Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 23:15 МСК
Саммит для Трампа: что обсудили лидеры НАТО в Брюсселе Политика, 23:05 Лучшие предложения рынка наличной валюты  23:00   USD НАЛ. Покупка 56,80 Продажа 56,86 EUR НАЛ. 63,70 63,71 Геннадий Орлов назвал монтажом свои слова о банкротстве «Матч ТВ» Спорт, 22:38 В Самаре около 73 тыс. человек остались без воды Общество, 22:26 Хакеры из России подделали доказательства связи российских СМИ с Госдепом Политика, 22:07 Брата Навального выпустили из одиночной камеры спустя полтора года Общество, 22:01 Посольство России в Лондоне посоветовало россиянам не ездить в Британию Политика, 21:15 Банк Ротенберга решил купить у Тимченко долю в производителе воды Бизнес, 21:08 Экс-директора «Седьмой студии» поместили под домашний арест Общество, 21:01 Полиция начала налоговую проверку компании Учителя по запросу Поклонской Общество, 20:59 Новак сообщил о вероятном снижении прогноза нефтедобычи в России Экономика, 20:53 Цукерберг спустя 12 лет после ухода из Гарварда получил ученую степень Технологии и медиа, 20:45 Реальные доходы россиян вернулись на восемь лет в прошлое Экономика, 20:43 В промзоне штата Делавэр разбился вертолет Общество, 20:40 «Дождь» опубликовал просьбу руководителей театров не арестовывать Итина Общество, 20:38 В Петербурге предложили запретить детям ходить одним ночью по кладбищам Общество, 20:29 Дворкович назвал дату отмены ограничений на сельхозпродукцию из Турции Экономика, 20:14 Медведев предложил заменить российских футболистов роботами Общество, 20:04 Глава ФИФА рассказал о нарушении прав человека на стройке «Зенит Арены» Общество, 20:04 Обещанная Путиным индексация зарплат коснется 5,8 млн бюджетников Экономика, 19:54 Собянин объяснил эвакуацию машин без номеров террористической угрозой Общество, 19:46 Трамп потребовал расследовать утечки информации о теракте в Манчестере Общество, 19:43 МИД уличил Латвию в «подтасовках» по вопросу о «Северном потоке — 2» Политика, 19:39 В ОПЕК подтвердили продление соглашения по сокращению нефтедобычи Политика, 19:30 Черчесов объяснил отсутствие Дзюбы на тренировке сборной России Спорт, 19:19 Бывший премьер Греции ранен в результате покушения Общество, 19:18 Виолончелист Сергей Ролдугин зарегистрировал новый фонд Общество, 19:08 СМИ узнали о синдицировании кредита на покупку 19,5% «Роснефти» Финансы, 19:07
20 мар, 21:16
Валерия Комарова
Участники рынка попросили Минэкономразвития вмешаться в спор о концессиях
Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС
ФАС предлагает изменить закон о концессиях, открыв доступ к торгам всем инвесторам и отменив стопроцентную компенсацию расходов концессионера из госбюджета. Некоторые участники рынка увидели в этом угрозу для крупных инфраструктурных проектов

Посредник в споре

Участники концессионного рынка, выступающие против инициируемого Федеральной антимонопольной службой (ФАС) изменения закона о концессиях, решили апеллировать к Минэкономразвития, сообщили РБК участники закрытого заседания Инфраструктурного клуба, прошедшего на прошлой неделе (копия итоговой резолюции есть у РБК).

ФАС в настоящее время выступает против возмещения государством 100% затрат частному инвестору (концессионеру), а также требует исключить «непрозрачные и неадминистрируемые требования» из процедуры торгов на заключение концессионных соглашений. Как утверждают в ведомстве, это обеспечит равный доступ к торгам всем потенциальным участникам. ФАС уже заблокировала один крупный дорожный проект, поскольку концессионер должен был получить стопроцентную компенсацию своих расходов из бюджета.

По мнению некоторых участников рынка, предложения ФАС ставят под угрозу реализацию крупных инфраструктурных проектов в стране, в том числе в формате государственно-частного партнерства (ГЧП). ФАС фактически предлагает приравнять концессионные соглашения к госзакупкам, регулируемым федеральным законом 44, говорит глава российской практики по инфраструктуре и проектам ГЧП Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина. «ФАС оспаривает возможность [устроителя торгов] установить такие требования, как финансовая состоятельность, опыт привлечения финансирования, пытается запретить возможность подтверждения опыта участника с помощью третьих лиц», — уточняет она.

