Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 20:50 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  20:00   USD НАЛ. Покупка 58,39 Продажа 58,50 EUR НАЛ. 61,57 61,85 Олимпийская чемпионка Ольга Корбут выставила свои медали на аукцион Общество, 19:59 Трамп обвинил ФБР в неспособности остановить утечки секретной информации Политика, 19:31 Глава Генштаба Турции заявил о достижении армией своих целей в Сирии Политика, 19:22 В аэропорту Риги опровергли обвинения в требовании досмотреть посла ОАЭ Политика, 18:49 Spiegel сообщил о слежке немецких спецслужб за иностранными журналистами Общество, 18:24 Boeing в 2018 году откроет свой первый завод в Европе Бизнес, 18:18 «Локомотив» вернул в состав лучшего бомбардира в истории клуба Спорт, 18:11 NewYorker анонсировал обложку с Путиным в монокле Общество, 17:23 В ДНР заявили о визите Савченко для встречи с украинскими военнопленными Политика, 17:18 «Спартак» объявил о трансфере третьего защитника за время зимней кампании Спорт, 17:17 Минобороны ответило политикам ФРГ на критику постройки модели Рейхстага Политика, 16:56 FT узнала о поддержке Берлином требований от Лондона €60 млрд за Brexit Финансы, 16:13 Антон Шипулин назвал условие завершения карьеры после Олимпиады Спорт, 16:11 Суд Вены отказал в задержании Фирташа по делу об экстрадиции в США Общество, 15:53 Определились соперники российских клубов в 1/8 финала Лиги Европы Спорт, 15:23 Премьер Ирака приказал ВВС наносить удары по ИГ в Сирии Политика, 15:19 Кремль сообщил дату визита Эрдогана в Россию Политика, 14:36 Прокурор Украины заявил о российском паспорте «похитителя» депутата Рады Политика, 14:22 СМИ назвали претендентов на пост главного тренера «Лестера» Спорт, 14:15 Прощание с Виталием Чуркиным. Фотогалерея Фотогалерея, 14:09 Виталия Чуркина похоронили в Москве Политика, 13:56 Ле Пен отказалась идти на допрос полиции по делу о финансовых махинациях Политика, 13:35 «Спартак» приобрел четвертого легионера за три дня Спорт, 13:29 Корабль «Прогресс МС-05» пристыковался к МКС Технологии и медиа, 13:12 Более 40 человек погибли при взрыве на КПП на севере Сирии Политика, 12:51 Белоруссия приняла решение по газовому спору с Россией Экономика, 12:32 СМИ раскрыли характеристики обновленной версии Nokia 3310 Технологии и медиа, 12:06
23 мая 2014, 21:40
Журналисты Reuters выяснили, куда тратились миллиарды РЖД
Фото: ИТАР-ТАСС
Компания "РЖД", возглавляемая Владимиром Якуниным - другом президента Владимира Путина, заплатила миллиарды долларов подрядчикам, настоящие хозяева которых неизвестны. К таким выводам пришли журналисты агентства Reuters, проводящие серию расследований о коррупции в России.

На 43 тендерах на общую сумму в $340 млн, которые РЖД провели в 2010-2013гг., соперниками оказались всего две компании - ЗАО "МПЦентр ЖАТ" и "ТрансСервисАвтоматика". По данным Reuters, обе компании зарегистрированы в один день одним гражданином, имели счета в одном банке, а данные конечных бенефициаров так и остались тайной.

Загадочные компании

"МПЦентр ЖАТ" ("МПЦ"), выигравшая с 2010г. у РЖД и ее подразделений несколько контрактов в общей сложности на 9 млрд руб. ($270 млн), зарегистрирована в спальном районе на востоке Москвы (в особняке с красной крышей и детской площадкой во дворе). По данным корпоративного отчета, в компании трудились свыше 100 человек. По словам охранника, офис фирмы официально расположен на втором этаже, однако ее сотрудники появляются там раз в неделю.

"МПЦ" - одна из десяти компаний-подрядчиков, которые попали в поле зрения проводящих расследование журналистов Reuters. Судя по условиям тендеров и другой документации, все эти фирмы в сумме получили заказы от РЖД на $2,5 млрд с 2007г. Компании были выбраны из обширного списка, который Reuters предоставил банкир Герман Горбунцов, в настоящее время проживающий в Лондоне. Горбунцов вместе с бизнесменом Андреем Крапивиным ("советником" Якунина) был совладельцем Столичного торгового банка (СТБ). Все десять сервисных компаний из списка имели счета в СТБ.

Официально РЖД предлагали контракты частным фирмам по итогам открытых тендеров, но знакомые с делом источники сообщили Reuters, что некоторые из заявителей были тесно связаны друг с другом и работали вместе, чтобы выиграть заказ. Проверить эти заявления агентство не смогло.

Анализ заявок описанных выше десяти компаний показал, что они неохотно снижали цену. Из 185 исследованных тендеров в 79 случаях финальная цена контракта была на 0,5% ниже установленного РЖД максимума. В 35 случаях - на 1% ниже первоначальной цены. Крупнейшими бенефициарами среди этих фирм (по объему выигранных контрактов) стали "МПЦ" и "ТрансСервисАвтоматика" ("ТСА"). При этом с 2010г. по середину 2013г. эти компании были единственными соперниками в 43 тендерах на сумму $340 млн.

