Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
На авиасалоне МАКС-2017 заключили контракты на 400 млрд руб. 19:58, Политика Роспотребнадзор предложил приравнять вейпы к сигаретам 19:10, Общество Роспотребнадзор заявил о необходимости «гигиенического воспитания» детей 19:03, Общество Переговоры между Неймаром и «Барселоной» провалились 18:52, Спорт Каррера объяснил отсутствие в основе капитана «Спартака» в матче с «Уфой» 18:32, Спорт Герман Греф посоветовал юристам «забыть профессию» 18:19, Бизнес Белый дом заявил о поддержке законопроекта о новых санкциях против России 18:09, Политика В Мосуле попала под обстрел корреспондент агентства Sputnik 18:08, Политика Спецпредставитель США заявил о «горячей войне» в Донбассе 17:16, Политика Глава Роспотребнадзора назвала города — лидеры по заболеваемости ВИЧ 17:09, Общество «Спартак» сыграл вничью во втором матче подряд в чемпионате России 17:05, Спорт Прокуратура начала проверку после задержки вылета 300 туристов из Бодрума 16:45, Общество «Почта России» начала проверку после найденных у Дона коробок от посылок 16:21, Общество В Норильске автобус протащил ребенка по дороге несколько метров 15:42, Общество В центре Москвы прошел марш «За свободный интернет» 15:37, Политика Linkin Park открыла виртуальный мемориал в память о Честере Беннингтоне 15:29, Общество Ростуризм назвал причину трехдневной задержки вылета туристов из Турции 15:10, Общество Чемпионат России по футболу. «Уфа» — «Спартак». Онлайн 15:00, Спорт СМИ заподозрили экс-представителя Белого дома в пропаже холодильника 14:43, Общество Кустурица похвалил крымских девушек и признал полуостров частью России 14:31, Политика Порошенко пригрозил Кремлю ужесточением санкций против России 14:02, Политика Посол Катара предсказал России роль одного из главных торговых партнеров 13:55, Политика Во Владивостоке задержали стрелявшего по прохожим из окна мужчину 13:36, Общество Умер первый советский легальный миллионер Артем Тарасов 13:05, Общество Главный пиарщик Белого дома удалил твиты с критикой идей Трампа 12:51, Политика В Турции на трое суток задержали вылет 300 российских туристов 12:42, Общество Басманный суд заочно арестовал украинского прокурора по делу Януковича 12:41, Политика В Белом доме пояснили слухи о намерении Трампа «помиловать самого себя» 12:31, Политика
Москвичи стали реже закупаться в гипермаркетах
Бизнес, 22 дек, 2016 10:29
0
Москвичи стали реже закупаться в гипермаркетах
Москвичи все больше предпочитают гипермаркетам небольшие торговые форматы. Потребительский спрос смещается в пользу товаров первой необходимости, а удовлетворить его способен и «магазин у дома»
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Количество покупателей в магазинах крупных форматов сократилось, следует из исследования потребительских предпочтений жителей Москвы и Московской области за 2016 год, подготовленного компанией EY (есть у РБК). Согласно опросу, проведенному среди 1100 жителей Москвы и Московской области в ноябре и декабре 2016 года, 8% респондентов стали реже покупать продукты в гипермаркетах.

Основной отток покупателей произошел в «магазины у дома» — 40%, супермаркеты — 19% и онлайн-площадки — 12%, ссылается партнер EY Юрий Макаров на данные опроса. Согласно методике EY, магазином у дома считается торговая точка площадью до 600 кв. м, супермаркетом — до 1,2 тыс. кв. м, а гипермаркетом — свыше 1,2 тыс. кв. м.

Самым популярным местом для совершения покупок являются «магазины у дома» — каждый третий респондент заходит в них от трех до пяти раз в неделю. Тогда как почти половина респондентов — около 44% — посещает гипермаркеты реже одного раза в неделю, говорится в исследовании.

Выводы EY подтверждают и данные крупнейших российских ретейлеров. Формат гипермаркета был самым неудачным для «Магнита» за первые девять месяцев 2016 года, следует из материалов компании. Выручка в сопоставимых магазинах сократилась на 9,6%, трафик — на 8,3%, а средний чек — на 1,45%.

Гипермаркеты «Карусель» и «Мегамарт» (входят в X5 Retail Group и ГК «Дикси» соответственно) хоть и показали по итогам девяти месяцев рост продаж на 5 и 5,5% соответственно, но он оказался значительно скромнее, чем у меньших по формату магазинов. Так, выручка сетей «Пятерочка» и «Перекресток» (X5 Retail Group) увеличилась на 33 и 19%, а «Виктории» и «Дикси» — на 14,5 и 19,8%, свидетельствуют отчетности ретейлеров. В начале декабря на встрече с журналистами исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман заявил, что компания подготовит новую концепцию «Карусели».

В качестве основных причин, по которым покупатели выбирают «магазины у дома», аналитики EY называют моду на здоровый образ жизни («респонденты все чаще отдают предпочтение свежим продуктам, которые могут приобрести недалеко от дома») и стремление сэкономить. При более частом посещении небольших магазинов сумма среднего чека снижается, замечает Юрий Макаров.

«В ассортименте формата гипермаркет, как правило, большую долю имеют товары непродовольственного ассортимента, а сам формат предполагает относительно высокий средний чек, крупные объемные покупки впрок», — объясняет старший аналитик по потребительскому сектору Райффайзенбанка Наталья Колупаева. При этом, по ее сл​овам, изменилась сама потребительская модель россиян. «Меньшее количество наименований товаров в покупке, больший фокус на товарах первой необходимости», — резюмирует она.

С этим мнением согласен и управляющий партнер Colliers International Николай Казанский: «В последние полтора-два года потребители все больше тяготеют к комфортному шопингу «у дома». На это повлияла экономическая ситуация последних нескольких лет, а также изменения покупательских предпочтений потребителей». В свою очередь продуктовые ретейлеры оперативно отреагировали на изменение спроса, отмечает Казанский, чем обусловлено активное развитие сетей в формате «магазин у дома».

Вакантные площадки в стрит-ретейле, появившиеся вследствие кризиса, оказались востребованы мини-форматами, признает эксперт компании «Магазин Магазинов» Марьяна Матуева. «На улицах города появились знакомые игроки с приставкой Daily​ — то есть «ежедневный». Рынок отвечает предложением на спрос: купить меньше и с быстрым сервисом. Эти магазины ориентируются на потребителя, которому неудобно пропадать в гипермаркете на несколько часов в круговороте рабочей недели».