Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 8:47 МСК
СМИ узнали о трех возможных причинах падения Су-33 с «Адмирала Кузнецова» Политика, 08:27 Эрдоган ратифицировал соглашение с Россией по «Турецкому потоку» Политика, 08:27 Лучшие предложения рынка наличной валюты  08:00   USD НАЛ. Покупка 63,95 Продажа 63,80 EUR НАЛ. 68,70 68,60 Выборщик из Техаса отказался отдавать свой голос за Трампа Политика, 07:24 Правозащитники рассказали о нежелании России принимать беженцев из Сирии Политика, 07:09 Керри рассказал о встрече с советскими солдатами в детстве Политика, 07:02 Байден заявил о планах баллотироваться в президенты США в 2020 году Политика, 06:56 СМИ узнали о планах снизить беспошлиный порог для онлайн-покупок до €500 Экономика, 06:02 Минобороны осудило Красный Крест за его реакцию на гибель врачей в Алеппо Политика, 05:53 США заявили о попытке успокоить Китай после звонка Трампа лидеру Тайваня Политика, 05:02 Китай призвал Британию «не отравлять атмосферу» в Совбезе ООН Политика, 04:12 Кириенко признал проблемы с законом об иноагентах на встрече с СПЧ Политика, 03:48 YouTube, Facebook и Twitter объединились для борьбы с терроризмом Технологии и медиа, 03:35 Британия отправила фрегат следить за «Вице-адмиралом Кулаковым» Политика, 03:06 Франция раскритиковала блокировку Россией новой резолюции по Алеппо Политика, 02:38 «Нафтогаз» назвал условия для возобновления закупок российского газа Бизнес, 02:01 Amazon откроет в США первый магазин без кассиров Бизнес, 01:43 «Нафтогаз» оценил свои шансы в спорах с «Газпромом» в Стокгольме Бизнес, 00:50 Госдеп прокомментировал удар по российскому госпиталю в Алеппо Политика, 00:50 Власти отказались уменьшить взнос в Совет Европы из-за имиджевых рисков Политика, 00:32 Прокуратура добавила неопределенности в санацию «Траста» Финансы, 00:01 Госдума не поддержала введение акцизов на чипсы и сладкую газировку Политика, Вчера, 23:46 Собиравшегося атаковать Капитолий жителя США приговорили к 30 годам Общество, Вчера, 23:16 Россия и Китай заблокировали в Совбезе ООН новую резолюцию по Алеппо Политика, Вчера, 23:05 Полтора триллиона на войну: мировые расходы на вооружения выросли Политика, Вчера, 22:57 Президент Италии попросил премьера Ренци отложить отставку Политика, Вчера, 22:36 Следующую церемонию вручения «Оскар» проведет Джимми Киммел Общество, Вчера, 22:33 СК начал проверку после вечеринки в школьном бассейне во Владимире Общество, Вчера, 22:08
30 сен 2015, 20:04
Петр Мироненко, Сергей Соболев, Тимофей Дзядко
Авиакомпания «Трансаэро» оказалась на грани остановки полетов
Фото: «РИА Новости»
В ночь на среду «Трансаэро» была на грани остановки. «Аэрофлот» хотел прекратить заправку ее самолетов, но по просьбе правительства перенес дедлайн на два дня. Судьбу «Трансаэро» должен решить сегодня Дмитрий Медведев

Остановить не получилось

В среду вторая в России авиакомпания «Трансаэро», которая с начала сентября находится под операционным управлением «Аэрофлота», оказалась под угрозой остановки. Накануне «Аэрофлот» разослал топливо-заправочным комплексам (ТЗК) аэропортов письмо, в котором предупредил, что с 0:00 30 сентября прекращает оплату заправки самолетов «Трансаэро», рассказал РБК источник в одном из крупных российских аэропортов и подтвердили чиновник одного из профильных федеральных ведомств, а также топ-менеджер крупного туроператора, сославшийся на свои источники в Росавиации.

