Заходит зумер в ресторан: как заведения работают с новым поколением

Обновлено 03 октября 2025, 11:06

Поколение зумеров называют более свободным, умеющим отстаивать границы и погруженным в интернет-пространство, что находит отражение и в их взаимодействии с ресторанной и барной сферами. Рестораторы и бармены Москвы считают, что зумерам важны визуальная составляющая заведения, его доступность онлайн, а также наличие в нем здоровых блюд и безалкогольных напитков

Поколение зумеров называют более свободным, умеющим отстаивать границы и погруженным в интернет-пространство, что находит отражение и в их взаимодействии с ресторанной и барной сферами
Фото: Aleksandr Popov / Unsplash

Поколение зумеров называют более свободным, умеющим отстаивать границы и погруженным в интернет-пространство, что находит отражение и в их взаимодействии с ресторанной и барной сферами

Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»

Зумерами называют поколение людей, рожденных с конца 1990-х по конец 2010-х годов. Впервые определение было дано в книге Нила Хоува и Уильяма Штрауса «Поколения: история будущего Америки от 1584 до 2060 года». На данный момент зумеры наравне с миллениалами составляют основу экономически активного населения не только в России, но и в мире.

Зумеров в первую очередь отличает их внутренняя свобода и отсутствие общей зашоренности, это поколение открыто миру и стремится его изучать всеми доступными способами, рассказал в разговоре с «РБК Вино» журналист Виктор Набутов, ведущий передачи «Набутов здесь. Forbes» на радиостанции «Серебряный дождь», в которой обсуждаются вопросы экономики, финансов, социальной сферы — в том числе с учетом особенностей поколения зумеров.

«Они лучше и свободнее старшего поколения. Они выросли в свободном информационном мире. Но свобода для них не равна вседозволенности, как было в понимании нашего поколения, которое росло в 1990-е годы. Они свободно хотят выражать свое мнение, свое отношение к процессам. Они хотят свободно распоряжаться своей судьбой, перемещаться по миру, заниматься тем, что им нравится, то есть быть эффективными», — считает он. По словам Набутова, эти качества зумеры проявляют во всех сферах, с которыми сталкиваются, включая и отношение к ресторанам. Он считает, что именно молодое поколение формирует новую потребительскую культуру.

«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино. Чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.

Нужен ли зумерам особый подход

Представители российских ресторанов, с которыми побеседовал «РБК Вино», отмечают, что зумеры, действительно, в какой-то мере могут требовать иного отношения, поскольку они сами иначе взаимодействуют с пространством и сервисом.

«Они больше ценят спонтанность: не всегда бронируют столик заранее, предпочитают принимать решения «здесь и сейчас». Кроме того, их вечер часто складывается из посещения нескольких мест — они могут зайти в одно место на закуску, в другое — на коктейль, а третье выбрать ради атмосферы и музыки. Это создает для заведений определенный вызов: нужно удержать гостя, заинтересовать его чем-то уникальным, чтобы он захотел задержаться именно у вас. Для этого важна не только кухня, но и впечатление в целом: атмосфера, стиль, визуал и сервис», — считает управляющая рестораном Red Wall Валерия Бейбулатова.

Рестораторы также отметили большую погруженность зумеров в интернет-пространство, где они ищут отзывы о заведениях и делают выбор исходя из этого
Фото: Ugip / Unsplash

Рестораторы также отметили большую погруженность зумеров в интернет-пространство, где они ищут отзывы о заведениях и делают выбор исходя из этого

Сомелье ресторана Manul Артак Степанян, в свою очередь, говорит, что для зумеров важно, чтобы ресторан, в который они решили пойти, был «классным и трендовым». А Марина Желаннова, генеральный директор ресторанов Assunta Madre, Mr. Lee, «Недальний Восток», отмечает, что этому поколению важны «не только вкусы, но и смыслы». Рестораторы также отметили большую погруженность зумеров в интернет-пространство, где они ищут отзывы о заведениях и делают выбор исходя из этого. Об этом, например, рассказала директор ресторана Sangre Fresca Кристина Гадаева.

«В моем поколении (или даже чуть более старшем) было стремление к тому, чего не было у советского человека, стремление к пафосу. Это проявлялось и в ресторанной сфере: золотые горшки, тяжелые интерьеры и так далее. Зумеры формируют другую культуру потребления еды. Они одинаково хорошо относятся к классному стрит-фуду или к простеньким забегаловкам, которые ориентированы на то, чтобы тебя вкусно накормили, а не на то, чтобы тебя поразить качеством гардин или унитаза. Еда для зумеров — это не повод для понтов. Еда — это повод вкусно поесть».

Виктор Набутов, журналист, ведущий передачи «Набутов здесь. Forbes» на радиостанции «Серебряный дождь»

При этом часть экспертов уверены, что никакого специального подхода зумерам не требуется. Максим Романцев, генеральный директор ресторана Savva, бара «Шаляпин», отмечает, что речь идет не о подходе, а о внимании к возрасту. Между тем Максим Андреев, управляющий рестораном Sage уверен, что ресторанная индустрия существует гораздо дольше, чем любое из поколений, поэтому особого отношения к зумерам в ней быть не может.

