Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 7:45 МСК
Обама покинет Белый дом с рейтингом одобрения — 58% Политика, 06:39 СМИ сообщили о повреждениях самолета из летного отряда «Россия» Общество, 05:51 При пожаре в доме в Амурской области погибли четыре человека Общество, 05:06 CNN напомнил высказывания Трампа о России до президентской гонки Политика, 04:30 СМИ узнали о предложении Минтранса пересчитать плату за аренду аэропортов Бизнес, 04:25 Ле Пен в третий раз за полгода пообещала признать Крым российским Политика, 03:43 Финляндия проведет военную инспекцию в Нижегородской области Политика, 03:34 Советник Трампа обозначил сроки улучшения отношений с Россией Политика, 03:04 В МИД заявили об отсутствии обсуждения с США критериев отмены санкций Политика, 02:54 СМИ узнали о планах Мамута купить крупнейшую сеть кинотеатров в России Бизнес, 02:28 СК начал проверку после смерти пенсионера в московском метро Общество, 02:19 Олланд ответил Трампу на критику Евросоюза и НАТО Политика, 02:02 Власти опровергли сообщения о фальсификации четверти продуктов в России Общество, 01:46 Восемь полицейских погибли во время атаки боевиков на КПП в Египте Политика, 01:04 В Турции заявили о поимке стрелявшего в новогоднюю ночь террориста Политика, 00:24 Умер последний побывавший на Луне человек Общество, 00:16 Минобороны отчиталось об успешном испытании МБР «Тополь-М» Политика, 00:14 Банки рассказали о недоверии состоятельных россиян к рублю Финансы, 00:08 В новом созыве Думы 350 депутатов не внесли ни одного закона Политика, 00:00 Аркадий Ротенберг оказался владельцем океанариума на ВДНХ Бизнес, 00:00 Полет нормальный: Boeing-737 отмечает свой полувековой юбилей Фотогалерея, 00:00 Минюст признал экологическую организацию «Беллона» иноагентом Общество, Вчера, 23:42 Glencore объяснил участие ВТБ в приватизации «Роснефти» Экономика, Вчера, 23:42 Издержки демократии: как в Турции борются за наследие Ататюрка Ильшат Саетов кандидат политических наук, тюрколог Мнение, Вчера, 23:32 Зачем Россия едет на Давосский форум Экономика, Вчера, 23:28 На станции метро «Университет» пассажир умер и упал на рельсы Общество, Вчера, 22:59 Московский «Спартак» подписал двух новичков за один день Спорт, Вчера, 22:47 Эр-Рияд заявил о полной поддержке внешней политики Трампа Политика, Вчера, 22:44
10 янв, 17:51
Анастасия Демидова, Ирина Парфентьева
Группа LVMH полностью выкупила сеть «Иль де Ботэ»

Президент группы компаний LVMH Бернар Арно

Фото: Reuters/Pixstream
Французская группа Moet Hennessy Louis Vuitton бизнесмена Бернара Арно консолидировала 100% сети магазинов косметики «Иль де Ботэ», полностью выкупив долю основателя российской компании Игоря Денисова в их совместном предприятии

Французская группа Moet Hennessy Louis Vuitton (LVMH) в ноябре 2016 года консолидировала 100% российской сети магазинов косметики «Иль де Ботэ», следует из данных СПАРК и данных кипрского реестра, однако известно об это​​м стало только сейчас. С 8 ноября прошлого года 100% кипрской компании Galonta Holdings Limited, владеющей сетью «Иль де Ботэ», принадлежит Sephora SAS (входит в LVMH). О недавнем переходе сети полностью под контроль французской группы также знает источник РБК, знакомый с ситуацией.

Информацию о сделке РБК подтвердила и руководитель отдела рекламы и PR «Иль де Ботэ» Светлана Крюкова. По ее словам, «начинается новая глава в истории компании» и вместе с LVMH сеть «продолжит свое развитие на российском рынке, создавая тренды и инновации в мире красоты». Схему и детали сделки она не комментирует. Основатель сети Игорь Денисов от комментариев отказался. В пресс-службе штаб-квартиры LVMH на запрос РБК на момент публикации не ответили.

Французы в «Единой Европе»

Консолидация акций «Иль де Ботэ» — «логическое завершение процесса покупки, стартовавшего в 2008 году», говорит Светлана Крюкова.

Партнерство LVMH и российской парфюмерно-косметической сети началось еще в 2008 году. Тогда основатели холдинга «Единая Европа» (на тот момент владела магазинами) Игорь Денисов и Алексей Грибков создали с французским концерном совместное предприятие для развития розничной сети, где LVMH получила 45% и опцион на дальнейшее увеличение своей доли. Сделка на тот момент могла пройти исходя из оценки всей сети, состоявшей из 103 магазинов (сейчас — 140. — РБК), в $167–250 млн. Интерес к российской компании в LVMH объясняли высоким потенциалом рынка парфюмерии и косметики в России. Кроме того, это соответствовало международной стратегии его парфюмерно-косметической «дочки» Sephora SAS по расширению на растущих рынках. В 2011 году Sephora SAS реализовала опцион и увеличила свою долю до 65% за счет доли Грибкова. До 8 ноября 2016 года оставшимися 35% в Galonta Holdings Limited владел уже только Денисов, следует из данных кипрского реестра.

