Перейти к основному контенту
Экономика⁠,
0

Россияне перешли к экономии за счет телевизоров и автомобилей

Экономная модель поведения российских потребителей постепенно сходит на нет, считают эксперты Аналитического центра при правительстве. Однако продажи телевизоров, холодильников и других дорогих товаров длительного потребления пока остаются на низком уровне
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

«Защитная» модель поведения россиян, которая подразумевает принцип «меньше тратить — больше сберегать», идет к «постепенному исчерпанию», говорится в бюллетене о текущих тенденциях российской экономики, который подготовил Аналитический центр при правительстве (есть у РБК). Личное потребление в 2016 году было главным драйвером спада ВВП, сократившись на 5% по сравнению с предыдущим годом, а реальные розничные продажи товаров упали на 5,2%. Впрочем, реальные доходы граждан снизились еще больше — на 5,9%. То, что потребление упало не так сильно, как доходы, по мнению авторов, и свидетельствует о смене модели.

С другой стороны, сложился «новый уровень равновесия» на рынке некоторых товаров длительного пользования. В частности, речь идет о холодильниках, стиральных машинах и телевизорах, продажи которых хотя и восстанавливаются, но остаются на 25–35% ниже уровня 2014 года (в сопоставимых ценах). Рынок легковых автомобилей тоже стал постепенно восстанавливаться (по данным Ассоциации европейского бизнеса), однако продажи машин в 2016 году оказались на 43% ниже, чем в 2014-м.

«За последние десять лет в домохозяйствах России произошло существенное накопление товаров длительного пользования (легковых автомобилей, компьютеров, холодильников, телевизоров, мебели и т.п.), по сути, произошло значительное обновление всех домашних фондов, сформировалась своего рода потребительская подушка», — напоминает эксперт Аналитического центра при правительстве Александр Голяшев. Скорее всего, по этим товарам сложился «оптимальный для населения уровень насыщения», причем произошло это еще до спада в 2015–2016 годах, добавляет он.

Падение рубля в конце 2014 года сопровождалось резким ростом продаж — как следствие, граждане купили дорогие товары на несколько лет, что и стало причиной сокращения продаж товаров длительного пользования в дальнейшем, отмечает Голяшев. Если говорить о рынке электроники, то сейчас он входит в период «нормализованного спроса» после нескольких лет повышенного, обусловленного сначала невысоким уровнем проникновения, а затем ослаблением рубля, отмечает представитель «М.Видео».

Эти факторы позволяют россиянам «более спокойно переносить затянувшееся падение реальных доходов, меняя структуру личного потребления в пользу продовольственных товаров», говорит эксперт. Падение товарооборота продуктов питания, по данным Росстата, стало не таким глубоким, как товаров длительного пользования (5,3% по итогам года). Впрочем, оно оказалось чуть более масштабным, чем сокращение продаж непродовольственных товаров в целом (5,1%). В 2015 году ситуация была обратной: потребление продуктов питания снизилось на 9%, а непродовольственных товаров — на 10,9%, однако произошло это за счет высокой базы — потребительского бума в 2014 году.

Постепенно потребление товаров долгосрочного пользования будет восстанавливаться, однако «не надо ждать, что это произойдет мгновенно», рассуждает глава Центра анализа доходов и уровня жизни Высшей школы экономики (ВШЭ) Алина Пишняк. Доля населения, которое считает, что сейчас плохое время, чтобы делать крупные покупки, растет с 2014 года, в настоящий момент это примерно 60% населения, отмечает она. Граждане также не ожидают, что в ближайшее время произойдет восстановление доходов, которое позволит им вернуться к докризисному уровню потребления, добавляет она.

Население привыкает к снижению потребительских стандартов, написали в январе эксперты ВШЭ. Например, в 2016 году трудности с покупкой продуктов или одежды испытывали 41% россиян, однако большинство не считали свое материальное положение проблемным.

При участии Анастасии Демидовой

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Потребительские товары"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 9 декабря
EUR ЦБ: 89,71 (+1)
Инвестиции, 23:06
Курс доллара на 9 декабря
USD ЦБ: 77,27 (+1,18)
Инвестиции, 23:06
В аэропортах Краснодара и Волгограда ограничили полеты Политика, 23:38
Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии РБК и КИТ МЕД, 23:30
Вашингтон пригрозил отказом Трампа от урегулирования на Украине Политика, 23:15
Путин продлил ограничения на покупку долей в иностранных компаниях Финансы, 23:13
Россия и Иран: история сотрудничества РБК и РЭЦ, 23:00
Путин подписал указ о призыве россиян из запаса на военные сборы Политика, 22:59
Зеленский назвал претендентов на пост Ермака Политика, 22:52
Новый год — с новыми силами
Как правильно отдыхать?
Узнать на интенсиве
Что умеет видеоаналитика на производстве и в ретейле РБК х МТС Бизнес, 22:46
Орбан заявил, что получил гарантии Турции по транзиту российского газа Политика, 22:25
Почему Египет импортирует продукты питания РБК и РЭЦ, 22:23
Истина в стекле: как выбрать винные бокалы РБК и СберПервый, 22:05
Кремль оценил возможность встречи Путина и Трампа до конца года Политика, 21:52
Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне РБК и Ozon Travel, 21:46
Российского вратаря признали лучшим игроком недели в НХЛ Спорт, 21:44