Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Мы покупаем, нас покупают: что будет с торговлей через пять лет?
Лента новостей 9:36 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  09:00   USD НАЛ. Покупка 65,89 Продажа 65,81 EUR НАЛ. 73,85 73,66 ЦБ отозвал лицензию у столичного банка Бизнес, 08:59 Компания Дерипаски раскрыла статистику продаж «олимпийских» апартаментов Бизнес, 08:53 Ретейлеры предложат скидки до 90% на внеочередном «Киберпонедельнике» Технологии и медиа, 08:52 Аэропорт Токио закрылся из-за возгорания самолета Общество, 08:29 Последствия взрыва на тульском химзаводе полностью ликвидировали Общество, 08:26 В Токио пассажиров Korean Air эвакуировали из-за возгорания двигателя Общество, 08:08 Адвокат Ходорковского пожаловался на Россию в Совет Европы Политика, 08:03 Правительство включило «Башнефть» в прогнозный план приватизации Бизнес, 07:38 СМИ рассказали об отказе «Роснефтегаза» выкупить допэмиссию «РусГидро» Бизнес, 07:10 Лидеры G7 назвали глобальный рост экономики «приоритетной задачей» Экономика, 06:08 G7 выступила за продолжение санкционной политики в отношении России Политика, 06:02 Обама отправил в конгресс доклад по «сдерживанию противников в космосе» Политика, 05:08 Южная Корея открыла предупредительный огонь по двум суднам КНДР Политика, 04:58 «Опора России» призвала Медведева отключить мини-пивоварни от ЕГАИС Бизнес, 04:16 Google выиграла патентный спор с Oracle на $9 млрд Технологии и медиа, 03:22 SpaceX отложила запуск Falcon 9 с тайским спутником Технологии и медиа, 03:04 На химическом предприятии в Тульской области произошел взрыв Общество, 02:40 В России решили ввести национальную криптовалюту Финансы, 02:30 Греф усомнился в возможности приватизации Сбербанка в ближайшие два года Бизнес, 02:00 СМИ сообщили о возможной досрочной отставке рязанского губернатора Политика, 01:39 «Голос» вновь оштрафовали за нарушение закона об иностранных агентах Политика, 01:23 Снос «Шанхая»: как зачищали «долину МГУ» перед застройкой Фотогалерея, 00:54 США выступили против референдума о присоединении Южной Осетии к России Политика, 00:27 Маленький — не строй: как власти собираются защищать покупателей жилья Бизнес, 00:25 Кризисные параллели: что лидеры G7 обсудили в первый день саммита Политика, 00:17 «Гонщика» на Gelandewagen отправили на исправительные работы Общество, 00:15
19 янв, 09:51 Бизнес
Мы покупаем, нас покупают: что будет с торговлей через пять лет?
Татьяна Костенкова, генеральный директор системы контекстной рекламы Aori
Другие мнения автора
Как это сделать: привлечь инвестиции от венчурного фонда 6 июл 2015, 20:29
Онлайн и офлайн окончательно сольются в виртуально-розничных гипермаркетах, а продавцы будут знать о своих клиентах буквально все. Кому-то это не понравится, но облегчит жизнь — всем

Торговля без границ

E-commerce — один из самых быстрорастущих сегментов экономики в мире. В Великобритании на е-commerce уже приходится около 15% продаж в сфере ретейла, в США — чуть более 7%, в России — пока около 2,5%.

Потенциал для роста большой, уже очевидно, что создавать розничный бизнес только в офлайне бесперспективно. Лет через пять (или даже раньше), если не случится никаких законодательных и политических катаклизмов, для обычных покупателей полностью исчезнет разделение на покупку онлайн и офлайн. Сейчас в глазах пользователя это принципиально разные процессы, однако с развитием и дальнейшим проникновением мобильных устройств и технологий разница будет только нивелироваться. С развитием мобильных приложений, помогающих подобрать и оплатить товар прямо со смартфона, будет абсолютно нормальным заказать и оплатить все необходимые покупки уже по дороге в магазин. Более того, тот же Google уже начал разработки в области встроенных в мобильные операционные системы «онлайн-гипермаркетов». То, что уже сейчас работает в сфере мобильных приложений и цифрового контента, в обозримом будущем заработает и в других сферах. Через пять лет в России больше 10% товаров будет проходить через онлайн-продажи. И это уже довольно консервативный прогноз.

Как мы покупаем сейчас? Вот я сижу в кафе, пью кофе и думаю: похолодало, а не купить ли мне новые горнолыжные ботинки? Я достаю iPhone, ищу в поиске «горнолыжные ботинки женские», перехожу по нескольким ссылкам, нахожу понравившийся магазин. А дальше — разрыв связи. Я еду в этот магазин, меряю и покупаю ботинки, но маркетологи никогда не узнают, что я нашла их магазин через поиск. А я никогда не узнаю, что через дорогу, в другом магазине, который не давал рекламу в поиске по «горнолыжным ботинкам», они стоят на 20% дешевле.

