Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 2:01 МСК
Победитель чемпионата Англии по футболу уволил главного тренера Спорт, 01:17 «Ростов» впервые в истории вышел в 1/8 финала Лиги Европы Спорт, 01:00 Лучшие предложения рынка наличной валюты  01:00   USD НАЛ. Покупка 58,07 Продажа 58,07 EUR НАЛ. 61,40 61,35 Трамп заявил о намерении наращивать ядерный потенциал США Политика, 00:49 Трамп пожаловался на развертывание Россией ракет вопреки договору с США Политика, 00:11 В Подмосковье мужчина обстрелял из ружья бригаду скорой помощи Общество, Вчера, 23:46 Парламент Нидерландов поддержал ратификацию ассоциации Украины с ЕС Политика, Вчера, 23:25 Лига Европы по футболу. «Спарта» — «Ростов». Онлайн Спорт, Вчера, 23:05 Гол на последней минуте выбил «Зенит» из Лиги Европы Спорт, Вчера, 22:57 Канцлер Австрии призвал к пересмотру антироссийских санкций Политика, Вчера, 22:48 В Москве госпитализировали актера Алексея Баталова Общество, Вчера, 22:33 В Лондоне выставили на продажу квартиру Маргарет Тэтчер Общество, Вчера, 22:09 Украинского депутата заподозрили в попытке шантажа помощника Трампа Политика, Вчера, 21:31 В Москве на антивоенном фестивале задержали 60 человек Общество, Вчера, 21:30 В Узбекистане на химическом заводе произошел взрыв Общество, Вчера, 21:04 Лига Европы по футболу. «Зенит» — «Андерлехт». Онлайн Спорт, Вчера, 21:00 На Украине запретили вещание российского телеканала «Охотник и рыболов» Политика, Вчера, 20:48 Устюгов принес сборной России медаль на чемпионате мира по лыжам Спорт, Вчера, 20:32 В Томске мальчик погиб после падения на него снега с гаража Общество, Вчера, 20:19 ВТО отклонила апелляцию России на решение по торговому спору с ЕС Общество, Вчера, 20:04 В Амстердаме пассажирский самолет выкатился за пределы взлетной полосы Общество, Вчера, 20:02 КНДР обвинила Малайзию в незаконном вскрытии своего гражданина Политика, Вчера, 19:35 Собянин исключил отправление «на выселки» жителей пятиэтажек Общество, Вчера, 19:33 Украинский депутат назвал имя заказчика своего похищения Политика, Вчера, 18:31 Футболист «Зенита» подписал контракт с «Амкаром» Спорт, Вчера, 18:04 Путин назвал сирийский поход «Адмирала Кузнецова» личной инициативой Политика, Вчера, 18:02 Суд в Вене отказался арестовывать Дмитрия Фирташа по запросу Испании Общество, Вчера, 18:02 Экс-глава МВФ получил 4,5 года тюрьмы за мошенничество с кредитками Общество, Вчера, 17:42
22 дек 2016, 10:29
Анастасия Демидова, Наталья Новопашина, Алексей Пастушин
Москвичи стали реже закупаться в гипермаркетах
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Москвичи все больше предпочитают гипермаркетам небольшие торговые форматы. Потребительский спрос смещается в пользу товаров первой необходимости, а удовлетворить его способен и «магазин у дома»

Количество покупателей в магазинах крупных форматов сократилось, следует из исследования потребительских предпочтений жителей Москвы и Московской области за 2016 год, подготовленного компанией EY (есть у РБК). Согласно опросу, проведенному среди 1100 жителей Москвы и Московской области в ноябре и декабре 2016 года, 8% респондентов стали реже покупать продукты в гипермаркетах.

Основной отток покупателей произошел в «магазины у дома» — 40%, супермаркеты — 19% и онлайн-площадки — 12%, ссылается партнер EY Юрий Макаров на данные опроса. Согласно методике EY, магазином у дома считается торговая точка площадью до 600 кв. м, супермаркетом — до 1,2 тыс. кв. м, а гипермаркетом — свыше 1,2 тыс. кв. м.

Самым популярным местом для совершения покупок являются «магазины у дома» — каждый третий респондент заходит в них от трех до пяти раз в неделю. Тогда как почти половина респондентов — около 44% — посещает гипермаркеты реже одного раза в неделю, говорится в исследовании.

Выводы EY подтверждают и данные крупнейших российских ретейлеров. Формат гипермаркета был самым неудачным для «Магнита» за первые девять месяцев 2016 года, следует из материалов компании. Выручка в сопоставимых магазинах сократилась на 9,6%, трафик — на 8,3%, а средний чек — на 1,45%.

Гипермаркеты «Карусель» и «Мегамарт» (входят в X5 Retail Group и ГК «Дикси» соответственно) хоть и показали по итогам девяти месяцев рост продаж на 5 и 5,5% соответственно, но он оказался значительно скромнее, чем у меньших по формату магазинов. Так, выручка сетей «Пятерочка» и «Перекресток» (X5 Retail Group) увеличилась на 33 и 19%, а «Виктории» и «Дикси» — на 14,5 и 19,8%, свидетельствуют отчетности ретейлеров. В начале декабря на встрече с журналистами исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман заявил, что компания подготовит новую концепцию «Карусели».

В качестве основных причин, по которым покупатели выбирают «магазины у дома», аналитики EY называют моду на здоровый образ жизни («респонденты все чаще отдают предпочтение свежим продуктам, которые могут приобрести недалеко от дома») и стремление сэкономить. При более частом посещении небольших магазинов сумма среднего чека снижается, замечает Юрий Макаров.

«В ассортименте формата гипермаркет, как правило, большую долю имеют товары непродовольственного ассортимента, а сам формат предполагает относительно высокий средний чек, крупные объемные покупки впрок», — объясняет старший аналитик по потребительскому сектору Райффайзенбанка Наталья Колупаева. При этом, по ее сл​овам, изменилась сама потребительская модель россиян. «Меньшее количество наименований товаров в покупке, больший фокус на товарах первой необходимости», — резюмирует она.

С этим мнением согласен и управляющий партнер Colliers International Николай Казанский: «В последние полтора-два года потребители все больше тяготеют к комфортному шопингу «у дома». На это повлияла экономическая ситуация последних нескольких лет, а также изменения покупательских предпочтений потребителей». В свою очередь продуктовые ретейлеры оперативно отреагировали на изменение спроса, отмечает Казанский, чем обусловлено активное развитие сетей в формате «магазин у дома».

Вакантные площадки в стрит-ретейле, появившиеся вследствие кризиса, оказались востребованы мини-форматами, признает эксперт компании «Магазин Магазинов» Марьяна Матуева. «На улицах города появились знакомые игроки с приставкой Daily​ — то есть «ежедневный». Рынок отвечает предложением на спрос: купить меньше и с быстрым сервисом. Эти магазины ориентируются на потребителя, которому неудобно пропадать в гипермаркете на несколько часов в круговороте рабочей недели».