Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Трамп обвинил газету The New York Times в срыве операции против лидера ИГ 02:33, Политика В АНБ оценили перспективы создания Россией и США группы кибербезопасности 01:32, Политика Ближневосточный «квартет» обеспокоился беспорядками на Храмовой горе 01:25, Политика Около греческого острова Кос произошли два подземных толчка 00:40, Общество Конгресс США смягчил предложенные новые санкции против России 00:39, Политика Кисляк завершил свою миссию посла России в США 00:01, Политика В ЕС выразили обеспокоенность из-за проекта США о санкциях против России 22 июл, 23:49, Политика Трамп принял участие в спуске на воду новейшего авианосца США 22 июл, 23:38, Политика Бывший мэр Тбилиси попал в ДТП в Грузии 22 июл, 22:50, Общество Кремль оценил новый вариант законопроекта о санкциях против России 22 июл, 22:46, Политика СМИ сообщили о разгерметизации на борту летевшего в Москву самолета 22 июл, 21:47, Общество Россия завоевала восьмое золото на чемпионате мира по водным видам спорта 22 июл, 21:32, Спорт На «Зенит Арене» во время матча протекла крыша 22 июл, 21:26, Общество Футболист «Зенита» перешел в тульский «Арсенал» 22 июл, 21:00, Спорт Выпавший в Петербурге град образовал сугробы на улицах 22 июл, 20:52, Общество Палаты конгресса США достигли соглашения по новым антироссийским санкциям 22 июл, 20:17, Политика Суд отказался арестовывать обнажившуюся при Лукашенко и Порошенко девушку 22 июл, 20:03, Политика Дубль Дриусси принес «Зениту» победу в первом домашнем матче сезона 22 июл, 19:28, Спорт В Красноярском крае пьяный водитель насмерть сбил ребенка 22 июл, 19:14, Общество Конгресс обнародовал новый вариант законопроекта о санкциях против России 22 июл, 19:14, Политика На авиасалоне МАКС предложили заменить Ан-124 «Руслан» на самолет «Слон» 22 июл, 18:40, Технологии и медиа В ЛНР рассказали о «продаже» украинскими военными позиций в зоне АТО 22 июл, 18:11, Политика В Москве электричка насмерть сбила подростка 22 июл, 18:00, Общество Умер исполнитель роли отца семейства в фильме «Один дома» 22 июл, 17:40, Общество Чемпионат России по футболу. «Зенит» — «Рубин». Онлайн 22 июл, 17:30, Спорт В Битцевском лесу в Москве обнаружили редких сирийских дятлов 22 июл, 17:09, Общество Мать задержанного на Украине россиянина Агеева встретилась с сыном 22 июл, 17:01, Политика В Екатеринбурге из-за пожара эвакуировали 90 человек из торгового центра 22 июл, 16:54, Общество
В десятку продуктовых ретейлеров впервые войдет сеть алкомаркетов
Бизнес, 16 дек, 2015 22:42
0
В десятку продуктовых ретейлеров впервые войдет сеть алкомаркетов
По итогам 2015 года крупнейшая сеть алкомаркетов «Красное & Белое» впервые войдет в топ-10 продуктовых ретейлеров России и исходя из текущих прогнозов покажет самые высокие темпы роста по выручке
Владелец сети «Красное & Белое» Сергей Студенников (Фото: Алена Кондюрина для РБК)

Новый участник десятки

Выручка крупнейшей российской сети алкомаркетов «Красное & Белое» в этом году вырастет примерно на 80%, до 85 млрд руб. (без НДС), рассказал РБК основатель и основной владелец сети Сергей Студенников. В прошлом году рост выручки сети составлял 62% (рост выручки за предыдущие годы см. в графике). Сеть «Красное & Белое» заняла седьмое место в последнем рейтинге самых быстрорастущих компаний России РБК.

