Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 1:05 МСК
Цикл сокращения бюджетных расходов продлится не менее пяти лет Экономика, 00:01 Бывшего следователя приговорили к 6,5 годам за участие в ОПГ Политика, 00:01 Период распада: последний декабрь Союза. 9 декабря 1991 года Политика, 00:00 Исследование РБК: потерянное десятилетие российского бюджета Экономика, 00:00 Лучшие предложения рынка наличной валюты  00:00   USD НАЛ. Покупка 63,50 Продажа 63,43 EUR НАЛ. 67,60 67,35 На Гавайских островах отменили угрозу цунами Общество, Вчера, 23:40 Адвокат назвал причину задержания сотрудников антикоррупционного главка Общество, Вчера, 23:15 Владимир Лисин выставил на продажу 1,5% акций НЛМК Бизнес, Вчера, 22:59 «Волосы дыбом»: как Путин провел встречу с правозащитниками Политика, Вчера, 22:43 Суд арестовал депутата Новгородской облдумы за махинации на $2 млн Политика, Вчера, 22:30 Какие вопросы остались к приватизации «Роснефти» Экономика, Вчера, 22:26 Сборную России лишили медали Олимпиады в Рио-де-Жанейро Спорт, Вчера, 22:13 Сенаторы США призвали Трампа занять «жесткую позицию» в отношении России Политика, Вчера, 22:11 Как открыть модную бургерную Свое дело, Вчера, 22:07 СКР провел обыски по «допинговому делу» Общество, Вчера, 21:54 Москва обсудит с Вашингтоном вывод боевиков из Алеппо на уровне экспертов Политика, Вчера, 21:27 Microsoft закрыла сделку по покупке LinkedIn Бизнес, Вчера, 21:23 ФАС выявила картельный сговор в сфере гособоронзаказа Бизнес, Вчера, 21:11 РБК привлечет правительство к суду с «Роснефтью» Бизнес, Вчера, 21:08 Землетрясение магнитудой 7,7 произошло у побережья Соломоновых островов Общество, Вчера, 21:02 Михаил Фридман инвестировал во французский сервис Molotov Технологии и медиа, Вчера, 20:59 Путин предложил поддерживать версию о планах России изобрести телепорт Общество, Вчера, 20:53 Лавров сообщил о прекращении боевых действий в Алеппо Политика, Вчера, 20:51 СМИ сообщили о задержании начальника ЛУВДТ Петербурга за взятку Общество, Вчера, 20:44 Футболист «Зенита» назвал условия перехода в европейский клуб Спорт, Вчера, 20:20 В подмосковном Королеве загорелся склад со стройматериалами Общество, Вчера, 20:19 ИГИЛ возобновила наступление на Пальмиру Политика, Вчера, 20:17 Греф закупил сотрудникам Сбербанка имитирующие инвалидность костюмы Бизнес, Вчера, 20:05
1 фев, 00:00
Александра Галактионова
Между Россией и Польшей прекратилось движение грузовиков
Работник таможенного поста российско-польской границы снимает пломбу с прибывшей на терминал фуры для дальнейшего досмотра Фото: «РИА Новости»
Война санкций
Лавров рассказал о деструктивных действиях НАТО на «восточном фланге» 1 дек, 05:26 МИД пообещал ответ на новые санкции Канады против России 29 ноя, 17:38 Еще 2539 материалов
С 1 февраля автоперевозки между Россией и Польшей прекратятся, пока страны не согласуют квоты разрешений на проезд фур. Если договориться не удастся, расходы российских перевозчиков могут вырасти на 8 млрд руб. в год

Перевозки под угрозой

Российский Минтранс и Министерство инфраструктуры и строительства Польши не смогли договориться о продлении разрешений для транспортных компаний на 2016 год. С 1 февраля, когда истекает срок действующих разрешений, российские фуры не смогут въехать на территорию Польши, а польские — в Россию. Пока сторонам удалось договориться лишь о том, что все российские машины, находящиеся сейчас в Польше, смогут вернуться в Россию до 15 февраля по разрешениям 2015 года.

Количество разрешений на въезд большегрузов страны согласовывают ежегодно. Порядок согласования установлен международными договорами. Существует два типа разрешений для транспортных компаний: двусторонние и на/с территории третьих стран (трехсторонние). Двусторонние необходимы для ввоза польских грузов в Россию и российских в Польшу, для российских перевозчиков они же действуют как транзитные при перевозке из западноевропейских стран через территорию Польши. Трехсторонние соглашения нужны польским перевозчикам для ввоза в Россию грузов из Западной Европы.

