Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 9:33 МСК
Жертвами урагана в Китае стали 99 человек Общество, 08:26 Министр обороны Германии оценила вероятность конфликта на Балтике Политика, 08:21 На Байкале перевернулась лодка с четырьмя рыбаками Общество, 07:23 Китай предрек проявление последствий Brexit в ближайшие 5-10 лет Экономика, 06:31 Число погибших в результате наводнения в США выросло до 24 человек Общество, 06:25 Опрос показал желание почти 60% шотландцев покинуть Великобританию Политика, 05:03 Гитару Принса продали на аукционе за $137,5 тыс. Общество, 04:47 Пассажир BMW с номерами «АМР» напал на девушку на Старом Арбате Общество, 04:03 Движение транспорта между Россией и Грузией приостановили из-за селя Экономика, 03:22 На трассе «Дон» в Воронежской области произошло массовое ДТП Общество, 03:01 Макфол объяснил причины «победы» Путина из-за выхода Британии из ЕС Политика, 01:52 Известный американский фотограф Билл Каннингэм скончался на 88 году жизни Общество, 01:44 Минобороны заявило об обстрелах боевиками «Джебхат ан-Нусры» под Дамаском Политика, 01:01 Сборная Португалии вышла в четвертьфинал чемпионата Европы Евро-2016, 00:36 Пассажир упал на рельсы на станции «Варшавская» московского метро Общество, 00:10 УЕФА назвал самый красивый гол группового этапа Евро-2016 Футбол, Вчера, 23:35 Чубайс прокомментировал арест губернатора Никиты Белых Политика, Вчера, 23:22 Джордж Сорос назвал «практически необратимым» распад ЕС после Brexit Политика, Вчера, 22:56 Шарапова собралась на учебу в Гарвардскую школу бизнеса Общество, Вчера, 22:23 Во Внуково скончался перевозивший пассажиров к самолету водитель автобуса Общество, Вчера, 21:45 Жертвами нападения террористов на гостиницу в Сомали стали 15 человек Общество, Вчера, 21:25 Суд освободил проигнорировавшую звонок ребенка с Сямозера фельдшера Общество, Вчера, 20:54 СМИ назвали двух кандидатов на пост тренера российской сборной по футболу Футбол, Вчера, 20:54 Застрявшая в Домодедово на семь часов группа детей вылетела в Крым Общество, Вчера, 20:11 Олланд отказал Ле Пен в проведении референдума о выходе Франции из ЕС Политика, Вчера, 19:35 Сноуден призвал не подписывать «антитеррористический пакет» Ирины Яровой Политика, Вчера, 19:23 В Москве объявили «оранжевый» уровень опасности из-за жары Общество, Вчера, 19:07 Reuters сообщил о гибели десятков людей в результате авианалета в Сирии Политика, Вчера, 18:50 Руководителя детского лагеря на Белом море отправили под домашний арест Общество, Вчера, 18:13 КПРФ не взяла в Госдуму бизнесменов из своей фракции Политика, Вчера, 17:44 Штаб АТО рассказал о попадании Порошенко под обстрел в Донбассе Политика, Вчера, 17:19 Обама присвоил гей-бару статус национального памятника Общество, Вчера, 17:14 Россия подарила Египту катер с крылатыми ракетами Общество, Вчера, 16:43 Астахов ответил требующим его отставки Общество, Вчера, 16:43 Больше 100 детей застряли в Домодедово из-за задержки рейса в Крым Общество, Вчера, 16:09 Визит Владимира Путина в Пекин завершился подписанием более 30 соглашений Политика, Вчера, 15:40 Еврокомиссар от Великобритании заявил об уходе в отставку из-за Brexit Политика, Вчера, 15:25 «Единая Россия» отправит в Думу кандидатов от Уралвагонзавода и АвтоВАЗа Политика, Вчера, 15:01 Суд арестовал губернатора Никиту Белых Политика, Вчера, 14:38 В Шотландии начали готовиться к референдуму по выходу из Великобритании Политика, Вчера, 14:32 Петицию о новом референдуме по Brexit подписали больше миллиона человек Политика, Вчера, 13:39 ВМФ России проведет больше 40 тактических учений до конца года Общество, Вчера, 13:23 Белых объяснил получение €400 тыс. нуждами Кирова Политика, Вчера, 13:12 Aerosmith анонсировала прощальный тур Общество, Вчера, 13:11 Навального удивило задержание губернатора Белых Политика, Вчера, 12:35 На Украине задержали двух бойцов «Исламского государства» Политика, Вчера, 12:18 В Кремле прокомментировали задержание Белых по обвинению во взятке Политика, Вчера, 12:10 Улюкаев рассказал об интересе к приватизации «Роснефти» в Европе Бизнес, Вчера, 11:51 Улюкаев допустил рост автопрома в 2017 году Политика, Вчера, 11:46 Петицию за отставку Астахова подписали больше 50 тысяч человек Общество, Вчера, 11:28 В рамках дела Минкультуры прошли 15 арестов имущества и банковских счетов Политика, Вчера, 10:56 Губернатора Белых доставили в Басманный суд Политика, Вчера, 10:15 Адвокат семьи Немцова будет защищать губернатора Никиту Белых Политика, Вчера, 10:09 Губернатору Белых предъявили обвинение в получении взятки в €400 тысяч Политика, Вчера, 10:03 Жертвами наводнения в Западной Вирджинии стали 23 человека Общество, Вчера, 09:48 Папа римский осудил геноцид армян во время первого визита в Армению Политика, Вчера, 09:27 Троим фигурантам дела о гибели школьников в Карелии предъявили обвинения Общество, Вчера, 09:25 Оппозиция Венесуэлы собрала необходимые для отставки Мадуро подписи Общество, Вчера, 09:00 В Тульской области утонули пять человек Общество, Вчера, 08:32 Медведев утвердил порядок создания реестра опасных для экологии объектов Политика, Вчера, 08:04 Два человека погибли в результате стрельбы в Марселе Общество, Вчера, 07:19 Более 500 тыс. человек потребовали провести новый референдум по Brexit Общество, Вчера, 06:51 СМИ узнали об автоматической блокировке экстремистских видео в Facebook Технологии и медиа, Вчера, 05:36 СМИ узнали о возможном повышении НДС до 25% Экономика, Вчера, 05:23 Рейс Сочи — Москва отложили на 10 часов из-за трещины в стекле самолета Общество, Вчера, 04:52 СМИ назвали дату отмены запрета на службу трансгендеров в армии США Общество, Вчера, 04:19 Минск сообщил о похоронах служившего в российских ВС уроженца Белоруссии Политика, Вчера, 04:10 Brexit привел к росту продаж биткоинов Финансы, Вчера, 03:23 Берлин призвал ЕС «не мстить» Британии после референдума Политика, Вчера, 02:59 Число погибших из-за наводнения в Западной Вирджинии увеличилось до 20 Общество, Вчера, 