Артур Саркисян — о первом касании с урожаем
Артур Саркисян, партнер «РБК Вино» и автор «Гида по российским винам», вернулся из первой в этом году поездки по российскому винодельческому югу. Туда он отправился, чтобы наметить план большого тура по винодельням, который традиционно пройдет летом, а также принять участие в работе дегустационного конкурса российских вин, который проходит в Краснодаре уже больше четверти века. Саркисян делится наблюдениями за работой дегустаторов разных категорий, которые оценивают вино «вслепую», а также предварительными итогами оценки урожая 2024 года, первые вина которого сейчас представляют профессиональному сообществу

Обсудите материал в телеграм-канале «РБК Вино»

Дегустация и дегустаторы
На конкурсе «Винорус» в Краснодаре я возглавляю жюри уже больше десятка лет. Работа в таких комиссиях — неотъемлемая часть профессии винного эксперта и прямая обязанность сопредседателя Центральной дегустационной комиссии России. Для нашего с РБК гида все вина я всегда дегустирую в открытую, зная и винодела, и сорт винограда, и год урожая. Критерий объективности здесь очень простой — это репутация. Она зарабатывается годами, а потерять ее можно в один миг, поэтому ответственность на эксперте, который поставил свое имя на обложке книги, столь же высока, как у винодела, который сделал свое имя торговой маркой вина.
Дегустационные жюри работают иначе. Это всегда большая комиссия, в которой могут работать эксперты разной квалификации, и для того, чтобы достичь объективности этой оценки, вина пробуются «вслепую», а оценка выводится цифровой системой как среднее значение всех баллов. Тоже очень полезный тренинг, для меня самого это проверка — насколько совпадают оценки, которые я ставлю на дегустациях гида, видя этикетку, и «вслепую», когда перед глазами только бокал с вином и таблица для заполнения оценок. Коллеги, которые следят за моей работой, утверждают, что попадание всегда практически с точностью до балла.
«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино. Чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.
В комиссиях работают представители разных профессий. В этом году мы с Алексеем Соловьевым, создателем дегустационной системы, которая обрабатывает результаты конкурса, решили понаблюдать: есть ли отличия в том, как пробуют вино закупщики торговых сетей, эксперты-сомелье и виноделы. Три эти профессии были представлены в жюри примерно поровну.
Результаты показали, что действительно есть отличия. Закупщикам сетей вообще сложно работать «вслепую». Им нужно оценивать не только само вино, но и его цену, этикетку — так, как это вино увидит покупатель на полке. Часто байеры ставят баллы достаточно строго, особенно винам высокого уровня, с выдержкой. Это неудивительно — для закупщика сети важно, чтобы вино было классным «в моменте». Так, словно его пробует покупатель, который зашел в супермаркет и открыл бутылку к ужину. Чаще высокие оценки получают вина с яркой ароматикой, чисто и ровно сделанные. Многим нравится совиньон блан — он востребован. Виноделы к вину в целом лояльнее, хотя критикуют часто некоторые нюансы, которые я вообще недостатками не считаю — легкую «лохматость», «небрежность», которая придает вину глубину и многослойность. Зато винодел, который работает с вином в процессе его создания, чаще может оценить его потенциал — будущее, а не только нынешнее состояние вкуса и аромата.
У сомелье свои особенности оценки. Мои коллеги не очень ценят в вине простоту и понятность, которая близка винным закупщикам торговых сетей. Хочется не просто понятности и сортовой идентичности, но и некой многослойности, сложности. И чаще хочется снизить оценку, помня о том, что самое интересное вино пил когда-то в Бургундии. Для того чтобы оценить непредвзятость дегустаторов именно к российским винам, в слепой дегустации бывают «вина-ловушки» — дорогие импортные образцы, которые стоят в винных картах ресторанов за большие деньги. В этот раз такие секретные образцы для конкурса с большим знанием дела подобрал президент Кубанской ассоциации сомелье Григорий Чегодаев.

Интересно, что на конкурсах такие вина (когда этикетка не видна) часто выглядят бледновато. Не раз видел, как маститые западные эксперты и виноделы даже своим собственным винам ставили очень скромные баллы.
Смысл коллективной оценки как раз в том, чтобы собрать все эти нюансы оценок и вывести средний балл — наиболее близкий к объективности, насколько она вообще возможна в таком субъективном деле, как аромат и вкус.
Первое касание с урожаем
Я всегда делаю на этом конкурсе интересные наблюдения. Он позволяет настроиться на дальнейшую работу, потому что на него привозят вина, которые еще не попали в продажу, — например, молодые 2024 года урожая (как правило, белые) и выдержанные красные 2022–2023 годов, которые только выходят в продажу и потому тоже «молоды» по сути.
В первую очередь хочу сказать, что уровень целого ряда белых вин порадовал, но лидером оценки стал уже заслуженный совиньон блан Владимира Гунько. Первый, показавший хороший уровень в этом сорте. В игристых винах победила классика из Дагестана от Леона Давыдова. Отмечаем себе еще один регион на карте интересных вин с выдержкой. Добавлю, что обе эти винодельни консультирует один энолог — Сергей Коротков. Мастер белых стилей виноделия.
При этом четыре вина с топовыми оценками из шести самых титулованных были красными. Красный бленд «Петрикор» от «Винодельни Шумринка», «Мерло Графит» из линейки «Высокий берег», «Каберне Совиньон Гранд Резерв» «Шато Пино» и «Усадьба Перовских» — «44 параллель». Красные вина в топе молодыми не назовешь — 2019–2022 годы. И я еще раз убеждаюсь, что наши красные нужно держать на выдержке перед продажей, только на пользу им бутылка.
Что же касается 2024 года, впечатление очень неровное. Если раньше я говорил, что у нас очень прочные позиции с базовым качеством и не хватает «звезд», то сейчас рынок как бы расслоился. Есть чистота в базовой работе с сортами, есть по-настоящему сильные образцы (особенно красные), а между ними как бы провал. Не хватает стабильно ровного среднего уровня. Либо базовая технология, либо авторский стиль и достаточно долгая выдержка.
2024 год в целом оказался очень непростым для российского виноделия. Иссушающая жара и ранний сбор урожая оказали свое влияние на белые вина — выше алкоголь, менее сбалансированная кислотность. В красных чувствуются зеленоватые танины раннего сбора. Тем не менее, повторюсь, ситуация была очень неровной. Российское виноделие географически очень разбросано по пространствам юга страны, и везде была разная ситуация. Будут и великие вина 2024 года, но только у настоящих мастеров. Год винодела, как говорят, когда на винограднике «само по себе» ничего не дается и все зависит от искусства работы в погребе, исправления «ошибок погоды».
Очень интересным будет тур по винодельням этого года. До старта уже совсем немного осталось.