММК Бизнес, 07:33 Всегда готова: как Клинтон обыграла Трампа на первых теледебатах Политика, 07:27 «Азбука вкуса» внедрила систему оплаты с помощью отпечатка пальца Бизнес, 06:49 СМИ узнали о планах ЕС выплачивать сирийским беженцам в Турции €30 Политика, 06:41 «Росгеология» решила стать госкорпорацией Бизнес, 05:43 На дебатах Клинтон обвинила Россию в кибератаках на США Политика, 05:40 Трамп и Клинтон обменялись обвинениями на первых теледебатах Политика, 05:00 Ограничение иностранной доли в видеосервисах не затронет соцсети Бизнес, 04:57 Пентагон заявил о необходимости ядерного оружия для сдерживания России Политика, 04:18 Disney начала подготовку к приобретению Twitter Бизнес, 03:58 Вдову застреленного на допросе друга Тамерлана Царнаева обвинили во лжи Общество, 03:26 Материнский капитал: инструкция по применению Деньги, 02:38
22 окт 2015, 09:53
Фарида Рустамова, Анастасия Михайлова
Спецслужбы займутся пропагандой позитивных ценностей среди граждан
Фото: Коммерсантъ
Предупредительные беседы с гражданами будут проводить ФСБ, СКР, прокуратура и другие ведомства. Разнообразные меры воздействия на правосознание россиян содержатся в новой версии подготовленного в Госдуме правительственного законопроекта о профилактике преступности

Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции на заседании в начале ноября рассмотрит для принятия во втором чтении правительственный проект закона о профилактике правонарушений, рассказал РБК зампредседателя комитета Александр Хинштейн. По словам собеседника РБК, близкого к руководству комитета, законопроект согласован с государственно-правовым управлением президента.

Правительство внесло проект в Госдуму 31 декабря 2013 года, он был принят в первом чтении в марте 2014 года. Полуторагодовое промедление объясняется длительной доработкой, пояснил РБК Хинштейн. В заключении комитета к первому чтению говорилось, что в первоначальном варианте, в частности, не определены направления деятельности и разграничение полномочий различных федеральных органов исполнительной власти.

«Мы провели шесть заседаний экспертного совета, законопроект кардинально изменен», — говорит Хинштейн. В его доработке участвовала уполномоченный по правам человека Элла Памфилова: в понедельник аппарат уполномоченного и комитет по безопасности провели совместное совещание. Для вынесения законопроекта на рассмотрение комитета осталось дождаться окончательного согласия аппарата уполномоченного и отзыва МВД на доработанный вариант, сообщил РБК собеседник, близкий к руководству комитета.

Вспомнить о реформе МВД

Законопроект нужен, чтобы восстановить «отечественный опыт профилактики правонарушений», и вносится во исполнение утвержденной в 2009 году бывшим тогда президентом Дмитрием Медведевым «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», говорится в пояснительной записке. В это же время Медведев инициировал реформу МВД, в ходе которой милицию переименовали в полицию.

Закон о профилактике определит правовые основы системы профилактики правонарушений и сформирует единую систему. Сейчас в регионах действует более 130 местных законов в этой области, а федеральный отсутствует. «Недооценка роли общественных сил в предупреждении преступлений, утрата опоры на граждан обусловливают недостаточный уровень профилактики правонарушений», — говорится в пояснительной записке.

Предлагаемая правительством (законопроект разработан МВД) федеральная система «будет направлена на пропаганду позитивных жизненных ценностей, материальную, психологическую и иную адаптационную поддержку лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или находящимся в социально опасном положении».

Что такое профилактика

Профилактика, следует из законопроекта, предполагает социальные, правовые, организационные, воспитательные меры для выявления и устранения причин и условий совершения правонарушений. Среди ее основных направлений — охрана общественного порядка, в том числе при проведении спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий, противодействие незаконной миграции, предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними, противодействие терроризму и экстремистской деятельности, противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и так далее.

Законопроект предлагает два вида профилактики — общую и индивидуальную. Общая, по замыслу авторов, должна будет выявлять и устранять причины, порождающие правонарушения, повышать уровень правовой грамотности и правосознания граждан. Индивидуальная профилактика будет адресована безнадзорным и беспризорным несовершеннолетним, людям, отбывающим уголовное наказание, не связанное с лишением свободы, занимающимся бродяжничеством и попрошайничеством, несовершеннолетним, подвергнутым принудительным мерам воспитательного воздействия, людям, прошедшим курс лечения и реабилитации от наркотической зависимости, алкоголизма.

Первоначальный вариант предполагал также третий, более жесткий вид — специальную профилактику, предполагавшую меры административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, оперативно-разыскного характера. В доработанной версии законопроекта этот пункт убрали.

