Фийон признал поражение на выборах во Франции 22:05, Политика Франция выбирает: во второй тур прошли Макрон и Ле Пен 21:58, Политика Чемпионат Испании по футболу. «Реал» — «Барселона». Онлайн 21:45, Спорт Bloomberg заявил о стоимости бензина в России выше цен на топливо в США 21:44, Экономика Украинские военные ответили на обвинение ЛНР в подрыве автомобиля ОБСЕ 21:15, Политика В ОБСЕ подтвердили гибель гражданина США при подрыве машины в Донбассе 21:06, Политика СКР начал выемку документов на шахте «Центральная» в Челябинской области 20:42, Общество Палестинец ранил четырех человек в Тель-Авиве 20:39, Общество «Арсенал» обыграл «Манчестер Сити» в полуфинале Кубка Англии 19:55, Спорт МИД России призвал расследовать подрыв автомобиля ОБСЕ 19:54, Политика Микропредприятие получило подряды на 8 млрд руб. по «Силе Сибири» 19:49, Бизнес Глава ЛНР выразил соболезнования семье погибшего сотрудника миссии ОБСЕ 19:21, Политика Опрос показал лидерство Макрона и Ле Пен в первом туре выборов во Франции 18:47, Политика Структуры сенатора Канокова продали долгострой у метро «Маяковская» 18:46, Бизнес Надаль первым в истории стал десятикратным победителем турнира ATP 18:32, Спорт Курдские военные заявили об окружении Ракки 18:25, Политика «Урал» подал жалобу на судейство матча с «Зенитом» 17:53, Спорт В Киеве сообщили о погибшем при подрыве автомобиля ОБСЕ британце 17:52, Политика Порошенко потребовал наказать виновных в гибели сотрудника ОБСЕ в ЛНР 17:19, Политика СМИ сообщили об утонувшей паре из России во Французской Полинезии 17:17, Общество ITF открыла дело после комментариев о цвете кожи ребенка Серены Уильямс 17:07, Спорт В Москве задержали мешавшего проезду скорой водителя 16:45, Общество В Московской области прошла реконструкция штурма Берлина 16:28, Общество МИД Украины заявил о необходимости расследовать подрыв автомобиля ОБСЕ 15:53, Общество В ОБСЕ заявили о двух пострадавших при подрыве автомобиля под Луганском 15:43, Общество СМИ сообщили о гибели американца при подрыве машины ОБСЕ под Луганском 15:02, Политика В ЛНР заявили о троих раненых при подрыве автомобиля миссии ОБСЕ 14:59, Политика Все 11 кандидатов в президенты Франции проголосовали 14:41, Политика
Участники рынка попросили Минэкономразвития вмешаться в спор о концессиях
Бизнес, 20 мар. 21:16
0
Участники рынка попросили Минэкономразвития вмешаться в спор о концессиях
ФАС предлагает изменить закон о концессиях, открыв доступ к торгам всем инвесторам и отменив стопроцентную компенсацию расходов концессионера из госбюджета. Некоторые участники рынка увидели в этом угрозу для крупных инфраструктурных проектов
Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

Посредник в споре

Участники концессионного рынка, выступающие против инициируемого Федеральной антимонопольной службой (ФАС) изменения закона о концессиях, решили апеллировать к Минэкономразвития, сообщили РБК участники закрытого заседания Инфраструктурного клуба, прошедшего на прошлой неделе (копия итоговой резолюции есть у РБК).

ФАС в настоящее время выступает против возмещения государством 100% затрат частному инвестору (концессионеру), а также требует исключить «непрозрачные и неадминистрируемые требования» из процедуры торгов на заключение концессионных соглашений. Как утверждают в ведомстве, это обеспечит равный доступ к торгам всем потенциальным участникам. ФАС уже заблокировала один крупный дорожный проект, поскольку концессионер должен был получить стопроцентную компенсацию своих расходов из бюджета.

По мнению некоторых участников рынка, предложения ФАС ставят под угрозу реализацию крупных инфраструктурных проектов в стране, в том числе в формате государственно-частного партнерства (ГЧП). ФАС фактически предлагает приравнять концессионные соглашения к госзакупкам, регулируемым федеральным законом 44, говорит глава российской практики по инфраструктуре и проектам ГЧП Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина. «ФАС оспаривает возможность [устроителя торгов] установить такие требования, как финансовая состоятельность, опыт привлечения финансирования, пытается запретить возможность подтверждения опыта участника с помощью третьих лиц», — уточняет она.