02:38 Эрдоган обвинил Евросоюз в «исламофобии» после Brexit Политика, Вчера, 01:59 Спорная победа: как раскол в Евросоюзе повлияет на Россию Бизнес, Вчера, 01:49 Регуляторы США заявили о стабильности финансовой системы после Brexit Финансы, Вчера, 01:27 Встреча с инвестором: за что был арестован губернатор Никита Белых Политика, Вчера, 00:57 В Сети появилось видео задержания Никиты Белых Политика, Вчера, 00:55 WADA приостановило работу антидопинговой лаборатории в Рио-де-Жанейро Общество, Вчера, 00:16 Обама обсудил Brexit с Кэмероном и Меркель Политика, Вчера, 00:13 Суд отправил под домашний арест брата экс-мэра Владивостока Общество, 24 июн, 23:06 «Мало не покажется»: что потеряют Британия и Европа от разрыва их союза Политика, 24 июн, 22:58 Никита Белых заявил о своей невиновности Политика, 24 июн, 22:54 Из-за наводнения в Западной Вирджинии погибли 14 человек Общество, 24 июн, 22:15 Жертва Brexit: как пришел к власти и почему ушел Дэвид Кэмерон Политика, 24 июн, 21:44 Петиция об отставке детского омбудсмена Астахова собрала 13 тыс. подписей Общество, 24 июн, 21:29 «Красный квадрат» подал иск к СТС из-за «Контрольной закупки» Технологии и медиа, 24 июн, 21:28 В кировскую обладминистрацию пришли с обысками после задержания Белых Общество, 24 июн, 21:10 Экс-депутат Пономарев получил вид на жительство на Украине Политика, 24 июн, 20:49 Sanpower подтвердила намерение приобрести франшизу McDonald's в Китае Бизнес, 24 июн, 20:38 Кудрин заявил о смене расстановки крупнейших экономик мира после Brexit Экономика, 24 июн, 20:34 Падение фунта позволит импортерам снизить цену на виски Бизнес, 24 июн, 20:10 Соглашения необязывающего характера: зачем Владимир Путин едет в Китай Экономика, 24 июн, 20:08 Костин поблагодарил Грефа за данный акционерам совет вложиться в ВТБ Бизнес, 24 июн, 20:04 Во Франкфурте открыли горячую линию для желающих покинуть Лондон банкиров Общество, 24 июн, 19:42 Ресторатор Михаил Зельман: «Brexit — хороший пример настоящей демократии» Интервью, 24 июн, 19:31 Максим Фадеев подал в суд на «Яндекс.Музыку» за размещение песен Линды Бизнес, 24 июн, 19:28 Вице-премьер Турции объявил о начале развала Евросоюза Политика, 24 июн, 19:25 СМИ сообщили об отключении Евроситибанка от платежной системы ЦБ Финансы, 24 июн, 19:22 Совбез назвал основные угрозы для информационной безопасности России Политика, 24 июн, 19:20 СК опубликовал фотографии задержания губернатора Белых Политика, 24 июн, 18:55 Тинькофф Банк компенсирует клиентам снижение ставки по вкладам Финансы, 24 июн, 18:53 Когда пройдет шок: во что вкладывать деньги после решения о Вrexit Деньги, 24 июн, 18:49 Губернатора Белых задержали за взятку в €400 тыс. Общество, 24 июн, 18:40 Глава ВТБ предрек гибель банка в случае его выхода в Крым Бизнес, 24 июн, 18:36 Ходорковский предрек снятие санкций с России к концу года Политика, 24 июн, 18:26 МВФ призвал ЕС и Великобританию плавно перейти к «новым отношениям» Экономика, 24 июн, 18:25 СМИ назвали возможного покупателя бизнеса TNS в России Технологии и медиа, 24 июн, 18:17 Председатель Еврокомиссии отказался назвать Brexit «началом конца» ЕС Политика, 24 июн, 17:55 Турецкие турфирмы предложили отказаться от системы «все включено» Бизнес, 24 июн, 17:47 В Германии подготовили план ассоциации Великобритании и ЕС Политика, 24 июн, 17:34 Трамп пообещал разорвать связи с бизнесом в случае избрания президентом Бизнес, 24 июн, 17:28 Биржи США упали на 3–4% после Brexit Финансы, 24 июн, 17:15 Обама прокомментировал итоги референдума в Великобритании Политика, 24 июн, 17:01 Charlie Hebdo опубликовал карикатуры на Brexit Общество, 24 июн, 16:52 Спрос на фунты в российских банках вырос в несколько раз Финансы, 24 июн, 16:49 Мужа певицы Жасмин арестовали в Молдавии по делу об отмывании денег Бизнес, 24 июн, 16:45 Телепортируемся отсюда: сможет ли Россия лидировать в квантовой гонке? Евгений Глушков научный сотрудник лаборатории искусственных квантовых систем МФТИ Мнение, 24 июн, 16:41 Ryanair устроила распродажу билетов для желающих «сбежать» от Brexit Бизнес, 24 июн, 16:30 Минобороны заявило об угрозе для офицеров России в центре по Донбассу Политика, 24 июн, 16:19 Путин призвал Запад «созреть» до конструктивного диалога по санкциям Политика, 24 июн, 16:12 Путин заявил о неизбежных последствиях Brexit для Европы и России Политика, 24 июн, 15:51 Sberbank CIB допустил пересмотр антироссийских санкций после Brexit Бизнес, 24 июн, 15:18 Вице-канцлер Германии отменил встречу с Путиным из-за Brexit Политика, 24 июн, 15:17 Захарова предрекла появление понятия «Whoexit?» Политика, 24 июн, 15:15 Чичваркин назвал «весьма неплохим» будущее Великобритании после Brexit Бизнес, 24 июн, 15:00 Захарченко назвал взрыв в Донецке покушением на ополченца Моторолу Общество, 24 июн, 14:48 Китай призвал сохранять спокойствие после британского референдума Политика, 24 июн, 14:46 Julius Baer предсказал три волны волатильности из-за Brexit Финансы, 24 июн, 14:37 Кремль прокомментировал статьи о связи Пригожина со слежкой за оппозицией Политика, 24 июн, 14:32 Найденная на перевале Дятлова туристка продолжила поход Общество, 24 июн, 14:30 Западный бизнес заявил о начале «периода неопределенности» после Brexit Экономика, 24 июн, 14:27 Шестой созыв Госдумы завершил работу Политика, 24 июн, 14:26 Брату мэра Владивостока предъявили обвинение в подкупе Политика, 24 июн, 14:16 Меркель прокомментировала референдум в Великобритании Политика, 24 июн, 14:11 Олланд призвал к укреплению еврозоны после Brexit Политика, 24 июн, 13:59 Тони Блэр предрек «колоссальные последствия» из-за выхода Британии из ЕС Политика, 24 июн, 13:55 В Брюсселе призвали Британию «как можно скорее» начать выход из ЕС Политика, 24 июн, 13:50 Курс евро на вчера  24.06.2016, 13:46 EUR ЦБ 72.6582 -0.2434 Курс доллара на вчера  24.06.2016, 13:46 USD ЦБ 65.5287 +1.2075 Территорию рядом с национальным парком «Завидово» попросили передать ФСО Политика, 24 июн, 13:33 Ретейлеры предупредили о перебоях