Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
В десятку продуктовых ретейлеров впервые войдет сеть алкомаркетов
Лента новостей 4:58 МСК
В Южной Калифорнии разбился небольшой самолет Общество, 02:54 Арбитраж поддержал отмену банкротства Тельмана Исмаилова Бизнес, 02:26 На МКС полностью развернули надувной модуль NASA Технологии и медиа, 01:56 СМИ узнали о положительной допинг-пробе чемпионки Олимпиады-2012 Лысенко Общество, 01:24 Савченко отказалась благодарить Путина за свое помилование Политика, 01:12 «Реал» в 11-й раз выиграл Кубок европейских чемпионов Общество, 00:36 Путин посетил Афон. Фоторепортаж Фотогалерея, 00:16 Силовики в ходе спецоперации в Дагестане убили боевика Общество, Вчера, 23:58 На юге Москвы водитель в ходе конфликта выстрелил в пешехода Общество, Вчера, 23:26 Совладелец Русской медиагруппы подал иск против радиохолдинга Бизнес, Вчера, 23:02 В Подмосковье мужчина погиб при попытке сесть в электричку Общество, Вчера, 22:31 В Москве задержали подозреваемого в ранении женщины из пневматики Общество, Вчера, 22:02 Сообщение о минировании ТЦ «Авиапарк» в Москве оказалось ложным Общество, Вчера, 21:42 В Москве рабочие обнаружили схрон с похожими на оружие предметами Общество, Вчера, 21:27 В Германии и Франции после ударов молний в больницах оказались 46 человек Общество, Вчера, 20:47 Экс-министр предложил помощь пострадавшим в ДТП с участием его сына Общество, Вчера, 20:41 В ходе химического опыта на фестивале науки в Москве пострадали трое Общество, Вчера, 19:57 Москва отказалась договариваться о снижении цены на газ для Белоруссии Политика, Вчера, 19:54 Участники «гонок» на Gelandewagen стали фигурантами уголовного дела Общество, Вчера, 18:42 В Москве эвакуировали торговый центр «Авиапарк» Общество, Вчера, 18:21 Россия и Китай провели первые совместные компьютерные учения по ПРО Политика, Вчера, 18:06 Шойгу пообещал создать сотни центров «Юнармии» в России Общество, Вчера, 17:49 Глава ДНР пообещал «шлепнуть» Савченко Политика, Вчера, 17:41 На юго-западе Москвы женщину ранили из пневматического оружия Общество, Вчера, 17:23 В Саратове открыли памятник актеру Олегу Янковскому Общество, Вчера, 17:06 Сын вице-президента ЛУКОЙЛа арестован на 15 суток после гонок по Москве Общество, Вчера, 16:45 Коммунисты призвали приравнять фальсификацию выборов к госперевороту Политика, Вчера, 16:34
16 дек 2015, 22:42
Анна Дерябина, Ксения Шамакина, Анна Левинская
В десятку продуктовых ретейлеров впервые войдет сеть алкомаркетов
Владелец сети «Красное & Белое» Сергей Студенников Фото: Алена Кондюрина для РБК
По итогам 2015 года крупнейшая сеть алкомаркетов «Красное & Белое» впервые войдет в топ-10 продуктовых ретейлеров России и исходя из текущих прогнозов покажет самые высокие темпы роста по выручке

Новый участник десятки

Выручка крупнейшей российской сети алкомаркетов «Красное & Белое» в этом году вырастет примерно на 80%, до 85 млрд руб. (без НДС), рассказал РБК основатель и основной владелец сети Сергей Студенников. В прошлом году рост выручки сети составлял 62% (рост выручки за предыдущие годы см. в графике). Сеть «Красное & Белое» заняла седьмое место в последнем рейтинге самых быстрорастущих компаний России РБК.

С таким показателем по выручке «Красное & Белое» гарантированно войдет в топ-10 крупнейших продуктовых сетей России по итогам 2015 года, говорит генеральный директор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. В 2014 году «Красное & Белое», по оценке «INFOLine-Аналитики», занимала 15-е место.

