Самые популярные напитки и блюда в русской литературе
Русские классики в своих произведениях чаще всего из продуктов упоминали хлеб, а из напитков — чай. Самыми часто встречающимися на страницах их книг крепкими напитками стали вино, водка и шампанское. При этом чаще всего алкоголь в своих романах упоминал Лев Толстой, а еду — Иван Гончаров

Чаще всего в произведениях русских классиков упоминаются хлеб, чай, вино, водка и шампанское
Чаще всего из наименований еды и напитков в произведениях русской литературы встречаются хлеб, чай и вино. Об этом говорится в совместном исследовании «Х5 Клуб» и сервиса «Литрес» (есть у «РБК Вино»).
В рамках исследования был проведен количественный контент-анализ 100 произведений русской литературы, написанных в XVIII—XX веке.
Как отмечают аналитики, чаще всего в произведениях русских классиков упоминаются хлеб (1330), чай (1316), вино (795), водка (603) и шампанское (251). Также в первой десятке оказались масло, молоко, курица, соль и кофе. Как отмечают авторы исследования, слово «курица» встречается чаще, чем слово «мясо». Кроме этого, в топ-20 попало слово «щи», которое по количеству упоминаний обогнало слово «суп».
Как рассказали авторы исследования, чаще других писателей еду в своих произведениях упоминал Иван Гончаров. Например, в романе «Обломов» он называет 150 разных продуктов и блюд. На втором месте по этому показателю Николай Гоголь. В его «Мертвых душах» упомянуто не менее 150 блюд и продуктов. При этом в произведении Гоголя герои не пьют чай.
На третьем месте среди писателей по количеству упоминаний названий еды — Лев Толстой. В романах «Война и мир» и «Анна Каренина» названия блюд и продуктов упомянуты более 100 раз. При этом, по данным аналитиков, именно в произведениях Толстого чаще всего упоминаются названия алкогольных напитков.

Продуктовые корзины из произведений писателей

Авторы исследования также составили продуктовые корзины, характерные для типичного героя пяти русских классиков. Стоимость наборов актуальна на август—сентябрь 2024 года.
- Николай Гоголь. Типичного персонажа его произведения называют «представителем своего времени, наделенным характерными пороками общества от чревоугодия до расточительства». Он тратил бы на свою продуктовую корзину примерно 4014 руб. В продуктовый набор вошли хлеб, вино, мясо, курица, пышки и уха, а также характерная именно для Гоголя «саламата» — мучная каша или кисель.
- Федор Достоевский. Для героя этого писателя характерны отчужденность от среды и яркая демонстрация своей непохожести на общество. Его продуктовая корзина обойдется в 2731 руб. При этом в ее стоимость не включили раков, которые недоступны к покупке в продуктовых магазинах. Продуктовый набор героя Достоевского включает в себя хлеб, горох, сыры, супы, пряники и пироги. Из напитков в этой продуктовой корзине оказались водка, пиво и кофе.
- Лев Толстой. Типичный герой этого писателя — любитель выпить, именно поэтому часто встречается упоминание алкогольных напитков: вина, водки и шампанского. Из еды в этой продуктовой корзине оказались курица, рыба и пироги. Такая продуктовая корзина обойдется в 2630 руб.
- Александр Пушкин. Типичный герой этого автора устал от жизни и запивает скуку вином, водкой, шампанским, пивом, ромом и лимонадом. При этом из продуктов в корзине хлеб, маринованные грибы, пирожные и мороженое. Стоимость продуктового набора составит 2340 руб.
- Антон Чехов. Продуктовую корзину его типичного героя отличает минимализм в выборе продуктов и напитков. Стоимость такого набора составляет всего 1930 руб. В набор вошли чай, вино, водка и кофе, баранина, хлеб с маслом и пироги с вареньем.
Ранее сервис «Литрес» называл самые популярные книги о вине у россиян. Лидером рейтинга стала книга авторов онлайн-портала Wine Folly Джастина Хэммека и Мадлен Пакетт «Вино. Практический путеводитель». Аналитики также отмечали, что книги о вине активнее начинают покупать в летнее время. Они связали это с порой отпусков и путешествий.