Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
«Аэрофлоту» пригрозили возбуждением дела из-за цен на билеты
Лента новостей 6:22 МСК
Министры стран еврозоны согласовали выделение Греции 10,3 млрд евро Политика, 05:06 Пенсионный фонд впервые задержал перечисление средств в НПФ Экономика, 04:55 Пентагон прокомментировал слова Лаврова о координации действий в Сирии Политика, 04:11 В Португалии экстренно приземлился пассажирский самолет EasyJet Общество, 03:22 СМИ узнали о «дутом» спросе на российские еврооблигации Экономика, 03:16 Скончался российский хаус-диджей Град Общество, 02:16 Гендиректор Unicredit объявил о своей отставке Бизнес, 02:08 СМИ опровергли информацию об уничтожении вертолетов в Сирии боевиками ИГ Политика, 02:03 «Роскосмос» отказался от поездки на авиакосмическое шоу в Фарнборо Общество, 01:55 Сердюкова назначили главой ТСЖ в доме Васильевой Общество, 01:35 Перед падением А320 EgyptAir сообщил о росте температуры в кабине пилотов Общество, 01:30 Toyota объявила об инвестировании в сервис такси Uber Бизнес, 00:18 Команда «Яндекса»: из стартапа в корпорацию Фотогалерея, 00:07 Пятилетний забег: как изменился «Яндекс» с момента IPO Технологии и медиа, 00:06 Эксперты объяснили отличия праймериз «Единой России» от западных выборов Политика, 00:00 «Газпром» заявил о достижении дна на рынке газа Экономика, Вчера, 23:55 В Минфине остались довольны размещением евробондов Экономика, Вчера, 23:31 Новый премьер Турции заявил о стремлении наладить отношения с Москвой Политика, Вчера, 22:42 Жена осужденного за нарушения на митингах сообщила о погроме у себя дома Общество, Вчера, 22:04 Асимметричный обмен: как планируют освобождать Савченко и «бойцов ГРУ» Политика, Вчера, 21:47 На Украине решили санировать крупнейшую нефтяную компанию Бизнес, Вчера, 21:47 Кремль заявил об отсутствии уведомления по иску семей жертв крушения MH17 Политика, Вчера, 21:45 Бывший охранник Путина отказался декларировать доходы Политика, Вчера, 21:41 Twitter объявил об ослаблении ограничения в 140 знаков Технологии и медиа, Вчера, 21:30 Ни токаря, ни певицы: кто из именитых депутатов проиграл партийные выборы Фотогалерея, Вчера, 21:09 «Роскосмос» решил не продлевать контракты по доставке астронавтов к МКС Технологии и медиа, Вчера, 20:53 На поддержку ветеранов операции в Сирии предложили дать миллиард рублей Политика, Вчера, 20:44
9 дек 2015, 21:59
Ольга Лукина
«Аэрофлоту» пригрозили возбуждением дела из-за цен на билеты
Фото: Марина Лысцева/ТАСС
ФАС пригрозила возбуждением дела «Аэрофлоту». Получив маршруты «Трансаэро», госкомпания стала завышать цены на билеты, считает глава ведомства Игорь Артемьев

Устное предупреждение

В среду, 9 декабря, Федеральная антимонопольная служба вынесла «Аэрофлоту» устное предупреждение из-за роста цен на билеты после ухода с рынка «Трансаэро», заявил журналистам глава службы Игорь Артемьев. «Декабрь — это спад авиационных перевозок на рынке, в это время тарифы падать должны, а не подниматься. А у нас все наоборот. Мало того что отдали 53 [направления «Трансаэро»], так еще и тарифы подняли. С какого такого?» — отметил руководитель ФАС (цитата по «Интерфаксу»).

Когда у второй по объему перевозок российской авиакомпании «Трансаэро» 26 октября был отозван сертификат эксплуатанта, Росавиация передала 53 зарубежных маршрута «Трансаэро» «Аэрофлоту», ФАС выступала против того, чтобы отдавать компании сразу все направления, добавил Артемьев. «Там, где конкуренция — отдать «Аэрофлоту», чтобы он свои убытки таким образом компенсировал. Но отдали все чохом, создали кучу монополий, ну и только ленивый губернатор не писал о повышении тарифов», — описал ситуацию руководитель ведомства.

Если авиакомпания не изменит свою политику, за устным предупреждением может последовать письменное, а затем — возбуждение дела, не исключил глава ФАС. По его словам, сейчас ведомство проводит анализ направлений «Аэрофлота» «с точки зрения доминирования компании». Он добавил, что в результате может быть «поставлен вопрос о возвращении... к этому решению». Ситуация обсуждалась с «Аэрофлотом», отметил Артемьев.

ФАС наблюдает рост цен на авиабилеты с момента ухода с рынка «Трансаэро», пояснил РБК представитель ведомства. По его словам, уход компании с рынка пришелся на пиковый сезон авиаперевозок и привел к сокращению количества провозных емкостей, которые одномоментно невозможно заместить. Одновременно увеличилась загрузка самолетов оставшихся компаний (в некоторых случаях до 95% со средних 70–75%). До ухода «Трансаэро» часть билетов, выставлявшаяся авиакомпаниями по более высокой цене в тарифной сетке, оставалась нераспроданной, а теперь, когда при сохранении спроса предложение сократилось, пассажирам приходится их приобретать, поясняет представитель службы. В результате средняя цена авиабилета выросла, говорит он.

