Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 23:07 МСК
Лукашенко допустил продление безвизового срока пребывания в Белоруссии Политика, 22:45 В Латвии сотрудника железной дороги обвинили в шпионаже в пользу России Политика, 22:13 СМИ узнали о версии об «иллюзорном состоянии» пилота при крушении Ту-154 Общество, 22:11 Станислав Черчесов назвал причину поражения от Кот-д’Ивуара Спорт, 22:00 В Казани в районе порохового завода произошел пожар Общество, 21:22 На Навального попытались напасть возле его штаба в Волгограде Политика, 21:13 Хорватия решила спасти свою экономику от краха должника Сбербанка Экономика, 20:59 Сборная России по футболу впервые в истории проиграла команде из Африки Спорт, 20:55 В Подмосковье обстреляли съемочную группу телеканала «Авто 24» Общество, 20:54 Погибших в Чечне бойцов Росгвардии наградят посмертно Общество, 20:48 Бывший глава «Вымпелкома» обратился к редакции «Ведомостей» Технологии и медиа, 20:45 США ввели санкции против 30 лиц и компаний за поддержку Ирана Политика, 20:44 Проект стадиона в Самаре упростят в попытке успеть к ЧМ по футболу Бизнес, 20:43 В Нью-Йорке сошел с рельсов пассажирский поезд Общество, 19:46 На Украине потушили пожар на крупнейшем военном складе Общество, 19:18 Росгвардия ответила на заявление ИГИЛ об ответственности за атаку в Чечне Политика, 19:16 «Додо Пицца» подала иск к Delivery Club из-за контекстной рекламы Бизнес, 19:09 Футбол. Товарищеский матч. Россия — Кот-д'Ивуар. Онлайн Спорт, 19:00 В Нацгвардии назвали причину увольнения убийцы Вороненкова из войск Политика, 18:59 Дума одобрила штраф за ввоз в Россию свыше пяти литров крепкого алкоголя Экономика, 18:54 AliExpress запустила в России видеотрансляции с рекламой товаров Технологии и медиа, 18:49 Власти 24 городов согласовали площадки для митингов Навального Политика, 18:44 ЦБ впервые отреагировал на расследование о «молдавской прачечной» Финансы, 18:33 Навального повторно предупредили о незаконности акции на Тверской Политика, 18:26 Рогозин призвал торгпредства России быть «толкачами» продукции на рынки Политика, 18:23 Ретейлеры назвали даты начала продажи красных iPhone 7 в России Технологии и медиа, 18:15 Весна для диктатора: Хосни Мубарак вышел на свободу Фотогалерея, 17:54 ИГИЛ взяла на себя ответственность за нападение на Росгвардию в Чечне Политика, 17:49
22 дек 2016, 10:29
Анастасия Демидова, Наталья Новопашина, Алексей Пастушин
Москвичи стали реже закупаться в гипермаркетах
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Москвичи все больше предпочитают гипермаркетам небольшие торговые форматы. Потребительский спрос смещается в пользу товаров первой необходимости, а удовлетворить его способен и «магазин у дома»

Количество покупателей в магазинах крупных форматов сократилось, следует из исследования потребительских предпочтений жителей Москвы и Московской области за 2016 год, подготовленного компанией EY (есть у РБК). Согласно опросу, проведенному среди 1100 жителей Москвы и Московской области в ноябре и декабре 2016 года, 8% респондентов стали реже покупать продукты в гипермаркетах.

Основной отток покупателей произошел в «магазины у дома» — 40%, супермаркеты — 19% и онлайн-площадки — 12%, ссылается партнер EY Юрий Макаров на данные опроса. Согласно методике EY, магазином у дома считается торговая точка площадью до 600 кв. м, супермаркетом — до 1,2 тыс. кв. м, а гипермаркетом — свыше 1,2 тыс. кв. м.

Самым популярным местом для совершения покупок являются «магазины у дома» — каждый третий респондент заходит в них от трех до пяти раз в неделю. Тогда как почти половина респондентов — около 44% — посещает гипермаркеты реже одного раза в неделю, говорится в исследовании.

Выводы EY подтверждают и данные крупнейших российских ретейлеров. Формат гипермаркета был самым неудачным для «Магнита» за первые девять месяцев 2016 года, следует из материалов компании. Выручка в сопоставимых магазинах сократилась на 9,6%, трафик — на 8,3%, а средний чек — на 1,45%.

Гипермаркеты «Карусель» и «Мегамарт» (входят в X5 Retail Group и ГК «Дикси» соответственно) хоть и показали по итогам девяти месяцев рост продаж на 5 и 5,5% соответственно, но он оказался значительно скромнее, чем у меньших по формату магазинов. Так, выручка сетей «Пятерочка» и «Перекресток» (X5 Retail Group) увеличилась на 33 и 19%, а «Виктории» и «Дикси» — на 14,5 и 19,8%, свидетельствуют отчетности ретейлеров. В начале декабря на встрече с журналистами исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман заявил, что компания подготовит новую концепцию «Карусели».

В качестве основных причин, по которым покупатели выбирают «магазины у дома», аналитики EY называют моду на здоровый образ жизни («респонденты все чаще отдают предпочтение свежим продуктам, которые могут приобрести недалеко от дома») и стремление сэкономить. При более частом посещении небольших магазинов сумма среднего чека снижается, замечает Юрий Макаров.

«В ассортименте формата гипермаркет, как правило, большую долю имеют товары непродовольственного ассортимента, а сам формат предполагает относительно высокий средний чек, крупные объемные покупки впрок», — объясняет старший аналитик по потребительскому сектору Райффайзенбанка Наталья Колупаева. При этом, по ее сл​овам, изменилась сама потребительская модель россиян. «Меньшее количество наименований товаров в покупке, больший фокус на товарах первой необходимости», — резюмирует она.

С этим мнением согласен и управляющий партнер Colliers International Николай Казанский: «В последние полтора-два года потребители все больше тяготеют к комфортному шопингу «у дома». На это повлияла экономическая ситуация последних нескольких лет, а также изменения покупательских предпочтений потребителей». В свою очередь продуктовые ретейлеры оперативно отреагировали на изменение спроса, отмечает Казанский, чем обусловлено активное развитие сетей в формате «магазин у дома».

Вакантные площадки в стрит-ретейле, появившиеся вследствие кризиса, оказались востребованы мини-форматами, признает эксперт компании «Магазин Магазинов» Марьяна Матуева. «На улицах города появились знакомые игроки с приставкой Daily​ — то есть «ежедневный». Рынок отвечает предложением на спрос: купить меньше и с быстрым сервисом. Эти магазины ориентируются на потребителя, которому неудобно пропадать в гипермаркете на несколько часов в круговороте рабочей недели».