с продуктами из-за поправок Госдумы Бизнес, 24 июн, 13:20 Госдума приняла закон о строительстве на территории заповедников Политика, 24 июн, 13:08 Лавров ответил на заявление о снижении давления на Путина после Brexit Политика, 24 июн, 13:01 Кремль не увидел сарказма в вопросе Астахова к выжившей в Карелии девочке Общество, 24 июн, 12:55 ЦБ заявил об отсутствии прямых рисков для России от Brexit Финансы, 24 июн, 12:53 Госдума приняла «антитеррористический пакет» Ирины Яровой Политика, 24 июн, 12:49 Посольство США рассказало о встрече Суркова с Нуланд Политика, 24 июн, 12:40 Кремль прокомментировал победу сторонников выхода Британии из ЕС Политика, 24 июн, 12:33 В центре Донецка произошел взрыв Общество, 24 июн, 12:31 В карельской «скорой» сочли баловством звонок попавшего в шторм школьника Общество, 24 июн, 12:24 Трамп заявил о возврате британцами контроля над своей страной Политика, 24 июн, 12:20 В больнице университета Анкары произошла стрельба Общество, 24 июн, 12:18 Три года с пополнением: стоит ли сегодня открывать долгосрочные вклады Деньги, 24 июн, 12:14 Букмекеры оценили шансы вероятных преемников Кэмерона Политика, 24 июн, 12:10 Moody`s и Standard&Poor`s оценили последствия Brexit Финансы, 24 июн, 12:08 В Госдуме назвали Brexit «личным провалом» Обамы Политика, 24 июн, 12:04 Госдума одобрила поправку о снижении срока хранения данных операторами Технологии и медиа, 24 июн, 12:02 Великобритания проголосовала за выход из ЕС. Фоторепортаж Фотогалерея, 24 июн, 12:01 Минфин предупредил о риске ослабления рубля из-за Brexit Финансы, 24 июн, 12:00 МИД Испании предложил взять Гибралтар под соуправление после Brexit Политика, 24 июн, 11:59 Торг после Brexit: что делать Лондону и Брюсселю Антон Табах доцент ВШЭ Мнение, 24 июн, 11:58 В Якутии под самолетом с пассажирами загорелось топливо Общество, 24 июн, 11:57 Путин обсудил с ШОС перспективы присоединения к организации Ирана Политика, 24 июн, 11:45 В свободном падении: как Brexit обрушил рынки и индексы по всеми миру Финансы, 24 июн, 11:45 Российские банки подстраховались на случай выхода Британии из ЕС Финансы, 24 июн, 11:26 Кудрин предсказал ослабление ЕС и Великобритании из-за Brexit Экономика, 24 июн, 11:23 В Киеве предсказали постепенное снятие санкций ЕС с России после Brexit Политика, 24 июн, 11:18 Инвесторы вложили во вкладывающиеся в Россию фонды $83 млн Финансы, 24 июн, 11:14 Британские банки потеряли треть стоимости на новостях о Brexit Финансы, 24 июн, 11:12 Глава МИД Британии заявил о снижении давления на Путина после Brexit Политика, 24 июн, 11:06 Скорая помощь в Карелии проигнорировала вызов попавшего в шторм ребенка Общество, 24 июн, 10:48 Макфол поздравил Путина с «гигантской победой» на референдуме в Британии Политика, 24 июн, 10:40 Дэвид Кэмерон объявил о решении уйти в отставку Политика, 24 июн, 10:30 Казахстан посоветовал грузоперевозчикам с Украины объезжать Россию Бизнес, 24 июн, 10:29 Доллар взлетел на 2 руб. на новостях о Brexit Финансы, 24 июн, 10:08 Код Яровой: чем грозит антитеррористический закон интернет-пользователям Технологии и медиа, 24 июн, 10:06 Ле Пен предложила провести референдум о выходе Франции из ЕС Политика, 24 июн, 10:05 «Все летит к чертям»: что говорят финансисты после голосования по Brexit Финансы, 24 июн, 09:55 Минфин заявил об отсутствии рисков для России после Brexit Финансы, 24 июн, 09:50 Японский Nikkei рухнул на 8% после победы сторонников Brexit Финансы, 24 июн, 09:45 Глава МИД Британии заявил о намерении Кэмерона остаться на посту премьера Политика, 24 июн, 09:36 Сторонники Brexit набрали 51,9% по итогам окончательного подсчета голосов Политика, 24 июн, 09:33 Лидер евроскептиков допустил сохранение Британии в ЕС еще несколько лет Политика, 24 июн, 09:28 «Черная пятница»: что ждет Европу и мир после британского голосования Политика, 24 июн, 09:02 ЦБ отозвал лицензии у двух страховых организаций Бизнес, 24 июн, 09:02 Аналитики предсказали падение европейских индексов на 6–7,5% из-за Brexit Экономика, 24 июн, 08:48 Онлайн-трансляция Brexit: Биржи США открылись падением Онлайн, 24 июн, 08:32 Жители Великобритании проголосовали за выход из Евросоюза Политика, 24 июн, 08:07 Астахов прокомментировал свой вопрос к выжившей в Карелии девочке Политика, 24 июн, 07:57 Азиатские индексы и валюты упали на новостях из Великобритании Финансы, 24 июн, 07:36 Шотландия и Северная Ирландия проголосовали против Brexit Политика, 24 июн, 07:28 Рубль упал к доллару после данных по Brexit Финансы, 24 июн, 07:22 Курс евро к доллару упал на 3,5% на новостях о Brexit Финансы, 24 июн, 07:20 Би-би-си предсказала победу сторонников Brexit Политика, 24 июн, 07:15 Нефть обвалилась более чем на 6% на новостях о Brexit Экономика, 24 июн, 06:47 Во Владивостоке задержали брата арестованного мэра Политика, 24 июн, 06:37 Фунт упал до 30-летнего минимума к доллару Финансы, 24 июн, 06:22 Сторонники Brexit обошли противников после подсчета в 50% округов Политика, 24 июн, 05:49 Спасатели нашли пропавшую на перевале Дятлова туристку Общество, 24 июн, 05:42
19 янв 2015, 00:01
Анатолий Темкин, Петр Кирьян
Гендиректор Уралвагонзавода – РБК: «Ставки больше 9% – это убийство»
Генеральный директор Уралвагонзавода Олег Сиенко  Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Российская оборонная промышленность оказалась между двух огней. С одной стороны на нее давит экономия государственного бюджета. С другой – санкции США и Евросоюза и запрет на поставку в Россию комплектующих и материалов для военных нужд. Против нее сыграли и новые ставки по кредитам в банках. Крупнейший в мире производитель танков – нижнетагильский Уралвагонзавод не стал исключением. В благополучные годы до половины выручки он мог извлекать из производства железнодорожных вагонов и городского транспорта, но сейчас эти источники перекрыл кризис. О том, как будет выживать один из крупнейших российских промышленных холдингов, в интервью РБК рассказал его генеральный директор Олег Сиенко.