По словам заместителя руководителя ФАС Рачика Петросяна, этот шаг необходим, чтобы обеспечить бизнесу равный доступ к участию в тендерах. «Порядок проведения торгов в сегодняшнем законе о концессиях требует совершенствования, в частности, исключения возможности предъявлять неадминистрируемые требования к участникам конкурсов, например, к наличию опыта финансирования, незаконность которого подтверждена судом», — пояснил он. Существующие в законодательстве пробелы приводят к тому, что зачастую условия торгов на концессию сформулированы под конкретного участника, объясняет Петросян. Представитель ФАС также отметил, что прежний опыт финансирования не свидетельствует о наличии у участника достаточных средств в момент проведения торгов. ​Ревзина предполагает, что изменение требований может привести к тому, что в конкурсах будут участвовать недобросовестные участники, которые неспособны реализовать эти проекты.

ФАС также предлагает установить в законе о концессионных соглашениях минимальный размер доли финансирования проекта частным инвестором. По мнению ведомства, государство не должно возмещать концессионеру все вложенные средства. Как уточняет Петросян, согласно действующему законодательству, государство вправе принимать на себя часть расходов по концессионному соглашению, но финансовую ответственность должен нести и частный инвестор. Как отмечает Ревзина, в этом случае найти концессионера на крупные проекты будет практически нереально.

«Концессия предусматривает либо стопроцентное финансирование договора со стороны инвестора, либо обоюдное вложение денежных средств инвестора (концессионера) и органа власти (концедента), иными словами — софинансирование. Но никак не стопроцентное финансирование со стороны государства», — пояснил РБК представитель ведомства.

Сотрудник компании «Автодор», которая выступает заказчиком крупным концессионных проектов, воздержался от комментариев. «Представители банка участвуют в дискуссии и присоединяются к коммюнике по результатам заседания», — сообщили РБК в пресс-службе Евразийского банка развития.

Заблокированная дорога

В январе 2017 года ФАС аннулировала результаты конкурса на строительство платной автотрассы Стерлитамак — Магнитогорск.

Тендер на строительство дороги, которая должна разгрузить трассу М5 «Урал» и маршрут Европа — Западный Китай, прошел в конце 2016 года. К участию в конкурсе было допущено пять компаний, победителем стала «Башкирдорстрой». Предполагалось, что 20 млрд руб. на реализацию проекта поступят из федерального бюджета, 4,5 млрд руб. — из региона, 5,8 млрд руб. — от частного инвестора. Некоторые участки на дороге предполагалось сделать платными. По итогам выполненных работ государство должно было выплатить концессионеру около 12,9 млрд руб.

Рассмотрев жалобу одного из участников конкурса — компании «Южноуральская дирекция автодороги», ФАС решила аннулировать результаты конкурса, поскольку расходы на работы должны были полностью покрываться из бюджета. «Расход бюджетных средств Республики Башкортостан в ближайшие 15 лет составил бы в таком случае около 22 млрд руб.», — говорилось в сообщении ведомства. По мнению ФАС, тендер на строительство дороги Стерлитамак — Магнитогорск фактически представлял собой закупку государством работ по строительству в обход процедуры государственного заказа.

«Башкирдорстрой» и комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству обжаловали решение ФАС в Арбитражном суде Москвы. Предварительное судебное заседание состоялось 3 марта, следует из картотеки суда. Следующее заседание назначено на 7 апреля.

По словам Ольги Ревзиной, негативное решение по делу по башкирскому проекту создаст риски для реализации будущих проектов и поставит под угрозу уже существующие проекты. ​Ревзина считает, что если предложения ФАС в части платы концедента будут одобрены, то проверки могут грозить и системе «Платон». «В ходе проверок могут быть выявлены претензии, связанные не с заключением соглашения, а скорее с исполнением проектов», — добавляет она.

Глава ФАС Игорь Артемьев в начале марта заявил, сообщило агентство ТАСС, что концессии, в которых концессионер не несет инвестиционной нагрузки, но получает компенсации из бюджета, являются незаконными. Регулятор будет преследовать и пресекать такие формы мошенничества, предупредил Артемьев.

После этого Минэкономразвития выступило с заявлением о недопустимости принятия решений, подрывающих устойчивость института государственно-частного партнерства, сообщило ТАСС.