Артур Саркисян — о винодельческих регионах: Ставрополь
Ставропольский край — регион с почти двухсотлетней историей виноделия, о котором сейчас знают очень немногие. Но скоро узнают, уверен Артур Саркисян, винный эксперт и партнер «РБК Вино». Еженедельная колонка Артура Саркисяна — о винодельческом Ставрополе, его людях и инвестиционном потенциале
Открывая Ставрополь
Один из любимых моих на сегодняшний день винных регионов. Мы начали посещать его гораздо позже, чем Дон или Крым. Всего лишь четвертый год объезжаем винные хозяйства, но разница поразительная. Ставропольский край постепенно открывается все новыми гранями, новыми людьми, винами, своими субрегионами.
История виноделия здесь началась в XIX веке и состоит как бы из двух частей. С одной стороны, это история казачьего виноградарства Азово-Моздокской линии, поселения которой возводились для защиты южных рубежей России, во многом похожая на казачье виноделие долины Дона. Только автохтонных сортов той эпохи в долине реки Кумы не сохранилось с тех времен. Там же располагались поместья Бургонь-Маджары и Владимировка, где еще в первое половине XIX века производилось местное игристое — «полушампанское».
Вторая часть истории — это поселения европейских колонистов: немецких — Темпельгоф, итальянских — Колаборка, располагавшихся в районе Пяти гор, нынешних Кавказских минеральных вод. Рислинг, сильванер и также игристые вина. Вся эта история крепко забыта и потому особенно интересна, а основные современные регионы виноделия в целом повторяют очертания минувших винодельческих эпох.
Пятигорье сейчас — это один из активно развивающихся субрегионов. Много туристов, сохранилась часть исторической памяти. Кроме того, регион интересен именно для современного виноделия, когда в винах хочется меньше «фруктовой бомбы», а больше элегантности. На Кавминводах прохладней и комфортней для белых сортов винограда, чем в восточной части Ставрополья, где начинаются Ногайские степи да и просто пустыня с песчаными черепахами и виноградниками, растущими в почве, похожей на пляж.
Ставрополь как винодельческий регион долго находился в спящем состоянии. Все-таки виноградарство здесь непростое. Бывают и морозы, и жара с засухой, виноград нужно укрывать. Но сейчас все очень быстро меняется. Малые винные хозяйства растут как грибы.
Что пить в Ставрополье?
Белые вина, как и во времена колонистов Темпельгофа. Рислинг очень удачен у целого ряда виноделен. Ркацители получается достаточно тонким и свежим. Есть интересные вина из «муската» и «вионье».
В достаточно легком, элегантном, не чрезмерном стиле получаются красные вина. У нескольких виноделен неплохо получается достаточно капризный в наших широтах сорт «мерло». И даже «красностоп золотовский» здесь не такой брутальный, как на Дону или Кубани. Больше минеральности, тонкости, свежих созревающих ягод вместо ягодного джема.
По всем признакам в регионе неплохо должны получаться игристые вина, но пока единственный пример, который мне удалось здесь попробовать, — достаточно простое вино методом Шарма. Думаю, в будущем ставропольская «классика» еще себя покажет.
Куда ехать?
Проще и логичней всего знакомство с регионом начать, прилетев в аэропорт Минеральные Воды. От него в получасе часе езды — все основные винодельни на КМВ. В городе Пятигорске надо посетить в буквальном смысле «гаражную» винодельню Ferrum Winery, названную по фамилии семьи Железных. Несмотря на простоту локации, у них очень симпатично. Винодел Александра умно и интересно рассказывает о регионе и своих принципах виноделия. Надо попробовать красный бленд Appolinari, названный в честь старшей дочери.
Обязателен также визит в село Прикумское, которое раньше называлось Темпельгоф (та самая немецкая колония). Там находится старый винный подвал, которым управляет ветеран ставропольского виноделия Виталий Батрак и его семья. Здесь же нужно заехать в винодельню «Темпельхоф» опытного виноторговца с 30-летним стажем Федора Ештокина. Участки под «каберне совиньон» на его винограднике подбирал мэтр итальянской энологии Андреа Франкетти. Нужно непременно договориться о визите на один из виноградников этих прикумских хозяйств. Вид с них просто дух захватывает — все пять гор с горой Верблюд на первом плане. Впрочем, если погода не позволит подняться на виноградник, из дегустационного зала Виталия Батрака вид не хуже.
Не поленитесь проехать примерно сотню километров до города с позитивным названием Светлоград. Там находится самая красивая винодельня региона — семейное хозяйство Михаила Колесникова. Кроме винодельни и погреба, выстроенных по личному, до мелочей выверенному плану, там есть ресторан на два столика с шефской кухней и сыроварня, которой занимается супруга владельца.
Вокруг столицы региона, Ставрополя, сейчас формируется целый кластер небольших виноделен. К следующему сезону уже модно будет ехать в Приозерное, где растут органические виноградники, а вино делают в амфорах.
Список виноделен для визита заведомо неполный. Ставрополь будет ежегодно прирастать новыми именами.
Стоит ли инвестировать?
Перспективный регион КМВ уже достаточно плотно занят. Хороший участок земли под виноградник найти уже не так просто, но очевидный бонус более высокой стоимости — туристический поток несколько миллионов человек.
В песчаные равнины долины реки Кумы на Востоке региона вкладываются крупные агрохолдинги. Там есть и оросительные системы, и другая инфраструктура виноградарства (например, колледж виноделия в станице Прасковейская), но это путь настоящего воина сельхозинвестиций. Нужен опыт и много техники.
Интересна долина реки Калаус (тот самый Светлоград). Регион пока не освоен, стоимость земли для российского виноделия не просто низкая, а смешная (при условии, что вы разберетесь со структурой владения этой землей — все состоит из паев). Климат не такой засушливый, как на востоке, и достаточно мягкий, чтобы виноградник не укрывать на зиму на некоторых участках. Минус — удаленность от крупных транспортных хабов.
Я бы еще отметил долину реки Егорлык под Ставпрополем. Там сейчас очень интересное движение происходит. Много молодых активных инвесторов, хорошая атмосфера общения и взаимовыручки: я тебе бригаду рабочих, ты мне трактор под посадку и т. д. Напоминает первые годы бурного развития винодельческого региона Севастополь. И сам регион помогает, кстати. Много увлеченных виноделием людей в администрации, губернатор о винограде не забывает и другим не дает. Все-таки инвестиционный климат — это не только погода, но и люди вокруг.