«Экономика не может вечно катиться в черную дыру»

– Этот год будет непростой и для правительства в смысле наполнения бюджета, и для бюджетополучателей. У вас есть скорректированная стратегия на 2015 год?

– Программа на 2015 год у нас есть, мы ее утверждали на совете директоров в конце года. У нас в обычные годы около половины выручки идет от военной продукции, половина – от гражданской.  Когда начинаются кризисы, производство гражданской продукции начинает падать, а военной – растет и соотношение меняется где-то 30% к 70% в пользу последнего. И, конечно, нас поддерживает экспорт.

Так что планы мы сделали, но их сложно реализовать. Политика Центрального банка ведет к тому, что промышленность может лечь. В вагонном сегменте мы точно потеряли всех потребителей – ставка по кредитам 27–32% при том, что рентабельность вагонов ниже нуля. Поэтому мы традиционно будем поставлять вагоны своей кэптивной компании, чтобы не остановить производство.

– У вас есть вагоны, есть новые направления – городской транспорт, есть военная тематика. В кризис на все виды продукции снижается спрос.

– Нельзя забывать про развитие, надо искать новые ниши. Например, мы создали прототип трамвая R1, который презентовали летом 2014 года. Это прямой конкурент продукции всех ведущих мировых производителей. По условиям ФИФА, проведение чемпионата мира в 2018 году требует обновления городской инфраструктуры. Это нам очень на руку, тем более что за счет в том числе и девальвации рубля российский продукт становится очень конкурентным. Представив этот трамвай, мы сразу подписали со Свердловской областью соглашение на поставку до 50 штук и приступили к разработке механизма финансового обеспечения производства. У нас появились потенциальные заказчики не только в России, но и за рубежом.

Сегодня фактически нет рынка грузовых вагонов, и если его не стимулировать, то можно вообще потерять. Ведущие российские компании этой отрасли – Тихвинский вагоностроительный завод, УВЗ, Алтайвагонзавод – все создали кэптивные транспортные компании, в которые поставляют свои вагоны, это прямая поддержка производства. Раньше это поддерживали банки через лизинговые компании по нормальной ставке в пределах 10%, и это как-то работало. В конце года ставка по тарифам упала на 30–-40%. Теперь надо сделать резкие шаги по утилизации старых вагонов. В предыдущие два года слово «инновации» у нас было везде. Мы создавали инновационные вагоны из композиционных материалов, с увеличенным пробегом, со сроком жизни 32 года вместо 22. Но пока не видим, чтобы эта продукция пользовалась большим спросом.

