Персоналии

Якунин Владимир Иванович

Якунин Владимир Иванович

Президент ОАО «Российские железные дороги», занимает эту должность с 2005г. Сменил на посту главы РЖД Геннадия Фадеева. Владимир Якунин имеет опыт работы как в бизнесе, так и на государственной службе, в том числе на дипломатической. Больше пяти лет проработал в представительстве СССР при ООН. Имеет чин действительного государственного советника первого класса. Во главе РЖД продолжает начатое при предшественнике масштабное реформирование отрасли, выступает за привлечение частных средств в отрасль.

Биография

Владимир Иванович Якунин родился 30 июня 1948г. в деревне Захарово Гусь-Хрустального района Владимирской области. Сам В.Якунин говорил, что был в этой деревне всего два раза в жизни - один раз, когда родился, и второй раз, когда навещал своих бабушку и дедушку. Детство до 14 лет он провел в Эстонии в г.Пярну, где служил его отец - летчик-пограничник. Однако своим родным городом В.Якунин считает Санкт-Петербург (бывший Ленинград), куда после демобилизации отца переехала его семья.

В Ленинграде он окончил 366 среднюю школу в 1966г. - это был последний год, когда выпускники заканчивали 11 классов, одновременно было два выпуска - из 11-летки и 10-летки. Затем поступил в Ленинградский механический институт, который окончил в 1972г. по специальности «Производство летательных аппаратов», на самом деле специализировался в сфере проектирования и обслуживания баллистических ракет дальнего радиуса действия.

Первым местом работы В.Якунина стал Государственный институт прикладной химии, потом после двухлетней службы в армии устроился инженером в управление Государственного комитета Совета министров СССР по внешнеэкономическим связям. Одновременно с В.Якуниным в госкомитете работал и Михаил Фрадков, впоследствии ставший премьер-министром РФ. С 1982г. В.Якунин занимал должность начальника отдела Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе Академии наук СССР. В 1985г. началась его дипломатическая карьера, в течение пяти с половиной лет (до 1991г.) он был вторым, а потом и первым секретарем постоянного представительства СССР при ООН, занимался там вопросами мирного использования космического пространства.

По возвращении в Россию занялся бизнесом, в 1991г. он основывает АОЗТ «Международный центр делового сотрудничества», который занимается привлечением иностранных инвестиций в бизнес. Параллельно В.Якунин участвует в создании банка "Россия", входит в его совет директоров. Именно в это время В.Якунин знакомится с будущим президентом РФ Владимиром Путиным, работавшим тогда в мэрии под руководством Анатолия Собчака. Впоследствии этот и ряд других фактов послужили поводом для появления в СМИ версии о В.Якунине как преемнике В.Путина на посту главы государства. В 2006-2007гг. его так же, как Сергея Иванова, Дмитрия Медведева, Дмитрия Козака и ряда других персон, называли в числе кандидатов в преемники. Вокруг возможного развития карьеры В.Якунина вообще ходило множество слухов. Так, например, в 2004г. В.Якунин фигурировал в числе кандидатов на пост руководителя администрации президента, министра транспорта и премьер-министра. Однако, ни одна из этих версий в дальнейшем не подтвердилась.

Что касается его официальной биографии, то с 1997г. нынешний глава РЖД вновь вернулся на государственную службу, заняв пост начальника Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления президента РФ. Через три года он был назначен заместителем министра транспорта РФ и занимал эту должность до февраля 2002г., когда стал первым заместителем главы Министерства путей сообщения, на основе которого позднее было создано ОАО «Российские железные дороги». В 2001-2002гг. В.Якунин был избран председателем совета директоров ОАО «Новороссийское морское пароходство» («Новошип») и ОАО «Восточный порт».

В 2003г. начинается карьера В.Якунина в ОАО «РЖД». В октябре этого года он был назначен первым вице-президентом компании по финансам. В то время президентом РЖД был Геннадий Фадеев. На протяжении двух лет СМИ писали о разногласиях между ними и серьезной борьбе, но уже в 2005г. многие эксперты признали, что конфликт исчерпан. Однако 14 июня 2005г. В.Якунин был назначен президентом железнодорожной монополии, а Г.Фадеев стал помощником премьер-министра. Распоряжение об отставке Г.Фадеева с поста главы РЖД подписал Михаил Фрадков, тогда председатель правительства, и сделал это в тот момент, когда Г.Фадеева не было в Москве.

На посту президент РЖД В.Якунин продолжил реформирование железнодорожной отрасли. Под его руководством была проведена реорганизация РЖД и выделены дочерние компании. Сам В.Якунин неоднократно отмечал, что более интересной и сложной работы, чем в РЖД, у него в жизни не было.

Он всегда выступал за привлечение внешних средств для развития компании. По мнению В.Якунина, одним из таких вариантов должна стать продажа на открытом рынке акций "дочек" и самого ОАО "РЖД". Так, в конце 2009г. в РЖД была подготовлена концепция продажи в 2010-2012гг. на открытых аукционах акций 18 дочерних и зависимых обществ компании, в ходе которой планируется получить около 150 млрд руб. дополнительных средств. А уже в ноябре 2010г. состоялось IPO 35% одного из самых привлекательных по мнению В.Якунина активов компании – ОАО "ТрансКонтейнер", в ходе которого компании удалось привлечь порядка 388 млн долл.

Одновременно с работой в РЖД В.Якунин занимается общественной и научной деятельностью. Он является председателем попечительского совета двух общественных фондов - Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного. Кроме того, В.Якунин - научный руководитель и председатель попечительского совета Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при ООН Российской академии наук.

В.Якунин женат, у него двое взрослых сыновей и трое внуков.

Материалы наших партнеров:
  • РБК.Стиль: Акапулько в Москве: новая мебель Christian Liaigre в салоне Fifth Avenue