Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 0:58 МСК
Трамп назвал себя «другом» сторонников ношения оружия в США Политика, 00:12 Лучшие предложения рынка наличной валюты  00:00   USD НАЛ. Покупка 57,00 Продажа 56,95 EUR НАЛ. 62,05 62,10 Адвокат рассказал об обыске в центре Рерихов в Москве Общество, Вчера, 23:45 Мэрия Москвы опубликовала декларации Собянина и руководства столицы Политика, Вчера, 23:40 В МИД назвали «странным» заявление Белого дома об изоляции России в ООН Политика, Вчера, 23:18 ВВС США в Йемене ликвидировали одного из командиров «Аль-Каиды» Политика, Вчера, 23:01 Юрист ФБК Навального обратилась в МВД после угрозы облить кислотой Политика, Вчера, 23:00 Временный глава партии Ле Пен покинул пост из-за заявлений о холокосте Политика, Вчера, 22:39 Полиция начала проверку нападения в Москве на активистку партии «Яблоко» Общество, Вчера, 22:19 Эксперты пожаловались на «утаивание» данных об остатках на счетах банков Финансы, Вчера, 22:06 Полиция установила личности нападавших на Илью Варламова Общество, Вчера, 21:55 Полиция начала проверку нападения на Навального в Москве Общество, Вчера, 21:51 Парламент Молдавии утвердил празднование Дня Европы 9 мая Политика, Вчера, 21:39 В Москве задержали подозреваемого в убийстве фармацевта в аптеке города Общество, Вчера, 21:30 ОКР ответил на призыв Германии отстранить Россию от Олимпиады-2018 Спорт, Вчера, 21:23 Россельхознадзор проверит белорусские сельхозпредприятия Экономика, Вчера, 21:16 Клинцевич объяснил Кириенко «провокацию с преемником Путина» Политика, Вчера, 21:11 Минюст обжаловал решение ЕСПЧ о выплате Навальному € 64 тыс. компенсации Политика, Вчера, 21:00 Трамп подписал указ о расширении добычи нефти и газа на шельфе Экономика, Вчера, 20:54 Фиктивные платежи в Российском авторском обществе достигли 439 млн руб. Технологии и медиа, Вчера, 20:47 В Израиле умер поэт Ион Деген Общество, Вчера, 20:36 Минфин и Exxon договорились решить спор о $637 млн без суда Бизнес, Вчера, 20:27 Директором по коммуникациям в Сбербанке назначена бывший советник Шойгу Финансы, Вчера, 20:26 В одной из московских аптек обнаружили тело убитой женщины-фармацевта Общество, Вчера, 20:17 Успеть снизить ставку: почему ЦБ стал действовать решительнее Михаил Хромов директор Центра структурных исследований Института Гайдара Мнение, Вчера, 20:17 Росгвардия купит четыре водомета до конца года Общество, Вчера, 20:16 Суд Одессы отменил решение о возвращении улицам города советских названий Общество, Вчера, 20:07 «Сафмар» раскрыл условия покупки «М.Видео» Бизнес, Вчера, 20:03
9 дек 2015, 21:59
Ольга Лукина
«Аэрофлоту» пригрозили возбуждением дела из-за цен на билеты
Фото: Марина Лысцева/ТАСС
ФАС пригрозила возбуждением дела «Аэрофлоту». Получив маршруты «Трансаэро», госкомпания стала завышать цены на билеты, считает глава ведомства Игорь Артемьев

Устное предупреждение

В среду, 9 декабря, Федеральная антимонопольная служба вынесла «Аэрофлоту» устное предупреждение из-за роста цен на билеты после ухода с рынка «Трансаэро», заявил журналистам глава службы Игорь Артемьев. «Декабрь — это спад авиационных перевозок на рынке, в это время тарифы падать должны, а не подниматься. А у нас все наоборот. Мало того что отдали 53 [направления «Трансаэро»], так еще и тарифы подняли. С какого такого?» — отметил руководитель ФАС (цитата по «Интерфаксу»).

Когда у второй по объему перевозок российской авиакомпании «Трансаэро» 26 октября был отозван сертификат эксплуатанта, Росавиация передала 53 зарубежных маршрута «Трансаэро» «Аэрофлоту», ФАС выступала против того, чтобы отдавать компании сразу все направления, добавил Артемьев. «Там, где конкуренция — отдать «Аэрофлоту», чтобы он свои убытки таким образом компенсировал. Но отдали все чохом, создали кучу монополий, ну и только ленивый губернатор не писал о повышении тарифов», — описал ситуацию руководитель ведомства.

Если авиакомпания не изменит свою политику, за устным предупреждением может последовать письменное, а затем — возбуждение дела, не исключил глава ФАС. По его словам, сейчас ведомство проводит анализ направлений «Аэрофлота» «с точки зрения доминирования компании». Он добавил, что в результате может быть «поставлен вопрос о возвращении... к этому решению». Ситуация обсуждалась с «Аэрофлотом», отметил Артемьев.