«Показатель роста выручки у «Красного & Белого» в этом году, скорее всего, будет уникальным для крупных продуктовых сетей», — говорит Михаил Бурмистров. Прирост выручки у десяти крупнейших продуктовых сетей 2014 года в этом году составит в среднем 21%, подсчитал он (прогнозы выручки публичных ретейлеров см. в таблице). В течение года некоторые публичные ретейлеры скорректировали свои прогнозы роста выручке в сторону понижения. Так, крупнейший ретейлер Росси​и «Магнит» в начале года рассчитывал на рост выручки на 28–32%, однако в августе снизил свой прогноз до 26–28%. Сеть «Дикси» в начале года прогнозировала рост выручки на 20–25%, но в августе скорректировала прогноз до 16–20%.​

По данным «INFOLine-Аналитики», в прошлом году из топ-30 продуктовых ретейлеров больше, чем «Красное & Белое», на 141%, выросла только сеть «Верный» Андрея Рогачева. Однако тот рост был вызван в первую очередь низкой базой 2013 года, рост этого года будет значительно скромнее, уверен Бурмистров. Андрей Рогачев переадресовал вопросы о выручке сети генеральному директору «Верного» Олегу Высоцкому, Высоцкий в среду не ответил на звонки РБК.

Алкомаркеты растут

Вторая по количеству магазинов сеть алкомаркетов России «Бристоль», принадлежащая Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву, не раскрывает финансовые показатели. Однако, по словам управляющего сети Алексея Топоркова, выручка сети в этом году вырастет более чем в два раза. В 2014 году, по данным СПАРК, выручка «Альбион-2002» (операционная компания «Бристоля») составила 7,7 млрд руб. Таким образом, исходя из данных СПАРК и прогнозов Топоркова, выручка «Бристоля» в этом году должна превысить 15 млрд руб. С таким показателем сеть займет примерно 35-е место среди крупнейших продуктовых ретейлеров по итогам года, говорит Бурмистров. В 2014-м «Бристоль» была на 64-м месте.

​Такой существенный рост выручки сетям алкомаркетов обеспечит в первую очередь обширная экспансия. По состоянию на 31 декабря 2014 года сеть «Красное & Белое» объединяла 1704 магазина, сейчас сеть насчитывает уже почти 2500 точек. «Прирост за 2015 года составит, по нашему прогнозу, около 850 магазинов», — говорит Студенников. При этом в нынешнем году компания активно открывала магазины в Центральном федеральном округе, где доходы населения выше, чем в среднем по России, это одна из причин бурного роста выручки, поясняет бизнесмен. Сеть «Бристоль» по состоянию на 31 декабря 2014 года насчитывала 1107 магазинов, говорит Топорков, а на конец этого года количество магазинов увеличится примерно до 2 тыс. точек. «Одна из причин высокого роста нашей выручки в этом году — низкая база, — поясняет Топорков. — Мы открыли сотни магазинов в течение 2014 года, и полную выручку по году они покажут только в этом году». По подсчетам РБК, в течение прошлого года «Бристоль» запустила около 850 магазинов. По количеству открытий магазинов и «Бристоль», и «Красное & Белое» были в пятерке лидеров в России уже в прошлом году, подсчитывал раньше РБК.

По мнению Бурмистрова, никто из топ-35 продуктовых ретейлеров этого года не покажет более высокие темпы роста выручки, чем «Красное & Белое» и «Бристоль». Источник в топ-менеджменте «Компании Холидей» (14-е место в рейтинге «INFOLine-Аналитика» 2014 года) сообщил, что рост выручки компании в этом году по прогнозу составит около 9%. Основной владелец «ТД Интерторг» (девятое место в 2014 году) Михаил Абдуллаев рассказал РБК, что выручка его компании в этом году составит 73–74 млрд руб. с НДС. Выручка компании в 2014 году, по данным СПАРК, составляла 56 млрд руб. Генеральный директор «Азбуки вкуса» Владимир Садовин в интервью Forbes, опубликованном во вторник, рассказал, что в прошлые годы выручка сети иногда росла на 35%, а в нынешней ситуации «12–15% — уже хорошо». В прошлом году в рейтинге «INFOLine-Аналитика» «Азбука вкуса» занимала строчку ниже, чем «Красное & Белое» — у нее было 16-е место среди продуктовых ретейлеров.

