Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 13:18 МСК
Пятерых российских гребцов отстранили от Олимпиады в Рио Рио-2016, 13:06 Лучшие предложения рынка наличной валюты  13:00   USD НАЛ. Покупка 65,90 Продажа 66,00 EUR НАЛ. 72,45 72,60 ИГ опубликовало видео взорвавшего себя в Германии беженца из Сирии Общество, 12:57 Суд отказался разрешить митинг против «закона Яровой» Политика, 12:49 Песков назвал «Роснефть» «с формальной точки зрения» не госкомпанией Экономика, 12:45 Улетные цены: авиабилеты в какие страны стоят сегодня дешевле всего Деньги, 12:43 Кремль увидел «маниакальные попытки» использовать Россию на выборах в США Политика, 12:37 Дворкович заявил о готовности Турции возобновить проект «Турецкий поток» Бизнес, 12:33 Ставки по вкладам упали до минимума с середины июня 2014 года Финансы, 12:29 Полицейские застрелили захвативших заложников в церкви во Франции Общество, 12:14 Кремль подтвердил встречу Путина и Эрдогана 9 августа Политика, 12:13 Власти США одобрили освобождение последнего россиянина из Гуантанамо Политика, 12:06 Как это сделать: выявить фирму-однодневку среди контрагентов Игорь Носков управляющий партнер юридической корпорации АМТ Мнение, 12:05 Во Франции вооруженные ножами мужчины захватили заложников в церкви Общество, 12:00 Sberbank CIB назвал выход Tele2 в Москву ошибкой Технологии и медиа, 12:00 Гидрометцентр связал появление дымки над Москвой с сибирскими пожарами Общество, 11:54 СМИ сообщили об обысках в кабинете главы Федеральной таможенной службы Политика, 11:49 В Белоруссии вступила в силу новая военная доктрина Политика, 11:44 Международная федерация гребли сообщила об ошибках в докладе WADA Рио-2016, 11:43 Выручка группы «Детский мир» выросла на треть Бизнес, 11:40 Путин выразил соболезнования после убийства в доме инвалидов в Японии Политика, 11:27 Киев рассказал о встрече Шеремета с министром времен Януковича в Москве Политика, 11:04 Стоимость сделки по слиянию InBev и SABMiller выросла после Brexit Бизнес, 11:03 Страх и ненависть в Германии: как террор повлияет на политику страны Ольга Гулина эксперт Института миграционной политики (Берлин) Мнение, 11:00 Биржевой курс евро впервые за месяц поднялся выше 72 руб. Финансы, 10:39 Правительство решило смягчить миграционное законодательство Политика, 10:24 Саакашвили рассказал о планах построить в Одессе круглосуточный ЗАГС Политика, 10:10 Турция объявила о визите Эрдогана в Петербург 9 августа Политика, 10:01 США отложили ввод в эксплуатацию самого дорогого авианосца в мире Политика, 09:52 Лавров назвал главную тему переговоров с Керри Политика, 09:43 Минтранс направил Турции дополнительные задачи по авиабезопасности Политика, 09:39 Сандерс поддержал выдвижение Клинтон после утечки переписки демократов Политика, 09:18 Эрдоган обвинил европейских лидеров в неискренности Политика, 08:16 Лавров ответил на заявления о следе России во взломе почты Демпартии США Политика, 07:56 В Хабаровске за долги отключили генподрядчика космодрома Восточный Экономика, 07:05 СМИ сообщили о похищении в Бразилии тещи Берни Экклстоуна Общество, 05:58 Volkswagen начал поставки собранных в России Polo в Мексику Бизнес, 05:26 К аресту губернатора Сахалина привела попытка избавиться от генерала ФСБ Политика, 05:20 СМИ сообщили о штрафах Роскомнадзора за использование глушилок на ЕГЭ Политика, 05:19 Устроивший резню в Японии признался в желании избавить мир от инвалидов Общество, 04:14 Солнцелет Solar Impulse 2 завершил кругосветное путешествие Технологии и медиа, 03:57 Ассанж опроверг причастность России к сливу переписки верхушки демократов Политика, 03:34 Генпрокуратура предложила поставить под контроль доходы бывших чиновников Политика, 03:07 Правительство Турции начало разработку новой конституции Политика, 01:48 Глава Тверской области останется без главного оппонента на выборах Политика, 01:24 СМИ узнали о возможном сокращении сборной России до 40 человек Общество, 01:21 Пентагон опроверг информацию о сбитом в Ираке самолете американских ВВС Политика, 00:39 Израильская авиация нанесла удар по Сирии Политика, 00:23 В Японии преступник с ножом убил 15 человек в доме инвалидов Общество, 00:10 СМИ опубликовали видео двойного убийства на парковке в Москве Общество, Вчера, 23:33 Боевики ИГИЛ заявили о сбитом в Ираке американском военном самолете Политика, Вчера, 23:26 Расследование РБК: как ввозили контрабанду через петербургскую таможню Бизнес, Вчера, 23:21 Бомба, мачете, топор: чем обернется для Меркель всплеск насилия в ФРГ Политика, Вчера, 23:06 На контрольный пакет «Башнефти» появился новый претендент Бизнес, Вчера, 22:39 Улюкаев опроверг подготовку альтернативы программе Кудрина Экономика, Вчера, 22:08 Информатор WADA Юлия Степанова попросила МОК пустить ее на Олимпиаду Политика, Вчера, 22:00 Пятеро за стеклом: чего ждать от стартовавшего процесса по «делу Немцова» Политика, Вчера, 21:49 Захватившие полицейский участок в Ереване сожгли автобус Политика, Вчера, 21:34 Минобороны опровергло нарушение воздушного пространства Болгарии Политика, Вчера, 21:11 Правообладатели собрались подать в суд на Российское авторское общество Бизнес, Вчера, 21:07 После нападения на сотрудника полиции на юге Москвы возбудили дело Общество, Вчера, 20:43 Акционеры ЮКОСа отказались от борьбы за «православный» участок в Париже Экономика, Вчера, 20:16 Биржевой курс евро вырос до 72 руб. впервые с 27 июня Финансы, Вчера, 20:15 Минтранс подготовил предложения по возвращению чартеров в Турцию Общество, Вчера, 20:13 В Милане закрыли центральную станцию метро из-за подозрительного пакета Общество, Вчера, 19:44 Мутко попросил главу IAAF допустить «чистых» легкоатлетов до Олимпиады Общество, Вчера, 19:44 Розничная сеть «Магнит» проведет редизайн своих магазинов Бизнес, Вчера, 19:34 МИД Украины направил ноту протеста после поездки Медведева в Крым Политика, Вчера, 19:29 Трамп высмеял заявления о российском следе в утечке документов демократов Политика, Вчера, 19:25 ФСБ отвела приближенному Бастрыкина ключевую роль в «деле Шакро» Политика, Вчера, 19:22 СМИ назвали версию убийства пары на парковке в Москве Общество, Вчера, 19:10 Рынок нефти вступил в новый цикл спекулятивных продаж Экономика, Вчера, 19:00 На МКАД загорелся ТЦ «Вэйпарк» Общество, Вчера, 18:59 Китайский производитель солнечных батарей подал иск к «Роснано» Бизнес, Вчера, 18:57 Лаврову оказалась мала рубашка для торжественного приема на саммите АСЕАН Политика, Вчера, 18:53 Главу Калининской АЭС уволили после гибели сотрудника при ЧП на станции Общество, Вчера, 18:38 UCP заявил о праве заблокировать допэмиссию «Транснефти» на 50 млрд руб. Бизнес, Вчера, 18:26 Экс-офицеры ФСБ получили до 6 лет за вымогательство у главы Росалкоголя Общество, Вчера, 18:16 Россия сделала 17 замечаний о безопасности аэропортов Египта Политика, Вчера, 18:10 Решение о митинге против «закона Яровой» в Москве примет суд Политика, Вчера, 18:06 «Голос» рассказал о подпольном штабе «Единой России» в Подмосковье Политика, Вчера, 18:02 Полиция проверит запись с диктофона активиста в Раменском ОВД Политика, Вчера, 17:58 Глава ОКР обвинил сенаторов США в «сильном давлении» на МОК Политика, Вчера, 17:56 ИГИЛ взяла на себя ответственность за взрыв в Баварии Политика, Вчера, 17:44 Власти Швейцарии арестовали активы Сергея Пугачева Бизнес, Вчера, 17:42 Reuters рассказал о черном рынке оружия на востоке Украины Политика, Вчера, 17:36 МЧС предупредило москвичей о сильном дожде и шквалистом ветре Общество, Вчера, 17:35 Кремль исключил личное участие Путина в переговорах о допуске к ОИ в Рио Политика, Вчера, 17:18 В телефоне взорвавшего себя в Баварии сирийца нашли видео с присягой ИГИЛ Политика, Вчера, 17:04 «Магнит» предупредил о турбулентности цен в магазинах после Нового года Бизнес, Вчера, 16:55 Глава независимой комиссии по допингу пообещал сотрудничать с WADA Политика, Вчера, 16:49 Цена барреля Brent впервые с начала мая упала ниже $45 Экономика, Вчера, 16:43 Полиция Германии заявила о 410 потенциальных террористах среди беженцев Политика, Вчера, 16:16 Власти нашли 100 млрд руб. на разозлившую Путина дорогу в Крыму Политика, Вчера, 16:04 Медведев попросил предотвратить воровство при строительстве дорог в Крыму Экономика, Вчера, 15:58 Turkish Airlines уволила больше 200 сотрудников после мятежа Политика, Вчера, 15:52 Неистовые из Сасуна: кто захватил отделение полиции в Ереване Фотогалерея, Вчера, 15:45 NYT рассказала о «российском следе» в утечке документов Демпартии США Политика, Вчера, 15:38 Около ноля: когда лопнет пузырь суверенных долгов Максим Васин главный экономист, директор методического департамента Национального рейтингового агентства Мнение, Вчера, 15:05 Суд опроверг сообщения о рассмотрении присяжными «дела Немцова» Политика, Вчера, 15:04 Быстрее, выше, сильнее: какие акции вырастут благодаря Олимпийским играм Деньги, Вчера, 15:00 На Украине пьяных водителей будут лишать прав на десять лет Общество, Вчера, 14:54 Новым владельцем российского офиса ТНК-BP оказалась группа «Регион» Бизнес, Вчера, 14:49 Verizon выплатит $4,83 млрд за активы Yahoo Бизнес, Вчера, 14:42 «Россети» отчитались о росте прибыли в 41 раз Бизнес, Вчера, 14:34 В Кремле ознакомились с письмом ученых о разрушении системы НИИ Общество, Вчера, 14:29 Устроившего взрыв в Ансбахе мужчину собирались депортировать в Болгарию Политика, Вчера, 14:14 Активист сообщил о задержании снимавших на камеру у здания ОВД Раменское Общество, Вчера, 13:42 Суд оценил стоимость оставшихся после Березовского активов Финансы, Вчера, 13:34 Акции Nintendo показали рекорд падения после заявлений об игре Pokemon Go Бизнес, Вчера, 13:19 Путин не поедет на церемонию открытия Олимпиады в Рио-де-Жанейро Политика, Вчера, 13:18 Кремль прокомментировал решение МОК о допуске России на Олимпиаду в Рио Политика, Вчера, 13:16 Группа LVMH продаст владельца брендов Donna Karan и DKNY за $650 млн Бизнес, Вчера, 13:15 Адвокат обвиняемого по «делу Немцова» заявил о согласии суда на присяжных Политика, Вчера, 13:06 Туроператоры заявили о возобновлении продаж туров в Турцию «за один день» Общество, Вчера, 13:05 Путин назвал неприемлемым сложившийся статус-кво в отношении Палестины Политика, Вчера, 12:54 Минфин допустил возобновление трат из Резервного фонда в августе Финансы, Вчера, 12:32 Власти Индии задумались о создании нефтяного гиганта Бизнес, Вчера, 12:32 Перед началом процесса по «делу Немцова» у суда усилили меры безопасности Политика, Вчера, 12:15 СМИ опубликовали видео штурма бунтующей колонии в Хакасии Общество, Вчера, 12:12 Неизвестный открыл стрельбу по посетителям ночного клуба во Флориде Общество, Вчера, 12:05 «Рособоронэкспорт» на год арендовал ложу в Большом театре за 13 млн руб. Бизнес, Вчера, 12:02 Синоптики спрогнозировали смог в Москве в течение всей недели Общество, Вчера, 11:51 Власти Москвы снова отказались согласовать митинг против «закона Яровой» Политика, Вчера, 11:49 Toyota отзовет в России почти 140 тыс. RAV4 Бизнес, Вчера, 11:46 Биржевой курс доллара впервые в июле поднялся выше 65 руб. Финансы, Вчера, 11:25 В Челябинской области задержали мэра города Копейска Политика, Вчера, 11:24 СМИ назвали цель возможной покупки Керимовым акций «Русала» у ОНЭКСИМа Бизнес, Вчера, 11:13 Полугодовая выручка «Магнита» превысила 0,5 трлн руб. Бизнес, Вчера, 10:53 ЕС прекратит переговоры с Турцией в случае введения смертной казни Политика, Вчера, 10:52 Вне закона: как МОК принимает решения Алексей Карпенко партнер юридической фирмы Forward Legal Мнение, Вчера, 10:50 В Турции выдали ордера на арест 42 журналистов Политика, Вчера, 10:44 Сирийский беженец взорвал бомбу в баварском Ансбахе. Фоторепортаж Фотогалерея, Вчера, 10:37 50 млн руб. из мыла: как заработать на производстве натуральной косметики Свое дело, Вчера, 10:36 Глава «Победы» назвал условие бесплатного провоза двойной ручной клади Бизнес, Вчера, 10:24 Австралия раскритиковала МОК за допуск сборной России на Олимпиаду Политика, Вчера, 10:18 СКР завершил расследование уголовного дела бывшего губернатора Сахалина Политика, Вчера, 10:09 Власти Москвы разработали альтернативу Pokemon Gо Технологии и медиа, Вчера, 09:45 АвтоВАЗ ушел в корпоративный отпуск на три недели Бизнес, Вчера, 09:22 В Москве на парковке неизвестный застрелил мужчину и девушку Общество, Вчера, 08:53 Предприятиям ВПК предоставили госгарантии на 93,6 млрд руб. Политика, Вчера, 08:34 В Хакасии заключенные устроили бунт в колонии Общество, Вчера, 08:10 Число раненых при нападении беженца с мачете в Германии выросло до пяти Общество, Вчера, 07:36 Олег Газманов дал концерт на базе Хмеймим в Сирии Общество, Вчера, 07:03 WADA выразило разочарование в связи с допуском россиян на Олимпиаду Общество, Вчера, 06:48 В Приморье автомобиль сбил краснокнижного леопарда Общество, Вчера, 06:44 Путин поручил разработать альтернативу программе Кудрина Политика, Вчера, 06:23 «Яндекс.