Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 3:40 МСК
Экс-советник Трампа назвал условие дачи показаний о связях с Россией Политика, 03:19 Лучшие предложения рынка наличной валюты  03:00   USD НАЛ. Покупка 56,14 Продажа 56,10 EUR НАЛ. 60,39 60,15 Участок эстакады обрушился в городе Атланта в США Общество, 02:59 «Ведомости» узнали о начале прокурорской проверки РЖД Финансы, 02:28 SpaceX первой в истории повторно запустила ракету в космос Общество, 02:02 Госдеп осудил приостановку функций парламента Венесуэлы Верховным судом Политика, 01:30 На юге Москвы полиция задержала открывшего стрельбу мужчину Общество, 00:54 В Уфе СК проверит сообщения об избиении няней годовалого ребенка Общество, 00:39 Российские фигуристы выиграли первую медаль на ЧМ-2017 Спорт, 00:17 Плюс ЮАР и Иран: куда россияне могут ездить без виз Общество, 00:06 США перестали считать приоритетной идею отстранения Асада от власти Политика, 00:02 Кадыров обсудил с Медведевым строительство аэропорта в Грозном Политика, Вчера, 23:16 Экс-кандидат в президенты США рассказал об атаках российских хакеров Политика, Вчера, 22:57 Форвард «Металлурга» Мозякин побил 54-летний снайперский рекорд Спорт, Вчера, 22:35 В Южной Корее задержали экс-президента страны по делу о коррупции Политика, Вчера, 22:18 В отношении операторов связи проведут расследование из-за цен на роуминг Технологии и медиа, Вчера, 21:49 «Металлург» вышел в финал Кубка Гагарина Спорт, Вчера, 21:40 Грушко обвинил украинских силовиков в «ползучем наступлении» в Донбассе Политика, Вчера, 21:37 Глава Нацбанка Татарстана уволен за банковский кризис Финансы, Вчера, 21:36 Миллиардер Юрий Шефлер купил самое дорогое охотничье поместье в Шотландии Бизнес, Вчера, 21:34 Колокольцев объяснил отставку главы ГИБДД Политика, Вчера, 21:05 Медведева попросили заняться антикоррупционным просвещением школьников Политика, Вчера, 21:04 «Не озлоблять молодежь»: почему в Думе заступились за арестованных Политика, Вчера, 20:58 «Оппозиционные» экономисты предложили альтернативу реформам властей Экономика, Вчера, 20:29 Китайская Petrochina инвестирует в «Силу Сибири» до $3,2 млрд Бизнес, Вчера, 20:27 Утвержден порядок отключения связи при контртеррористических операциях Технологии и медиа, Вчера, 20:24 Booking.com объяснил причину приостановки работы сервиса в Турции Бизнес, Вчера, 20:23 Украинский суд обязал вернуть государству авиакомпанию Коломойского Политика, Вчера, 20:14
25 дек 2015, 10:09
Дальнобойный бюджет: что потеряют регионы при отмене транспортного налога
Арсений Мамедов, заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара
Предложенная президентом частичная отмена транспортного налога, призванная успокоить дальнобойщиков, может создать проблемы с наполняемостью региональных дорожных фондов

Тройной налог

На большой пресс-конференции Владимира Путина были затронуты вопросы реформирования налогообложения транспортных средств. Очевидно, что они возникли в связи c акциями протеста дальнобойщиков, с которых через систему «Платон» стали собирать плату в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам транспортными средствами массой cвыше 12 т.

В качестве компромиссного варианта президент предложил правительству рассмотреть возможность отмены транспортного налога для транспортных средств, подпадающих под действие нового платежа. Последствия этого предложения можно рассматривать как с точки зрения налогоплательщиков — владельцев большегрузов, так и с точки зрения бюджетной системы (поступлений налогов и платежей).

О «несправедливости» двойного (транспортный налог и сбор с большегрузов) и даже тройного налогообложения (с учетом акцизов на бензин) сказано уже достаточно много. Но как повлияет отмена транспортного налога на большегрузы на бюджетную систему?

Из бюджета в бюджет

Новый сбор с большегрузов в рамках системы «Платон» в настоящее время взимается только при проезде по дорогам федерального значения, и соответствующие платежи поступают в Федеральный дорожный фонд. С точки зрения наполняемости Федерального дорожного фонда новый сбор призван компенсировать перераспределение доходов от акцизов на нефтепродукты, которые с 1 января 2015 года полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ (до этого 28% поступало в федеральный бюджет). В свою очередь перераспределение акцизов было произведено, чтобы компенсировать выпадающие доходы региональных бюджетов в условиях снижения с 2015 года ставок акцизов на нефтепродукты.

Теперь предлагается отменить транспортный налог для большегрузов, который полностью зачисляется в региональные бюджеты, что, очевидно, приведет к появлению новых выпадающих доходов.

Цена вопроса?

В 2014 году, согласно данным ФНС РФ, в целом по России было собрано 117,5 млрд руб. транспортного налога: 27,2 млрд руб. с юридических лиц и 90,3 млрд руб. с физических. При этом с владельцев грузовиков с мощностью двигателя свыше 200 л.с. было собрано 25,6 млрд руб., или 21,8% от всех сборов транспортного налога. Много это или мало?

Необходимо учитывать, что транспортный налог и акцизы на нефтепродукты являются главными источниками формирования региональных дорожных фондов. После создания в 2012 году этих фондов такие виды налоговых доходов, по сути, стали целевыми и должны направляться исключительно на ремонт и строительство дорог. Поэтому для оценки последствий частичной отмены транспортного налога надо понять, какую именно часть дорожных фондов могут потерять регионы.

В сумме поступления от транспортного налога и акцизов на нефтепродукты, зачисляемые в региональные бюджеты, по итогам 2014 года составили 382,6 млрд руб. Если предположить, что соотношение не изменится, регионы могут потерять порядка 6–7% той части объема своих дорожных фондов, которая формируется за счет налоговых доходов, то есть без учета федеральных трансфертов. В целом это достаточно много, и предложенная частичная отмена транспортного налога может создать проблемы с наполняемостью региональных дорожных фондов и, соответственно, строительством и ремонтом дорог.

Полная отмена транспортного налога

В результате получается следующая картина: Федерация сначала компенсировала регионам выпадающие доходы, перераспределив в их пользу 100% акцизов на нефтепродукты, потом ввела новый сбор для повышения наполняемости уже федерального дорожного фонда, а теперь снова предлагает меры, приводящие к снижению доходов бюджетов субъектов в части, формирующей уже их дорожные фонды. С точки зрения межбюджетных отношений подобные решения требуют соответствующих компенсирующих мер либо в виде увеличения трансфертов из федерального бюджета на дороги, либо, например, повышения ставок акцизов на бензин.

Одним из способов решения возникшей проблемы могла бы стать не частичная, а полная отмена транспортного налога для всех автомобилей при соответствующем повышении ставок акцизов на нефтепродукты. Другой вариант — распространение действия сборов в рамках системы «Платон» на дороги регионального значения с зачислением соответствующих сборов в региональные дорожные фонды.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.