METRO и «Перекрёсток» оценили рост доли российского вина на полках

Российское вино заняло четверть полок ретейлеров

Обновлено 21 августа 2024, 07:46

На полках российских торговых сетей российское вино составляет 25% от всего ассортимента вин, а с конца 2023 года средняя цена на вино увеличилась на 5–7%. Об этом сообщили «РБК Вино» представители «Перекрестка» и METRO

Hryshchyshen Serhii / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Hryshchyshen Serhii / Shutterstock / FOTODOM

На полках российских торговых сетей российское вино составляет 25% от всего ассортимента вин

Российские вина занимают 25% полок крупнейших российских ретейлеров. По словам Натальи Шестак, руководителя управления по закупкам вина «Перекрестка», из 600 представленных в магазинах сети наименований вина сегодня 150 — российские. При этом доля российского вина за год в «Перекрестке» увеличилась на 7 п.п. «Сейчас в торговых центрах METRO представлено более 400 артикулов российских вин, что составляет приблизительно 25% от всей винной полки, остальной ассортимент представлен зарубежными производителями — это примерно 75%, или чуть более 1500 артикулов», — говорит Татьяна Ястребова, руководитель направления закупок вина METRO.

Торговая сеть «Перекресток» входит в компанию X5 Retail Group N.V. — ведущую продуктовую розничную компанию в России, управляющую торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик». По итогам первого квартала 2024 года в России работало 978 магазинов «Перекресток», количество покупателей в них составило почти 170 млн человек, а средний чек — 815,1 руб. Согласно данным МСФО, выручка только сети «Перекресток» в первом квартале 2024 года выросла на 18,9%, до 120,7 млрд руб.

METRO — один из крупнейших транснациональных операторов оптовой торговли. Компания представлена в 34 странах, в России работает с 2000 года. На сегодняшний день российское подразделение компании METRO открыло 93 торговых центра в 51 регионе страны. Количество сотрудников — около 11 000 человек. Клиентами METRO являются представители малого и среднего бизнеса — юридические лица и индивидуальные предприниматели. Кроме того, METRO развивает в России франчайзинговый проект под брендом «Фасоль». Сегодня в стране работает более 1700 магазинов под этим брендом.

В продажах доля российского вина больше. В «Перекрестке» на него приходится 32% продаж в штуках, а в METRO — 34%. По словам Татьяны Ястребовой, сеть видит динамику переключения клиентов с импортного вина и шампанского на российское производство.

Высокая доля в продажах объясняется тем, что отечественное вино представлено в сетях в наиболее популярных нижних ценовых сегментах. «Наибольшее количество продаж — в сегменте от 600 до 1000 рублей», — заявила Наталья Шестак из «Перекрестка». По ее данным, на ценовые группы до 400 руб., от 400 до 600 руб. и от 600 до 1000 руб. за бутылку приходится 32, 30 и 32% всех продаж соответственно. Российское вино дороже 2,5 тыс. руб. за бутылку в сети не продается. Импортное вино до 400 руб. за бутылку представлено только Грузией, а от 400 до 600 руб. — Арменией, Грузией, Испанией, Молдавией, Чили и ЮАР. «Российские вина в основном представлены в ценовом сегменте от 400 до 1000 руб., а импортные вина — от 600 до 10 000 руб.», — объяснил представитель сети. «Наибольшим спросом среди российских вин пользуются напитки стоимостью 400–1000 руб., в то время как зарубежные более популярны в ценовой категории 600–2500 руб.», — добавила Татьяна Ястребова.

По данным «Перекрестка», рост цен на вино с начала года составил примерно 5–7%, что связано со значительным повышением акциза с 1 мая 2024 года.

Как объяснила Наталья Шестак, вино россияне покупают круглый год. «Повышенный спрос наблюдаем в период гендерных праздников и в декабре», — добавила она. По ее словам, «сейчас мы видим переключение потребления больше на белые вина, летом увеличиваются продажи по розовым винам. В среднем пока распределение между белым и красным — 50 на 50».

«Если говорить про сезонность, то она остается неизменной за исключением потребления розового вина — его выбирают в теплые сезоны. Белое и красное предпочитают круглый год», — заявила Татьяна Ястребова из METRO.

Как сообщал «РБК Вино», вина из недружественных стран продолжают занимать большую часть портфелей крупнейших виноторговых компаний России, формируя в среднем 58% ассортимента вин, на «дружественные» вина приходится 26% ассортимента, а на российские — 16%. В августе 2023 года цифры были 75, 15 и 10% соответственно.

Поделиться