Маркет» разработал приложение для подбора одежды Бизнес, Вчера, 05:44 Взорвавшим себя в Германии оказался беженец из Сирии Политика, Вчера, 05:30 При взрыве в Ансбахе пострадали 12 человек Общество, Вчера, 04:47 Полиция сообщила о возможной гибели устроившего взрыв в Баварии Общество, Вчера, 03:50 Крупнейший инвестор сети кинотеатров «Каро» вышел из состава акционеров Бизнес, Вчера, 03:44 Yota запустила специальные тарифы для iPhone Бизнес, Вчера, 03:06 Глава Национального комитета демократов США объявила об отставке Политика, Вчера, 02:37 В ресторане в Баварии сработало взрывное устройство Политика, Вчера, 02:04 США выполнят наблюдательный полет над Россией Политика, Вчера, 01:38 В Баварии произошел взрыв в ресторане Общество, Вчера, 00:58 Шестой созыв Госдумы принял рекордное число законов за двадцать лет Политика, Вчера, 00:28 Очевидцы сняли на видео напавшего с мачете на прохожих в Германии Общество, Вчера, 00:14 Полиция арестовала возможного сообщника мюнхенского стрелка Общество, Вчера, 00:04 «Роснефть» простит правительству долг в 60 млрд руб. Бизнес, Вчера, 00:00 Затопление улиц в Москве объяснили засоренной ливневой канализацией Общество, 24 июл, 23:55 Prisma стала доступна пользователям Android Технологии и медиа, 24 июл, 23:52 У Черноморского побережья Кубани возникли два смерча Общество, 24 июл, 23:20 Ловушки на каждом углу: какие опасности для сборной России в решении МОК Общество, 24 июл, 23:17 Захватившие полицейский участок в Ереване сожгли автомобиль Политика, 24 июл, 23:01 Почему тонет Москва: как при реконструкции улиц засорили канализацию Общество, 24 июл, 22:46 Игры не для всех: как Россия избежала отстранения от Олимпиады Политика, 24 июл, 22:42 Исинбаева призвала пожизненно отстранить информатора WADA Степанову Общество, 24 июл, 22:25 Допинг не помеха: как спонсоры отреагировали на скандал со сборной России Бизнес, 24 июл, 22:14 Принтер правительства: кто заставил Думу принять рекордное число законов Политика, 24 июл, 22:04 Майкл Блумберг выступит с поддержкой Клинтон на съезде демократов Политика, 24 июл, 21:54 Сборная России по триатлону отправится на Олимпийские игры в Рио Общество, 24 июл, 21:10 В ОКР назвали дату проводов российской сборной на Олимпиаду Политика, 24 июл, 20:50 Бастрыкин впервые прокомментировал аресты в Следственном комитете Политика, 24 июл, 20:40 Квартал в Дамаске подвергся минометному обстрелу Политика, 24 июл, 20:20 Трамп пригрозил выходом США из ВТО Политика, 24 июл, 19:57 Тарпищев подтвердил участие российских теннисистов в Олимпийских играх Общество, 24 июл, 19:45 Сирийский беженец с мачете напал на прохожих на юге Германии Политика, 24 июл, 19:40 Российских синхронисток и прыгунов в воду допустили к Олимпийским играм Общество, 24 июл, 19:10 Исинбаева прокомментировала решение МОК по участию сборной России в Играх Общество, 24 июл, 18:36 Мутко поблагодарил МОК за решение о допуске россиян на Олимпиаду Политика, 24 июл, 18:31 МЧС предупредило москвичей о порывах ветра и грозе Общество, 24 июл, 18:28 Хоркина призвала российских спортсменов к осмотрительности на Олимпиаде Политика, 24 июл, 18:25 В Госдуме призвали наказать виновных в олимпийском скандале чиновников Политика, 24 июл, 18:21 Александр Карелин назвал справедливым решение МОК по российской сборной Политика, 24 июл, 18:02 Олимпийский комитет России опубликовал речь Жукова перед исполкомом МОК Общество, 24 июл, 17:49 «Хотелось побольней нас лягнуть»: российские политики о решении МОК Политика, 24 июл, 17:37 МОК отказался отстранить сборную России от Олимпиады Политика, 24 июл, 17:04 Большинство жертв мюнхенского стрелка были детьми мигрантов Общество, 24 июл, 16:47 Телеконференция главы МОК начнется в 17:00 Общество, 24 июл, 16:19 В Одессе неизвестные попытались забросать яйцами Надежду Савченко Общество, 24 июл, 15:42 СМИ сообщили о принятом МОК решении по участию России в Олимпиаде Общество, 24 июл, 15:34 Мюнхенский стрелок планировал преступление в течение года Политика, 24 июл, 15:18 В Лозанне начали обсуждать вопрос об участии сборной России в Олимпиаде Политика, 24 июл, 14:41 G20 подготовит черный список не обменивающихся налоговыми данными стран Экономика, 24 июл, 14:21 На борту следовавшего из Москвы в Краснодар самолета скончался мужчина Общество, 24 июл, 14:10 Полиция сообщила причины ДТП с туристическим автобусом под Ростовом Общество, 24 июл, 13:55
19 янв 2015, 00:01
Анатолий Темкин, Петр Кирьян
Гендиректор Уралвагонзавода – РБК: «Ставки больше 9% – это убийство»
Генеральный директор Уралвагонзавода Олег Сиенко  Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Российская оборонная промышленность оказалась между двух огней. С одной стороны на нее давит экономия государственного бюджета. С другой – санкции США и Евросоюза и запрет на поставку в Россию комплектующих и материалов для военных нужд. Против нее сыграли и новые ставки по кредитам в банках. Крупнейший в мире производитель танков – нижнетагильский Уралвагонзавод не стал исключением. В благополучные годы до половины выручки он мог извлекать из производства железнодорожных вагонов и городского транспорта, но сейчас эти источники перекрыл кризис. О том, как будет выживать один из крупнейших российских промышленных холдингов, в интервью РБК рассказал его генеральный директор Олег Сиенко.

