В России начали подготовку закона об онлайн-продаже алкоголя по биометрии

Обновлено 18 сентября 2024, 12:48
TippaPatt / Shutterstock / FOTODOM
Фото: TippaPatt / Shutterstock / FOTODOM

В России начали подготовку закона об онлайн-продаже алкоголя по биометрии

Вице-премьер Дмитрий Григоренко поручил профильным ведомствам разработать изменения в законодательство для верификации возраста покупателей с помощью биометрии для онлайн-продажи товаров с возрастным ограничением, включая алкогольные напитки и энергетики. Новый законопроект по онлайн-продаже алкоголя находится в стадии доработки и может быть внесен уже этой осенью. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на документ, который есть в их распоряжении.

Как указывает издание, соответствующее поручение было направлено руководителям Минцифры, Минпромторга, Минздрава и АО «Центр биометрических технологий» (ЦБТ). Ведомства должны подготовить изменения, чтобы обеспечить возможность установления возраста покупателя с помощью государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных» (ЕБС).

Как прокомментировали «РБК Вино» президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов, существующие цифровые технологии в интернет-торговле могут выстроить современную систему контроля возраста покупателя, времени и места доставки, а также качества продукции. В то же время он подчеркивает, что для настройки всех процессов потребуется время.

«Например, системе ЕГАИС, которая позволяет полностью прослеживать легальную продукцию от производителя до конечного покупателя, нужна адаптация к интернет-торговле. В частности, речь о холдировании продукции (отложенная оплата) на период доставки: списание должно произойти только после подтверждения возраста покупателя. При этом и ЕГАИС, и ЕБС — сторонние системы, для их полного внедрения потребуется интеграция со своей программной оболочкой, донастройка бизнес-процессов. Потребуется минимум полгода или год, чтобы соответствовать всем высоким требованиям, которые предъявляются к этой категории товаров», — прокомментировал эксперт.

Как указывает Соколов, согласно данным мировой статистики, через интернет продается не более 10% от общих розничных продаж алкогольной продукции. Наибольший объем приходится на винодельческие напитки — 4,4%. «В нашей стране возможен небольшой статистический рост интернет-продаж алкогольной продукции, однако происходить он будет лишь за счет «обеления» рынка, при этом мы получим значительное снижение рисков для здоровья населения и одновременно рост поступлений в бюджет государства», — пояснил Соколов.

Использование биометрии при покупке товаров категории 18+ станет надежным способом подтверждения возраста, заявил «Ведомостям» представитель ЦБТ. По его словам, идентификация будет происходить в контуре ЕБС, поэтому онлайн-магазины не получат доступ к данным покупателя, его фотографии или возрасту, как происходит в случае предъявления паспорта.

«Продавцу будет доступен лишь факт того, проходит ли покупатель установленное возрастное ограничение или нет. Все, что передается при проверке возраста, — это набор цифр, из которых нельзя восстановить какую-либо информацию о человеке, поэтому продавец даже при желании не сможет узнать персональные данные покупателя», — сообщил представитель ЦБТ. Одновременно с обсуждением законопроекта сейчас прорабатывается архитектура сервиса подтверждения возраста, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к ЦБТ.

Ранее на Восточном экономическом Форуме глава Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов заявил, что запуск онлайн-продаж алкоголя в России (в случае одобрения этой меры государством) возможен в срок не ранее 2025 года. В ассоциации уточняли, что компаниям потребуется время на то, чтобы технологически перестроиться, а эта процедура займет не меньше полугода.

Поделиться