Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 5:16 МСК
Полиция арестовала американского певца Криса Брауна Общество, 04:52 Google запустит конкурента Uber и Lyft Технологии и медиа, 04:24 Создатель Boeing-747 Джо Саттер скончался на 95-ом году жизни Общество, 04:05 СМИ рассказали о неготовности России к совместным с США ударам по Алеппо Политика, 03:31 СМИ сообщили об увольнении Сечиным директора НПЗ «Роснефти» после хищений Бизнес, 03:19 Постпред России в ООН допустил фабрикацию выводов о сирийском химоружии Политика, 02:52 Минфин предложил обсудить повышение налогов для снижения дефицита бюджета Экономика, 02:40 Обама станет приглашенным редактором ноябрьского номера журнала Wired Общество, 02:35 Глава Минприроды назвал города с худшей экологической ситуацией Общество, 01:56 В США подтвердили нанесение авиаудара по пресс-секретарю ИГИЛ Политика, 01:35 Саакашвили рассказал об угрозе «проедания» очередного транша МВФ Украине Экономика, 00:53 Антидопинговые агентства 17 стран призвали к реформе WADA Политика, 00:32 Посольство России назвало недопустимым снос памятника морякам в Латвии Общество, 00:19 Бизнес с Каримовым: чем важен Узбекистан для российской экономики Экономика, 00:06 Обама сократил тюремные сроки 111 заключенным Общество, Вчера, 23:38 Российские ученые опровергли получение сигнала от внеземной цивилизации Общество, Вчера, 23:09 Собянин пообещал месяц бесплатных поездок по МЦК Общество, Вчера, 22:48 Пресс-секретаря «Исламского государства» убили в Алеппо Политика, Вчера, 22:04 Турецкий танк попал под обстрел в Сирии Политика, Вчера, 21:44 WSJ рассказала о неготовности США к операции Турции в Сирии Политика, Вчера, 21:41 СМИ сообщили о неготовности Германии к соглашению по «Северному потоку-2» Экономика, Вчера, 21:36 Новый министр образования объявила об увольнении своих заместителей Политика, Вчера, 21:07 В московском регионе выпал град размером с куриное яйцо Общество, Вчера, 21:07 В Кремле приготовились к отставке губернатора Петербурга Политика, Вчера, 21:01 Тишина в Ташкенте: что происходит в Узбекистане на фоне болезни Каримова Политика, Вчера, 20:48 Счетная палата заявила о незаконном выводе из России 1,2 трлн руб. Финансы, Вчера, 20:17 Reuters узнал о несогласии Турции на перемирие с курдами в Сирии Политика, Вчера, 20:16 Эволюция чудовищ: что заставляет диктаторов меняться Экономика, Вчера, 20:11
20 янв, 23:03
Наталия Телегина
Дорогая дорога: сможет ли Генпрокуратура снизить тарифы на трассе М11
Автомобили на пункте оплаты проезда первого платного участка от МКАД до Солнечногорска Фото: «РИА Новости»
Генпрокуратура предлагает чиновникам ограничить стоимость проезда по платному участку дороги М11 — Москва — Солнечногорск. Впрочем, предельный тариф на отрезке уже задан, и максимальные 600 руб. за отрезок в них укладываются

Предельный тариф — два средних

В среду Генеральная прокуратура предложила правительству установить предельный тариф для действующего участка платной трассы М11 (Москва — Солнечногорск). Пока ​это единственный результат проверки, начатой ведомством после жалоб водителей на слишком высокую стоимость проезда: до 600 руб. с легковой машины за отрезок пути в 43 км.

Едва ли стоит ждать быстрой реакции правительства на заявление Генпрокуратуры. Дело в том, что предельный тариф уже существует — его формула прописана в концессионном соглашении между ФГУП "Дороги России" (под его управлением тогда находилась трасса) и управляющей участком Северо-западной концессионной компанией (СЗКК) от 2009 года, рассказали РБК несколько источников, знакомых с текстом документа.