Уже сейчас в Америке Google тестирует технологию, которая позволит соединить пользователя в онлайне и офлайне с помощью мобильного телефона и специальных маячков в магазинах. Разработка Apple iBeacon уже имеет реальные кейсы использования.

В практическом смысле это означает, что я как покупатель смогу увидеть все магазины, где продают нужные мне ботинки, в радиусе (например) километра от дома, сравнить цены и купить нужную пару по лучшей цене. А магазин узнает точно, как я нашла его, по каким запросам в поиске, и будет инвестировать только в те рекламные каналы, которые приводят покупателей.

Оптимальный маршрут

Сейчас поездка в «Ашан» в выходные (или, страшно сказать, перед Новым годом) — это потеря времени и для покупателя, и для магазина. Кто не попадал в ситуацию, когда идешь со своим списком продуктов по бесконечным рядам, и вдруг оказывается, что нужно возвращаться за необходимым товаром назад? Или вдруг приходишь к фруктам, а яблоки закончились.

Через пять лет все будет не так. Магазин, в котором я покупаю продукты, будет знать, что я заезжаю по субботам, около 12 часов, и через приложение будет напоминать мне запланировать поездку и бронировать место на парковке. Список покупок мой телефон сам синхронизирует со схемой расположения продуктов в магазине (с учетом последних манипуляций мерчандайзеров) и построит для меня оптимальный маршрут по залу. Уже сейчас Facebook — наиболее мощная с точки зрения собственной API социальная сеть — позволяет анализировать ленту пользователей, ссылки, которыми они делятся, группы, в которые вступают. Приложение сообщит мне о скидках на товары, которые я собираюсь купить, подскажет рецепты, которые понравились моим друзьям.

Продуктовые магазины и другие локальные бизнесы наконец-то тоже выйдут в онлайн — сейчас для них это бессмысленная история, локальное таргетирование только начинает развиваться. Активное продвижение беспроводных технологий доступа в Сеть (Wi-Fi в транспорте и общественных местах, анализ геолокальных тегов в соцсетях и т.д.) позволит компаниям находить «горячих» клиентов неподалеку в режиме реального времени. Этот тренд активно продвигается сейчас на западных рынках, неслучайно добрая половина партнеров Google на рынке в США — это компании и сервисы, помогающие бизнесам в локальном интернет-маркетинге.

Знание — сила

Через пять лет почти не останется сайтов, которые выглядят одинаково для всех. Персонализация и сбор информации о каждом из нас движется вперед бешеными темпами. Какой смысл показывать мне платья размера S и XS, если я ношу L? Это просто трата места на сайте. И то, что сайты (а тем более приложения) все еще делают это — просто пережиток прошлого. Уже сейчас ретаргетинг позволяет показывать пользователю те товарные предложения, которыми он интересовался ранее. Системы RTB дают рекламодателям возможность в режиме реального времени торговаться за право показать конкретному пользователю рекламное объявление, что значительно повышает эффективность рекламы и ее релевантность желаниям потребителя.

Через пять лет все будет иначе. Мобильные приложения, понимая наши вкусы и предпочтения, а также размер, рост и вес, будут в день начисления зарплаты на карту отправлять push-уведомления о том, что пора к ним заглянуть. Возможно, профили пользователей (размеры, аллергии, состав семьи, частота покупок, доход) будут настраиваться на уровне смартфонов и будут доступны всем разработчикам приложений под соответствующее устройство.

Тектонические сдвиги в рекламном ландшафте в ближайшие пять лет продолжатся. Страшно представить, что случится с самодельной наружной рекламой, печатным спамом, рекламой в лифтах и подъездах… Локальные рекламодатели наконец-то получат доступ к более эффективным каналам — контекстной рекламе, видеорекламе, программатику. Непременно появятся локальные агентства — специалисты по Подольску, Одинцово или Восточному Измайлово. Их медиапланеры будут лучше всего знать маршруты людей в определенном районе, расположение магазинов, автомоек, роддомов и кофеен и смогут настолько тонко спланировать контекстную рекламу для продуктового магазина, чтобы перехватить пользователя между спортзалом и пиццерией.

Кто-то скажет, что персонализация — это вторжение в личное пространство. Holy war продолжается несколько лет: хорошо ли, если размер твоих трусов знают все магазины белья? Скорее всего, функции персонализации можно будет отключить. Но что получит несчастный пользователь вместе с отключением? Гору спама, рекламу в лифтах, толстые каталоги, где половина не твоего размера или не подходит по цвету. Выбор всегда за нами.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции. 

Другие материалы по теме
Синдром Uber: как новые технологии убивают бизнес
Финансы оптом и в розницу: как ретейл замещает банки