«Экономика не может вечно катиться в черную дыру»

– Этот год будет непростой и для правительства в смысле наполнения бюджета, и для бюджетополучателей. У вас есть скорректированная стратегия на 2015 год?

– Программа на 2015 год у нас есть, мы ее утверждали на совете директоров в конце года. У нас в обычные годы около половины выручки идет от военной продукции, половина – от гражданской.  Когда начинаются кризисы, производство гражданской продукции начинает падать, а военной – растет и соотношение меняется где-то 30% к 70% в пользу последнего. И, конечно, нас поддерживает экспорт.

Так что планы мы сделали, но их сложно реализовать. Политика Центрального банка ведет к тому, что промышленность может лечь. В вагонном сегменте мы точно потеряли всех потребителей – ставка по кредитам 27–32% при том, что рентабельность вагонов ниже нуля. Поэтому мы традиционно будем поставлять вагоны своей кэптивной компании, чтобы не остановить производство.

– У вас есть вагоны, есть новые направления – городской транспорт, есть военная тематика. В кризис на все виды продукции снижается спрос.

– Нельзя забывать про развитие, надо искать новые ниши. Например, мы создали прототип трамвая R1, который презентовали летом 2014 года. Это прямой конкурент продукции всех ведущих мировых производителей. По условиям ФИФА, проведение чемпионата мира в 2018 году требует обновления городской инфраструктуры. Это нам очень на руку, тем более что за счет в том числе и девальвации рубля российский продукт становится очень конкурентным. Представив этот трамвай, мы сразу подписали со Свердловской областью соглашение на поставку до 50 штук и приступили к разработке механизма финансового обеспечения производства. У нас появились потенциальные заказчики не только в России, но и за рубежом.

Сегодня фактически нет рынка грузовых вагонов, и если его не стимулировать, то можно вообще потерять. Ведущие российские компании этой отрасли – Тихвинский вагоностроительный завод, УВЗ, Алтайвагонзавод – все создали кэптивные транспортные компании, в которые поставляют свои вагоны, это прямая поддержка производства. Раньше это поддерживали банки через лизинговые компании по нормальной ставке в пределах 10%, и это как-то работало. В конце года ставка по тарифам упала на 30–-40%. Теперь надо сделать резкие шаги по утилизации старых вагонов. В предыдущие два года слово «инновации» у нас было везде. Мы создавали инновационные вагоны из композиционных материалов, с увеличенным пробегом, со сроком жизни 32 года вместо 22. Но пока не видим, чтобы эта продукция пользовалась большим спросом.

