Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 0:26 МСК
В Белом доме объяснили желание Трампа наладить отношения с Россией Политика, Вчера, 23:50 СМИ сообщили об отказе Первого канала от спортивных новостей Спорт, Вчера, 23:48 ЦБ зафиксировал жалобы на невозможность купить электронное ОСАГО Финансы, Вчера, 23:46 Число жертв схода лавины на гостиницу в Италии возросло до 17 Общество, Вчера, 23:12 Больше Голливуда: почему «Формулу-1» покидает создатель ее бизнес-модели Бизнес, Вчера, 23:12 Пассажирский автобус столкнулся с грузовиком в Подмосковье Общество, Вчера, 22:53 На конференции в Астане не удалось сблизить позиции представителей Сирии Политика, Вчера, 22:52 Разработчик софта подал иск к Минкомсвязи Технологии и медиа, Вчера, 22:49 В Санкт-Петербурге в жилом доме произошел пожар Общество, Вчера, 22:23 В Ленинградской области более 20 тыс. жителей остались без холодной воды Общество, Вчера, 21:55 Мосгорсуд решил заблокировать Dailymotion на территории России Общество, Вчера, 21:53 Лондон на распутье: какую модель выполнения Brexit выберет Великобритания Политика, Вчера, 21:38 WSJ раскрыла имя одного из источников доклада о компромате на Трампа Политика, Вчера, 21:30 Пакистан провел испытания новой ядерной ракеты Политика, Вчера, 21:28 ФСИН обвинили в нарушениях антимонопольного законодательства при закупках Общество, Вчера, 21:17 СКР возбудил уголовное дело против вымогавших 5 млн руб. полицейских Общество, Вчера, 21:07 Игра с нулевой суммой: почему у программы Трампа мало шансов на успех Борис Грозовский экономический обозреватель Мнение, Вчера, 20:48 Сечин обещал 500 млрд руб. налогов за отмену монополии «Газпрома» Бизнес, Вчера, 20:41 Почему сериалы не заменят большое кино Технологии и медиа, Вчера, 20:36 Трамп возобновил строительство замороженных Обамой нефтепроводов Экономика, Вчера, 20:36 Капитан донецкого «Шахтера» объяснил отказ от перехода в «Барселону» Спорт, Вчера, 20:36 На юго-западе Москвы загорелся торговый центр «Рио» Общество, Вчера, 20:26 «Оскар»-2017: номинация «Лучший фильм». Фотогалерея Фотогалерея, Вчера, 20:22 Президент группы компаний «Дикси» покинул свой пост Бизнес, Вчера, 20:15 В семи субъектах не оказалось претендентов на региональную ТВ-кнопку Технологии и медиа, Вчера, 20:10 Посол Израиля прокомментировал слова Толстого об Исаакиевском соборе Общество, Вчера, 19:54 Ипотечную структуру Минобороны возглавит выходец из АИЖК Финансы, Вчера, 19:49 Дипломаты встретились с задержанным в Испании российским программистом Политика, Вчера, 19:36
4 мар 2016, 15:58
Общее прошлое: что празднуют 8 Марта?
Леонид Бляхер, профессор Тихоокеанского госуниверситета, член ВИО
В отличие от большей части «советских» праздников Международный женский день превратился в домашнее торжество и потому прижился в новой эпохе

Знание своей истории — это не только вопрос образованности и культуры. Это еще и необходимый фундамент для создания общего будущего людей, живущих в одной стране. РБК совместно с Вольным историческим обществом продолжает цикл публикаций о главных событиях, ставших поворотными в нашей общей истории — истории России.

Международный женский день в России — праздник странный. Возникнув как день борьбы за женское равноправие, он постепенно дрейфовал в сторону праздника женщины в самом антифеминистском смысле слова. В мире его отсчет ведется с выступления женщин Нью-Йорка 8 марта 1908 года за политические и экономические права. Часто в качестве отправной точки празднования называют инициативу Клары Цеткин, предложившую в 1910 году отмечать этот день борьбой за женское равноправие. Особенной популярностью праздник пользовался до 20-х годов ХХ века. Война, Великая депрессия и пришествие фашизма в Европу несколько снизили остроту «женского вопроса», но в 1960-е годы популярность его вновь возрастает. Решением ООН с 1975 года он отмечается как Международный день борьбы за права женщин. В этот день во многих странах мира проходят мероприятия, связанные с противостоянием дискриминации по половому признаку. Где-то, как и в России, этот праздник стал государственным и выходным. В Лаосе это выходной день только для женщин. В Китае женщины в этот день работают меньше, чем мужчины. В Таджикистане это День матери. В Армении — День материнства и красоты.

История феминизма

Роль женщины в традиционном обществе всегда была высока. Именно она организует быт, распоряжается в доме, осуществляет сложнейшие внутриродовые коммуникации, организует брачные союзы и во многом саму экономику домохозяйства. Мужчина берет на себя функцию защиты. С появлением государств нового времени с их обилием «несемейных» социальных институтов, жестким разделением публичной и приватной сфер ситуация начинает меняться.

