Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 5:04 МСК
Сенат США утвердил Келли на должность министра внутренней безопасности Политика, 03:40 Дональд Трамп подписал указ о реформе здравоохранения Политика, 03:37 Наркобарон Коротышка не признал свою вину в незаконном обороте наркотиков Общество, 03:24 Число задержанных протестующих после инаугурации Трампа достигло 217 Общество, 03:18 США попросили Южную Корею арестовать брата бывшего генсека ООН Политика, 02:45 СМИ сообщили об исчезновении с сайта Белого дома страницы о правах ЛГБТ Политика, 02:32 Сенат США утвердил первого министра в администрации Трампа Политика, 01:50 Украина завершила сотрудничество с российской авиакомпанией «Волга-Днепр» Бизнес, 01:30 Московская биржа провела переоценку акций своих эмитентов Финансы, 01:04 В Австрии арестовали подозреваемого в подготовке теракта в Вене Общество, 00:54 «Это какая-то шутка»: как Вашингтон встречал Трампа Политика, 00:27 Арендатору помещения обрушившегося конного клуба предъявили обвинение Общество, 00:14 Crédit Suisse назвал 10 «черных лебедей» для глобальной экономики Финансы, 00:10 «Новое видение»: что Трамп пообещал Америке Политика, Вчера, 23:44 В Стамбуле обстреляли офис правящей партии Общество, Вчера, 23:39 Полицейские задержали 95 протестующих в Вашингтоне Политика, Вчера, 23:39 Paramount Pictures получит от китайских инвесторов $1 млрд Бизнес, Вчера, 23:09 Бывший президент Гамбии отказался от власти после вторжения Сенегала Политика, Вчера, 22:57 Российская легкоатлетка рассказала о давлении со стороны WADA Спорт, Вчера, 22:36 В Стамбуле обстреляли здание Управления безопасности Общество, Вчера, 22:08 Цены на одежду и электронику начали снижаться из-за укрепления рубля Бизнес, Вчера, 22:04 Трамп подписал первые документы в качестве президента США Политика, Вчера, 21:58 Новая администрация США после инаугурации Трампа обозначила свои цели Политика, Вчера, 21:45 Полиция отпустила задержанных строителей МЦК Общество, Вчера, 21:22 К властям Петербурга подали иск из-за передачи РПЦ Исаакиевского собора Общество, Вчера, 21:18 ЦБ назвал условия своего выхода на валютный рынок Финансы, Вчера, 21:12 Акции противников Дональда Трампа в Вашингтоне. Фоторепортаж Фотогалерея, Вчера, 21:08 Инаугурация 45-го президента США Дональда Трампа. Фотогалерея Фотогалерея, Вчера, 20:51
22 дек 2016, 10:29
Анастасия Демидова, Наталья Новопашина, Алексей Пастушин
Москвичи стали реже закупаться в гипермаркетах
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Москвичи все больше предпочитают гипермаркетам небольшие торговые форматы. Потребительский спрос смещается в пользу товаров первой необходимости, а удовлетворить его способен и «магазин у дома»

Количество покупателей в магазинах крупных форматов сократилось, следует из исследования потребительских предпочтений жителей Москвы и Московской области за 2016 год, подготовленного компанией EY (есть у РБК). Согласно опросу, проведенному среди 1100 жителей Москвы и Московской области в ноябре и декабре 2016 года, 8% респондентов стали реже покупать продукты в гипермаркетах.

Основной отток покупателей произошел в «магазины у дома» — 40%, супермаркеты — 19% и онлайн-площадки — 12%, ссылается партнер EY Юрий Макаров на данные опроса. Согласно методике EY, магазином у дома считается торговая точка площадью до 600 кв. м, супермаркетом — до 1,2 тыс. кв. м, а гипермаркетом — свыше 1,2 тыс. кв. м.

Самым популярным местом для совершения покупок являются «магазины у дома» — каждый третий респондент заходит в них от трех до пяти раз в неделю. Тогда как почти половина респондентов — около 44% — посещает гипермаркеты реже одного раза в неделю, говорится в исследовании.

Выводы EY подтверждают и данные крупнейших российских ретейлеров. Формат гипермаркета был самым неудачным для «Магнита» за первые девять месяцев 2016 года, следует из материалов компании. Выручка в сопоставимых магазинах сократилась на 9,6%, трафик — на 8,3%, а средний чек — на 1,45%.

Гипермаркеты «Карусель» и «Мегамарт» (входят в X5 Retail Group и ГК «Дикси» соответственно) хоть и показали по итогам девяти месяцев рост продаж на 5 и 5,5% соответственно, но он оказался значительно скромнее, чем у меньших по формату магазинов. Так, выручка сетей «Пятерочка» и «Перекресток» (X5 Retail Group) увеличилась на 33 и 19%, а «Виктории» и «Дикси» — на 14,5 и 19,8%, свидетельствуют отчетности ретейлеров. В начале декабря на встрече с журналистами исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман заявил, что компания подготовит новую концепцию «Карусели».

В качестве основных причин, по которым покупатели выбирают «магазины у дома», аналитики EY называют моду на здоровый образ жизни («респонденты все чаще отдают предпочтение свежим продуктам, которые могут приобрести недалеко от дома») и стремление сэкономить. При более частом посещении небольших магазинов сумма среднего чека снижается, замечает Юрий Макаров.

«В ассортименте формата гипермаркет, как правило, большую долю имеют товары непродовольственного ассортимента, а сам формат предполагает относительно высокий средний чек, крупные объемные покупки впрок», — объясняет старший аналитик по потребительскому сектору Райффайзенбанка Наталья Колупаева. При этом, по ее сл​овам, изменилась сама потребительская модель россиян. «Меньшее количество наименований товаров в покупке, больший фокус на товарах первой необходимости», — резюмирует она.

С этим мнением согласен и управляющий партнер Colliers International Николай Казанский: «В последние полтора-два года потребители все больше тяготеют к комфортному шопингу «у дома». На это повлияла экономическая ситуация последних нескольких лет, а также изменения покупательских предпочтений потребителей». В свою очередь продуктовые ретейлеры оперативно отреагировали на изменение спроса, отмечает Казанский, чем обусловлено активное развитие сетей в формате «магазин у дома».

Вакантные площадки в стрит-ретейле, появившиеся вследствие кризиса, оказались востребованы мини-форматами, признает эксперт компании «Магазин Магазинов» Марьяна Матуева. «На улицах города появились знакомые игроки с приставкой Daily​ — то есть «ежедневный». Рынок отвечает предложением на спрос: купить меньше и с быстрым сервисом. Эти магазины ориентируются на потребителя, которому неудобно пропадать в гипермаркете на несколько часов в круговороте рабочей недели».