Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 4:35 МСК
В Петербурге возбудили дело после попытки нападения на водителя скорой Общество, 03:05 Сноудену продлили вид на жительство в России на два года Политика, 01:59 Обвинившая Трампа в домогательствах американка подала на него в суд Политика, 01:54 Обама смягчил наказание информатору Wikileaks Челси Мэннинг Политика, 01:25 Глава «Северстали» предсказал падение цен на металлургическое сырье Экономика, 01:14 Савченко предложила «сдать» Крым ради возвращения Донбасса Политика, 00:45 Минфин США внес в список санкций президента Республики Сербской Политика, 00:37 Аппарат омбудсмена допустил возвращение десяти изъятых детей в семью Общество, Вчера, 23:33 На выборах председателя Европарламента победил итальянец Антонио Таяни Политика, Вчера, 23:17 Отцы и деньги : чем занимаются наследники российских бизнесменов Фотогалерея, Вчера, 23:07 «Родина» Винера: что происходит со стройкой пасынка Алишера Усманова Бизнес, Вчера, 23:07 Перезагрузка с Кишиневом: о чем договорились президенты России и Молдавии Политика, Вчера, 23:02 Захарченко заявил о неготовности к объединению ЛНР и ДНР Политика, Вчера, 22:49 LinkedIn заявила о планах возвращения в Россию Общество, Вчера, 22:21 Похищенную в Оренбурге девочку нашли живой на городской свалке Общество, Вчера, 21:53 В Турции прокуратура потребовала для курдского политика 142 года тюрьмы Политика, Вчера, 21:25 «Роснефть» продаст долю в итальянском НПЗ Бизнес, Вчера, 21:17 Постпред США при ООН обвинила Россию в подрыве мирового порядка Политика, Вчера, 21:14 Жертвами ошибочного удара ВВС Нигерии стали 100 мирных жителей Политика, Вчера, 20:15 В Оренбурге возбудили дело после похищения 12-летней девочки Общество, Вчера, 20:11 «Победа» отказалась от рейсов из Кирова из-за высоких тарифов в аэропорту Бизнес, Вчера, 20:03 «Челси» опроверг информацию о предоставлении должности Слуцкому Спорт, Вчера, 19:54 Луи ван Гал завершил карьеру по семейным обстоятельствам Спорт, Вчера, 19:43 Роскомнадзор начал блокировку попавшего в интернет эпизода «Шерлока» Общество, Вчера, 19:31 Польских дипломатов не пустили в Россию на белорусской границе Политика, Вчера, 19:25 Дадин обжаловал в суде перевод в алтайскую колонию Общество, Вчера, 19:24 Додон заявил о нежелании политиков в Молдавии признать Крым российским Политика, Вчера, 19:12 Deutsche Bank предсказал ослабление санкций США к весне 2017 года Экономика, Вчера, 19:08
25 дек 2015, 10:09
Дальнобойный бюджет: что потеряют регионы при отмене транспортного налога
Арсений Мамедов, заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара
Предложенная президентом частичная отмена транспортного налога, призванная успокоить дальнобойщиков, может создать проблемы с наполняемостью региональных дорожных фондов

Тройной налог

На большой пресс-конференции Владимира Путина были затронуты вопросы реформирования налогообложения транспортных средств. Очевидно, что они возникли в связи c акциями протеста дальнобойщиков, с которых через систему «Платон» стали собирать плату в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам транспортными средствами массой cвыше 12 т.

В качестве компромиссного варианта президент предложил правительству рассмотреть возможность отмены транспортного налога для транспортных средств, подпадающих под действие нового платежа. Последствия этого предложения можно рассматривать как с точки зрения налогоплательщиков — владельцев большегрузов, так и с точки зрения бюджетной системы (поступлений налогов и платежей).

О «несправедливости» двойного (транспортный налог и сбор с большегрузов) и даже тройного налогообложения (с учетом акцизов на бензин) сказано уже достаточно много. Но как повлияет отмена транспортного налога на большегрузы на бюджетную систему?

Из бюджета в бюджет

Новый сбор с большегрузов в рамках системы «Платон» в настоящее время взимается только при проезде по дорогам федерального значения, и соответствующие платежи поступают в Федеральный дорожный фонд. С точки зрения наполняемости Федерального дорожного фонда новый сбор призван компенсировать перераспределение доходов от акцизов на нефтепродукты, которые с 1 января 2015 года полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ (до этого 28% поступало в федеральный бюджет). В свою очередь перераспределение акцизов было произведено, чтобы компенсировать выпадающие доходы региональных бюджетов в условиях снижения с 2015 года ставок акцизов на нефтепродукты.

Теперь предлагается отменить транспортный налог для большегрузов, который полностью зачисляется в региональные бюджеты, что, очевидно, приведет к появлению новых выпадающих доходов.

Цена вопроса?

В 2014 году, согласно данным ФНС РФ, в целом по России было собрано 117,5 млрд руб. транспортного налога: 27,2 млрд руб. с юридических лиц и 90,3 млрд руб. с физических. При этом с владельцев грузовиков с мощностью двигателя свыше 200 л.с. было собрано 25,6 млрд руб., или 21,8% от всех сборов транспортного налога. Много это или мало?

Необходимо учитывать, что транспортный налог и акцизы на нефтепродукты являются главными источниками формирования региональных дорожных фондов. После создания в 2012 году этих фондов такие виды налоговых доходов, по сути, стали целевыми и должны направляться исключительно на ремонт и строительство дорог. Поэтому для оценки последствий частичной отмены транспортного налога надо понять, какую именно часть дорожных фондов могут потерять регионы.

В сумме поступления от транспортного налога и акцизов на нефтепродукты, зачисляемые в региональные бюджеты, по итогам 2014 года составили 382,6 млрд руб. Если предположить, что соотношение не изменится, регионы могут потерять порядка 6–7% той части объема своих дорожных фондов, которая формируется за счет налоговых доходов, то есть без учета федеральных трансфертов. В целом это достаточно много, и предложенная частичная отмена транспортного налога может создать проблемы с наполняемостью региональных дорожных фондов и, соответственно, строительством и ремонтом дорог.

Полная отмена транспортного налога

В результате получается следующая картина: Федерация сначала компенсировала регионам выпадающие доходы, перераспределив в их пользу 100% акцизов на нефтепродукты, потом ввела новый сбор для повышения наполняемости уже федерального дорожного фонда, а теперь снова предлагает меры, приводящие к снижению доходов бюджетов субъектов в части, формирующей уже их дорожные фонды. С точки зрения межбюджетных отношений подобные решения требуют соответствующих компенсирующих мер либо в виде увеличения трансфертов из федерального бюджета на дороги, либо, например, повышения ставок акцизов на бензин.

Одним из способов решения возникшей проблемы могла бы стать не частичная, а полная отмена транспортного налога для всех автомобилей при соответствующем повышении ставок акцизов на нефтепродукты. Другой вариант — распространение действия сборов в рамках системы «Платон» на дороги регионального значения с зачислением соответствующих сборов в региональные дорожные фонды.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.