«Гости, они и есть гости: приходят за атмосферой, за качественным напитком и вниманием к себе. «Зумеры», «миллениалы», «бумеры» — это всё условности. Хороший сервис и понятная барная культура работают для всех. Подстраиваться специально — значит создавать лишние стереотипы», — считает Виктор Большаков, шеф-бартендер Shortlist Books & Spirits.

Подстраиваются ли рестораны под зумеров

Большинство экспертов считают, что рестораны вынуждены подстраиваться под предпочтения зумеров, поскольку это поколение будущего, игнорировать запросы которого уже невозможно.

  • Развитие диджитал-коммуникации. Зумеры привыкли жить в телефонах, поэтому им важно, чтобы ресторан был доступен онлайн и предложил возможность выбора дистанционно.
  • Доставка. Зачастую молодое поколение выбирает именно доставку блюд из любимого места. Если у ресторана нет такого сервиса, он будет проигрывать конкурентам, считают опрошенные «РБК Вино» эксперты.
  • Внимание к интерьеру. «Сейчас открывается множество заведений, ориентированных на создание «инстаграмной» (социальная сеть Instagram входит в корпорацию Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России), яркой эстетики и атмосферы. Однако часто такие места рассчитаны исключительно на зумеров и не являются универсальными», — говорит Евгения Савинова, управляющая рестораном Claudia.
  • Использование натуральных продуктов. Многие зумеры следят за своим здоровьем и пытаются фильтровать еду на здоровую и нездоровую, отдавая предпочтение первой. Если ресторан подчеркивает использование органических блюд, то зумеры определенно могут выбрать его. «Сегодня все больше заведений строят свои концепции вокруг идей ЗОЖ. В меню появляются пометки «без глютена», «без лактозы», «фермерский продукт», — говорит управляющий рестораном «Печи и истории» (Ростов-на-Дону) Дмитрий Кузема.
  • Новые концепции. «Появляются обособленные концепции, которые интересны молодому поколению. Они более упрощенные — это не рестораны, это даже не кафе. Это что-то новое, необычное. Но рестораны строятся, опять же, только на мировых трендах, не на поколенческих особенностях», — считает Максим Андреев, управляющий рестораном Sage.
  • Коллаборации. Сам по себе ресторан будет менее интересен зумеру, чем тот, который объединился с какой-то медийной личностью. Это называет трендом управляющая рестораном Red Wall Валерия Бейбулатова.

Зумеры и алкоголь

Существует общемировой тренд, согласно которому зумеры употребляют гораздо меньше алкоголя, чем представители старшего поколения
Фото: Alexander Grigoryev / Unsplash

Существует общемировой тренд, согласно которому зумеры употребляют гораздо меньше алкоголя, чем представители старшего поколения

Существует общемировой тренд, согласно которому зумеры употребляют гораздо меньше алкоголя, чем представители старшего поколения. Рестораторы и бармены, с которыми поговорил «РБК Вино», отмечают, что в России дела обстоят точно так же. Зумеры, по их словам, отказываются не только от частого и обильного употребления алкоголя, но и от алкоголя вообще. Однако они чаще, чем старшее поколение, выбирают легкие и креативные альтернативы, отмечает Желаннова. Савинова также подчеркивает, что даже в коктейлях молодое поколение будет выбирать что-то полегче. Романцев же говорит о том, что именно зумеры чаще склонны выбирать российские вина, это свидетельствует об их склонности пробовать новое.

«Молодежь, действительно, практически не употребляет крепкие напитки. Если они и пьют, то чаще это легкие вина, интересные коктейли. Благодаря молодому поколению как раз стало очень популярно просекко. Но при этом у них есть свои потребности. Например, есть те, кто классно разбирается в текиле и пьет только ее. Но если брать поколение в целом, они, конечно, уже далеки от старших. У них уже не круто соревноваться, кто может выпить больше водки или виски, потому что они следят за здоровьем и хотят жить долго».

Виктор Набутов, журналист, ведущий передачи «Набутов здесь. Forbes» на радиостанции «Серебряный дождь»

«Зумеры реально меньше пьют, и это даже плюс. У них интерес к вкусу, к истории напитка, к атмосфере. Мы активно расширяем безалкогольное меню, делаем акцент на коктейлях с низким градусом, работаем с локальными ингредиентами. Бар для них — это социальный опыт, а не только алкоголь, и это открывает для нас новые форматы работы», — говорит Егор Планкин, управляющий баром «Легендар».

Между тем Виктор Большаков, шеф-бартендер Shortlist Books & Spirits, отмечает, что на практике не может сказать о том, что зумеры пьют меньше алкоголя. По его словам, они, конечно, чаще выбирают безалкогольные опции, но поскольку приходят в бар, то спиртное тоже употребляют.

Поделиться