Дополнительной частью сделки в 2008 году между партнерами стала передача компании Денисова и Грибкова франшизы на развитие магазинов Sephora. До этого с 2003 года этот проект в России развивал основной конкурент «Иль де Ботэ» — холдинг «Алькор и Ко», оператор крупнейшей специализированной парфюмерно-косметической розницы «Л'Этуаль». Как рассказывали источники газеты «Коммерсантъ», в LVMH были недовольны политикой своего партнера по отношению к бренду — «Алькор и Ко» открывал Sephora по принципу «магазин в магазине», а не отдельными точками. ​При этом в 33 странах работает около 2,3 тыс. отдельных магазинов Sephora в формате полноценного мультибрендового супермаркета. Но разгоревшийся в 2008–2009 годах кризис изменил планы Денисова и его партнеров, и LVMH продолжила сотрудничество с «Алькор и Ко» вплоть до конца 2010 года. В 2011 году права на развитие все-таки перешли к основателям «Единой Европы», но Денисову и Грибкову так и не удалось создать отдельную сеть под вывеской Sephora. В итоге косметика Sephora, как это было и у «Л'Этуаль», продается в самом магазине «Иль де Ботэ».

Чем известен главный продавец предметов роскоши

LVMH — крупнейший продавец товаров класса люкс в мире. В холдинг входит 70 брендов, основные направления бизнеса компании — производство алкоголя, одежды, аксессуаров, косметики, парфюмерии, часов и ювелирных изделий. Среди брендов LVMH — Moet, Hennesy, Christian Dior, Givenchy, Marc Jacobs, Guerlain, Tag Heuer, Bulgari. Прибыль LVMH в сегменте ретейла сократилась больше всего в первом полугодии 2016 года — на 5%, до €410 млн, следует из отчета компании. Выручка розничного подразделения при этом выросла на 4%, до €5,4 млрд. Всего продажи компании выросли на 4%, до €26,3 млрд, по итогам девяти месяцев 2016 года, говорится в отчете компании. Основным владельцем компании является ее президент Бернар Арно и его семья. Журнал Forbes в 2016 году поставил Арно на 14-е место в списке богатейших людей планеты ($34 млрд).

Рынок прихорашивается

«Иль де Ботэ» является третьим крупнейшим специализированным ретейлером косметики и парфюмерии по выручке после «Л`Этуаль» и «Рив Гош» в России, следует из исследования маркетингового агентства «РБК Исследования рынков» «Розничные сети по продаже косметики и парфюмерии 2016». ​Выручка «Иль де Ботэ» в 2015 году составила 17,9 млрд руб., чистая прибыль — 413 млн руб., следует из данных СПАРК. Оборот «Л'Этуаль» в 2015 году составил 72,5 млрд руб., «Рив Гош» — 32 млрд руб., оценило агентство.

Но с момента первой сделки LVMH российский парфюмерно-косметический рынок сильно изменился. Если еще в 2011 году, как подсчитывал Euromonitor International, три крупнейшие сети — «Иль де Ботэ», «Рив Гош» и «Л'Этуаль» — совокупно контролировали более 63% рынка, то активное развитие магазинов форматов дрогери (в ассортименте не только косметика, но и, например, бытовая химия) изменило структуру потребления. ​ Крупнейшая сеть такого формата — «Магнит Косметик» (один из форматов АО «Магнит»). Согласно данным компании, на конец 2016 года сеть объединяла 3,107 тыс. магазинов, а число покупателей за прошлый год выросло на 49,04%, до 207,93 млн человек. При общем росте выручки всех форматов магазинов, которые развивает «Магнит» (помимо дрогери это «магазины у дома», гипермаркеты, «Магнит Семейный»), на 12,81% оборот косметической розницы рос в разы быстрее — на 60,63%, до 64,449 млрд руб.

Российский косметический рынок (2,2% от глобального) занимает четвертое место в мире после Германии, Франции и Великобритании, говорит член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Анна Дычева-Смирнова. Привлекательность местного рынка объясняется демографической ситуацией: треть населения страны — женщины в возрасте 20–60 лет, самые активные потребители косметики, рассказывает Дычева-Смирнова. Их среднегодовые траты на косметику составляют около $192, на средства личной гигиены и красоту тратится до 30% от зарплаты.

Рынок косметики и парфюмерии в России перспективен и один из самых быстрорастущих среди всех розничных сегментов, подтверждает партнер Deloitte Егор Метелкин. Иностранному инвестору выгодно заключать сделки на этом рынке особенно сейчас, когда из-за кризиса актив стоит гораздо дешевле.

Что осталось у основателя «Иль де Ботэ»

«Единая Европа» — многопрофильный холдинг. С начала 1990-х годов, еще задолго до появления в 2001-м первого магазина «Иль де Ботэ», Денисов и его партнеры — Алексей Грибков и Валерий Володин — активно развивали дистрибуцию парфюмерии и косметики. Сейчас, по собственным данным группы, ОАО «Единая Европа-Холдинг» оказывает дистрибьюторские, логистические и консалтинговые услуги на рынке парфюмерии и косметики. С 1999 года холдинг также развивает собственную марку косметики и магазинов Divage. ООО «Гамма Косметик», основанное в 2000 году, владеет заводом в Подольске, занимающимся контрактным производством косметики.

По данным СПАРК, 90% «Единой Европы» сейчас принадлежит Денисову, еще по 2,5% у миноритариев — Евгения Грибова, Олега Дороднова, Марины Кривенко и Игоря Можайского, которые вошли в состав акционеров в январе 2016 года.