Так называемый предельный тариф есть и в конкурсной документации на строительство платной дороги (утверждена приказом Федерального дорожного агентства от 13 сентября 2007 года № 64). Там сказано, что он равняется средневзвешенному тарифу, умноженному на 2 (для участка с 15-го по 29-й км трассы М11) либо на 1,5 (с 29-го по 58-й км). Каждый из участников конкурса предлагал свой средневзвешенный тариф. Подведение итогов состоялось осенью 2008 года. Победителем оказалась СЗКК, дочерняя компания французской компании Vinci, участвовавшей в конкурсе совместно с банком ВТБ. СЗКК тогда предложила средневзвешенный тариф для легковых автомобилей 3,6 руб./км (без НДС).

По условиям соглашения, средневзвешенный тариф каждый год индексировался на инфляцию, и сейчас он превышает 9 руб./км (с НДС), пояснил источник в СЗКК. Таким образом, максимальная стоимость проезда от Москвы до Солнечногорска может приближаться к 700 руб. А фактический максимум, который платит водитель легкового автомобиля, — 600 руб. (Солнечногорск — Москва) или 500 руб. (Москва — Солнечногорск).

«Тарифы за проезд на новом участке разработаны в жестком соответствии с методикой расчета концессионного соглашения и проверены концедентом на соответствие средневзвешенным и предельным значениям, прописанным в концессионном соглашении и конкурсной документации», — сообщил РБК официальный представитель в СЗЗК. — Тарифы учитывают обеспечение инвестиций, вложенных в строительство современной скоростной дороги (36,3 млрд руб. — РБК), обеспечение банковских кредитов и расходов на содержание и эксплуатацию участка».

СЗКК ожидает разъяснения в связи с заявлением Генпрокуратуры, добавил представитель компании. В ГК «Автодор», выступающей концедентом от имени РФ, РБК подтвердили, что все тарифы СЗКК прошли проверку на соответствие условиям концессии.

Закон о концессиях был принят в 2005 году, он задает рамки для определения размеры платы за проезд по дорогам, которые строятся с участием частных инвесторов. «Главная проблема — само соглашение: оно сформулировано так, что дает концессионеру широкое полномочие при выборе тарифов. Он зависит от времени ​суток, частоты поездок пользователя и других факторов. Да и «коридор», когда максимальный тариф вдвое превышает средний, является очень широким», — говорит источник РБК, консультировавший авторов концессионного договора между СЗКК и Росавтодором.

Конкурс по участку М11 от Москвы до Солнечногорска был одним из двух первых концессионных конкурсов в России. В 2007 году, когда готовился документ, рынок еще относился к концессиям настороженно, поэтому чиновники, желая привлечь потенциальных игроков, формулировали условия мягко и расплывчато, вспоминает собеседник РБК. «Возьмем для сравнения нынешние концессии, например, по «Платону»: в нем четко указана плата за каждый километр трассы, — продолжает источник. — Да и в конкурсах на дальнейшие участки М11 тарифы формулировались жестче».

Без ограничений скорости

Предложение «Автодора»

Предложение о снятии ограничения максимальной скорости на трассе М11 (Москва — Санкт-Петербург) может быть направлено в правительство после завершения строительства. Об этом изданию M24 рассказал глава «Автодора» Сергей Кельбах. Он привел в пример опыт Германии, где на скоростных трассах нет никаких ограничений. Кельбах сообщил о положительном опыте увеличения максимальной скорости до 130 км/ч на платных участках трассы «Дон». По его словам, после начала соответствующего эксперимента было зафиксировано снижение количества ДТП, уменьшилось число раненых и погибших.

Главное — безопасность

Как уточнил заместитель министра транспорта России Николай Асаул, пока вопрос отмены ограничения скорости не рассматривается. Однако чиновник подчеркнул, что данная инициатива будет проанализирована, если с ней выйдет собственник платной дороги. «Должно быть обоснование, что при проектировании были предусмотрены все требования, обеспечивающие безопасность на высоких скоростях», — сказал Асаул.

110, местами 130

По правилам дорожного движения, максимально разрешенная скорость на автострадах в России составляет 110 км/ч. Однако в 2013 году на трассе «Дон» появился первый участок в Московской области с лимитом в 130 км/ч. В Германии ограничений на скоростных дорогах обычно нет, однако в ряде федеральных земель местные власти начали их вводить. Так, в Бремене в 2008 году был введен скоростной лимит в 120 км/ч. Помимо этого существуют ограничения на скорость грузовых автомобилей, автобусов, автомобилей с прицепами.