Но потом по настоятельной просьбе первого вице-премьера Игоря Шувалова «Аэрофлот» продлил дедлайн на два дня до 0:00 2 октября, говорят собеседники РБК. Сейчас самолеты «Трансаэро» продолжают заправляться за счет «Аэрофлота», но кто будет оплачивать топливо после дедлайна, «не знает вообще никто», говорит топ-менеджер одной из крупных российских ТЗК.

По словам топ-менеджера одного из банков-кредиторов «Трансаэро», ежедневные затраты «Аэрофлота» на поддержание операционной деятельности проблемной авиакомпании оцениваются в 300 млн руб.

Представитель Шувалова не комментирует участие первого вице-премьера в урегулировании ситуации с «Трансаэро». Источник в правительстве допускает, что Шувалов «мог повлиять на ситуацию с заправкой самолетов», но «без каких либо приказов, в режиме диалога».

Тем временем Росавиация готовит меры на случай остановки «Трансаэро». Источник в одной из российских авиакомпаний из топ-5 рассказал РБК, что в среду заместитель руководителя агентства Олег Клим провел два совещания с представителями крупных авиаперевозчиков, на которых предупредил о том, что может возникнуть необходимость развозить пассажиров, купивших билеты на рейсы «Трансаэро». Всего, по словам двух участников совещания, речь шла о 600 тыс. пассажиров, присутствовали на нем представители «Аэрофлота», S7, «Уральских авиалиний», «Ямала». С 2009 года, после того как российские авиаперевозчики столкнулись с необходимостью развозить пассажиров остановившегося альянса AiRUnion, российские авиакомпании делают отчисления в специальный фонд на случай остановки какой-либо из авиакомпаний. «Но его размер невелик, и на пассажиров «Трансаэро» его точно не хватит», — отмечает источник в одной из российских авиакомпаний из топ-5. Участник совещания добавляет, что никакие сроки возможной остановки «Трансаэро» не назывались: «Ведется работа на упреждение».

Руководство «Трансаэро», назначенное «Аэрофлотом», ограничило продажи билетов компании через туроператоров. В среду туроператорам пришло от нее распоряжение выписывать билеты только на день вперед — например, в среду можно выписывать билеты клиентам только на четверг, рассказал РБК руководитель одного из таких операторов. «Идут очень серьезные переговоры [о судьбе «Трансаэро»] на самом высшем уровне», — говорит источник в Ростуризме.

Как рассказал РБК чиновник одного из федеральных ведомств и подтвердил источник в правительстве, окончательное решение о судьбе авиакомпании будет принято в четверг днем на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова, впрочем, сказала РБК, что никакого совещания у премьера не запланировано.

Попросивший об анонимности крупный федеральный чиновник вчера заверил РБК, что «Аэрофлоту» в сложившейся ситуации правительство «будет помогать», несмотря на ограничения бюджета. Представитель Шувалова сказал, что «главная задача правительства — выполнить обязательства перед пассажирами и отслеживать социальную обстановку в компании «Трансаэро».

Представители «Аэрофлота», «Трансаэро» и Росавиации от комментариев отказались. Получить комментарий Ростуризма не удалось.

Видео: РБК

«Консолидация не состоялась»

Решение о передаче «Трансаэро» «Аэрофлоту» за символический рубль было принято 1 сентября межведомственной комиссией под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Предполагалось, что «Аэрофлот» обеспечит выполнение обязательств по перевозке пассажиров своего конкурента, оплате услуг аэропортов и ТЗК, выплате заработной платы персоналу. А обслуживание кредитных обязательств «Трансаэро» «Аэрофлот» должен был взять на себя только после согласования программы реструктуризации кредитного долга с банками. 3 сентября совет директоров «Аэрофлота» принял к рассмотрению оферту акционеров «Трансаэро» о продаже госкомпании 75% плюс одна акция «по цене указанного пакета акций не более 1 (один) рубль». Срок оферты, согласно решению, истекал 28 сентября.