Представитель «Аэрофлота» не смог оперативно прокомментировать претензии ФАС. Но источник, близкий к совету директоров авиакомпании, говорит, что после ухода «Трансаэро» с рынка цены повысили все авиаперевозчики. «Если и повышали, то вместе с конкурентами, — говорит собеседник РБК. — Раньше «Трансаэро» демпинговала, продавала билеты ниже себестоимости. Теперь цены поднялись на уровень рентабельности». По его словам, ФАС не называет конкретных направлений, к которым у службы есть претензии. Все направления конкурентны, за исключением пары, откуда ушла «Трансаэро», но и на них теперь появятся другие авиаперевозчики, говорит источник РБК. Он подчеркивает, что «Аэрофлот» потратил 17 млрд руб. на развоз пассажиров «Трансаэро» и обеспечение работы компании в сентябре—октябре по решению правительства. «Кто-то должен это компенсировать, и было решено, что на этих направлениях за несколько лет «Аэрофлот» компенсирует убытки и наймет половину сотрудников «Трансаэро», возьмет в лизинг самолеты, которые предназначались для «Трансаэро», — поясняет источник.

Давний интерес

ФАС давно интересуется ценообразованием авиакомпаний. Так, летом 2014 года Федеральная антимонопольная служба предлагала наказывать авиакомпании за значительную разницу в цене билетов на одинаковые расстояния. Авиакомпании не согласились с этой инициативой. В начале 2014 года служба решила, что перевозчики обязаны за день до вылета не повышать цены на билеты, а наоборот, делать на них скидку 25%. Соответствующее предписание ФАС выписала восьми крупнейшим перевозчикам — «Аэрофлоту», «Трансаэро», S7 Airlines, UTair, «Уральским авиалиниям», «России» («дочка» «Аэрофлота»), NordWind и OrenAir в марте 2014 года. При этом Минтранс не поддержал инициативу Артемьева. Рентабельность авиаперевозок и так лежит в пределах 1,5–3%, что не позволяет говорить о сверхдоходах, говорил РБК представитель Минтранса. В результате ни одна из авиакомпаний предписание выполнять не стала. «Аэрофлот» пытался оспорить его в суде, но безуспешно.

В 2010 году ФАС бралась искоренить практику продажи невозвратных авиабилетов — запрет должен был коснуться только отечественных авиаперевозчиков. За год до этого антимонопольной службой была объявлена проверка авиакомпаний на предмет возможного завышения цен на авиабилеты. Глава ведомства Игорь Артемьев остался недоволен тем, что существенное падение цен на авиационный керосин не привело к соответствующему снижению цен на билеты.

Новое повышение

Авиакомпания «Аэрофлот» ввела в действие новые «плоские» (действующие в течение всего года, без сезонных колебаний) тарифы на рейсы до Симферополя, Петропавловска-Камчатского, Владивостока, Южно-Сахалинска, Хабаровска и Калининграда. По сравнению с «плоскими» тарифами, действовавшими в 2015 году, тарифы 2016 года оказались несколько выше.

Так, например, билет экономического класса на рейс Москва — Петропавловск-Камчатский — Москва в 2015 году можно было приобрести за 18 тыс. руб. Столько же стоили билеты на рейсы до Владивостока, Хабаровска и Южно-Сахалинска. В 2016 году билет эконом-класса по этим направлениям будет стоить 20 тыс. руб. (туда и обратно), билет в один конец обойдется в 12 тыс. руб. против 11 тыс. руб. в 2015 году.

Таким образом, величина «плоского» тарифа выросла примерно на 9–11%, что несколько ниже инфляции, которая, по оценке Минэкономразвития, по итогам 2015 года составит примерно 12,5%. Однако до введения в силу новых «плоских» тарифов желающим приобрести билеты на рейсы дальневосточного направления с вылетом в 2016 году приходилось платить за них на 5–6 тыс. руб. больше.

Схожим образом изменились «плоские» тарифы на рейсы в Симферополь и Калининград (с 7,5 тыс. руб. они выросли до 8,5 тыс. руб.). Впрочем, минимальную стоимость билетов до Калининграда «Аэрофлот» в рамках ценовой войны с авиакомпанией S7 снизил недавно до 2 тыс. руб. в один конец. Билеты по этой цене доступны в настоящее время на сайте «Аэрофлота» как на 2016 год, так и на рейсы 2015 года.

Впервые «плоские» тарифы были введены «Аэрофлотом» в апреле 2015 года. Решение об их введении тогда объяснялось стремлением следовать политике национального перевозчика, стратегическим приоритетом которой является повышение мобильности населения, в том числе путем улучшения транспортной доступности регионов страны.

 
Другие материалы по теме
ФАС заинтересовалась ценами «Аэрофлота» после ухода «Трансаэро»
«Аэрофлот» отсудил у «Трансаэро» 5,3 млрд руб.
«Аэрофлот» и «Сибирь» начали делить маршрутную сеть «Трансаэро»
Путин пообещал поддержку «Аэрофлоту» из-за банкротства «Трансаэро»