Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 20:48 МСК
ЦБ откажется от посредников при расчете тарифов ОСАГО Финансы, 20:41 Who is Mr Ross: как новый министр торговли США связан с Россией Экономика, 20:33 Суд арестовал троих фигурантов дела о гибели детей в ДТП в ХМАО Общество, 20:30 ЦСКА объявил об уходе Леонида Слуцкого Спорт, 20:14 Литва объяснила запрет на въезд российских судей в страну Политика, 20:14 Путин заявил о надежде на восстановление товарооборота с Турцией Политика, 20:13 Лучшие предложения рынка наличной валюты  20:00   USD НАЛ. Покупка 64,00 Продажа 64,00 EUR НАЛ. 68,70 68,73 Минобороны сообщило об освобождении еще пяти кварталов Алеппо от боевиков Политика, 19:58 Глава Генштаба Украины назвал возможные потери в случае войны с Россией Политика, 19:40 Сайт Минфина Украины перестал работать из-за хакерской атаки Общество, 19:38 «Единая Россия» отказалась от корпоратива на Новый год Политика, 19:33 Медведев 20 декабря проведет встречу с фракцией «Единой России» Политика, 19:26 Рост числа мигрантов в России вышел на докризисный уровень из-за Украины Политика, 19:21 Трамп призвал Boeing отказаться от строительства президентского самолета Политика, 19:17 Forbes назвал самых высокооплачиваемых спортсменов в истории Общество, 19:15 Сирия поблагодарила Россию и Китай за вето на резолюцию ООН по Алеппо Политика, 19:06 Сбербанк решил обанкротить Останкинский молочный комбинат Бизнес, 19:00 Суд Греции одобрил выдачу трех сбежавших на вертолете турецких военных Политика, 18:57 МЧС начало проверку объектов экономики в Хакасии из-за пролета метеорита Общество, 18:44 ЕС запретил ввоз птицы из Украины из-за птичьего гриппа Бизнес, 18:44 Нефтетрейдера Gunvor оценили в $2,3 млрд Бизнес, 18:38 Правозащитники сообщили о второй осужденной за госизмену по СМС женщине Политика, 18:25 Ангелу Меркель переизбрали главой правящей партии Политика, 18:25 В РАН рассказали о размерах взорвашегося в Хакасии метеорита Общество, 18:22 Балтфлот начал проверку по факту повреждения корабля «Адмирал Эссен» Общество, 18:16 ВЦИОМ назвал МЧС самым открытым российским ведомством Политика, 18:12 «Газпром» уточнил срок начала строительства «Турецкого потока» Экономика, 18:11 Кандидат на повышение: почему премьер-министр Франции ушел в отставку Политика, 18:05
25 дек 2015, 10:09
Дальнобойный бюджет: что потеряют регионы при отмене транспортного налога
Арсений Мамедов, заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара
Предложенная президентом частичная отмена транспортного налога, призванная успокоить дальнобойщиков, может создать проблемы с наполняемостью региональных дорожных фондов

Тройной налог

На большой пресс-конференции Владимира Путина были затронуты вопросы реформирования налогообложения транспортных средств. Очевидно, что они возникли в связи c акциями протеста дальнобойщиков, с которых через систему «Платон» стали собирать плату в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам транспортными средствами массой cвыше 12 т.

В качестве компромиссного варианта президент предложил правительству рассмотреть возможность отмены транспортного налога для транспортных средств, подпадающих под действие нового платежа. Последствия этого предложения можно рассматривать как с точки зрения налогоплательщиков — владельцев большегрузов, так и с точки зрения бюджетной системы (поступлений налогов и платежей).

О «несправедливости» двойного (транспортный налог и сбор с большегрузов) и даже тройного налогообложения (с учетом акцизов на бензин) сказано уже достаточно много. Но как повлияет отмена транспортного налога на большегрузы на бюджетную систему?

Из бюджета в бюджет

Новый сбор с большегрузов в рамках системы «Платон» в настоящее время взимается только при проезде по дорогам федерального значения, и соответствующие платежи поступают в Федеральный дорожный фонд. С точки зрения наполняемости Федерального дорожного фонда новый сбор призван компенсировать перераспределение доходов от акцизов на нефтепродукты, которые с 1 января 2015 года полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ (до этого 28% поступало в федеральный бюджет). В свою очередь перераспределение акцизов было произведено, чтобы компенсировать выпадающие доходы региональных бюджетов в условиях снижения с 2015 года ставок акцизов на нефтепродукты.

Теперь предлагается отменить транспортный налог для большегрузов, который полностью зачисляется в региональные бюджеты, что, очевидно, приведет к появлению новых выпадающих доходов.

Цена вопроса?

В 2014 году, согласно данным ФНС РФ, в целом по России было собрано 117,5 млрд руб. транспортного налога: 27,2 млрд руб. с юридических лиц и 90,3 млрд руб. с физических. При этом с владельцев грузовиков с мощностью двигателя свыше 200 л.с. было собрано 25,6 млрд руб., или 21,8% от всех сборов транспортного налога. Много это или мало?

Необходимо учитывать, что транспортный налог и акцизы на нефтепродукты являются главными источниками формирования региональных дорожных фондов. После создания в 2012 году этих фондов такие виды налоговых доходов, по сути, стали целевыми и должны направляться исключительно на ремонт и строительство дорог. Поэтому для оценки последствий частичной отмены транспортного налога надо понять, какую именно часть дорожных фондов могут потерять регионы.

В сумме поступления от транспортного налога и акцизов на нефтепродукты, зачисляемые в региональные бюджеты, по итогам 2014 года составили 382,6 млрд руб. Если предположить, что соотношение не изменится, регионы могут потерять порядка 6–7% той части объема своих дорожных фондов, которая формируется за счет налоговых доходов, то есть без учета федеральных трансфертов. В целом это достаточно много, и предложенная частичная отмена транспортного налога может создать проблемы с наполняемостью региональных дорожных фондов и, соответственно, строительством и ремонтом дорог.

Полная отмена транспортного налога

В результате получается следующая картина: Федерация сначала компенсировала регионам выпадающие доходы, перераспределив в их пользу 100% акцизов на нефтепродукты, потом ввела новый сбор для повышения наполняемости уже федерального дорожного фонда, а теперь снова предлагает меры, приводящие к снижению доходов бюджетов субъектов в части, формирующей уже их дорожные фонды. С точки зрения межбюджетных отношений подобные решения требуют соответствующих компенсирующих мер либо в виде увеличения трансфертов из федерального бюджета на дороги, либо, например, повышения ставок акцизов на бензин.

Одним из способов решения возникшей проблемы могла бы стать не частичная, а полная отмена транспортного налога для всех автомобилей при соответствующем повышении ставок акцизов на нефтепродукты. Другой вариант — распространение действия сборов в рамках системы «Платон» на дороги регионального значения с зачислением соответствующих сборов в региональные дорожные фонды.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.