Специалисты по профилактике

Займутся профилактикой федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры, следственные органы СКР, региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления. Впрочем, участвовать в ней смогут и рядовые граждане, и общественные объединения, например добровольно охраняя общественный порядок или содействуя правоохранительным органам.

В обновленном тексте законопроекта появилась статья об обязанностях субъектов профилактики: это соблюдение прав граждан и организаций, информирование о своей работе в СМИ и интернете, сохранение конфиденциальности полученной информации.

Для гарантии реализации профилактики будут созданы межведомственный, ведомственные, региональные и муниципальные координационные органы. Каким будет межведомственный орган, уточнит правительство.

Меры воздействия

Законопроект предлагает несколько форм профилактического воздействия. Это профилактическая беседа, официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, профилактический учет, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, социальная адаптация.

Такие меры смогут предпринимать сотрудники прокуратуры, СКР, полиции, ФСБ, ФСИН, ФСКН, говорится в документе (изначальная версия текста этого не предполагала).

Также среди мер перечислены ресоциализация, социальная реабилитация, помощь лицам, пострадавшим от правонарушения или подверженным риску стать таковыми, и т. д. Понятия ресоциализации и социальной реабилитации расширены по сравнению со старой версией законопроекта. Так, в новой версии предлагается распространить действие социальной реабилитации в том числе на лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.

Специальные меры (какие именно, не уточняется) будут применяться при непосредственном выявлении правонарушений, по заявлениям физических или юридических лиц, по сообщениям СМИ, по материалам от органов государственной власти и местного самоуправления. Однако для применения спецмер будет необходимо решение суда или субъектов профилактики.

Лица, к которым будут применяться индивидуальные профилактические меры, смогут узнать об основаниях и причинах применения мер, ознакомиться с собранными на них материалами и обжаловать действия в отношении себя. В первоначальном варианте законопроект этого не предусматривал.

В 2012 году 4547 региональных и местных программ профилактики правонарушений были профинансированы на общую сумму 17,5 млрд руб., уточняется в пояснительной записке. Более свежих данных нет, а МВД не предоставило оперативного ответа на запрос РБК.
Расходы на профилактику возьмут на себя сами осуществляющие ее органы и ведомства, следует из законопроекта.

Слишком рамочный

«Главная претензия к первоначальному тексту — он был слишком рамочным. Теперь законопроект более четко прописан, хотя по-прежнему остается рамочным», — объясняет Хинштейн. По его словам, проект закона носит правозащитный характер и его основная задача — уменьшить число преступлений. «Документ не предусматривает ограничения прав и свобод граждан, не дает права каким-либо органам принудительно применять меры», — подчеркивает депутат.

«Профилактика нужна, тут спорить не о чем, — уверен руководитель комитета по предотвращению пыток, член президентского совета по правам человека Игорь Каляпин. — Но сотрудники правоохранительных органов считают себя борцами с преступностью и предпочитают разбираться с последствиями преступлений, а не искоренять проблему — бороться за безопасность граждан».

По мнению Каляпина, чтобы такой закон работал, он должен назначить ответственных за профилактику чиновников, содержать механизмы профилактики и определять источники финансирования. «Если этого нет, то это очередная профанация», — считает правозащитник.

По мнению адвоката Алексея Михальчика, на фоне кризиса может начаться рост преступности, поэтому реальные механизмы ее профилактики пришлись бы кстати. «Но рамочный закон — это, по сути, только декларация: мы за все хорошее против всего плохого». Михальчик также отмечает, что, например, в США в рамках профилактики преступности государство оказывает помощь освободившимся заключенным: с такими людьми работают психологи, им помогают социально адаптироваться, для них готовят рабочие места. «У нас же есть только административный надзор, который только и делает, что проверяет подопечных, не совершили ли они новые преступления, — рассуждает он. — Государство изначально считает их рецидивистами».

Судья Мосгорсуда в отставке Сергей Пашин добавляет, что на Западе распространены такие программы, как наблюдение соседей, есть общественные движения (например, за правильную парковку), которые имеют право добиваться для нарушителей привлечения к ответственности. Он отмечает, что, например, в Советском Союзе работали народные дружины и комсомольские отряды, которые занимались профилактикой, регулярно проводились рейды. «Каждый судья был обязан два раза в год отчитываться перед трудовыми коллективами: читать лекции и проводить беседы. Он приходил на завод и рассказывал, какие дела рассматривает, какие законы были приняты, например закон о борьбе с пьянством, закон об ужесточении ответственности за хулиганство», — рассказывает Пашин.

Однако, по мнению Каляпина, профилактика преступлений в советское время не была на высоком уровне, зато свою роль играла идеологическая пропаганда.