С таким показателем по выручке «Красное & Белое» гарантированно войдет в топ-10 крупнейших продуктовых сетей России по итогам 2015 года, говорит генеральный директор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. В 2014 году «Красное & Белое», по оценке «INFOLine-Аналитики», занимала 15-е место.

«Показатель роста выручки у «Красного & Белого» в этом году, скорее всего, будет уникальным для крупных продуктовых сетей», — говорит Михаил Бурмистров. Прирост выручки у десяти крупнейших продуктовых сетей 2014 года в этом году составит в среднем 21%, подсчитал он (прогнозы выручки публичных ретейлеров см. в таблице). В течение года некоторые публичные ретейлеры скорректировали свои прогнозы роста выручке в сторону понижения. Так, крупнейший ретейлер Росси​и «Магнит» в начале года рассчитывал на рост выручки на 28–32%, однако в августе снизил свой прогноз до 26–28%. Сеть «Дикси» в начале года прогнозировала рост выручки на 20–25%, но в августе скорректировала прогноз до 16–20%.​

По данным «INFOLine-Аналитики», в прошлом году из топ-30 продуктовых ретейлеров больше, чем «Красное & Белое», на 141%, выросла только сеть «Верный» Андрея Рогачева. Однако тот рост был вызван в первую очередь низкой базой 2013 года, рост этого года будет значительно скромнее, уверен Бурмистров. Андрей Рогачев переадресовал вопросы о выручке сети генеральному директору «Верного» Олегу Высоцкому, Высоцкий в среду не ответил на звонки РБК.

Алкомаркеты растут

Вторая по количеству магазинов сеть алкомаркетов России «Бристоль», принадлежащая Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву, не раскрывает финансовые показатели. Однако, по словам управляющего сети Алексея Топоркова, выручка сети в этом году вырастет более чем в два раза. В 2014 году, по данным СПАРК, выручка «Альбион-2002» (операционная компания «Бристоля») составила 7,7 млрд руб. Таким образом, исходя из данных СПАРК и прогнозов Топоркова, выручка «Бристоля» в этом году должна превысить 15 млрд руб. С таким показателем сеть займет примерно 35-е место среди крупнейших продуктовых ретейлеров по итогам года, говорит Бурмистров. В 2014-м «Бристоль» была на 64-м месте.

​Такой существенный рост выручки сетям алкомаркетов обеспечит в первую очередь обширная экспансия. По состоянию на 31 декабря 2014 года сеть «Красное & Белое» объединяла 1704 магазина, сейчас сеть насчитывает уже почти 2500 точек. «Прирост за 2015 года составит, по нашему прогнозу, около 850 магазинов», — говорит Студенников. При этом в нынешнем году компания активно открывала магазины в Центральном федеральном округе, где доходы населения выше, чем в среднем по России, это одна из причин бурного роста выручки, поясняет бизнесмен. Сеть «Бристоль» по состоянию на 31 декабря 2014 года насчитывала 1107 магазинов, говорит Топорков, а на конец этого года количество магазинов увеличится примерно до 2 тыс. точек. «Одна из причин высокого роста нашей выручки в этом году — низкая база, — поясняет Топорков. — Мы открыли сотни магазинов в течение 2014 года, и полную выручку по году они покажут только в этом году». По подсчетам РБК, в течение прошлого года «Бристоль» запустила около 850 магазинов. По количеству открытий магазинов и «Бристоль», и «Красное & Белое» были в пятерке лидеров в России уже в прошлом году, подсчитывал раньше РБК.

