Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Ракетный эсминец ВМС США столкнулся с торговым судном возле Сингапура 03:25, Общество СМИ узнали о переходе экс-директора РТИ в авиакомплекс «Ильюшин» 03:07, Бизнес Меркель обвинила Турцию в злоупотреблении Интерполом 02:34, Политика CBS узнал о ключевых пунктах новой стратегии Трампа по Афганистану 02:30, Политика Малахов опубликовал открытое письмо к Константину Эрнсту 01:48, Общество В Чикаго в ходе перестрелок за сутки погибли шесть человек 01:29, Общество Малахов объяснил уход с «Первого канала» желанием принимать решения 01:10, Технологии и медиа Экс-советник Трампа Бэннон заявил о разногласиях внутри администрации США 00:58, Политика СМИ опубликовали фото автомобилей совершивших теракты в Испании боевиков 00:41, Политика Эксперты назвали возможных «преемников» Путина 00:02, Политика Матчи испанского чемпионата по футболу показала сеть «ВКонтакте» 00:01, Технологии и медиа Партнер Усманова наймет генералов для создания систем прослушки 00:01, Технологии и медиа Второй раунд переговоров по NAFTA пройдет в сентябре в Мексике 20 авг, 23:58, Политика Путин вышел на сцену Koktebel Jazz Party в Крыму 20 авг, 23:55, Политика «Альфа-Капитал» отозвал письмо сотрудника о проблемах в частных банках 20 авг, 23:39, Финансы Жертвами ДТП под Владимиром стали четыре человека 20 авг, 23:35, Общество Собянин назвал «тратой времени» дебаты о переносе столицы из Москвы 20 авг, 23:24, Политика СКР начал проверку из-за загрязнения Яузы в Москве 20 авг, 23:00, Общество Суд Ирана обязал США выплатить $245 млн жертвам иракских химатак 20 авг, 22:41, Политика Разговор в лагере: что просили у Путина на крымской «Тавриде» 20 авг, 22:37, Политика СМИ сообщили о замеченной в Париже машине испанских террористов 20 авг, 22:29, Общество Шесть человек погибли в аварии в Туве 20 авг, 22:05, Общество СМИ сообщили о задержании вероятного убийцы пауэрлифтера Драчева 20 авг, 21:32, Общество В Лас-Вегасе умер американский комик Джерри Льюис 20 авг, 21:30, Общество Порошенко похвастался модернизированным на Украине танком Т-72 в Facebook 20 авг, 20:59, Политика О трудовых правах должны знать все: работа – это не только обязанности 20 авг, 20:45, Партнерский материал Путин предложил подумать о способах цензуры в России 20 авг, 20:28, Политика «Челси» на последних минутах вырвал победу в лондонском дерби 20 авг, 20:20, Спорт
Дальнобойный бюджет: что потеряют регионы при отмене транспортного налога
Экономика, 25 дек, 2015 10:09
0
Арсений Мамедов Дальнобойный бюджет: что потеряют регионы при отмене транспортного налога
Предложенная президентом частичная отмена транспортного налога, призванная успокоить дальнобойщиков, может создать проблемы с наполняемостью региональных дорожных фондов

Тройной налог

На большой пресс-конференции Владимира Путина были затронуты вопросы реформирования налогообложения транспортных средств. Очевидно, что они возникли в связи c акциями протеста дальнобойщиков, с которых через систему «Платон» стали собирать плату в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам транспортными средствами массой cвыше 12 т.

В качестве компромиссного варианта президент предложил правительству рассмотреть возможность отмены транспортного налога для транспортных средств, подпадающих под действие нового платежа. Последствия этого предложения можно рассматривать как с точки зрения налогоплательщиков — владельцев большегрузов, так и с точки зрения бюджетной системы (поступлений налогов и платежей).

О «несправедливости» двойного (транспортный налог и сбор с большегрузов) и даже тройного налогообложения (с учетом акцизов на бензин) сказано уже достаточно много. Но как повлияет отмена транспортного налога на большегрузы на бюджетную систему?

Из бюджета в бюджет

Новый сбор с большегрузов в рамках системы «Платон» в настоящее время взимается только при проезде по дорогам федерального значения, и соответствующие платежи поступают в Федеральный дорожный фонд. С точки зрения наполняемости Федерального дорожного фонда новый сбор призван компенсировать перераспределение доходов от акцизов на нефтепродукты, которые с 1 января 2015 года полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ (до этого 28% поступало в федеральный бюджет). В свою очередь перераспределение акцизов было произведено, чтобы компенсировать выпадающие доходы региональных бюджетов в условиях снижения с 2015 года ставок акцизов на нефтепродукты.

Теперь предлагается отменить транспортный налог для большегрузов, который полностью зачисляется в региональные бюджеты, что, очевидно, приведет к появлению новых выпадающих доходов.

Цена вопроса?

В 2014 году, согласно данным ФНС РФ, в целом по России было собрано 117,5 млрд руб. транспортного налога: 27,2 млрд руб. с юридических лиц и 90,3 млрд руб. с физических. При этом с владельцев грузовиков с мощностью двигателя свыше 200 л.с. было собрано 25,6 млрд руб., или 21,8% от всех сборов транспортного налога. Много это или мало?

Необходимо учитывать, что транспортный налог и акцизы на нефтепродукты являются главными источниками формирования региональных дорожных фондов. После создания в 2012 году этих фондов такие виды налоговых доходов, по сути, стали целевыми и должны направляться исключительно на ремонт и строительство дорог. Поэтому для оценки последствий частичной отмены транспортного налога надо понять, какую именно часть дорожных фондов могут потерять регионы.

В сумме поступления от транспортного налога и акцизов на нефтепродукты, зачисляемые в региональные бюджеты, по итогам 2014 года составили 382,6 млрд руб. Если предположить, что соотношение не изменится, регионы могут потерять порядка 6–7% той части объема своих дорожных фондов, которая формируется за счет налоговых доходов, то есть без учета федеральных трансфертов. В целом это достаточно много, и предложенная частичная отмена транспортного налога может создать проблемы с наполняемостью региональных дорожных фондов и, соответственно, строительством и ремонтом дорог.

Полная отмена транспортного налога

В результате получается следующая картина: Федерация сначала компенсировала регионам выпадающие доходы, перераспределив в их пользу 100% акцизов на нефтепродукты, потом ввела новый сбор для повышения наполняемости уже федерального дорожного фонда, а теперь снова предлагает меры, приводящие к снижению доходов бюджетов субъектов в части, формирующей уже их дорожные фонды. С точки зрения межбюджетных отношений подобные решения требуют соответствующих компенсирующих мер либо в виде увеличения трансфертов из федерального бюджета на дороги, либо, например, повышения ставок акцизов на бензин.

Одним из способов решения возникшей проблемы могла бы стать не частичная, а полная отмена транспортного налога для всех автомобилей при соответствующем повышении ставок акцизов на нефтепродукты. Другой вариант — распространение действия сборов в рамках системы «Платон» на дороги регионального значения с зачислением соответствующих сборов в региональные дорожные фонды.

Об авторах
Арсений Мамедов заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.