По словам заместителя руководителя ФАС Рачика Петросяна, этот шаг необходим, чтобы обеспечить бизнесу равный доступ к участию в тендерах. «Порядок проведения торгов в сегодняшнем законе о концессиях требует совершенствования, в частности, исключения возможности предъявлять неадминистрируемые требования к участникам конкурсов, например, к наличию опыта финансирования, незаконность которого подтверждена судом», — пояснил он. Существующие в законодательстве пробелы приводят к тому, что зачастую условия торгов на концессию сформулированы под конкретного участника, объясняет Петросян. Представитель ФАС также отметил, что прежний опыт финансирования не свидетельствует о наличии у участника достаточных средств в момент проведения торгов. ​Ревзина предполагает, что изменение требований может привести к тому, что в конкурсах будут участвовать недобросовестные участники, которые неспособны реализовать эти проекты.

ФАС также предлагает установить в законе о концессионных соглашениях минимальный размер доли финансирования проекта частным инвестором. По мнению ведомства, государство не должно возмещать концессионеру все вложенные средства. Как уточняет Петросян, согласно действующему законодательству, государство вправе принимать на себя часть расходов по концессионному соглашению, но финансовую ответственность должен нести и частный инвестор. Как отмечает Ревзина, в этом случае найти концессионера на крупные проекты будет практически нереально.

«Концессия предусматривает либо стопроцентное финансирование договора со стороны инвестора, либо обоюдное вложение денежных средств инвестора (концессионера) и органа власти (концедента), иными словами — софинансирование. Но никак не стопроцентное финансирование со стороны государства», — пояснил РБК представитель ведомства.

Сотрудник компании «Автодор», которая выступает заказчиком крупным концессионных проектов, воздержался от комментариев. «Представители банка участвуют в дискуссии и присоединяются к коммюнике по результатам заседания», — сообщили РБК в пресс-службе Евразийского банка развития.

Заблокированная дорога

В январе 2017 года ФАС аннулировала результаты конкурса на строительство платной автотрассы Стерлитамак — Магнитогорск.

Тендер на строительство дороги, которая должна разгрузить трассу М5 «Урал» и маршрут Европа — Западный Китай, прошел в конце 2016 года. К участию в конкурсе было допущено пять компаний, победителем стала «Башкирдорстрой». Предполагалось, что 20 млрд руб. на реализацию проекта поступят из федерального бюджета, 4,5 млрд руб. — из региона, 5,8 млрд руб. — от частного инвестора. Некоторые участки на дороге предполагалось сделать платными. По итогам выполненных работ государство должно было выплатить концессионеру около 12,9 млрд руб.

Рассмотрев жалобу одного из участников конкурса — компании «Южноуральская дирекция автодороги», ФАС решила аннулировать результаты конкурса, поскольку расходы на работы должны были полностью покрываться из бюджета. «Расход бюджетных средств Республики Башкортостан в ближайшие 15 лет составил бы в таком случае около 22 млрд руб.», — говорилось в сообщении ведомства. По мнению ФАС, тендер на строительство дороги Стерлитамак — Магнитогорск фактически представлял собой закупку государством работ по строительству в обход процедуры государственного заказа.

«Башкирдорстрой» и комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству обжаловали решение ФАС в Арбитражном суде Москвы. Предварительное судебное заседание состоялось 3 марта, следует из картотеки суда. Следующее заседание назначено на 7 апреля.

По словам Ольги Ревзиной, негативное решение по делу по башкирскому проекту создаст риски для реализации будущих проектов и поставит под угрозу уже существующие проекты. ​Ревзина считает, что если предложения ФАС в части платы концедента будут одобрены, то проверки могут грозить и системе «Платон». «В ходе проверок могут быть выявлены претензии, связанные не с заключением соглашения, а скорее с исполнением проектов», — добавляет она.

Глава ФАС Игорь Артемьев в начале марта заявил, сообщило агентство ТАСС, что концессии, в которых концессионер не несет инвестиционной нагрузки, но получает компенсации из бюджета, являются незаконными. Регулятор будет преследовать и пресекать такие формы мошенничества, предупредил Артемьев.

После этого Минэкономразвития выступило с заявлением о недопустимости принятия решений, подрывающих устойчивость института государственно-частного партнерства, сообщило ТАСС