Представители сетей «Монетка» (восьмое место прошлого года), «Атак» (десятое место), Globus (13-е место), основной владелец «Марии-Ра» (11-е место) Александр Ракшин не ответили на звонки и запросы РБК или не смогли прокомме​нтировать вопрос о росте выручки. Член совета директоров «Седьмого континента» (12-е место) Владимир Сенькин отказался давать любые прогнозы по выручке сети в этом году. В прошлом году, по оценке «INFOLine-Аналитика», «Седьмой континент» показал отрицательную динамику по выручке.

Рост на кризисе

Однако лидеры роста, «Красное & Белое» и «Бристоль», существенно нарастят выручку не только благодаря активному органическому росту. Компании в этом году также покажут положительные сопоставимые продажи (продажи в магазинах, работающих больше года). Сопоставимые продажи «Красного & Белого» в 2015 году, по словам Студенникова, составят 14%. Для сравнения: сопоставимые продажи «Магнита» за девять месяцев этого года выросли на 8,7%, Х5 — на 15,2%, «Дикси» — 3,8%.

«Красное & Белое» увеличила выручку в том числе благодаря расширению продуктового ассортимента, считает Бурмистров: «Основные продажи компании по-прежнему приходятся на алкоголь, но ей удается увеличивать выручку за счет сопутствующих товаров, линейка которых постоянно расширяется. Люди приходят в магазины за алкоголем и заодно покупают продукты».

По словам Сергея Студенникова, сопоставимые продажи сети по алкогольной группе в этом году падают, а по продуктовой — растут. «Но если посмотреть like-for-like [сопоставимые продажи] по продуктовой группе, то она показала у нас плюс 23% в начале 2015 года, — рассказывал Студенников в интервью РБК в феврале этого года. — Другими словами, покупатель говорит нам: «А вы продуктовую группу расширяйте. У нас всего 500 руб. в кармане, и ни в «Ашан», ни в «Ленту», ни в «О’кей» мы с ними не поедем. А мы пойдем в тапочках в соседний подъезд, в соседний магазин и на эти 500 руб. купим именно то, что нам необходимо». Бизнесмен указывал, что в кризис идет отток трафика из большеформатных магазинов в магазины «у дома» (именно в этом формате работают и «Красное & Белое», и «Бристоль»).

Потребители сейчас стараются ходить в маленькие магазины, а не в гипермаркеты, подтверждает Алексей Топорков из «Бристоля»: «У людей нет денег, а в больших магазинах траты всегда выше, — объясняет он. — Поэтому потребители стараются купить все, что им нужно, возле дома».

То, что в кризис потребители стали чаще посещать магазины «у дома» — преувеличение, считает аналитик «ВТБ Капитала» Николай Ковалев. «Магазины «у дома» чувствуют себя лучше, потому что в их ассортименте непродовольственных товаров меньше, чем в ассортименте гипермаркетов, — объясняет он. — А в кризис люди стали чаще отказываться именно от непродовольственных товаров». По мнению Ковалева, «Магнит», «Дикси» и «Лента» были вынуждены пересмотреть свои прогнозы в сторону понижения из-за того, что средний чек потребителей рос в два раза медленнее, чем продуктовая инфляция, в то время как ретейлеры рассчитывали на лучшую для них ситуацию. 

Другие материалы по теме
Две крепости: как сети «Красное & Белое» и «Бристоль» завоевывают рынок
Основатель «Красного & Белого» – РБК: «В ретейле ты номер один или никто»
Ретейлеры предупредили о возможных перебоях с алкоголем на Новый год
Снижение цены на водку затормозило падение алкогольного рынка