Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 20:24 МСК
«Магнит» снизил сумму дивидендов за девять месяцев Бизнес, 19:53 Захарова опровергла сообщения об оскорблении оператора Reuters Лавровым Политика, 19:46 В Кремле отказались признать невыгодной сделку по приватизации «Роснефти» Бизнес, 19:43 «Эльдорадо» после смены владельца объединится с «Техносилой» Бизнес, 19:34 Кремль прокомментировал заявления советника Трампа по Крыму Политика, 19:30 Биржевой курс евро упал ниже 66 руб. впервые с июля 2015 года Финансы, 19:25 Минтранс пообещал выполнить поручение Путина сбалансировать «Платон» Политика, 19:10 В Роттердаме у мужчины изъяли заряженный автомат Калашникова Политика, 19:02 СКР начал проверку учений с «шахидами» в колледже в Ленинградской области Общество, 18:56 Экс-премьер Украины прокомментировал сообщения о квартире с «сокровищами» Политика, 18:43 Замглавы управления собственной безопасности МВД подал в отставку Политика, 18:30 В США большая зарплата начальника стала основанием для повышения налога Экономика, 18:30 Правительство согласовало приватизацию «Совкомфлота», НМТП и ВТБ Бизнес, 18:14 Кремль ответил на слова о «заговоре» Минспорта в докладе WADA о допинге Политика, 18:09 Минюст допустил исключение Левада-центра из реестра «иноагентов» Политика, 18:04 Армия обошлась государству вдвое дороже всех силовиков Политика, 18:00 Минспорта ответило на доклад WADA о махинациях с допингом в России Общество, 17:57 Умер экс-министр образования Александр Тихонов Политика, 17:56 «Норникель» выставил на продажу свою несостоявшуюся штаб-квартиру Бизнес, 17:51 Медведев прокомментировал итоги приватизации «Роснефти» Бизнес, 17:48 Россельхознадзор пригрозил ограничить ввоз польской продукции из птицы Политика, 17:45 Сирийские войска освободили 93% Алеппо Политика, 17:31 «Локомотив» назвал условия продажи полузащитника в «Спартак» Спорт, 17:21 Проба на допинг: отличите запрещенные WADA лекарства. Тест РБК Общество, 17:16 Москва потратит на Алабяно-Балтийский тоннель еще более 400 млн руб. Политика, 17:09 Голодец назвала новое место работы 12 тыс. сотрудников Пенсионного фонда Бизнес, 17:05 Госдума заморозила индексацию материнского капитала до 2020 года Экономика, 17:04 При обстреле двух кварталов в Алеппо во время молитвы погибли 12 человек Политика, 17:04
14 окт 2015, 21:47
Анна Левинская
Крупнейшие ретейлеры в кризис продолжили терять покупателей
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС
По итогам девяти месяцев этого года многие продуктовые ретейлеры продолжают демонстрировать снижение трафика. Дискаунтеры стараются удержать покупателей выгодной ценой, премиальная «Азбука вкуса» впервые пошла на ТВ

​Кто виноват в падении трафика

Свои операционные результаты за девять месяцев года опубликовали три крупнейших публичных продуктовых ретейлера России — «Магнит», X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и ГК «Дикси» (сети «Дикси», «Виктория», «Мегамарт»). Две из них показали падение трафика в сопоставимых магазинах (работающих больше года). С января по сентябрь 2015 года по сравнению с тем же периодом 2014 года покупательский поток в «Магните» снизился на 0,69%, а у «Дикси» он упал на 4,3% (см. таблицу). Из трех крупнейших публичных игроков прирост трафика показала только X5 Retail Group — за девять месяцев года он увеличился на 2,2%, следует из раскрытия компании.

Х5 вообще показала самые лучшие результаты по общим и сопоставимым продажам. За девять месяцев 2015 года прирост ее выручки составил 27,6%. А в том же периоде 2014 года к 2013-му он составлял 17,8%. С января по сентябрь 2015 года сопоставимые продажи Х5 выросли на 15,2%.