– А у вас есть какой-либо вариант сценария выхода из ситуации?

– Сценарии разные. Самый нормальный из них – привлечение иностранных инвесторов. Тех, которые играют вдолгую. Если мы возьмем соотношение курсовой разницы за последние пять-шесть лет с начала предыдущего кризиса в 2008 году, то увидим, что цена вагона менялась от $34 тыс. до $90 тыс. Сейчас вагон скатился до $20 тыс. Инвестор должен понимать, что экономика не может вечно катиться в черную дыру, рано или поздно будет отскок. И сегодня самое время вложить средства.

Если правительство выделит средства для того, чтобы простимулировать отрасль напрямую, то это тоже будет выходом. Вернее – элементом спасения отрасли.

– А что это за инвесторы?

Возможно, крупные лизинговые иностранные компании. Возможно, крупные фондовые игроки. Те, кто не входит в зону евро и доллара, но имеют накопления в этих валютах. Им надо где-то эффективно парковать эти средства. Мир разогрет бумажками.  К примеру, физически на сырьевой бирже примерно 3% бумаг обеспечены, например, самими углеводородами. Остальное – фьючерсы, свопы. Цена повышается и понижается, но фактически гоняется воздух. Я считаю, что это неадекватный процесс. Поэтому реальные инвесторы – это фонды Аравийского полуострова и Юго-Восточной Азии, накопившие свои деньги экспортом сырья и продукции. Они понимают, что любые деньги надо материализовывать, иначе инфляция все съест.

– Вы уже ведете какие-нибудь переговоры?

– Да, мы уже ведем переговоры. Строим разные сценарии с нашими консультантами. В основном это консультанты, которые чувствуют наш сегмент и в России, и на Западе (международные компании). 


Олег Сиенко

Родился 11 февраля 1966 года в Ростовской области. Окончил Межрегиональный институт менеджмента по специальности «экономика», Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина по специальности «экономика и управление на предприятии» и аспирантуру Академии народного хозяйства при правительстве России.

Карьеру начал в 1988 году в Иркутске инструктором объединения «Молодежная инициатива Иркутска» Иркутского городского комитета ВЛКСМ. В Уралвагонзавод пришел в апреле 2009 года на должность гендиректора. До этого в разное время работал на руководящих должностях в крупнейших нефтегазовых компаниях: «Газкомерце», «Итере», «Газэкспорте», «Межрегионгазе», «Малитрансе», «Газпроме» и других компаниях. В 2013 году вошел в состав совета директоров Объединенной судостроительной корпорации.


«Мы считаем, что ставки больше 9% – это убийство»

– Оборонный заказ в последние годы постоянно растет. То есть объем средств, закладываемых в бюджет, постоянно увеличивается. Но изрядная часть этих сумм – не живые деньги, а гарантии по кредитам. Чего вы ожидаете в этом году – реального увеличения заказа от государства или необходимости привлекать больше кредитов?

– Надо различать две истории. Если брать исполнение оборонного заказа – это живые деньги. Гарантии по кредитам – это другая часть. Это обеспечение гарантии возврата взятых кредитов под госзаказ. Мы по своим контрактам получаем частичную предоплату, а остальное закрываем кредитами. Отсюда и история с госгарантиями. У нас хорошо выстроены отношения с Минобороны, мы находимся, можно сказать, в передовиках – за последние пять лет увеличили объем производства по государственному оборонному заказу в семь раз. Думаю, что в этом году останемся на уровне прошлого года – около 50 млрд руб. Но если будет принято решение о сокращении авансирования, будем вынуждены обращаться за большим объемом кредитов. При средней рентабельности госзаказа в 4% получится, что мы выполняем заведомо убыточные контракты. Но инфляция не только в деньгах. В январе мы получили рост стоимости сырья минимум на 30%.

– Это металлурги?

– Не только металлурги. Мы и сами занимаемся металлургией, закупаем уголь, руду, чугун. Но у нас есть сторонние комплектаторы, для которых цена сырья тоже выросла. А мы страдаем – если не будет какой-либо части, то машина не сойдет с конвейера. Предприятие заключало с Министерством обороны трехлетние договоры с фиксированной ценой, в них дефлятор был закреплен на уровне 6–7%. Государству надо принимать какие-то резкие движения для поддержки промышленности. Да, надо докапитализировать банки, надо поддерживать их ликвидность, но нельзя при этом забывать и про реальный сектор экономики – промышленность, производство.

– Будете оптимизировать численность работников под экономические реалии?

– Исходя из государственной программы вооружений до 2020 года мы видели, что у нас существуют проблемы с кадрами. Нам реально не хватало и не хватает высококвалифицированных рабочих. Прежде всего – операторов станков с ЧПУ, без которых невозможно провести глобальное техническое перевооружение. Мы планировали в ближайшее время набрать 6–12 тыс. человек под рост оборонных объемов. Но поскольку пойдет пересмотр объемов производства, в программе на 2016–2025 годы могут быть изменены параметры. Понятно, что будет дефицит бюджета, вероятно, будет перераспределение заказа на более поздний срок. Как только будет ясность, мы сразу адаптируем наши возможности под новую программу.

– В прошлом году правительство перенесло около 500 млрд руб. из оборонного заказа на более поздний срок, рассчитывая потратить их после 2018 года. Как на вас сказался этот перенос?

– У нас трехлетние контракты, это перераспределение мы пока не ощущаем. Но мы реально почувствовали стагнацию экономики, поэтому понимаем, что этот шаг обоснованный. Мы на прошлой неделе дискутировали на коллегии военно-промышленной комиссии. Вице-премьер Дмитрий Рогозин собрал на ней представителей всех профильных ведомств, предприятий, крупнейших банков. Обсуждали, как жить. Когда мы слышим, что надо триллион дохода распределить в пользу банков, то для нас это тяжелые новости. А что делать дальше? Мы же пойдем за займами в эти же банки. Понятно, что ликвидность банков поддерживать надо, но ни в одной стране мира нет столько банков, сколько в России.

