Рассерженные дальнобойщики: почему экономика уступает место политике
Self-made-мужчины
Дальнобойщики — мечта либертарианца. Везут что угодно и куда угодно, за свои и на грузовиках, купленных в кредит. Дальнобойщики ничего не хотят от государства и никак от него не зависят. Единственная просьба водителей к властям — чтобы те оставили их в покое. После распада СССР было много разговоров о том, что стране не хватает хозяина, человека, который работал бы на себя, а не надеялся на подачки от начальства. Прошло четверть века, мы двигались в этом вопросе (как и во многих других) по кругу и почти вернулись на исходные позиции.
В стране почти все принадлежит государству, а самым многочисленным классом являются бюджетники — своеобразный аналог податного крестьянства для XXI века. Нынешний бунт дальнобойщиков против системы «Платон», правительства и аффилированных с ним лиц в контексте нашей новейшей истории выглядит как обреченный бой человека, который хотел в России поработать для себя.
Как и в протестах на Болотной (по меньшей мере в ходе первого митинга), в действиях дальнобойщиков нет ничего незаконного. Это мирный протест граждан, настаивающих на том, чтобы их мнение учитывалось при определении государственной политики. Горожане образца 2011 года считали, не без некоторого основания, что именно им, а не чиновникам, принадлежат городские площади. Дальнобойщики могут рассчитывать на свои грузовики: во-первых, они могут отказаться от перевозки товаров и тем самым остановить снабжение российских городов; во-вторых, грузовики могут, не нарушая закона, блокировать движение на трассах, например, просто никуда не торопясь. Движение грузовиков на столицу, намеченное на нынешнюю неделю, выглядит как сцена из американского боевика о трудностях жизни рабочих и проблемах демократии. Только теперь это происходит уже не в Голливуде и не в Америке, а у нас.
От экономики к политике