«Брачную дипломатию» Средневековья сменяет профессиональная дипломатия и политические союзы, заключенные на иных основаниях. Раньше кровные узы гарантировали добросовестность партнера. Новый капитализм нашел им замену в виде акционерных обществ и государственных гарантий. Даже идеал многодетности как средства обеспечения в старости сменяется алиментарной системой. Отношения между мужчиной и женщиной теряют жесткую утилитарную привязку и приобретают романтический оттенок. Вполне маргинальная культура трубадуров начинает выступать образцом в отношениях между полами, закрепляя место женщины в приватном пространстве. Приватная среда теряет престиж, но она еще занимает большую часть времени женщины. Для публичности у нее не остается сил. Возникает представление об изначальной неполноценности женщины, ее предназначенности для семьи. Для благополучных социальных слоев это проявляется в запрете на публичные формы самореализации, для базовых слоев населения — в дискриминации в оплате труда, найма на работу и т.д.

Революция в организации быта, произошедшая в Европе на заре XX века, освободила время женщин. У них появляется возможность для выхода в публичное пространство. Но это пространство не предполагало существования в нем женщин. Здесь и возникает ощущение несправедливости этого мира. Потому ранний феминизм был тесно связан с революционным движением, сражающимся с тем же «миром насилия». В России ситуация не особенно отличается. Появляются женщины-педагоги, врачи, ученые. В 1913 году в России проходит первая конференция, посвященная Дню борьбы за права женщин. Постепенно в борьбу втягиваются женщины — работницы заводов. Движение расширяется.

После революции

Одним из первых декретов победившей революции стал декрет о равенстве мужчин и женщин (1917 год). В первой Конституции РСФСР 1918 года равенство женщин постулировано максимально широко. В законодательстве тех лет за женщиной закреплялись равные политические и экономические права, упрощалась процедура развода, легализировались гражданские браки и аборты. Праздник 8 Марта стал днем женщин, победивших в «мужском мире». В 1921 году в стране победившей революции этот праздник получает официальную прописку и официальное признание.

Но социальная революция отнюдь не обернулась для России революционным облегчением быта. Последствия многолетней войны добавили новые проблемы, которые традиционно ложились именно на плечи женщин. Это, а также политика по секуляризации женщин от «домашнего рабства» привели к тому, что рождаемость в стране снизилась к 1930 годам в шесть раз. Положение в сфере воспроизводства трудовых ресурсов стало осознаваться как катастрофическое. Меняется государственная политика в отношении семьи. В 1930-е годы дискриминируются брачные союзы, кроме легального брака, затрудняются разводы, криминализируются аборты, вводится раздельное обучение в школе, запрет на ряд профессий. Тело человека становится объектом государственного контроля.

Меняется и смысл праздника. Он становится праздником материнства. Не просто матери, но матери-труженицы. В этом виде он закрепляется в 1966 году в качестве государственного праздника. То, что при этом на женщину ложится тройная нагрузка (работа, быт, обязанности матери), не обсуждается. Не обсуждается и то, что существующее положение дел ставит жесткие пределы для реализации женщины в публичном пространстве. Появившиеся в период войны женщины-руководители вытесняются в первые мирные годы. При этом функции организации быта, оставаясь необходимыми, обладают низким социальным статусом. В отличие от США того времени, где статус домохозяйки подается как желанный идеал, в СССР он стигматизируется.

Риторика о равенстве входит в серьезное противоречие с реальностью. В условиях неустроенного, жестко контролируемого быта публичность для женщин становится бременем.

Новая эпоха

Ситуация начинает меняться в 1970–1980-е годы. Советский народ потихоньку отвоевывает у государства приватное пространство. Если Международное женское движение боролось за права в публичной сфере, то в СССР шел противоположный процесс борьбы за приватизацию собственного тела, собственной частной жизни. В отличие от большей части «советских» праздников, захваченных государством у населения, выхолощенных до неузнаваемости или так и не ставших праздниками, 8 Марта развивалось в противоположном направлении. Из государственного праздника он превращается в домашний.

Именно поэтому 8 Марта стал одним из немногих праздников СССР, перекочевавших в следующую эпоху, воспринимавшуюся как возможность «секуляризации себя из мира государства». Идеи борьбы за права женщин в публичном пространстве оказались оттеснены на периферию (может быть, в силу ущербности самого публичного пространства), а праздник превратился в некий аналог «дня влюбленных».

Вольное историческое общество (ВИО) было создано в 2014 году, объединив историков и специалистов социальных и гуманитарных наук, которые считают необходимым противостоять фальсификациям истории последнего времени и готовы бороться за честь профессионального научного сообщества. За год деятельности​ ВИО многократно выступало с критикой решений властей. Так, оно выступило в поддержку профессора МГИМО Андрея Зубова, уволенного за критику российской внешней политики в отношении Украины. Также был открыто поддержан академик Юрий Пивоваров, обвиненный в халатности в связи с пожаром в ИНИОНе. Критике со стороны ВИО неоднократно подвергались и высказывания министра культуры Владимира Мединского, который выступал за пропаганду мифов советского времени, а также заявил, что историки и архивисты должны заниматься «тем, за что государство им платит деньги, а не осваивать смежные профессии».


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.