А вас есть какие-то предложения по работе с банками, которые вы можете показать Центральному банку, Министерству финансов?

– Мы, конечно, сформировали свои предложения вместе с Министерством промышленности и торговли. Пойдем с ними в Министерство экономического развития и Министерство финансов. Курирует эту работу Дмитрий Рогозин, который будет докладывать президенту нашу позицию. Мы предложили создать механизм для выпуска облигаций через Центробанк, чтобы банки их предъявляли. Мы считаем, что ставки больше 9% – это убийство. Если государство докапитализирует банки, то оно должно докапитализировать и предприятия с государственным участием.

Задачу по выпуску продукции для государства никто не отменял, а механизмы все поменялись. Условно говоря, невозможно на двигателе в 10 лошадиных сил тащить 500-тонную машину да еще и по бездорожью и против ветра. Так что мы ждем, когда состоится коллегия ВПК при президенте. От решения, которое может быть принято, зависит наше дальнейшее движение, может понадобится какая-то перегруппировка сил.

– А сколько времени у вас есть в запасе? Когда нужно принять это решение, чтобы не было поздно?

– Времени уже нет. Надо было принимать решение вчера. Мы звонили во все колокола последние полгода. И прошли все инстанции и вверх, и вниз, и вдоль, и поперек. Наши письма, наверное, все уже устали читать.

– А есть ли понимание со стороны Минфина той ситуации, в которой оказалась промышленность?

– Понимание, думаю, есть, но желание Минфина – сбалансировать бюджет, это его основная функция. Они больше подходят по-бухгалтерски к нашим проблемам. 

– Но у вас должны быть союзники в правительстве – например Ольга Голодец. Она, очевидно, должна сказать, что ваше предприятие – это не только станки и денежные потоки, но и занятые люди...

– Они все наши союзники – вице-премьеры, министры, все, кто в правительственных кабинетах нами занимается. Вопрос в другом: надо понимать, в каком месте мы находимся. У каждого процесса должен быть ведомый и ведущий. Вот здесь есть разбаланс. Заводы – это не оборудование, государственные программы и бюджеты. Заводы – это в первую очередь люди. Сценарии развития западной экономики не очень приемлемы в России. Люди втянулись в рыночные понятия, наслушались оптимистичных речей и набрали ипотечных и потребительских кредитов. И что с ними будет сейчас? Что будет, если закроются предприятия? В банках работает немного людей по сравнению с промышленностью. Банки – важный сегмент, это финансовый механизм обеспечения работы экономики, но экономика держится на реальном секторе, в нем работают миллионы людей. Мы получим социальный взрыв, как только людям станет нечем платить за квартиру, за обучение детей, за ипотеку, по потребительским кредитам. Что, армия коллекторов придет вытаскивать из квартир мебель? Вот это надо понимать.

Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

«Ужасно жалко потраченных сил и времени»

– Как на вас давит внешнеполитическая ситуация – наложенные на вас санкции США, запрет на ввоз товаров двойного назначения из Евросоюза?

– Мы находимся под санкциями, это означает, что иностранные банки и поставщики не могут с нами контактировать. Мы очень серьезно трудились над созданием локомотива с Caterpillar. Но за два дня до отгрузки продукции, сделанной на площадке наших партнеров в Латинской Америке, были введены санкции. Это на самом деле инновационная машина, очень компактный газовоз, который мы планировали испытать на Якутской железной дороге. Он прошел подобные испытания в Канаде, это то, что нужно нашему рынку.

С Renault Truck Defense мы сделали хорошую машину, предназначенную для экспорта. И нашим военным она тоже понравилась. Но мы были вынуждены остановить эти процессы.

С Bombardier у нас такая же ситуация. Хотя они надеются, что все отыграется назад, ужасно жалко потраченных сил и времени.

– Но разработки вы оставили себе?

– Корпорация УВЗ занимает около 60% мирового танкового производства, и мы будем какие-то продукты развивать самостоятельно. Но это не означает, что мы не пострадали. Были программы и с другими иностранными партнерами, которые мы вынуждены свернуть. Хотя этого можно было  ожидать, глупо было бы ожидать, что мы не попадем в санкционые списки.

У нас большая программа собственного технического перевооружения. Импортозамещение крайне важно, но его нельзя сделать ни за день, ни за год, ни даже за пять лет – компетенции-то мы утеряли. Нам нужно заместить технологический процесс ХХ века на процесс ХХI века. Да, Минпромторг сделал большие усилия по созданию базы для импортозамещения, например – в станкостроительной отрасли. Но уйдут на это годы. Придется очень долго догонять то, что уже в мире сделано. Просто станок нам не нужен, его может сделать кто угодно. Нужна технологическая цепочка. Чтобы заходила с одной стороны заготовка, а с другой стороны выходило готовое изделие. Вот к чему надо идти.

– Что вы делаете с этим? Вы ищете внутренние ресурсы? Других поставщиков? В Китае? Корее?

– Скажем так, наши взоры устремлены на Восток. Не думайте, что китайское оборудование является на самом деле китайским, мозги все равно находятся в Америке и Западной Европе. Если мы хотим создать лучший продукт, то мы не сможем его создать из худших материалов на плохом оборудовании. Вся цепочка должна состоять из лучших звеньев.

Мы заранее знали, что это произойдет, нас научил кризис 2008 года, когда началась гонка за долларом. За это время мы максимально избавились от импортных комплектующих. Без них, конечно, полностью не обойтись, когда весь мир построен на кооперации.

– Насколько санкции затормозили вас?

– Санкции начали действовать только в 2014 году, и насколько именно мы затормозились, станет понятно позже.  Сильно все это нас назад не утащит, но год-два мы потеряем.