ФАС наблюдает рост цен на авиабилеты с момента ухода с рынка «Трансаэро», пояснил РБК представитель ведомства. По его словам, уход компании с рынка пришелся на пиковый сезон авиаперевозок и привел к сокращению количества провозных емкостей, которые одномоментно невозможно заместить. Одновременно увеличилась загрузка самолетов оставшихся компаний (в некоторых случаях до 95% со средних 70–75%). До ухода «Трансаэро» часть билетов, выставлявшаяся авиакомпаниями по более высокой цене в тарифной сетке, оставалась нераспроданной, а теперь, когда при сохранении спроса предложение сократилось, пассажирам приходится их приобретать, поясняет представитель службы. В результате средняя цена авиабилета выросла, говорит он.

Представитель «Аэрофлота» не смог оперативно прокомментировать претензии ФАС. Но источник, близкий к совету директоров авиакомпании, говорит, что после ухода «Трансаэро» с рынка цены повысили все авиаперевозчики. «Если и повышали, то вместе с конкурентами, — говорит собеседник РБК. — Раньше «Трансаэро» демпинговала, продавала билеты ниже себестоимости. Теперь цены поднялись на уровень рентабельности». По его словам, ФАС не называет конкретных направлений, к которым у службы есть претензии. Все направления конкурентны, за исключением пары, откуда ушла «Трансаэро», но и на них теперь появятся другие авиаперевозчики, говорит источник РБК. Он подчеркивает, что «Аэрофлот» потратил 17 млрд руб. на развоз пассажиров «Трансаэро» и обеспечение работы компании в сентябре—октябре по решению правительства. «Кто-то должен это компенсировать, и было решено, что на этих направлениях за несколько лет «Аэрофлот» компенсирует убытки и наймет половину сотрудников «Трансаэро», возьмет в лизинг самолеты, которые предназначались для «Трансаэро», — поясняет источник.

Давний интерес

ФАС давно интересуется ценообразованием авиакомпаний. Так, летом 2014 года Федеральная антимонопольная служба предлагала наказывать авиакомпании за значительную разницу в цене билетов на одинаковые расстояния. Авиакомпании не согласились с этой инициативой. В начале 2014 года служба решила, что перевозчики обязаны за день до вылета не повышать цены на билеты, а наоборот, делать на них скидку 25%. Соответствующее предписание ФАС выписала восьми крупнейшим перевозчикам — «Аэрофлоту», «Трансаэро», S7 Airlines, UTair, «Уральским авиалиниям», «России» («дочка» «Аэрофлота»), NordWind и OrenAir в марте 2014 года. При этом Минтранс не поддержал инициативу Артемьева. Рентабельность авиаперевозок и так лежит в пределах 1,5–3%, что не позволяет говорить о сверхдоходах, говорил РБК представитель Минтранса. В результате ни одна из авиакомпаний предписание выполнять не стала. «Аэрофлот» пытался оспорить его в суде, но безуспешно.

В 2010 году ФАС бралась искоренить практику продажи невозвратных авиабилетов — запрет должен был коснуться только отечественных авиаперевозчиков. За год до этого антимонопольной службой была объявлена проверка авиакомпаний на предмет возможного завышения цен на авиабилеты. Глава ведомства Игорь Артемьев остался недоволен тем, что существенное падение цен на авиационный керосин не привело к соответствующему снижению цен на билеты.

Новое повышение

Авиакомпания «Аэрофлот» ввела в действие новые «плоские» (действующие в течение всего года, без сезонных колебаний) тарифы на рейсы до Симферополя, Петропавловска-Камчатского, Владивостока, Южно-Сахалинска, Хабаровска и Калининграда. По сравнению с «плоскими» тарифами, действовавшими в 2015 году, тарифы 2016 года оказались несколько выше.

Так, например, билет экономического класса на рейс Москва — Петропавловск-Камчатский — Москва в 2015 году можно было приобрести за 18 тыс. руб. Столько же стоили билеты на рейсы до Владивостока, Хабаровска и Южно-Сахалинска. В 2016 году билет эконом-класса по этим направлениям будет стоить 20 тыс. руб. (туда и обратно), билет в один конец обойдется в 12 тыс. руб. против 11 тыс. руб. в 2015 году.

Таким образом, величина «плоского» тарифа выросла примерно на 9–11%, что несколько ниже инфляции, которая, по оценке Минэкономразвития, по итогам 2015 года составит примерно 12,5%. Однако до введения в силу новых «плоских» тарифов желающим приобрести билеты на рейсы дальневосточного направления с вылетом в 2016 году приходилось платить за них на 5–6 тыс. руб. больше.

Схожим образом изменились «плоские» тарифы на рейсы в Симферополь и Калининград (с 7,5 тыс. руб. они выросли до 8,5 тыс. руб.). Впрочем, минимальную стоимость билетов до Калининграда «Аэрофлот» в рамках ценовой войны с авиакомпанией S7 снизил недавно до 2 тыс. руб. в один конец. Билеты по этой цене доступны в настоящее время на сайте «Аэрофлота» как на 2016 год, так и на рейсы 2015 года.

Впервые «плоские» тарифы были введены «Аэрофлотом» в апреле 2015 года. Решение об их введении тогда объяснялось стремлением следовать политике национального перевозчика, стратегическим приоритетом которой является повышение мобильности населения, в том числе путем улучшения транспортной доступности регионов страны.