Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 0:27 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  00:00   USD НАЛ. Покупка 56,60 Продажа 56,60 EUR НАЛ. 63,40 63,35 Экс-юрист ЮКОСа заявил о закрытии уголовного дела в его отношении Общество, Вчера, 23:55 Путин отреагировал на обыски у Серебренникова фразой «Да дураки» Политика, Вчера, 23:44 «Манчестер Юнайтед» выиграл Лигу Европы впервые в своей истории Спорт, Вчера, 23:42 Отца и брата смертника из Манчестера арестовали в Ливии Общество, Вчера, 23:21 «Газпром» потратит 200 млн руб. на рекламу на телеканале о лошадях Бизнес, Вчера, 23:14 Депутаты возмутились щедростью премий в «Роснефти» и «Газпроме» Бизнес, Вчера, 23:08 Какую опасность представляют китайские долги на $27 трлн Экономика, Вчера, 23:04 В Ставропольском крае ввели режим ЧС из-за паводка Общество, Вчера, 22:31 «Почта России» опровергла сообщения о сбоях из-за вируса WannaCry Технологии и медиа, Вчера, 22:06 Сбербанк сократил почти 5 тыс. человек в первом квартале 2017 года Бизнес, Вчера, 22:05 Финал Лиги Европы. «Аякс» — «Манчестер Юнайтед». Онлайн Спорт, Вчера, 21:45 Путин приложился к мощам Николая Чудотворца Политика, Вчера, 21:32 Прямая линия с президентом пройдет после Дня России Политика, Вчера, 21:21 Порошенко пообещал выдать украинские паспорта жителям Донбасса и Крыма Общество, Вчера, 21:16 США заявили о перехвате своего самолета в Сирии российским истребителем Политика, Вчера, 21:13 СМИ узнали о свободном доступе украинского кабмина к российским соцсетям Политика, Вчера, 20:57 Суд в Одессе отказался рассматривать дело о поджоге Дома профсоюзов Общество, Вчера, 20:47 Microsoft выкупит компанию по кибербезопасности Hexadite за $100 млн Технологии и медиа, Вчера, 20:40 С Божьей помощью: во что верят президенты США Общество, Вчера, 20:22 Полиция арестовала пятого фигуранта по делу о теракте в Манчестере Общество, Вчера, 20:18 Богатейший сотрудник Росгвардии заработал в четыре раза больше Золотова Политика, Вчера, 20:03 МВД опровергло похищение документов через окно в здании на Лубянке Общество, Вчера, 20:02 Полиция задержала на МКАД 20 дальнобойщиков Политика, Вчера, 19:51 Владелец Stockmann заявил о намерении купить магазины Podium Market Бизнес, Вчера, 19:42 Спецпредставитель ОБСЕ заявил о росте числа жертв в Донбассе в 2017 году Политика, Вчера, 19:39 Власти Москвы «мобилизуют» архитекторов «мирового уровня» ради реновации Политика, Вчера, 19:28 ФСО задержала похитившего вещи у посетителя музея Кремля Общество, Вчера, 19:22
25 дек 2015, 10:09
Дальнобойный бюджет: что потеряют регионы при отмене транспортного налога
Арсений Мамедов, заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара
Предложенная президентом частичная отмена транспортного налога, призванная успокоить дальнобойщиков, может создать проблемы с наполняемостью региональных дорожных фондов

Тройной налог

На большой пресс-конференции Владимира Путина были затронуты вопросы реформирования налогообложения транспортных средств. Очевидно, что они возникли в связи c акциями протеста дальнобойщиков, с которых через систему «Платон» стали собирать плату в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам транспортными средствами массой cвыше 12 т.

В качестве компромиссного варианта президент предложил правительству рассмотреть возможность отмены транспортного налога для транспортных средств, подпадающих под действие нового платежа. Последствия этого предложения можно рассматривать как с точки зрения налогоплательщиков — владельцев большегрузов, так и с точки зрения бюджетной системы (поступлений налогов и платежей).

О «несправедливости» двойного (транспортный налог и сбор с большегрузов) и даже тройного налогообложения (с учетом акцизов на бензин) сказано уже достаточно много. Но как повлияет отмена транспортного налога на большегрузы на бюджетную систему?

Из бюджета в бюджет

Новый сбор с большегрузов в рамках системы «Платон» в настоящее время взимается только при проезде по дорогам федерального значения, и соответствующие платежи поступают в Федеральный дорожный фонд. С точки зрения наполняемости Федерального дорожного фонда новый сбор призван компенсировать перераспределение доходов от акцизов на нефтепродукты, которые с 1 января 2015 года полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ (до этого 28% поступало в федеральный бюджет). В свою очередь перераспределение акцизов было произведено, чтобы компенсировать выпадающие доходы региональных бюджетов в условиях снижения с 2015 года ставок акцизов на нефтепродукты.

Теперь предлагается отменить транспортный налог для большегрузов, который полностью зачисляется в региональные бюджеты, что, очевидно, приведет к появлению новых выпадающих доходов.

Цена вопроса?

В 2014 году, согласно данным ФНС РФ, в целом по России было собрано 117,5 млрд руб. транспортного налога: 27,2 млрд руб. с юридических лиц и 90,3 млрд руб. с физических. При этом с владельцев грузовиков с мощностью двигателя свыше 200 л.с. было собрано 25,6 млрд руб., или 21,8% от всех сборов транспортного налога. Много это или мало?

Необходимо учитывать, что транспортный налог и акцизы на нефтепродукты являются главными источниками формирования региональных дорожных фондов. После создания в 2012 году этих фондов такие виды налоговых доходов, по сути, стали целевыми и должны направляться исключительно на ремонт и строительство дорог. Поэтому для оценки последствий частичной отмены транспортного налога надо понять, какую именно часть дорожных фондов могут потерять регионы.

В сумме поступления от транспортного налога и акцизов на нефтепродукты, зачисляемые в региональные бюджеты, по итогам 2014 года составили 382,6 млрд руб. Если предположить, что соотношение не изменится, регионы могут потерять порядка 6–7% той части объема своих дорожных фондов, которая формируется за счет налоговых доходов, то есть без учета федеральных трансфертов. В целом это достаточно много, и предложенная частичная отмена транспортного налога может создать проблемы с наполняемостью региональных дорожных фондов и, соответственно, строительством и ремонтом дорог.

Полная отмена транспортного налога

В результате получается следующая картина: Федерация сначала компенсировала регионам выпадающие доходы, перераспределив в их пользу 100% акцизов на нефтепродукты, потом ввела новый сбор для повышения наполняемости уже федерального дорожного фонда, а теперь снова предлагает меры, приводящие к снижению доходов бюджетов субъектов в части, формирующей уже их дорожные фонды. С точки зрения межбюджетных отношений подобные решения требуют соответствующих компенсирующих мер либо в виде увеличения трансфертов из федерального бюджета на дороги, либо, например, повышения ставок акцизов на бензин.

Одним из способов решения возникшей проблемы могла бы стать не частичная, а полная отмена транспортного налога для всех автомобилей при соответствующем повышении ставок акцизов на нефтепродукты. Другой вариант — распространение действия сборов в рамках системы «Платон» на дороги регионального значения с зачислением соответствующих сборов в региональные дорожные фонды.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.