Как объясняли в своем недавнем отчете «Потребительский индекс Иванова» аналитики Sberbank CIB, потребители резко ограничили количество сетей, которые они посещают для закупок продовольствия. Россияне стали очень чувствительны к ценам и еще больше контролируют собственные расходы, поясняли эксперты Sberbank. По данным опроса к исследованию, покупатели выбирают магазины с более низкими ценами (об этом заявили 65% респондентов, участвовавших в исследовании), они реже покупают дорогие продукты (61%) и выбирают товары, участвующие в промоакциях (55%). При этом доля расходов на еду в ежедневных тратах среднего респондента выросла по сравнению с предыдущим кварталом на 40 б.п., до 60,9%.

Покупательский отток сказывается на темпах роста выручки ретейлеров. К примеру, крупнейший российский ретейлер «Магнит» за прошедшие девять месяцев нарастил продажи на 26,99%, до 688,6 млрд руб., однако темпы роста от квартала к кварталу замедлялись: в первом квартале выручка по отношению к аналогичному периоду 2014 года выросла на 33,4%, во втором квартале уже на 27,6%, а в третьем на 21,5%. «Магнит» и «Дикси» летом даже понизили свои прогнозы по росту выручки в 2015 году: «Дикси» снизил план с 20–25% до 16–20%, «Магнит» теперь ожидает увеличения продаж на 26–28%, хотя более ранний прогноз составлял 28–32%.

Аналитики Sberbank также выделяли «Дикси» и «Магнит» в своем отчете по итогам третьего квартала, поясняя, что в летние месяцы продажи российских ретейлеров могут быть ослаблены из-за общего сокращения потребления вместе с расширением продовольственного предложения по привлекательной стоимости на рынках.

Фотогалерея Шоколадная терапия: какие кондитерские изделия подорожали больше всего Цены на кондитерские изделия в августе 2015 года выросли примерно на 25% по сравнению с августом 2014 года, подсчитал Центр исследований кондитерского рынка по данным... Показать 7 фотографий

Что делать для удержания покупателей

Поскольку покупательская способность не улучшается, крупнейшие ретейлеры пересматривают товарную матрицу и продолжают инвестировать в низкие цены. Структура чека показывает, что потребитель выбирает наиболее дешевые товары, говорил ранее РБК финансовый директор «Магнита» Хачатур Помбухчан. «Когда люди беднеют, цена для них становится более важным фактором», — пояснял он.

Более дорогим сетям теперь приходится удерживать покупателей и завоевывать новую аудиторию нестандартными для них способами. Так, ретейлер премиум-класса «Азбука вкуса» впервые за 18-летнюю историю компании решился на включение в традиционную имиджевую маркетинговую кампанию на телевидении. Во вторник на федеральных каналах появились ролики «Азбуки вкуса», кампания продлится до 15 декабря 2015 года.

Как объяснил РБК представитель «Азбуки вкуса» Андрей Голубков, таким образом компания, в частности, борется со снизившимся трафиком. По его словам, максимальный покупательский отток в магазинах «Азбуки» пришелся на апрель 2015 года — 8% (сравнение год к году), в прошлом месяце, в сентябре, снижение трафика составило 4,5%.

«Самые богатые покупатели «Азбуки вкуса» — не более 20% от общего числа клиентов ретейлера — если и ограничили свое потребление, то лишь за счет снижения предложения «санкционных» продуктов, — рассуждает генеральный директор компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. — А вот для среднего класса «статусное» потребление в период кризиса начало отходить на второй план».

«Люди по объективным и психологическим причинам начинают экономить, — говорит Андрей Голубков. — И в то же время мы понимаем, что за последний год наш ассортимент также претерпел изменения, в частности,​ появилось больше российских товаров». По его словам, задача новой рекламной кампании — побудить новую аудиторию прийти в магазин и продемонстрировать ей, что в магазинах есть интересный, востребованный ассортимент. В «Азбуке» считают, что при правильном планировании телевидение как основной путь коммуникации с потребителями — разумный канал с точки зрения вложений в единицу контакта. По данным компании, в текущем году на рекламу «Азбука» потратит 60 млн руб., в прошлом году эта статья расходов компании составила 48 млн руб.