Из Польши в Россию и обратно автоперевозчики почти ничего не возят, и этот рынок несопоставим с объемом перевозок через Польшу из Западной Европы, поэтому российским компаниям нужно много двусторонних разрешений, объяснил РБК гендиректор крупного автоперевозчика «Совтрансавто» Владимир Тян. Польским перевозчикам, напротив, нужно много трехсторонних разрешений, чтобы обслуживать трафик между Западной Европой и Россией, говорит он.

«Стороны должны обмениваться равным количеством всех типов разрешений, но поскольку у нас полярные интересы, всегда достигался некий компромисс. Мы давали им (Польше. — РБК) минимально возможное количество разрешений на перевозки из третьих стран, а они нам дополнительные двусторонние — для транзита, при этом сами получали адекватную квоту двусторонних разрешений», — рассказывает Тян. По его словам, часть грузов в последние годы шла с формальным переоформлением в Польше и ввозилась в Россию по двусторонним разрешениям, но с начала 2016 года польских перевозчиков стали на этом ловить и штрафовать. «Ситуация патовая. У нас никто не согласится давать больше трехсторонних разрешений, потому что это ударит по российским перевозчикам. А Польша не согласится на малую долю разрешений, потому что это ограничит их работу в России», — заключает гендиректор «Совтрансавто».

По словам Евгения Москвичева, главы Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая уполномочена согласовывать квоты разрешений на перевозку грузов, 70% трафика между Россией и Западной Европой обслуживают польские перевозчики, а российские только 30%.

Стороны не в первый раз не могут договориться по квотам разрешений. Например, автоперевозчики обеих стран приостанавливали работу из-за отсутствия продления разрешений с 16 января по 2 февраля 2011 года.

Следующий раунд переговоров состоится в Варшаве 1 февраля, следует из сообщения на сайте польского Министерства инфраструктуры. Россию на встрече будет представлять заместитель министра транспорта Николай Асаул, Польшу — заместитель министра инфраструктуры и строительства Ежи Шмит. На двух предыдущих встречах, 21–22 декабря в Варшаве и 21 января в Светлогорске (Калининградская область), решения найти не удалось.

Видео: Телеканал РБК

Цена конфликта

«Пути обхода (Польши по суше. — РБК), к сожалению, нет — ​только паром. Будем думать, как морем пойдем», — говорит Евгений Москвичев. После закрытия перевозок через Украину через Польшу идет подавляющая часть сухопутных грузовых перевозок в Россию из Западной Европы. Объем транзита значительно превышает объем торговли между двумя странами.

По данным Центра международной торговли (ЦМТ), в 2015 году Польша заняла 11-е место среди внешнеторговых партнеров России. Российский экспорт в Польшу за 11 месяцев 2015 года составил $9 млрд. Из них $7,1 млрд пришлось на товары, которые не возят автотранспортом, — нефть, уголь и металлы. Импорт из Польши в Россию за то же время, по данным ЦМТ, составил $3,7 млрд (по сравнению с $6,6 млрд годом ранее) и в основном состоит из потребительских товаров — подгузников, деталей для цифровой техники, лекарств, бытовой техники и косметики.

Больше всего грузов из Западной Европы в Россию поставляют Германия, Италия, Франция, Нидерланды и Испания. В 2015 году из этих стран ввезли товаров на $34 млрд, из них $18,4 млрд пришлось на Германию. Оттуда ввозят оборудование и детали для него, детали для автомобилей, лекарства, изделия из пластмассы и металла и другое. Большого обратного потока, из России в Европу, нет, говорит гендиректор компании «Российские транспортные линии» Константин Сковорода. В Германию российская фура чаще всего идет пустой, добавляет он.

Если фурам придется преодолевать часть пути в Германию паромом, это удорожит перевозку и потребует от €600 до €1000 дополнительных расходов на рейс, считает Сковорода. «Такого себе сейчас никто позволить не может», — соглашается Тян. Сковорода оценивает среднюю стоимость рейса из Центральной России в Германию и обратно от €2000 до €4000. Тян оценивает поездку Москва — Восточная Германия — Москва в €3000: €1200 туда и €1800 обратно. Он уточняет, что автомобили «Совтрансавто», как правило, загружены в обе стороны.

В прошлом году, по словам Москвичева, российские перевозчики совершили 160 тыс. поездок через территорию Польши. Если каждая подорожает хотя бы на €600, то расходы российских транспортных компаний в 2016 году вырастут минимум на €96 млн (7,9 млрд руб. по курсу ЦБ на 31 января) в 2016 году.

Больше всего выиграют от этой ситуации белорусские перевозчики, уверен Владимир Тян. «Прибалтийские транспортные компании, скорее всего, получат ограниченное количество разрешений, а белорусы на какое-то время монополизируют рынок и наверняка поднимут ставки», — пояснил он. По его оценке, рост цен будет зависеть от того, как долго Россия и Польша не смогут найти компромисс.