– А у вас есть какой-либо вариант сценария выхода из ситуации?

– Сценарии разные. Самый нормальный из них – привлечение иностранных инвесторов. Тех, которые играют вдолгую. Если мы возьмем соотношение курсовой разницы за последние пять-шесть лет с начала предыдущего кризиса в 2008 году, то увидим, что цена вагона менялась от $34 тыс. до $90 тыс. Сейчас вагон скатился до $20 тыс. Инвестор должен понимать, что экономика не может вечно катиться в черную дыру, рано или поздно будет отскок. И сегодня самое время вложить средства.

Если правительство выделит средства для того, чтобы простимулировать отрасль напрямую, то это тоже будет выходом. Вернее – элементом спасения отрасли.

– А что это за инвесторы?

Возможно, крупные лизинговые иностранные компании. Возможно, крупные фондовые игроки. Те, кто не входит в зону евро и доллара, но имеют накопления в этих валютах. Им надо где-то эффективно парковать эти средства. Мир разогрет бумажками.  К примеру, физически на сырьевой бирже примерно 3% бумаг обеспечены, например, самими углеводородами. Остальное – фьючерсы, свопы. Цена повышается и понижается, но фактически гоняется воздух. Я считаю, что это неадекватный процесс. Поэтому реальные инвесторы – это фонды Аравийского полуострова и Юго-Восточной Азии, накопившие свои деньги экспортом сырья и продукции. Они понимают, что любые деньги надо материализовывать, иначе инфляция все съест.

– Вы уже ведете какие-нибудь переговоры?

– Да, мы уже ведем переговоры. Строим разные сценарии с нашими консультантами. В основном это консультанты, которые чувствуют наш сегмент и в России, и на Западе (международные компании). 


Олег Сиенко

Родился 11 февраля 1966 года в Ростовской области. Окончил Межрегиональный институт менеджмента по специальности «экономика», Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина по специальности «экономика и управление на предприятии» и аспирантуру Академии народного хозяйства при правительстве России.

Карьеру начал в 1988 году в Иркутске инструктором объединения «Молодежная инициатива Иркутска» Иркутского городского комитета ВЛКСМ. В Уралвагонзавод пришел в апреле 2009 года на должность гендиректора. До этого в разное время работал на руководящих должностях в крупнейших нефтегазовых компаниях: «Газкомерце», «Итере», «Газэкспорте», «Межрегионгазе», «Малитрансе», «Газпроме» и других компаниях. В 2013 году вошел в состав совета директоров Объединенной судостроительной корпорации.


«Мы считаем, что ставки больше 9% – это убийство»

– Оборонный заказ в последние годы постоянно растет. То есть объем средств, закладываемых в бюджет, постоянно увеличивается. Но изрядная часть этих сумм – не живые деньги, а гарантии по кредитам. Чего вы ожидаете в этом году – реального увеличения заказа от государства или необходимости привлекать больше кредитов?

– Надо различать две истории. Если брать исполнение оборонного заказа – это живые деньги. Гарантии по кредитам – это другая часть. Это обеспечение гарантии возврата взятых кредитов под госзаказ. Мы по своим контрактам получаем частичную предоплату, а остальное закрываем кредитами. Отсюда и история с госгарантиями. У нас хорошо выстроены отношения с Минобороны, мы находимся, можно сказать, в передовиках – за последние пять лет увеличили объем производства по государственному оборонному заказу в семь раз. Думаю, что в этом году останемся на уровне прошлого года – около 50 млрд руб. Но если будет принято решение о сокращении авансирования, будем вынуждены обращаться за большим объемом кредитов. При средней рентабельности госзаказа в 4% получится, что мы выполняем заведомо убыточные контракты. Но инфляция не только в деньгах. В январе мы получили рост стоимости сырья минимум на 30%.

– Это металлурги?

– Не только металлурги. Мы и сами занимаемся металлургией, закупаем уголь, руду, чугун. Но у нас есть сторонние комплектаторы, для которых цена сырья тоже выросла. А мы страдаем – если не будет какой-либо части, то машина не сойдет с конвейера. Предприятие заключало с Министерством обороны трехлетние договоры с фиксированной ценой, в них дефлятор был закреплен на уровне 6–7%. Государству надо принимать какие-то резкие движения для поддержки промышленности. Да, надо докапитализировать банки, надо поддерживать их ликвидность, но нельзя при этом забывать и про реальный сектор экономики – промышленность, производство.

– Будете оптимизировать численность работников под экономические реалии?

– Исходя из государственной программы вооружений до 2020 года мы видели, что у нас существуют проблемы с кадрами. Нам реально не хватало и не хватает высококвалифицированных рабочих. Прежде всего – операторов станков с ЧПУ, без которых невозможно провести глобальное техническое перевооружение. Мы планировали в ближайшее время набрать 6–12 тыс. человек под рост оборонных объемов. Но поскольку пойдет пересмотр объемов производства, в программе на 2016–2025 годы могут быть изменены параметры. Понятно, что будет дефицит бюджета, вероятно, будет перераспределение заказа на более поздний срок. Как только будет ясность, мы сразу адаптируем наши возможности под новую программу.

– В прошлом году правительство перенесло около 500 млрд руб. из оборонного заказа на более поздний срок, рассчитывая потратить их после 2018 года. Как на вас сказался этот перенос?

– У нас трехлетние контракты, это перераспределение мы пока не ощущаем. Но мы реально почувствовали стагнацию экономики, поэтому понимаем, что этот шаг обоснованный. Мы на прошлой неделе дискутировали на коллегии военно-промышленной комиссии. Вице-премьер Дмитрий Рогозин собрал на ней представителей всех профильных ведомств, предприятий, крупнейших банков. Обсуждали, как жить. Когда мы слышим, что надо триллион дохода распределить в пользу банков, то для нас это тяжелые новости. А что делать дальше? Мы же пойдем за займами в эти же банки. Понятно, что ликвидность банков поддерживать надо, но ни в одной стране мира нет столько банков, сколько в России.