Компенсации в обмен на цены

Итогом проверки Генеральной прокуратуры стало предложение правительству подумать о предельном уровне тарифов. Нарушений в работе СЗКК и тарифах на платном участке Москва — Санкт-Петербург прокуроры не нашли.

«Стоимость проезда определяет Росавтодор на основании правил, утвержденных правительством России и методики расчета, установленной Министерством транспорта», — сообщил РБК официальный представитель Федеральной антимонопольной службы. Он отметил, что ФАС не регулирует тарифы на проезд по платным дорогам.

«Снизить предельные тарифы в рамка​х уже действующего документа [концессионного соглашения] невозможно, а чтобы внести изменения в концессию, нужно отдельное распоряжение правительства, — говорит источник РБК, знакомый с условиями работы СЗКК. — К тому же встанет вопрос о компенсации выпадающих доходов». Денег на такие выплаты в 2016 году в федеральном бюджете не предусмотрено.

Прецедент ограничения цен на проезд по платным дорогам снизит инвестиционную привлекательность частно-государственного партнерства, говорят юристы: чиновники будут настаивать на фиксации цен на проезд, а инвесторы стремиться максимально расширить для себя возможность взыскать компенсацию. «Если правительство решит изменить существующие правила, снизить тариф, — это плохо, ведь концессионер строит определенную базовую модель, — говорит юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. — А вопрос, кто будет нести убытки, концедент или концессионер, зависит от формулировки соглашения».

В 2015 году представители «Автодора» говорили, что надо посмотреть на загрузку новой платной дороги в течение года-двух — как правило, такой срок требовался водителям в Европе, чтобы понять, выгодно или нет платить за езду по платным дорогам. Однако в середине декабря прошлого года губернатор Подмосковья Андрей Воробьев назвал существующую плату за проезд на участке Москва — Солнечногорск «катастрофой». Тысяча рублей в день, по словам главы региона, «не по карману автомобилистам». «Поэтому трасса фактически пустует», — говорил Воробьев.

В этом году представители Московской области, Министерства транспорта, «Автодора» и СЗКК создали рабочую группу, которая обсуждает варианты снижения тарифа. Во вторник, 19 января, на очередном совещании не было принято никакого решения, рассказал РБК его участник. «Разговоры о снижении тарифа встречали серьезное сопротивление со стороны СЗКК», — уточнил наш собеседник. Следующая встреча состоится на следующей неделе, 26 января.

Выводы Генеральной прокуратуры могут повлиять на ситуацию с тарифами, сделав концессионера более сговорчивым, допускает еще один источник РБК, знакомый с условиями работы СЗКК. Если не менять бизнес-модель, выход из ситуации в том, чтобы предложить абонементы по льготным тарифам автовладельцам, которые живут в районе платной трассы и могут пользоваться ею в ежедневном режиме.

Как считается предельный тариф

Платная дорога от Москвы до Солнечногорска разбита на два участка: с 15-го по 29-й километр и с 29-го по 58-й. Там действуют разные предельные тарифы, высчитываемые по формуле:

предельный тариф первого участка = Тср х 2

предельный тариф второго участка = Тср х 1,5,

где Тср — средневзвешенный тариф для легкового автомобиля, который каждый год индексируется на инфляцию, а 2 и 1,5 — коэффициенты. Изначально средневзвешенный тариф определялся в ходе конкурса. Победитель, Северо-Западная концессионная компания, предложила 3,6 руб./км (или 4,25 руб./км с НДС). Таким образом, максимальная стоимость проезда составляла:

4,25 (тариф) х 2 (коэффициент) х 15 (длина участка) + 4,25 (тариф) х 1,5 (коэффициент) х 28 (длина участка) = 306 руб.

В дальнейшем тариф 4,25 руб./км был проиндексирован на инфляцию (с 2007 по 2016 год), сейчас его величина превышает 9 руб./км, следовательно, максимальная плата за проезд приближается к 650 руб.