Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Задержанного в Испании по запросу США хакера заочно арестовали в России 20 окт, 23:53, Технологии и медиа Дефицит бюджета США достиг почти $666 млрд 20 окт, 23:32, Экономика Белый дом заявил о продолжении сотрудничества с Москвой по Сирии и КНДР 20 окт, 23:22, Политика Польская полиция не сочла нападение мужчины с ножом в ТЦ терактом 20 окт, 22:32, Общество СМИ сообщили об эвакуации из главного здания МГУ 2 тыс. человек 20 окт, 22:17, Общество Принявшая вызов актеру Марьянову диспетчер скорой лишилась работы 20 окт, 22:16, Общество СМИ сообщили о гибели 16 силовиков при перестрелке с боевиками в Египте 20 окт, 21:51, Общество ВТБ докапитализирует украинскую «дочку» на 5,6 млрд руб. 20 окт, 21:46, Бизнес Суд арестовал обвиняемую в наезде на пешеходов в Харькове 20 окт, 21:40, Общество Власти ЕС пришли с «проверкой» в штаб-квартиру BMW 20 окт, 21:32, Бизнес «Аэроэкспресс» увеличил интервалы движения поездов до Шереметьево 20 окт, 21:19, Общество В посольстве опровергли приговор россиянину за беспорядки во время G20 20 окт, 21:19, Общество Помощник Путина заявил об отсутствии у Telegram иммунитета против законов 20 окт, 21:16, Технологии и медиа В Санкт-Петербурге суд арестовал вербовщика ячейки ИГ из Ленобласти 20 окт, 21:12, Общество В Сбербанке назвали Avito одной из «центральных» площадок кибермошенников 20 окт, 20:42, Бизнес Ространснадзор задумался о возможном отзыве лицензии у «Мострансавто» 20 окт, 20:22, Общество В Москве задержали руководителя столичного подразделения МВД 20 окт, 20:16, Общество Россия выделит 330 млн руб. на модернизацию адронного коллайдера 20 окт, 20:10, Технологии и медиа В Великом Новгороде из-за вспышки пневмонии на десять дней закрыли школы 20 окт, 20:10, Общество УЕФА наказал «Спартак» за поведение болельщиков в матче с «Ливерпулем» 20 окт, 20:10, Спорт Фонд Потанина и Березкина выкупил 36,6% Быстринского ГОКа 20 окт, 20:02, Бизнес СК заявил о двух приоритетных версиях смерти актера Марьянова 20 окт, 20:00, Общество В трудовой договор Сечина внесут ответственность за продажу активов 20 окт, 19:53, Бизнес Курс биткоина превысил $6 тыс. 20 окт, 19:40, Деньги На Украине вскрыли нарушения на $17 млн при организации «Евровидения» 20 окт, 19:33, Общество Крупнейший торрент-трекер рассказал о способах разблокировки сайта 20 окт, 19:24, Технологии и медиа Порошенко обвинил митингующих у здания Рады в «жажде крови» 20 окт, 19:19, Политика Трубу — народу: как можно инвестировать в нефть 20 окт, 19:15, Деньги
Вечные студенты: почему устройство на работу — только начало профессии
Бизнес, 27 апр, 2015 09:04
0
Вечные студенты: почему устройство на работу — только начало профессии
Большинство компаний недовольно образованием сотрудников, полученным в «классических» вузах. Дело не только в том, что оно часто не подходит для современного бизнеса, — одного этого образования совершенно недостаточно.
Фото: РИА Новости

Опубликовано в журнале РБК № 5 за 2015 год

Социальная сеть LinkedIn c 350 млн пользователей — крупнейшее хранилище профессиональных резюме в мире. Большую часть денег сайт зарабатывает тем, что помогает компаниям искать себе сотрудников. В апреле LinkedIn объявил, что покупает сайт Lynda.com, продающий образовательные видеоролики: на эту сделку компания потратила две трети своей годовой выручки, наличными и акциями.

Недостаточно просто помогать профессионалам найти новую работу, надо дать им возможность приобрести новые навыки, написал гендиректор LinkedIn Джеф Вайнер, комментируя сделку. Карьера в XXI веке неотделима от постоянного обучения хотя бы потому, что сложившаяся система образования не способна подготовить выпускников ко всему разнообразию задач, которые им придется решать на рабочем месте.

Большинство компаний готовы подписаться под словами Вайнера: по оценкам Deloitte, мировые затраты на корпоративное образование в разных формах составляют $130 млрд, а в США — $70 млрд. В самых щедрых, технологических отраслях фирмы готовы тратить на обучение своего сотрудника по $1800 в год.