А вас есть какие-то предложения по работе с банками, которые вы можете показать Центральному банку, Министерству финансов?

– Мы, конечно, сформировали свои предложения вместе с Министерством промышленности и торговли. Пойдем с ними в Министерство экономического развития и Министерство финансов. Курирует эту работу Дмитрий Рогозин, который будет докладывать президенту нашу позицию. Мы предложили создать механизм для выпуска облигаций через Центробанк, чтобы банки их предъявляли. Мы считаем, что ставки больше 9% – это убийство. Если государство докапитализирует банки, то оно должно докапитализировать и предприятия с государственным участием.

Задачу по выпуску продукции для государства никто не отменял, а механизмы все поменялись. Условно говоря, невозможно на двигателе в 10 лошадиных сил тащить 500-тонную машину да еще и по бездорожью и против ветра. Так что мы ждем, когда состоится коллегия ВПК при президенте. От решения, которое может быть принято, зависит наше дальнейшее движение, может понадобится какая-то перегруппировка сил.

– А сколько времени у вас есть в запасе? Когда нужно принять это решение, чтобы не было поздно?

– Времени уже нет. Надо было принимать решение вчера. Мы звонили во все колокола последние полгода. И прошли все инстанции и вверх, и вниз, и вдоль, и поперек. Наши письма, наверное, все уже устали читать.

– А есть ли понимание со стороны Минфина той ситуации, в которой оказалась промышленность?

– Понимание, думаю, есть, но желание Минфина – сбалансировать бюджет, это его основная функция. Они больше подходят по-бухгалтерски к нашим проблемам. 

– Но у вас должны быть союзники в правительстве – например Ольга Голодец. Она, очевидно, должна сказать, что ваше предприятие – это не только станки и денежные потоки, но и занятые люди...

– Они все наши союзники – вице-премьеры, министры, все, кто в правительственных кабинетах нами занимается. Вопрос в другом: надо понимать, в каком месте мы находимся. У каждого процесса должен быть ведомый и ведущий. Вот здесь есть разбаланс. Заводы – это не оборудование, государственные программы и бюджеты. Заводы – это в первую очередь люди. Сценарии развития западной экономики не очень приемлемы в России. Люди втянулись в рыночные понятия, наслушались оптимистичных речей и набрали ипотечных и потребительских кредитов. И что с ними будет сейчас? Что будет, если закроются предприятия? В банках работает немного людей по сравнению с промышленностью. Банки – важный сегмент, это финансовый механизм обеспечения работы экономики, но экономика держится на реальном секторе, в нем работают миллионы людей. Мы получим социальный взрыв, как только людям станет нечем платить за квартиру, за обучение детей, за ипотеку, по потребительским кредитам. Что, армия коллекторов придет вытаскивать из квартир мебель? Вот это надо понимать.

Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

«Ужасно жалко потраченных сил и времени»

– Как на вас давит внешнеполитическая ситуация – наложенные на вас санкции США, запрет на ввоз товаров двойного назначения из Евросоюза?

– Мы находимся под санкциями, это означает, что иностранные банки и поставщики не могут с нами контактировать. Мы очень серьезно трудились над созданием локомотива с Caterpillar. Но за два дня до отгрузки продукции, сделанной на площадке наших партнеров в Латинской Америке, были введены санкции. Это на самом деле инновационная машина, очень компактный газовоз, который мы планировали испытать на Якутской железной дороге. Он прошел подобные испытания в Канаде, это то, что нужно нашему рынку.

С Renault Truck Defense мы сделали хорошую машину, предназначенную для экспорта. И нашим военным она тоже понравилась. Но мы были вынуждены остановить эти процессы.

С Bombardier у нас такая же ситуация. Хотя они надеются, что все отыграется назад, ужасно жалко потраченных сил и времени.

– Но разработки вы оставили себе?

– Корпорация УВЗ занимает около 60% мирового танкового производства, и мы будем какие-то продукты развивать самостоятельно. Но это не означает, что мы не пострадали. Были программы и с другими иностранными партнерами, которые мы вынуждены свернуть. Хотя этого можно было  ожидать, глупо было бы ожидать, что мы не попадем в санкционые списки.

У нас большая программа собственного технического перевооружения. Импортозамещение крайне важно, но его нельзя сделать ни за день, ни за год, ни даже за пять лет – компетенции-то мы утеряли. Нам нужно заместить технологический процесс ХХ века на процесс ХХI века. Да, Минпромторг сделал большие усилия по созданию базы для импортозамещения, например – в станкостроительной отрасли. Но уйдут на это годы. Придется очень долго догонять то, что уже в мире сделано. Просто станок нам не нужен, его может сделать кто угодно. Нужна технологическая цепочка. Чтобы заходила с одной стороны заготовка, а с другой стороны выходило готовое изделие. Вот к чему надо идти.

– Что вы делаете с этим? Вы ищете внутренние ресурсы? Других поставщиков? В Китае? Корее?

– Скажем так, наши взоры устремлены на Восток. Не думайте, что китайское оборудование является на самом деле китайским, мозги все равно находятся в Америке и Западной Европе. Если мы хотим создать лучший продукт, то мы не сможем его создать из худших материалов на плохом оборудовании. Вся цепочка должна состоять из лучших звеньев.

Мы заранее знали, что это произойдет, нас научил кризис 2008 года, когда началась гонка за долларом. За это время мы максимально избавились от импортных комплектующих. Без них, конечно, полностью не обойтись, когда весь мир построен на кооперации.

– Насколько санкции затормозили вас?