– А финансово вы можете оценить техническое перевооружение и импортозамещение для УВЗ?

– До 2020 года мы должны были перевооружиться на 117 млрд руб. Но эта цифра оказалась не очень реальной. Основное оборудование импортное, и сейчас оно должно вырасти в цене вдвое. Большую часть успели закупить, но то оборудование, которое сейчас на подходе, было заказано 9–12 месяцев назад, придет уже по другой цене. Кроме того, никто не отменил даже таможенных пошлин, а они тоже высчитываются из валютной цены.

– На прошлогоднем Санкт-Петербургском экономическом форуме в выступлении президента Владимира Путина прозвучали тезисы о поддержке промышленности...

– Поручения не всегда выполняются так быстро, как должны бы были. Больше всего нас подводят законы о госзакупках, когда мы все должны публиковать на сайтах. Подводим мы наших партнеров, которые стараются нам помочь, из-за публичности процесса, они попадают в неприятные истории перед властями своих стран. Если мы находимся в санкциях, то это значит, что никто нам не может ничего поставить, но мы придумываем определенные механизмы, чтобы обойти этот запрет, а российские законы нам мешают. Мешающих законов великое множество, и в условиях экономического кризиса и политической блокады их нужно было отменять. Они наносят колоссальный вред. Работа отраслей под санкциями – это мобилизация всех механизмов, однако я за последний год не видел законодательных инициатив, направленных на развитие промышленности. Если не считать принятие закона о промышленной политике в декабре 2014 года.


История Уралвагонзавода

Строительство крупнейшего в СССР производителя вагонов началось в 1931 году, первую продукцию он выпустил в 1936 году. В августе 1941 года правительство решило создать на базе Уралвагонзавода и нескольких эвакуированных на Урал предприятий танковое производство. Первая продукция была выпущена уже через два месяца.

Во время войны предприятие выпустило около 25 тыс. танков, включая легендарные Т-34. После войны завод продолжил выпуск вагонов и танков. В 60‑е годы на нем был разработан и пущен в серию самый массовый танк в истории Т-72. Всего в послевоенное время Уралвагонзавод произвел около 100 тыс. танков.

Чистая прибыль УВЗ в прошлом году составила, по предварительным данным, 663 млн руб., выручка – 135,1 млрд руб. Выручка от оборонного заказа за 2014 год по сравнению с 2013 годом утроилась – до 54,5 млрд руб. Портфель экспортных заказов составил 90 млрд руб.


«Процесс торговли за цену будет вечным»

– У военных были претензии к вашей новой универсальной гусеничной платформе – «Армату». Машина на ее базе пройдет на параде Победы в мае, а потом вернется к вам на доработку. Как вы собираетесь ее доводить?

– От военных не было претензий и быть не могло, пока не было испытаний. Есть четкая задача по разработке единой базовой гусеничной платформы для разных видов вооружений. Мы продемонстрируем на параде 9 мая нашу работу. К нам была только одна претензия – цена. Нельзя за товар высокого качества просить цену втрое меньше аналогов. Мы поставляем внутри страны некоторые виды вооружений в четыре раза дешевле, чем на экспорт. Такого соотношения вообще нигде не существует. Мы получили на разработку новых видов техники такие мизерные деньги, на которые нельзя даже коляску с двигателем изобрести. Но мы военных понимаем, они хотят получить как можно больше качественного вооружения за те деньги, что им выделяет бюджет. Процесс торговли за цену будет вечным, но мы придерживаемся позиции, что покупатель всегда прав.

Инфляция и курс валют говорят, что мы сделали хорошую машину по самой лучшей цене, наверное, в мире. Посмотрим, что покажут испытания. Вооружения не создаются как по волшебству. Как правило, нужны доработки. Например, Т-72 доводился 7–9 лет. На доводку Т-90 тоже понадобилось много времени. Мы же сейчас сделали абсолютно новую машину за два года.

– А танки в будущем вообще будут нужны?

– Курской дуги, наверное, больше не будет. Но если вы посмотрите на последние военные конфликты, то сами ответите на свой вопрос. В Афганистан была введена бронетехника. В Сирийском конфликте танки – основной вид вооружений. Можно сколько угодно летать над территорией и наносить точечные бомбовые удары, но рано или поздно начинается наземная операция. А без бронированной техники совершить удачную операцию невозможно. Будет ли в будущем классический танк или какая-то многоцелевая машина – посмотрим. Но стратегии многих стран определили жизненные циклы своих танков до 2050 года, значит, до этого времени концепция боевых машин будет меняться незначительно.

– А беспилотные танки когда пойдут в большую серию?

– Мы уже живем в беспилотной концепции. У нас есть пожарная машина на базе беспилотного танка, которую мы показали на российской выставке вооружений RAE-2013. Эта машина понадобилась, когда стали рваться износившиеся склады с боеприпасами. Это уже не прообраз и не фантазия, а реальные будни.


Уралвагонзавод в цифрах

135,1 млрд руб. составила выручка Уралвагонзавода в 2014 году

663 млн руб. составили чистая прибыль Уралвагонзавода в 2014 году

На 20% снижен план УВЗ по выпуску вагонов
на 2015 год, примерно до 18 тыс. штук

64 млрд руб. в 2011 году президент Владимир Путин обещал выделить УВЗ на создание новых производств

117 млрд руб. необходимые затраты на модернизацию УВЗ

6 тыс. человек надо набрать для выполнения оборонзаказа

60% такова доля УВЗ в мировом производстве танков

Источник: ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского»


«Мы вежливо постучались в дверь и спросили: «Мы вам нужны?»

– В прошлом году был объявлен очень большой конкурс на поставку подвижного состава для Московского метрополитена. В результате заявку подала только структура «Трансмашхолдинга». Правда ли, что под условия конкурса  подходил только ТМХ? На следующий раунд будете подавать заявку?