Российские компании, подсчитали аналитики группы компаний «Малакут», потратили в 2013 году на обучение и повышение квалификации своих сотрудников 46,7 млрд руб. (данных за 2014 года пока нет). Получается, на Россию с ее 2,5% мирового ВВП приходилось 1,5% таких затрат. Это связано с невысоким уровнем конкуренции на внутреннем рынке, считает ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов. «Мы находимся в ситуации, когда экономика достаточно закрытая, а конкуренция низкая: подобная тенденция характерна почти для всех отраслей, — заявил он журналу РБК. — К сожалению, это позволяет выживать и слабым образовательным учреждениям, и слабым компаниям».

Председатель правления Сбербанка Герман Греф приводил статистику, по которой 60% российских работодателей считают квалификацию своих сотрудников критически недостаточной. Несоответствие ожиданий работодателей и знаний и компетенций выпускников — это общемировая, а не специфически российская проблема, уверен Шаронов. Но ситуация становится лучше — компании готовы вкладывать в обучение и переобучение сотрудников все больше.

Все крупнейшие компании России и самые богатые бизнесмены в стране так или иначе вкладывают в образование — либо собственных сотрудников, либо студентов, которые смогут пойти к ним работать, либо тех и других. Поддерживают кафедры в Физтехе, МГУ, Высшей школе экономики и десятках других вузов, проводят тренинги для своих сотрудников, иногда даже строят собственные корпоративные университеты. Аудитория этих образовательных проектов — сотни тысяч или даже миллионы человек по всей стране.

Знания — сила: что российские миллиардеры думают об образовании Еще 5 фото
Фотогалерея

Задачи, которые компании решают при помощи программ корпоративного образования, самые разные: одни переучивают высших менеджеров и готовят кадровый резерв, приглашая бизнес-тренеров, другие массово обучают рядовых сотрудников — особенно это нужно ретейлу. Технологии обучения тоже самые разные. Помимо собственных тренеров и внешних провайдеров все больше компаний использует электронное обучение. Например, Альфа-банк подписан на электронную библиотеку и предоставляет сотрудникам бесплатный доступ. Сбербанк содержит университет и издает книжную серию. «Яндекс» открыл собственный факультет вместе с ВШЭ, а Mail.Ru Group в сотрудничестве с МГТУ им. Баумана организовала свой «Технопарк».

Достоверных данных о масштабе и особенностях российского рынка корпоративного образования нет даже у самих его участников: абсолютное большинство компаний ограничивается публикацией перечня образовательных программ. Трудно понять, кто является лидером в этой сфере. Большие компании тратят на эти цели больше денег, но ведь объем потраченных средств — это еще не все. Чтобы исправить ситуацию, РБК публикует первый рейтинг российских компаний, уделяющих корпоративному образованию наибольшее внимание.

Рейтинг РБК: 15 лидеров корпоративного образования

Андрей Шаронов,

ректор Московской школы управления «Сколково»:

«Несоответствие ожиданий работодателей и знаний и компетенций выпускников образовательных учреждений — это не только российская проблема. Этот вопрос обсуждается во всех странах, развитых и развивающихся. В России ситуация осложняется закрытой экономикой и низким уровнем конкуренции. Подобная тенденция характерна почти для всех отраслей. К сожалению, это позволяет выживать и слабым образовательным учреждениям, и слабым компаниям.

Низкая конкуренция негативно действует и на систему образования в целом. В отсутствие жесткой конкуренции на рынке труда у вас просто нет необходимости постоянно развивать собственные компетенции — важнее близость к начальству и к бюджету. Подобные специфические компетенции, наверное, сотрудники учатся развивать в России лучше и быстрее, чем в других странах.

Впрочем, в некоторых отраслях конкуренция все-таки есть. Многие корпорации — например Сбербанк, «Росатом», ОРКК — создают свои университеты, потому что хотят получить квалифицированных сотрудников и отлаженное производство.

Кризис в экономике, несомненно, сказался на рынке корпоративного образования. Общая тенденция, очевидно, негативная. Впрочем, если посмотреть на ситуацию повнимательнее, можно увидеть следующую развилку. С одной стороны, ряд клиентов, которые с нами или работали, или хотели работать, говорят: «Мы берем паузу, у нас нет денег, мы вернемся к вам, когда настанут лучшие времена». С другой стороны, мы видим клиентов, которые изначально не собирались к нам приходить, но сейчас, в период неопределенности, когда развивать бизнес становится опасно, они хотят осмотреться, поучиться, набраться ума, понять, как действовать. И год-полтора обучения в бизнес-школе — это один из неплохих вариантов инвестиций оставшихся средств.

Некоторые компании приходят к нам целенаправленно, чтобы решить конкретные проблемы, характер которых за последние полгода кардинально изменился. Если в сытые времена основной запрос был на стратегические задачи — развитие, освоение новых рынков, то сейчас компании приходят за решением сиюминутных вопросов, чаще всего это операционная эффективность. Все хотят понять, как сэкономить, на чем сэкономить, как сохранить свое присутствие на рынке, как снизить затраты».