Головной офис "ТСА" зарегистрирован за пределами Москвы, в 15-этажном комплексе, расположенном недалеко от МКАД. В этом здании репортер Reuters обнаружил бизнес-центр, автосалон, фитнес-клуб, салон красоты, два отделения банков, цветочный магазин и бакалею, но никаких следов "ТСА". Охранник комплекса нашел упоминание о компании в служебном компьютере, но заявил, что у "ТСА" офиса здесь нет.

Еще одно сходство "МПЦ" и "ТСА" - обе компании были зарегистрированы в один день, одним человеком и одновременно открыли счет в СТБ. По словам источника, работавшего в обеих фирмах, это не совпадение: "МПЦ" и "ТСА" являлись частью одной корпорации, которая посылала обе фирмы участвовать в тендерах РЖД, чтобы гарантировать себе в них победу. Тем не менее в корпоративных отчетах у двух фирм разные управляющие, ни один из них не ответил на запрос Reuters.

"Эти компании работают добросовестно, исполняют контракты качественно и в срок. Доказательств их злонамеренности не находилось", - отметил пресс-секретарь Якунина Александр Пирков.

Подставные владельцы

Из десяти исследуемых компаний только у одной - "ЖелТрансАвтоматики" - Reuters нашло зарегистрированный офис, где работали штатные сотрудники. В четырех случаях из десяти в тех местах, где должен был находиться офис фирмы, о ней никто даже не слышал. Эти места включали грузовой склад у автострады, станцию техобслуживания и престижный магазин детских товаров в центре Москвы.

Тип владения "МПЦ" позволяет не афишировать своих акционеров. По официальным данным, у каждой из остальных девяти - по одному-два владельца, всего десять женщин и три мужчины. Те владельцы, следы которых удалось найти Reuters, жили в простых московских многоэтажках. Один из этих людей (по документам, до недавних пор единственный владелец компании) заявил, что никогда этой фирмой реально не владел, а был лишь подставным руководителем, скрывая реальных хозяев.

Этот "липовый директор" рассказал, что знает: его компания работает по заказам РЖД, однако в детали операционной деятельности он не посвящен. По его предположениям, за фирмой стоит Андрей Крапивин, которого Якунин однажды назвал "безвозмездным советником". Собеседник Reuters также сообщил, что знает сына Крапивина Алексея и что тот организует бизнес между РЖД и компанией.

По телефону Крапивин-младший отверг связь его отца с сервисными компаниями и заявил, что тот никогда не был акционером СТБ. Напротив, сам Андрей Крапивин в письменном заявлении для полиции по делу Горбунцова подтвердил, что был акционером СТБ с 2007г. по 2009г. Это подтверждает корпоративный отчет СТБ за 2008г. Пресс-секретарь Якунина Пирков не прокомментировал возможную связь Крапивина с какой-либо из десяти компаний, но исключил возможность правонарушений.

Дорогие проекты

Одним из крупнейших инвестиционных проектов РЖД за последние десять лет стала организация скоростного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Поезд "Аллегро", который курсирует между Петербургом и столицей Финляндии со скоростью до 220 км/ч, был запущен в декабре 2010г. Инвестпроект стоил 79,7 млрд руб.

Одним из подрядчиков строительства стала компания "Сетьстройэнерго". Как пишет Reuters со ссылкой на документацию госзакупок и данные Горбунцова, с 2007г. по 2013г. эта компания получила от РЖД около $1 млрд. По словам экс-банкира, деньги зачастую переводились на счета нескольких фирм так, что аудиторы и налоговые органы не могли отследить их. Reuters подчеркивает, что в ходе расследования данные о закупках и движении средств РЖД, предоставленные Горбунцовым, были соотнесены с данными из неких независимых источников.

С 2007г. по 2009г. РЖД перевели $772 млн на счет "Сетьстройэнерго" в СТБ, пишет Reuters. 98 переводов на общую сумму $211 млн были немедленно переведены "Строймонтаж". Reuters не удалось установить, кто являлся владельцем компании "Строймонтаж", она была ликвидирована в 2010г., а "Сетьстройэнерго" отказалась от комментариев.

По данным Горбунцова, пишет Reuters, компания "Строймонтаж" быстро переводила полученные средства на счета других фирм. Reuters не удалось установить связь этих компаний с железнодорожным строительством, а их представители оказались недоступны для комментариев. Лишь одна треть полученных средств, сообщает агентство, пошла на строительство инфраструктуры и установку сигнального оборудования.

Одной из компаний, которые получали деньги от "Строймонтажа", стала фирма "Легатта". Ее выручка к декабрю 2007г. составляла всего $3,8 тыс. в год, отмечает Reuters. В то же время, согласно данным Горбунцова, "Строймонтаж" перевела на счет “Легатты” $115 млн.

Владельцы некоторых компаний, получавших деньги от "Строймонтажа", заявили Reuters, что ничего не знают о зарегистрированных на них фирмах. Так, генеральным директором одной из таких фирм - "Трасткома" - числилась Надежда Коростелова, проживающая по документам в южной части Москвы. Когда корреспондент Reuters пришел по указанному адресу, дверь открыла дочь Надежды Василиса. "Несколько лет назад друг друга моей мамы попросил зарегистрировать компанию на ее имя. И до сих пор компании оформляют", - рассказала Коростелова Reuters.

С 2010г. по 2013г. "Сетьстройэнерго" выиграла тендеры РЖД на еще $223 млн. Доступ к информации о компании ограничен, а ее представители отказались отвечать на вопросы агентства. Офис компании занимает одну комнату в одном из бизнес-центров Тушино. Когда корреспондент Reuters приехал туда в рабочие часы, в офисе никого не было.

Перевели Мария Гордеева, Георгий Макаренко