– Санкции начали действовать только в 2014 году, и насколько именно мы затормозились, станет понятно позже.  Сильно все это нас назад не утащит, но год-два мы потеряем.

– А финансово вы можете оценить техническое перевооружение и импортозамещение для УВЗ?

– До 2020 года мы должны были перевооружиться на 117 млрд руб. Но эта цифра оказалась не очень реальной. Основное оборудование импортное, и сейчас оно должно вырасти в цене вдвое. Большую часть успели закупить, но то оборудование, которое сейчас на подходе, было заказано 9–12 месяцев назад, придет уже по другой цене. Кроме того, никто не отменил даже таможенных пошлин, а они тоже высчитываются из валютной цены.

– На прошлогоднем Санкт-Петербургском экономическом форуме в выступлении президента Владимира Путина прозвучали тезисы о поддержке промышленности...

– Поручения не всегда выполняются так быстро, как должны бы были. Больше всего нас подводят законы о госзакупках, когда мы все должны публиковать на сайтах. Подводим мы наших партнеров, которые стараются нам помочь, из-за публичности процесса, они попадают в неприятные истории перед властями своих стран. Если мы находимся в санкциях, то это значит, что никто нам не может ничего поставить, но мы придумываем определенные механизмы, чтобы обойти этот запрет, а российские законы нам мешают. Мешающих законов великое множество, и в условиях экономического кризиса и политической блокады их нужно было отменять. Они наносят колоссальный вред. Работа отраслей под санкциями – это мобилизация всех механизмов, однако я за последний год не видел законодательных инициатив, направленных на развитие промышленности. Если не считать принятие закона о промышленной политике в декабре 2014 года.


История Уралвагонзавода

Строительство крупнейшего в СССР производителя вагонов началось в 1931 году, первую продукцию он выпустил в 1936 году. В августе 1941 года правительство решило создать на базе Уралвагонзавода и нескольких эвакуированных на Урал предприятий танковое производство. Первая продукция была выпущена уже через два месяца.

Во время войны предприятие выпустило около 25 тыс. танков, включая легендарные Т-34. После войны завод продолжил выпуск вагонов и танков. В 60‑е годы на нем был разработан и пущен в серию самый массовый танк в истории Т-72. Всего в послевоенное время Уралвагонзавод произвел около 100 тыс. танков.

Чистая прибыль УВЗ в прошлом году составила, по предварительным данным, 663 млн руб., выручка – 135,1 млрд руб. Выручка от оборонного заказа за 2014 год по сравнению с 2013 годом утроилась – до 54,5 млрд руб. Портфель экспортных заказов составил 90 млрд руб.


«Процесс торговли за цену будет вечным»

– У военных были претензии к вашей новой универсальной гусеничной платформе – «Армату». Машина на ее базе пройдет на параде Победы в мае, а потом вернется к вам на доработку. Как вы собираетесь ее доводить?

– От военных не было претензий и быть не могло, пока не было испытаний. Есть четкая задача по разработке единой базовой гусеничной платформы для разных видов вооружений. Мы продемонстрируем на параде 9 мая нашу работу. К нам была только одна претензия – цена. Нельзя за товар высокого качества просить цену втрое меньше аналогов. Мы поставляем внутри страны некоторые виды вооружений в четыре раза дешевле, чем на экспорт. Такого соотношения вообще нигде не существует. Мы получили на разработку новых видов техники такие мизерные деньги, на которые нельзя даже коляску с двигателем изобрести. Но мы военных понимаем, они хотят получить как можно больше качественного вооружения за те деньги, что им выделяет бюджет. Процесс торговли за цену будет вечным, но мы придерживаемся позиции, что покупатель всегда прав.

Инфляция и курс валют говорят, что мы сделали хорошую машину по самой лучшей цене, наверное, в мире. Посмотрим, что покажут испытания. Вооружения не создаются как по волшебству. Как правило, нужны доработки. Например, Т-72 доводился 7–9 лет. На доводку Т-90 тоже понадобилось много времени. Мы же сейчас сделали абсолютно новую машину за два года.

– А танки в будущем вообще будут нужны?

– Курской дуги, наверное, больше не будет. Но если вы посмотрите на последние военные конфликты, то сами ответите на свой вопрос. В Афганистан была введена бронетехника. В Сирийском конфликте танки – основной вид вооружений. Можно сколько угодно летать над территорией и наносить точечные бомбовые удары, но рано или поздно начинается наземная операция. А без бронированной техники совершить удачную операцию невозможно. Будет ли в будущем классический танк или какая-то многоцелевая машина – посмотрим. Но стратегии многих стран определили жизненные циклы своих танков до 2050 года, значит, до этого времени концепция боевых машин будет меняться незначительно.

– А беспилотные танки когда пойдут в большую серию?

– Мы уже живем в беспилотной концепции. У нас есть пожарная машина на базе беспилотного танка, которую мы показали на российской выставке вооружений RAE-2013. Эта машина понадобилась, когда стали рваться износившиеся склады с боеприпасами. Это уже не прообраз и не фантазия, а реальные будни.


Уралвагонзавод в цифрах

135,1 млрд руб. составила выручка Уралвагонзавода в 2014 году

663 млн руб. составили чистая прибыль Уралвагонзавода в 2014 году

На 20% снижен план УВЗ по выпуску вагонов
на 2015 год, примерно до 18 тыс. штук

64 млрд руб. в 2011 году президент Владимир Путин обещал выделить УВЗ на создание новых производств

117 млрд руб. необходимые затраты на модернизацию УВЗ

6 тыс. человек надо набрать для выполнения оборонзаказа

60% такова доля УВЗ в мировом производстве танков

Источник: ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского»


«Мы вежливо постучались в дверь и спросили: «Мы вам нужны?»

– В прошлом году был объявлен очень большой конкурс на поставку подвижного состава для Московского метрополитена. В результате заявку подала только структура «Трансмашхолдинга». Правда ли, что под условия конкурса  подходил только ТМХ? На следующий раунд будете подавать заявку?