– Когда этот конкурс только начинался, на стадии разработки документации, мы вежливо постучались в дверь и спросили: «Мы вам нужны?» Да, ответил нам город, нужна альтернатива. Мы начали подготовку. Разработка подвижного состава для конкретного метрополитена конкретного города довольно дорого стоит. Мы заплатили свою часть – миллионы евро. После того как получили окончательные условия конкурса, то поняли, что не готовы к нему. Понятно, что у Мытищинского завода были преимущества. Но, не кривя душой, скажу, что этот лот в современных условиях совершенно точно надо было отдать чисто российскому производителю. И время показывает, что этот шаг оказался правильным.

Могу привести много примеров, как в России мы сами под себя закладываем экономические бомбы. Например, в 2011 году я присутствовал на запуске стана по производству автомобильного листа в Магнитогорске. Очень современный цех, не хуже иностранных, а может, даже и лучше. А мне руководители металлургического комбината говорят: «У нас пока заказов нет». А как же так: в России столько построено автозаводов, и у них у всех есть обязательства по локализации, они обязаны использовать этот металл, но не делают этого. Значит, нужно было сделать ревизию их обязательств, ведь иностранцы идут с большим трудом на локализацию.

– А вы будете двигаться дальше в развитии направления городского транспорта? Ведь метрополитенов в России – посчитать по пальцам одной руки. Ваш трамвай R1 – правда очень красивый. Но кто его купит? У муниципалитетов стремительно уменьшаются доходы бюджетов.

– Можно отказаться от завтрака и ужина, оставив один обед, но человек не сможет долго так продержаться. Так же люди на чем-то должны ездить. Износ городского транспорта дошел до точки, нельзя его бесконечно ремонтировать. Когда баррель нефти стоил больше $100, то у всех были деньги, все их тратили с удовольствием. В больших мегаполисах рельсовый транспорт очень выгоден. Посмотрите, в некоторых городах трамваи бегают по 40 лет. Ни один автобус или троллейбус столько не выдержал. Рельсы – это, по сути, выделенные полосы, они не тормозят движение. Сейчас все переходят на накопители, которые позволяют ночью заряжать транспорт более дешевой энергией, а днем его эксплуатировать. Это тоже экономия. Все равно бюджеты будут находить средства, люди же не будут на работу пешком ходить. Вот, к примеру, Волгоград.  Протяженность города – 120 км, основной транспорт – трамвай. Там сейчас на испытаниях наши трамваи. Мы в прошлом году поставили заказчикам более 200 единиц. Выиграли тендер Москвы, уже 60 штук передали. У нас есть заявки от многих муниципалитетов. Конечно, сейчас процесс замедляется. Но будем придумывать какие-нибудь механизмы.

«Вы не сможете пойти на свалку, достать оттуда машину и поехать на ней»

Кода закончится битва за продление ресурса старых вагонов?

– У каждой глупости есть конец. Представьте себе, что, к примеру, мэр крупного города выходит и говорит: у нас очень большие транспортные пробки, я предлагаю не упорядочивать движение, а 20 лет ничего не обновлять, и пусть все погрязнет в хаосе. Такого не может быть даже в фантазиях. Если у вас есть железная дорога, то вы, конечно, будете стремиться к тому, чтобы по ней ездили самые современные поезда и вагоны, которые не портят пути. Я понимаю, что бизнес важен. Но если вагону 22 года, зачем пытаться выжать из него еще денег, если он давным-давно себя окупил. Это опасно для жизни, это равносильно преступлению. Должна быть воля, должностные лица должны твердо сказать «нет». Вы не сможете пойти на свалку, достать оттуда машину и поехать на ней по улице. Вы даже техосмотр на ней не пройдете. А на железной дороге это происходит.

– Транспортники говорят, что техрегламент пролоббировали производители. Правда ли это?

– Мы отстаивали свою позицию. Но и те, кто хотел защитить свою позицию, тоже ходили по кабинетам. Разум возобладал, но очаги сопротивления еще тлеют. Я в шутку говорю своим оппонентам: ни в коем случае не занимайтесь торговлей овощами. А то завтра наши граждане узнают, что гнилой картофель полезнее свежего: в нем есть пенициллин, а он обеззараживает организм. 

– Пошли сдвижки по предоставлению скидки на тариф для ваших вагонов как инновационных. Я так понимаю, что вы недовольны ее размером. Будете дальше двигаться?

– Мы предпринимаем нужные шаги. Ощущаем понятное сопротивление. Наш вагон проходил реальные испытания, мы переломили ситуацию и сделали первый шаг. Сделаем и второй, так что истина когда-нибудь восторжествует.

– Как долго вы собираетесь работать с кэптивной транспортной компанией в качестве основного заказчика? 

– Если помните, в 2009 году мы стали восстанавливать вагонное производство на УВЗ. Продаж было ноль, контракты были, но их никто не исполнял. По договоренности с главой «Транснефти» Николаем Токаревым мы создали транспортную компанию для перевозки нефти в Козьмино. Программа нелегкая. Ежемесячно объем парка рос, и производство цистерн у нас утроилось. За год сделали компанию, которая была способна перевезти более 15 млн т нефти. Выполнили государственную задачу и еще сами себя вытащили. Я благодарен за это Николаю Петровичу. Это было стрессовое для участников рынка решение и впоследствии мы продали свою долю в компании «Транснефти», ей она нужнее.

Но в 2012 году мы почувствовали колебания на рынке. Тогда мы и создали кэптивную компанию, и сделали это вовремя: четвертый квартал был тяжелым, мы начали ей поставлять вагоны. Потом спад 2013 и 2014 года. Около 70% производства работало на эту компанию. Мы побегали за грузовой базой, вытеснили некоторых игроков рынка. Грузоотправители быстро разобрались, им понравилось возить новыми выгонами. Момент продажи этой компании настанет, но когда – не скажу.