По мнению Бурмистрова, никто из топ-35 продуктовых ретейлеров этого года не покажет более высокие темпы роста выручки, чем «Красное & Белое» и «Бристоль». Источник в топ-менеджменте «Компании Холидей» (14-е место в рейтинге «INFOLine-Аналитика» 2014 года) сообщил, что рост выручки компании в этом году по прогнозу составит около 9%. Основной владелец «ТД Интерторг» (девятое место в 2014 году) Михаил Абдуллаев рассказал РБК, что выручка его компании в этом году составит 73–74 млрд руб. с НДС. Выручка компании в 2014 году, по данным СПАРК, составляла 56 млрд руб. Генеральный директор «Азбуки вкуса» Владимир Садовин в интервью Forbes, опубликованном во вторник, рассказал, что в прошлые годы выручка сети иногда росла на 35%, а в нынешней ситуации «12–15% — уже хорошо». В прошлом году в рейтинге «INFOLine-Аналитика» «Азбука вкуса» занимала строчку ниже, чем «Красное & Белое» — у нее было 16-е место среди продуктовых ретейлеров.

Представители сетей «Монетка» (восьмое место прошлого года), «Атак» (десятое место), Globus (13-е место), основной владелец «Марии-Ра» (11-е место) Александр Ракшин не ответили на звонки и запросы РБК или не смогли прокомме​нтировать вопрос о росте выручки. Член совета директоров «Седьмого континента» (12-е место) Владимир Сенькин отказался давать любые прогнозы по выручке сети в этом году. В прошлом году, по оценке «INFOLine-Аналитика», «Седьмой континент» показал отрицательную динамику по выручке.

Рост на кризисе

Однако лидеры роста, «Красное & Белое» и «Бристоль», существенно нарастят выручку не только благодаря активному органическому росту. Компании в этом году также покажут положительные сопоставимые продажи (продажи в магазинах, работающих больше года). Сопоставимые продажи «Красного & Белого» в 2015 году, по словам Студенникова, составят 14%. Для сравнения: сопоставимые продажи «Магнита» за девять месяцев этого года выросли на 8,7%, Х5 — на 15,2%, «Дикси» — 3,8%.

«Красное & Белое» увеличила выручку в том числе благодаря расширению продуктового ассортимента, считает Бурмистров: «Основные продажи компании по-прежнему приходятся на алкоголь, но ей удается увеличивать выручку за счет сопутствующих товаров, линейка которых постоянно расширяется. Люди приходят в магазины за алкоголем и заодно покупают продукты».

По словам Сергея Студенникова, сопоставимые продажи сети по алкогольной группе в этом году падают, а по продуктовой — растут. «Но если посмотреть like-for-like [сопоставимые продажи] по продуктовой группе, то она показала у нас плюс 23% в начале 2015 года, — рассказывал Студенников в интервью РБК в феврале этого года. — Другими словами, покупатель говорит нам: «А вы продуктовую группу расширяйте. У нас всего 500 руб. в кармане, и ни в «Ашан», ни в «Ленту», ни в «О’кей» мы с ними не поедем. А мы пойдем в тапочках в соседний подъезд, в соседний магазин и на эти 500 руб. купим именно то, что нам необходимо». Бизнесмен указывал, что в кризис идет отток трафика из большеформатных магазинов в магазины «у дома» (именно в этом формате работают и «Красное & Белое», и «Бристоль»).

Потребители сейчас стараются ходить в маленькие магазины, а не в гипермаркеты, подтверждает Алексей Топорков из «Бристоля»: «У людей нет денег, а в больших магазинах траты всегда выше, — объясняет он. — Поэтому потребители стараются купить все, что им нужно, возле дома».

То, что в кризис потребители стали чаще посещать магазины «у дома» — преувеличение, считает аналитик «ВТБ Капитала» Николай Ковалев. «Магазины «у дома» чувствуют себя лучше, потому что в их ассортименте непродовольственных товаров меньше, чем в ассортименте гипермаркетов, — объясняет он. — А в кризис люди стали чаще отказываться именно от непродовольственных товаров». По мнению Ковалева, «Магнит», «Дикси» и «Лента» были вынуждены пересмотреть свои прогнозы в сторону понижения из-за того, что средний чек потребителей рос в два раза медленнее, чем продуктовая инфляция, в то время как ретейлеры рассчитывали на лучшую для них ситуацию.