В соответствии с решением комиссии Шувалова, на следующий день авиакомпания перешла под операционное управление «Аэрофлота», гендиректор и совладелец «Трансаэро» Ольга Плешакова покинула свою должность, уступив ее заместителю генерального директора «Аэрофлота» Дмитрию Сапрыкину. К тому моменту авиакомпания, которая все лето вела с кредиторами переговоры о реструктуризации долга, находилась в предбанкротном состоянии. Долг компании «превышает все мыслимые и немыслимые пределы», — говорил 3 сентября журналистам Герман Греф, президент Сбербанка, который решением комиссии был назначен финансовым консультантом санации авиакомпании. В середине сентября Греф оценил долг «Трансаэро» в 250 млрд руб., включая лизинговые обязательства. Крупнейшие в номинальном выражении кредиторы «Трансаэро» — именно лизингодатели, основные из которых — «ВЭБ-лизинг» и «ВТБ-Лизинг», как говорил РБК источник в одном из банков-кредиторов, на лизингодателей приходится около 150 млрд руб. из долга компании.

Переговоры между «Аэрофлотом», кредиторами и лизингодателями с самого начала пошли непросто. Как рассказывали РБК их участники, у каждой группы участников были свои интересы. «Аэрофлоту», чтобы вывести компанию на операционную рентабельность, необходимо было сокращать парк компании — именно лизинговые платежи, номинированные в долларах, сыграли основную роль в резком росте долговой нагрузки «Трансаэро». Лизингодатели, в свою очередь, опасались того, что быстро реализовать такое количество самолетов (всего парк «Трансаэро» состоит из 104 машин) на рынке будет крайне трудно. Банки же выступают против списания долгов авиакомпании. Если крупные кредиторы, например ВТБ, готовы списать до 30% долгов авиакомпании (об этом в сентябре заявлял Андрей Костин), то небольшие банки опасаются, что списание долгов приведет к необходимости создавать дополнительные резервы.

Впрочем, пока «Аэрофлоту» и «Трансаэро» не удалось даже оформить сделку. В среду, 30 сентября, Игорь Шувалов заявил, что для того чтобы «дочка» «Аэрофлота» приобрела 75% плюс одна акция «Трансаэро», эти акции необходимо консолидировать в одних руках. Но «консолидация пакета не состоялась», отметил чиновник. Плешаковы собрали «чуть меньше» 60% — Ольга Плешакова с дочерьми подарила акции своему мужу. Еще 13,01% принадлежит «дочке» «Трансаэро» «Трансаэро-Финансы». Но ВТБ, в залоге у которого находится 25% плюс одна акция (эти акции примерно в равной пропорции принадлежат Александру Плешакову и дочерней компании самой «Трансаэро», «Трансаэро-финанс»), хотя и поддержал решение межведомственной комиссии, не высвобождает их из залога, сказала РБК Плешакова в среду. «ВТБ поддерживает схему консолидации перевозчиков и всячески ей содействует. Мы поддерживаем переуступку права собственности на акции «Трансаэро» и активно работаем вместе с другими кредиторами над реструктуризацией задолженности компании. Задержка в исполнении оферты никак не связана с позицией или действиями ВТБ», — опровергли в банке.

В начале сентября на совещании в Минэкономразвития представители ВТБ и ВЭБа предлагали альтернативный план спасения «Трансаэро» — передать ее в управление группе S7 (владеет авиакомпаниями «Сибирь» и «Глобус»). Но пока дальнейшего развития идея не получила, говорят собеседники РБК.

В четверг во второй половине дня должен пройти совет директоров «Аэрофлота», который может продлить рассмотрение оферту акционерам «Трансаэро». В повестке дня совета директоров вопрос о сделке с «Трансаэро» не значится, но в четверг совет директоров «Аэрофлота» рассмотрит сделку с «Трансаэро», рассказал РБК источник, близкий к «Аэрофлоту». Три источника, близких к трем разным акционерам компании, вчера сказали РБК, что пакет 75% плюс одна акция консолидирован и судьба сделки зависит от договоренностей с кредиторами и решений правительства.

При участии Елены Тофанюк и Петра Нетребы