Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 6:39 МСК
Министерства и ЦБ проверят на готовность к работе в военное время Политика, 05:29 На 95-м году жизни скончался последний из проживавших в США героев СССР Общество, 05:13 Во Владивостоке по делу о взятках арестовали чиновников Россельхознадзора Общество, 04:58 Сумма покупки элитного жилья по итогам лета сократилась на 12% Общество, 04:46 Еще один фигурант «болотного дела» подал жалобу в ЕСПЧ Общество, 04:02 На востоке Москвы мотоциклист сбил женщину на пешеходном переходе Общество, 03:34 СКР начал проверку после гибели двух мальчиков на реке Дон Общество, 03:19 В РСК «МиГ» и «Гражданские самолеты Сухого» сменится руководство Общество, 03:17 Правозащитники добились свободы для 13 узников «секретной» тюрьмы Украины Политика, 03:00 СМИ узнали о строительстве нового стартового комплекса для «Ангары» Общество, 02:41 Ключевская сопка выбросила столб пепла высотой 6 км Общество, 02:41 Замглавы администрации Петропавловска-Камчатского заподозрили в растрате Общество, 02:13 IKEA впервые за несколько лет откроет магазин в московском регионе Бизнес, 01:53 СМИ узнали о предложениях Минэка по продаже алкоголя и табака в интернете Экономика, 01:30 Лидер колумбийских повстанцев заявил о прекращении огня против властей Политика, 00:52 Российские инспекторы выполнят наблюдательный полет над Польшей Политика, 00:31 В Москве началась вторая волна сноса торговых павильонов Общество, 00:17 «Барселона» выиграла второй матч подряд в первенстве Испании Футбол, 00:14 Порошенко поздравил жителей Донецка с днем города Общество, Вчера, 23:45 «Спартак» одержал четвертую победу в чемпионате России Футбол, Вчера, 23:37 Советника министра обороны Украины уволили после скандала со снимками АТО Политика, Вчера, 23:03 Жертвами ДТП в Тамбовской области стали пять человек Общество, Вчера, 22:25 «Не хотим держаться»: самые популярные темы агитационной кампании-2016 Политика, Вчера, 22:11 Пожарные получат право приостанавливать работу бизнеса на 90 суток Экономика, Вчера, 22:02 «Дивный новый мир»: что сулят триллионы на счетах в центробанках Экономика, Вчера, 21:55 Маневры у границы: чего достигла Турция за пять дней операции в Сирии Политика, Вчера, 21:51 Британский спортсмен скончался при попытке переплыть Ла-Манш Общество, Вчера, 21:30 Чартеры не к сезону: сможет ли Турция теперь вернуть российских туристов Бизнес, Вчера, 20:55
25 дек 2015, 10:09
Дальнобойный бюджет: что потеряют регионы при отмене транспортного налога
Арсений Мамедов, заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара
Предложенная президентом частичная отмена транспортного налога, призванная успокоить дальнобойщиков, может создать проблемы с наполняемостью региональных дорожных фондов

Тройной налог

На большой пресс-конференции Владимира Путина были затронуты вопросы реформирования налогообложения транспортных средств. Очевидно, что они возникли в связи c акциями протеста дальнобойщиков, с которых через систему «Платон» стали собирать плату в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам транспортными средствами массой cвыше 12 т.

В качестве компромиссного варианта президент предложил правительству рассмотреть возможность отмены транспортного налога для транспортных средств, подпадающих под действие нового платежа. Последствия этого предложения можно рассматривать как с точки зрения налогоплательщиков — владельцев большегрузов, так и с точки зрения бюджетной системы (поступлений налогов и платежей).

О «несправедливости» двойного (транспортный налог и сбор с большегрузов) и даже тройного налогообложения (с учетом акцизов на бензин) сказано уже достаточно много. Но как повлияет отмена транспортного налога на большегрузы на бюджетную систему?

Из бюджета в бюджет

Новый сбор с большегрузов в рамках системы «Платон» в настоящее время взимается только при проезде по дорогам федерального значения, и соответствующие платежи поступают в Федеральный дорожный фонд. С точки зрения наполняемости Федерального дорожного фонда новый сбор призван компенсировать перераспределение доходов от акцизов на нефтепродукты, которые с 1 января 2015 года полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ (до этого 28% поступало в федеральный бюджет). В свою очередь перераспределение акцизов было произведено, чтобы компенсировать выпадающие доходы региональных бюджетов в условиях снижения с 2015 года ставок акцизов на нефтепродукты.

Теперь предлагается отменить транспортный налог для большегрузов, который полностью зачисляется в региональные бюджеты, что, очевидно, приведет к появлению новых выпадающих доходов.

Цена вопроса?

В 2014 году, согласно данным ФНС РФ, в целом по России было собрано 117,5 млрд руб. транспортного налога: 27,2 млрд руб. с юридических лиц и 90,3 млрд руб. с физических. При этом с владельцев грузовиков с мощностью двигателя свыше 200 л.с. было собрано 25,6 млрд руб., или 21,8% от всех сборов транспортного налога. Много это или мало?

Необходимо учитывать, что транспортный налог и акцизы на нефтепродукты являются главными источниками формирования региональных дорожных фондов. После создания в 2012 году этих фондов такие виды налоговых доходов, по сути, стали целевыми и должны направляться исключительно на ремонт и строительство дорог. Поэтому для оценки последствий частичной отмены транспортного налога надо понять, какую именно часть дорожных фондов могут потерять регионы.

В сумме поступления от транспортного налога и акцизов на нефтепродукты, зачисляемые в региональные бюджеты, по итогам 2014 года составили 382,6 млрд руб. Если предположить, что соотношение не изменится, регионы могут потерять порядка 6–7% той части объема своих дорожных фондов, которая формируется за счет налоговых доходов, то есть без учета федеральных трансфертов. В целом это достаточно много, и предложенная частичная отмена транспортного налога может создать проблемы с наполняемостью региональных дорожных фондов и, соответственно, строительством и ремонтом дорог.

Полная отмена транспортного налога

В результате получается следующая картина: Федерация сначала компенсировала регионам выпадающие доходы, перераспределив в их пользу 100% акцизов на нефтепродукты, потом ввела новый сбор для повышения наполняемости уже федерального дорожного фонда, а теперь снова предлагает меры, приводящие к снижению доходов бюджетов субъектов в части, формирующей уже их дорожные фонды. С точки зрения межбюджетных отношений подобные решения требуют соответствующих компенсирующих мер либо в виде увеличения трансфертов из федерального бюджета на дороги, либо, например, повышения ставок акцизов на бензин.

Одним из способов решения возникшей проблемы могла бы стать не частичная, а полная отмена транспортного налога для всех автомобилей при соответствующем повышении ставок акцизов на нефтепродукты. Другой вариант — распространение действия сборов в рамках системы «Платон» на дороги регионального значения с зачислением соответствующих сборов в региональные дорожные фонды.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.