Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Структура АФК «Система» потребовала 155 млн руб. от своего экс-президента 20:20, Бизнес Театры России присоединились к акции поддержки экс-главы «Гоголь-центра» 19:55, Общество Золотую медаль школьницы из Адыгеи признали заслуженной 19:45, Общество «Зенит» анонсировал уход шести-семи футболистов 19:42, Спорт «Стройтранснефтегаз» сократит до 50% сотрудников московского офиса 19:40, Бизнес Аэропорт Иркутска поделят между потенциальными конкурентами 19:39, Бизнес NBC узнал о допросах сотрудников «Лаборатории Касперского» в США 19:22, Технологии и медиа «Русофобия» на марше: как российские власти увлеклись фейковым понятием 19:14, Мнение Клименко назвал «издевательством» позицию основателя Telegram 19:06, Технологии и медиа Трамп посетит празднование взятия Бастилии в Париже 19:04, Политика РФПЛ вынесла три летних матча «Спартака» на будни 18:57, Спорт Вопрос о вмешательстве иностранных СМИ обсуждался в Госдуме с главой ФСБ 18:45, Политика Роскомнадзор согласился внести Telegram в реестр 18:39, Технологии и медиа МИД пообещал «солидно» проработанный ответ на высылку дипломатов из США 18:29, Политика «Ингосстрах» решил уйти с украинского рынка 18:23, Бизнес Суд арестовал имущество главы финского Uber на €245 тыс. 18:21, Бизнес КНДР вынесла заочный смертный приговор экс-президенту Южной Кореи 18:21, Политика Глава Роскомнадзора пообещал «без бюрократии» отнестись к письму Дурова 18:01, Технологии и медиа Попросить добавки: как двое студентов создали свою марку спортивных БАДов 18:00, Свое дело Кремль напомнил о «принципе взаимности» после продления санкций ЕС 17:47, Политика ЦБ предупредил о продолжении распространения вируса-шифровальщика 17:40, Технологии и медиа Агентство SANA сообщило о гибели 40 человек в Сирии от авиаудара коалиции 17:23, Политика В Германии протестировали первый в мире горизонтальный лифт 17:22, Недвижимость Суд оставил под арестом имущество родственницы генерала ФСО Лопырева 17:19, Общество Кехман поговорит с «лидерами театрального процесса» во время декрета 17:19, Общество Сооснователь Mail.Ru и Шакира инвестировали в игровой смартфон 17:08, Технологии и медиа LG заподозрили в использовании в России «ценовых роботов» 17:02, Бизнес Прокуратура уточнила детали взрыва бомбы в машине спецназовца в Киеве 16:55, Политика
Дальнобойный бюджет: что потеряют регионы при отмене транспортного налога
Экономика, 25 дек, 2015 10:09
0
Арсений Мамедов Дальнобойный бюджет: что потеряют регионы при отмене транспортного налога
Предложенная президентом частичная отмена транспортного налога, призванная успокоить дальнобойщиков, может создать проблемы с наполняемостью региональных дорожных фондов

Тройной налог

На большой пресс-конференции Владимира Путина были затронуты вопросы реформирования налогообложения транспортных средств. Очевидно, что они возникли в связи c акциями протеста дальнобойщиков, с которых через систему «Платон» стали собирать плату в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам транспортными средствами массой cвыше 12 т.

В качестве компромиссного варианта президент предложил правительству рассмотреть возможность отмены транспортного налога для транспортных средств, подпадающих под действие нового платежа. Последствия этого предложения можно рассматривать как с точки зрения налогоплательщиков — владельцев большегрузов, так и с точки зрения бюджетной системы (поступлений налогов и платежей).

О «несправедливости» двойного (транспортный налог и сбор с большегрузов) и даже тройного налогообложения (с учетом акцизов на бензин) сказано уже достаточно много. Но как повлияет отмена транспортного налога на большегрузы на бюджетную систему?

Из бюджета в бюджет

Новый сбор с большегрузов в рамках системы «Платон» в настоящее время взимается только при проезде по дорогам федерального значения, и соответствующие платежи поступают в Федеральный дорожный фонд. С точки зрения наполняемости Федерального дорожного фонда новый сбор призван компенсировать перераспределение доходов от акцизов на нефтепродукты, которые с 1 января 2015 года полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ (до этого 28% поступало в федеральный бюджет). В свою очередь перераспределение акцизов было произведено, чтобы компенсировать выпадающие доходы региональных бюджетов в условиях снижения с 2015 года ставок акцизов на нефтепродукты.

Теперь предлагается отменить транспортный налог для большегрузов, который полностью зачисляется в региональные бюджеты, что, очевидно, приведет к появлению новых выпадающих доходов.

Цена вопроса?

В 2014 году, согласно данным ФНС РФ, в целом по России было собрано 117,5 млрд руб. транспортного налога: 27,2 млрд руб. с юридических лиц и 90,3 млрд руб. с физических. При этом с владельцев грузовиков с мощностью двигателя свыше 200 л.с. было собрано 25,6 млрд руб., или 21,8% от всех сборов транспортного налога. Много это или мало?

Необходимо учитывать, что транспортный налог и акцизы на нефтепродукты являются главными источниками формирования региональных дорожных фондов. После создания в 2012 году этих фондов такие виды налоговых доходов, по сути, стали целевыми и должны направляться исключительно на ремонт и строительство дорог. Поэтому для оценки последствий частичной отмены транспортного налога надо понять, какую именно часть дорожных фондов могут потерять регионы.

В сумме поступления от транспортного налога и акцизов на нефтепродукты, зачисляемые в региональные бюджеты, по итогам 2014 года составили 382,6 млрд руб. Если предположить, что соотношение не изменится, регионы могут потерять порядка 6–7% той части объема своих дорожных фондов, которая формируется за счет налоговых доходов, то есть без учета федеральных трансфертов. В целом это достаточно много, и предложенная частичная отмена транспортного налога может создать проблемы с наполняемостью региональных дорожных фондов и, соответственно, строительством и ремонтом дорог.

Полная отмена транспортного налога

В результате получается следующая картина: Федерация сначала компенсировала регионам выпадающие доходы, перераспределив в их пользу 100% акцизов на нефтепродукты, потом ввела новый сбор для повышения наполняемости уже федерального дорожного фонда, а теперь снова предлагает меры, приводящие к снижению доходов бюджетов субъектов в части, формирующей уже их дорожные фонды. С точки зрения межбюджетных отношений подобные решения требуют соответствующих компенсирующих мер либо в виде увеличения трансфертов из федерального бюджета на дороги, либо, например, повышения ставок акцизов на бензин.

Одним из способов решения возникшей проблемы могла бы стать не частичная, а полная отмена транспортного налога для всех автомобилей при соответствующем повышении ставок акцизов на нефтепродукты. Другой вариант — распространение действия сборов в рамках системы «Платон» на дороги регионального значения с зачислением соответствующих сборов в региональные дорожные фонды.

Об авторах
Арсений Мамедов заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.