– Когда этот конкурс только начинался, на стадии разработки документации, мы вежливо постучались в дверь и спросили: «Мы вам нужны?» Да, ответил нам город, нужна альтернатива. Мы начали подготовку. Разработка подвижного состава для конкретного метрополитена конкретного города довольно дорого стоит. Мы заплатили свою часть – миллионы евро. После того как получили окончательные условия конкурса, то поняли, что не готовы к нему. Понятно, что у Мытищинского завода были преимущества. Но, не кривя душой, скажу, что этот лот в современных условиях совершенно точно надо было отдать чисто российскому производителю. И время показывает, что этот шаг оказался правильным.

Могу привести много примеров, как в России мы сами под себя закладываем экономические бомбы. Например, в 2011 году я присутствовал на запуске стана по производству автомобильного листа в Магнитогорске. Очень современный цех, не хуже иностранных, а может, даже и лучше. А мне руководители металлургического комбината говорят: «У нас пока заказов нет». А как же так: в России столько построено автозаводов, и у них у всех есть обязательства по локализации, они обязаны использовать этот металл, но не делают этого. Значит, нужно было сделать ревизию их обязательств, ведь иностранцы идут с большим трудом на локализацию.

– А вы будете двигаться дальше в развитии направления городского транспорта? Ведь метрополитенов в России – посчитать по пальцам одной руки. Ваш трамвай R1 – правда очень красивый. Но кто его купит? У муниципалитетов стремительно уменьшаются доходы бюджетов.

– Можно отказаться от завтрака и ужина, оставив один обед, но человек не сможет долго так продержаться. Так же люди на чем-то должны ездить. Износ городского транспорта дошел до точки, нельзя его бесконечно ремонтировать. Когда баррель нефти стоил больше $100, то у всех были деньги, все их тратили с удовольствием. В больших мегаполисах рельсовый транспорт очень выгоден. Посмотрите, в некоторых городах трамваи бегают по 40 лет. Ни один автобус или троллейбус столько не выдержал. Рельсы – это, по сути, выделенные полосы, они не тормозят движение. Сейчас все переходят на накопители, которые позволяют ночью заряжать транспорт более дешевой энергией, а днем его эксплуатировать. Это тоже экономия. Все равно бюджеты будут находить средства, люди же не будут на работу пешком ходить. Вот, к примеру, Волгоград.  Протяженность города – 120 км, основной транспорт – трамвай. Там сейчас на испытаниях наши трамваи. Мы в прошлом году поставили заказчикам более 200 единиц. Выиграли тендер Москвы, уже 60 штук передали. У нас есть заявки от многих муниципалитетов. Конечно, сейчас процесс замедляется. Но будем придумывать какие-нибудь механизмы.

«Вы не сможете пойти на свалку, достать оттуда машину и поехать на ней»

Кода закончится битва за продление ресурса старых вагонов?

– У каждой глупости есть конец. Представьте себе, что, к примеру, мэр крупного города выходит и говорит: у нас очень большие транспортные пробки, я предлагаю не упорядочивать движение, а 20 лет ничего не обновлять, и пусть все погрязнет в хаосе. Такого не может быть даже в фантазиях. Если у вас есть железная дорога, то вы, конечно, будете стремиться к тому, чтобы по ней ездили самые современные поезда и вагоны, которые не портят пути. Я понимаю, что бизнес важен. Но если вагону 22 года, зачем пытаться выжать из него еще денег, если он давным-давно себя окупил. Это опасно для жизни, это равносильно преступлению. Должна быть воля, должностные лица должны твердо сказать «нет». Вы не сможете пойти на свалку, достать оттуда машину и поехать на ней по улице. Вы даже техосмотр на ней не пройдете. А на железной дороге это происходит.

– Транспортники говорят, что техрегламент пролоббировали производители. Правда ли это?

– Мы отстаивали свою позицию. Но и те, кто хотел защитить свою позицию, тоже ходили по кабинетам. Разум возобладал, но очаги сопротивления еще тлеют. Я в шутку говорю своим оппонентам: ни в коем случае не занимайтесь торговлей овощами. А то завтра наши граждане узнают, что гнилой картофель полезнее свежего: в нем есть пенициллин, а он обеззараживает организм. 

– Пошли сдвижки по предоставлению скидки на тариф для ваших вагонов как инновационных. Я так понимаю, что вы недовольны ее размером. Будете дальше двигаться?

– Мы предпринимаем нужные шаги. Ощущаем понятное сопротивление. Наш вагон проходил реальные испытания, мы переломили ситуацию и сделали первый шаг. Сделаем и второй, так что истина когда-нибудь восторжествует.

– Как долго вы собираетесь работать с кэптивной транспортной компанией в качестве основного заказчика? 

– Если помните, в 2009 году мы стали восстанавливать вагонное производство на УВЗ. Продаж было ноль, контракты были, но их никто не исполнял. По договоренности с главой «Транснефти» Николаем Токаревым мы создали транспортную компанию для перевозки нефти в Козьмино. Программа нелегкая. Ежемесячно объем парка рос, и производство цистерн у нас утроилось. За год сделали компанию, которая была способна перевезти более 15 млн т нефти. Выполнили государственную задачу и еще сами себя вытащили. Я благодарен за это Николаю Петровичу. Это было стрессовое для участников рынка решение и впоследствии мы продали свою долю в компании «Транснефти», ей она нужнее.

Но в 2012 году мы почувствовали колебания на рынке. Тогда мы и создали кэптивную компанию, и сделали это вовремя: четвертый квартал был тяжелым, мы начали ей поставлять вагоны. Потом спад 2013 и 2014 года. Около 70% производства работало на эту компанию. Мы побегали за грузовой базой, вытеснили некоторых игроков рынка. Грузоотправители быстро разобрались, им понравилось возить новыми выгонами. Момент продажи этой компании настанет, но когда – не скажу.