Социологическое исследование РБК и Президентской академии. Главное
В России было проведено первое исследование культуры потребление вина, в ходе которого было установлено не просто, как и какое вино пьют россияне, но и их отношение к этому напитку, культуре вина, его влиянию на здоровье и множеству других аспектов. «РБК Вино» рассказывает о главных результатах исследования

В ходе исследования были выявлены две группы россиян по их отношению к вину — массовые потребители и ценители
Обсудите материал в телеграм-канале «РБК Вино».
Сколько россиян разбираются в вине
- В ходе исследования были выявлены две группы россиян по их отношению к вину — массовые потребители и ценители.
- Авторы исследования оценивают долю ценителей в 11% населения старше 18 лет.
- Винные ценители в большинстве своем — молодые мужчины с высшим образованием, живущие в крупных городах и имеющие средний или высокий уровень дохода. Почти половина этой группы зарабатывает 200 или более тысяч рублей в месяц.
- Массовый потребитель вина — это женщины старшего возраста, проживающие в малых населенных пунктах, не имеющие высшего образования и высокого дохода.
В рамках совместного исследования РБК и Президентской академии с 16 по 18 января 2025 года проводилось два опроса — телефонный и онлайн. В телефонном приняли участие 1419 человек старше 18 лет, проживающих на территории России. В телеграм-каналах «РБК Вино» и «РБК. Новости. Главное» анкету с аналогичными вопросами заполнили свыше 4 тыс. человек. Анализ результатов опроса и выводы, которые легли в основу исследования, провела Лаборатория полевых исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС под руководством Дмитрия Рогозина, заведующего лабораторией, кандидата социологических наук.
- Треть массовой аудитории видят в вине прежде всего алкоголь, почти столько же согласны с тем, что вино — это женский напиток.
- Свыше 80% ценителей считает вино элементом культуры. С тем, что вино — это женский напиток, в этой группе согласны только 4%.
Какое вино пьют россияне
- Массовый потребитель предпочитает красное (42%) тихое (42%) сухое (39%) или полусладкое (33%) вино.
- Ценители любят красные (41%) и белые (35%) тихие (73%) сухие (83%) вина.
- 5% опрошенных в группе ценителей предпочитают розе, а 1% — оранжевые вина. Среди массового потребителя число поклонников розе — 3%, потребители оранжевых вин в этой группе отсутствуют.
- Практически по 20% в той и другой группах предпочитают игристые вина.
«Время вина» — событие РБК о бизнесе, эстетике, вкусе. Весь февраль РБК исследует тему вина в России на всех своих площадках и во всех форматах. Познакомьтесь с уникальными и редкими винами из гида Артура Саркисяна и РБК на грандиозном винном салоне в Центре событий РБК 22 и 23 февраля. Генеральный партнер мероприятия — Sovcombank Wealth Management. Купить билеты вы можете тут!
Реклама, ПАО «Совкомбанк», Erid: F7NfYUJCUneRGyQqi4oR
Где пьют вино россияне
- Абсолютное большинство россиян предпочитает пить вино дома: 82% — в группе ценителей и 57% респондентов — среди массовых потребителей.
- В ресторанах и кафе вино пьют 12% ценителей и 7% респондентов среди массовых потребителей.
По каким критериям россияне выбирают вино

78% респондентов в массовом сегменте и 96% респондентов в группе ценителей лично покупали вино в магазине за последние несколько месяцев
- 78% респондентов в массовом сегменте и 96% респондентов в группе ценителей лично покупали вино в магазине за последние несколько месяцев.
- Страна происхождения вина — главный критерий для выбора напитка (70% у ценителей и 51% у массовых потребителей).
- 59% ценителей и 33% респондентов в массовом сегменте называют цену главным критерием при выборе покупке вина.
- Среди ценителей заметно большее значение имеют стиль и характеристики вина и сочетаемость с едой (62% против 26%).
- Интересно, что ценители чаще слушают советы других людей — 20% против 15% в массовом сегменте.
Сколько россияне готовы заплатить за вино
- 1 тыс. руб. за бутылку — самый популярный вариант ответа на вопрос «сколько вы готовы потратить на бутылку вина» для обеих групп. Так ответили 61% массовых потребителей и 68% ценителей.
- Среди ценителей больше людей, готовых потратить более значительные суммы. Однако купить вино дороже 4 тыс. руб. даже в этой группе согласны только 4% опрошенных.
- Только треть опрошенных в группе массовых потребителей готовы заплатить около 1 тыс. руб. за бутылку хорошего российского вина, тогда как среди ценителей этот показатель увеличивается до 58%.
- 37% массовых потребителей вообще не готовы покупать российское вино ни за какую цену. У ценителей таких только 7%.
- 21% массовых потребителей и 52% ценителей готовы заплатить около 1 тыс. руб. за бутылку импортного вина.
- Доля ценителей, готовых заплатить за бутылку импортного вина 2-3 тыс. руб., заметно выше доли тех в этой группе, кто готов купить российское вино за такие же деньги: 27% против 17%. У массовых потребителей эти показатели составляют 13 и 9% соответственно. Получается, что россияне готовы платить больше за импортное вино, чем за отечественную продукцию.
Что россияне думают о вине
- 81% ценителей и 62% массовых потребителей не считают, что умеренное потребление вина вредит здоровью.
- 73% среди массовых потребителей считает, что молодежи лучше полностью отказаться от алкоголя, включая вино. В группе ценителей так думают только треть опрошенных.
- Массовый потребитель в России часто считает вино напитком для богатых (25% против 9% у ценителей), хотя в целом с этим утверждением большинство россиян все-таки не согласны.
- Массовый потребитель чаще называет вино женским напитком (27% против 4%). В группе ценителей с этим не согласны 95% опрошенных.
Что россияне думают о российском вине
- С утверждением «российские вина не уступают в качестве импортным» согласны 58% ценителей и 44% массовых потребителей.
- Не согласных с этим утверждением больше среди ценителей (35% против 27%). Каждый третий представитель массового сегмента не имеет своего мнения по данному вопросу.
- Чем больше человек разбирается в вине, тем чаще он пьет российские вина. За последний месяц российские вина пили 48% массовых потребителей и 76% ценителей.
Как россияне относятся к рекламе вина и онлайн-продажам
- 11% респондентов среди массовых потребителей и 44% ценителей относятся положительно к рекламе вина. Доля тех, кто относится к рекламе отрицательно, составила 35 и 14% соответственно.
- 21% массовых потребителей и 65% ценителей одобряют идею разрешения дистанционных продаж вина. Негативно относятся к ней 40 и 16% соответственно.