Ностальгия по 2016-му: каким было российское виноделие 10 лет назад
Каким было российское виноделие 10 лет назад
Начало 2026-го ознаменовалось появлением нового тренда в социальных сетях. Пользователи, в том числе знаменитые блогеры и селебрети, активно публикуют фотографии десятилетней давности и рассуждают о том, как изменилась жизнь за последние десять лет: музыка, кино, мода, кухня, культура. «РБК Вино» присоединяется к тренду. В этой статье предлагаем вернуться в прошлое, вспомнить, каким было российское виноделие в 2016 году

Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»
Рост после кризиса
2016-й был годом развития после кризисных 2014–2015 годов, вспоминает винный критик Артур Саркисян, партнер «РБК Вино», автор «Гида по российским винам». «Мы помним, что в 2014 году произошло воссоединение Крыма с Россией. В 2014–2015 годах виноделы стали массово получать российские лицензии на производство вина, а россияне — на волне патриотизма скупать новые винные бренды», — говорит он.
Крымские виноделы не без гордости бросали вызов своим коллегам с «материка», продолжает Игорь Сердюк, руководитель российского винного рейтинга Top100Wines, а те (не без ревности, хотя и не без иронии) этот вызов принимали.
12 декабря Артур Саркисян и РБК представили новый совместный «Гид по российским винам». Купить гид, коллекционную книгу «Время вина», блокнот винного путешественника и билеты на февральский винный салон вы можете здесь.
Но вскоре потребитель был очень серьезно разочарован «крымскими винами», говорит Артур Саркисян. «Пламя того энтузиазма погасло в потоке дешевого балка, который виноделы с пониженной социальной ответственностью разливали под этикетками крымских (да и просто российских) вин», — объясняет Сердюк.
И только 2016-й стал первым годом, когда на российский рынок вышли первые качественные вина Крыма. «В 2016 году уже стали делать более качественную продукцию, и потребитель потихоньку стал возвращаться. Но это был как раз момент перехода от провала. Многие потребители в этом кризисе нашли для себя подтверждение тому, что российские вина не очень хорошего качества. Его на тот момент, хороших вин, и правда было немного», — рассказывает он.

Появились законодательные опоры
2016 год стал важным этапом в развитии российского виноделия, который характеризовался появлением законодательных инициатив, регулирующих производство и продажу вина, и экономическими изменениями.
-
Впервые Минсельхоз представил «Концепцию развития виноградарства и виноделия» на период до 2025 года, цель которой — вывести отрасль на «мировой уровень». Фактически концепция стала первым документом, определяющим развитие винной отрасли в современной России. До этого поддержка велась нескоординированно и преимущественно на региональном уровне.
-
В России наконец-то посчитали все виноградники. Российское правительство в ноябре выпустило постановление «О введении реестра виноградных насаждений». Это был важнейший шаг на пути создания системы вин защищенного географического указания (ЗГУ) по аналогии с европейской системой аппелласьонов, когда вино оказывается «прикрепленным» к винограднику, на котором оно было сделано. Именно реестр виноградников способствовал налаживанию процесса присвоения винам статуса защищенного географического указания в России (ЗГУ и ЗНМП).

Впервые прогремели российские игристые
2016-й был особенным: впервые в «Гиде по российским винам» появились игристые вина. До этого этой категории не было в издании, потому что, по словам Артура Саркисяна, пить их было просто невозможного. «Для виноделов любой страны — это одно из самых сложных направлений в работе. И 2016 год стал подтверждением того, что Россия может создавать достойные образцы как в категории классики, так и более доступных вин методом Шарма. Это было историческое событие для всех в индустрии, появление новых игристых вин в России стало событием», — комментирует эксперт.
Впервые в 2016-м в гиде появились игристые вина из Крыма: «Золотая Балка» и ее бренд «Балаклава», «Новый Свет», «Усадьба Перовских», «Усадьба Дивноморское», «Абрау-Дюрсо» и «Шато Тамань».

Первое международное признание
Десять лет назад, на волне энтузиазма, которая поднялась после воссоединения Крыма с Россией, мы радовались первым успехам наших премиальных вин, вспоминает руководитель российского винного рейтинга Top100Wines. В конце 2015-го и в 2016-м сотни российских вин уже получили международное признание и медали крупных зарубежных конкурсов. Среди них «Фанагория», «Инкерман», «Криница», «Кубань-Вино», «Массандра», «Имение Сикоры», «Скалистый Берег», «Усадьба Мезыбь», «Шато де Талю» и другие.
«Несмотря на международную изоляцию Крыма, нам каким-то чудом удавалось прорываться со стендом на выставки ProWein и VinItaly, а наши лучшие вина брали свои первые медали на конкурсах в Гонконге и Лондоне», — говорит Игорь Сердюк, отмечая, что эта волна успеха подняла самооценку отечественных виноделов. Вторая волна накроет индустрию уже в 2020 году, после вступления в силу российского закона «О виноградарстве и виноделии».
«Мы недодали нашим винам признания, наша винная культура так и не выросла в культ, а многие достижения стали лишь поводом для снобизма — особенно комичного у тех представителей профессии, которые не смогли справиться с болезнями роста. Мы ждем подъема следующей волны — как герой фильма «Мотылек» в исполнении Стива МакКуина ждал своей волны, чтобы выбраться со злосчастного тюремного острова. Но, если вы помните этот сюжет, для успешной реализации замысла мало точно рассчитать время. Не менее важно решиться и в нужный момент броситься в бездну», — считает Игорь Сердюк.








