Социологическое исследование РБК и Президентской академии. Главное

Обновлено 03 марта 2025, 14:32

В России было проведено первое исследование культуры потребление вина, в ходе которого было установлено не просто, как и какое вино пьют россияне, но и их отношение к этому напитку, культуре вина, его влиянию на здоровье и множеству других аспектов. «РБК Вино» рассказывает о главных результатах исследования

Carlo Prearo / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Carlo Prearo / Shutterstock / FOTODOM

В ходе исследования были выявлены две группы россиян по их отношению к вину — массовые потребители и ценители

Обсудите материал в телеграм-канале «РБК Вино».

Сколько россиян разбираются в вине

  • В ходе исследования были выявлены две группы россиян по их отношению к вину — массовые потребители и ценители.
  • Авторы исследования оценивают долю ценителей в 11% населения старше 18 лет.
  • Винные ценители в большинстве своем — молодые мужчины с высшим образованием, живущие в крупных городах и имеющие средний или высокий уровень дохода. Почти половина этой группы зарабатывает 200 или более тысяч рублей в месяц.
  • Массовый потребитель вина — это женщины старшего возраста, проживающие в малых населенных пунктах, не имеющие высшего образования и высокого дохода.

В рамках совместного исследования РБК и Президентской академии с 16 по 18 января 2025 года проводилось два опроса — телефонный и онлайн. В телефонном приняли участие 1419 человек старше 18 лет, проживающих на территории России. В телеграм-каналах «РБК Вино» и «РБК. Новости. Главное» анкету с аналогичными вопросами заполнили свыше 4 тыс. человек. Анализ результатов опроса и выводы, которые легли в основу исследования, провела Лаборатория полевых исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС под руководством Дмитрия Рогозина, заведующего лабораторией, кандидата социологических наук.

  • Треть массовой аудитории видят в вине прежде всего алкоголь, почти столько же согласны с тем, что вино — это женский напиток.
  • Свыше 80% ценителей считает вино элементом культуры. С тем, что вино — это женский напиток, в этой группе согласны только 4%.

Какое вино пьют россияне

  • Массовый потребитель предпочитает красное (42%) тихое (42%) сухое (39%) или полусладкое (33%) вино.
  • Ценители любят красные (41%) и белые (35%) тихие (73%) сухие (83%) вина.
  • 5% опрошенных в группе ценителей предпочитают розе, а 1% — оранжевые вина. Среди массового потребителя число поклонников розе — 3%, потребители оранжевых вин в этой группе отсутствуют.
  • Практически по 20% в той и другой группах предпочитают игристые вина.

«Время вина» — событие РБК о бизнесе, эстетике, вкусе. Весь февраль РБК исследует тему вина в России на всех своих площадках и во всех форматах. Познакомьтесь с уникальными и редкими винами из гида Артура Саркисяна и РБК на грандиозном винном салоне в Центре событий РБК 22 и 23 февраля. Генеральный партнер мероприятия — Sovcombank Wealth Management. Купить билеты вы можете тут!

Реклама, ПАО «Совкомбанк», Erid: F7NfYUJCUneRGyQqi4oR

Где пьют вино россияне

  • Абсолютное большинство россиян предпочитает пить вино дома: 82% — в группе ценителей и 57% респондентов — среди массовых потребителей.
  • В ресторанах и кафе вино пьют 12% ценителей и 7% респондентов среди массовых потребителей.

По каким критериям россияне выбирают вино

eldar nurkovic / Shutterstock / FOTODOM
Фото: eldar nurkovic / Shutterstock / FOTODOM

78% респондентов в массовом сегменте и 96% респондентов в группе ценителей лично покупали вино в магазине за последние несколько месяцев

  • 78% респондентов в массовом сегменте и 96% респондентов в группе ценителей лично покупали вино в магазине за последние несколько месяцев.
  • Страна происхождения вина — главный критерий для выбора напитка (70% у ценителей и 51% у массовых потребителей).
  • 59% ценителей и 33% респондентов в массовом сегменте называют цену главным критерием при выборе покупке вина.
  • Среди ценителей заметно большее значение имеют стиль и характеристики вина и сочетаемость с едой (62% против 26%).
  • Интересно, что ценители чаще слушают советы других людей — 20% против 15% в массовом сегменте.

Сколько россияне готовы заплатить за вино

  • 1 тыс. руб. за бутылку — самый популярный вариант ответа на вопрос «сколько вы готовы потратить на бутылку вина» для обеих групп. Так ответили 61% массовых потребителей и 68% ценителей.
  • Среди ценителей больше людей, готовых потратить более значительные суммы. Однако купить вино дороже 4 тыс. руб. даже в этой группе согласны только 4% опрошенных.
  • Только треть опрошенных в группе массовых потребителей готовы заплатить около 1 тыс. руб. за бутылку хорошего российского вина, тогда как среди ценителей этот показатель увеличивается до 58%.
  • 37% массовых потребителей вообще не готовы покупать российское вино ни за какую цену. У ценителей таких только 7%.
  • 21% массовых потребителей и 52% ценителей готовы заплатить около 1 тыс. руб. за бутылку импортного вина.
  • Доля ценителей, готовых заплатить за бутылку импортного вина 2-3 тыс. руб., заметно выше доли тех в этой группе, кто готов купить российское вино за такие же деньги: 27% против 17%. У массовых потребителей эти показатели составляют 13 и 9% соответственно. Получается, что россияне готовы платить больше за импортное вино, чем за отечественную продукцию.

Что россияне думают о вине

  • 81% ценителей и 62% массовых потребителей не считают, что умеренное потребление вина вредит здоровью.
  • 73% среди массовых потребителей считает, что молодежи лучше полностью отказаться от алкоголя, включая вино. В группе ценителей так думают только треть опрошенных.
  • Массовый потребитель в России часто считает вино напитком для богатых (25% против 9% у ценителей), хотя в целом с этим утверждением большинство россиян все-таки не согласны.
  • Массовый потребитель чаще называет вино женским напитком (27% против 4%). В группе ценителей с этим не согласны 95% опрошенных.

Что россияне думают о российском вине

  • С утверждением «российские вина не уступают в качестве импортным» согласны 58% ценителей и 44% массовых потребителей.
  • Не согласных с этим утверждением больше среди ценителей (35% против 27%). Каждый третий представитель массового сегмента не имеет своего мнения по данному вопросу.
  • Чем больше человек разбирается в вине, тем чаще он пьет российские вина. За последний месяц российские вина пили 48% массовых потребителей и 76% ценителей.

Как россияне относятся к рекламе вина и онлайн-продажам

  • 11% респондентов среди массовых потребителей и 44% ценителей относятся положительно к рекламе вина. Доля тех, кто относится к рекламе отрицательно, составила 35 и 14% соответственно.
  • 21% массовых потребителей и 65% ценителей одобряют идею разрешения дистанционных продаж вина. Негативно относятся к ней 40 и 16% соответственно.
Поделиться