Знаменитые художники и их работы на винных этикетках

Как великие художники создавали винные этикетки

Обновлено 04 июля 2024, 10:22

Театр начинается с вешалки, книга — с обложки, а бутылка вина — с этикетки. Но так было не всегда: в Oxford Companion to Wine винный критик Дженсис Робинсон указывает, что до 1860-х годов винных этикеток в современном понимании не существовало из-за недостаточно развитых технологий полиграфии и производства клея. Но уже в начале XX века ситуация изменилась. Как большие художники создавали этикетки для известных винных домов — в материале «РБК Вино»

ViDI Studio / Shutterstock / FOTODOM
Фото: ViDI Studio / Shutterstock / FOTODOM

Театр начинается с вешалки, книга — с обложки, а бутылка вина — с этикетки

Кто первым стал использовать картины известных художников для этикеток вина?

Chateau Mouton Rothschild
Фото: Chateau Mouton Rothschild

Этикетка Жана Карлю получилась настоящим шедевром ар-деко: лаконичная, графичная, символичная

В 1922 году двадцатилетний Филипп де Ротшильд получил от своего отца, барона Анри де Ротшильда, право распоряжаться винным поместьем Chateau Mouton Rothschild в Бордо, которому суждено было стать легендарным. Шато приобрел еще в 1853-м прадед Филиппа барон Натаниэль де Ротшильд, но к началу 1920-х оно пришло в упадок. Юный Филипп всерьез увлекся виноделием, которое интересовало его куда больше отцовских банковских операций. Он стал первым Ротшильдом, который взял на себя труд лично руководить производством, розливом в бутылки и продажей вина — бизнесом, который прежде отдавался на откуп негоциантам. Дело пошло, и уже в 1924 году Филипп внедрил еще одно новшество, которому суждено было стать знаковым: художественные этикетки для своего вина.

Первым известным художником, к которому обратился молодой Ротшильд, стал Жан Карлю — график, плакатист и графический дизайнер. Этикетка получилась настоящим шедевром ар-деко: лаконичная, графичная, символичная. На ней впервые появилась баранья голова: во-первых, отсылка к Mouton (в переводе с французского — «баран»), во-вторых — знак зодиака Филиппа Ротшильда (он родился 13 апреля под знаком Овна).

Во время Второй мировой Филипп Ротшильд потерял первую жену, участвовал в Сопротивлении и высадке союзников в 1944-м. Победа в войне для него не была пустым звуком, и для винтажа 1945 года Ротшильд заказал особенную этикетку с буквой V, напоминании о знаменитом «V-жесте» британского премьера Уинстона Черчилля: V — значит Victory, то есть «победа». Автором иллюстрации стал Филипп Жюлиан. Вино имело успех, а Ротшильд решил сделать смену картинок на этикетке регулярной.

Кто рисовал этикетки для Chateau Mouton Rothschild?

Среди тех, кто рисовал для Ротшильда, были его друзья — Жан Кокто, который создал этикетку 1947 года, когда к Филиппу перешел баронский титул, Мари Лорансон (этикетка 1948 года), Леонор Фини (1954), и другие художники, известные всему миру: Жорж Брак (1955), Сальвадор Дали (1958), Жорж Матье (1961), Генри Мур (1964), Хуан (Жоан) Миро (1969), Энди Уорхол (1975), Кит Харинг (1988).

Среди авторов были и художники, родившиеся на территории Российской Империи. Для этикетки 1956 года был использован рисунок Павла Челищева, в 1970-м — Марка Шагала, для этикетки 1971-го — фрагмент работы «архитектурного» периода Василия Кандинского, датированной 1939 годом, а в 1972 году Ротшильд выбрал абстракцию Сержа (Сергея) Полякова.

Важной вехой в истории этикеток Chateau Mouton Rothschild стала картинка 1973 года, когда статус знаменитого шато повысился со второго до первого в классификации бордоских вин, что на тот момент было редчайшим прецедентом. Ротшильд хотел, чтобы этикетку нарисовал Пабло Пикассо, но весной 1973-го великий художник умер. Барон обратился к его дочери Паломе, которая предоставила для этикетки рисунок отца 1959 года.

В 1978-м канадский художник Жан-Поль Риопель нарисовал два варианта эскиза, оба обыгрывали кружки, оставляемые на скатерти винными бутылками. Ротшильд принял оба: один украшал одну половину винтажа, другой — другую, поэтому эти этикетки оказались одними из самых редких и популярных у коллекционеров.

А что же баран, или Овен, символ шато и его владельца, барона Филиппа? Жизнерадостное символическое животное снова появлялось на этикетке. Его рисовали Павел Челищев, Джордж Арнульф, Сальвадор Дали и другие. В 1982 году — как раз тогда вышло вино, которое винный эксперт Роберт Паркер назвал «винтажом века» — нарисовать эскиз Ротшильд предложил актеру и режиссеру Джону Хьюстону: он изобразил барана в дионисийской пляске, чем-то похожего на козлов Шагала, а рядом — виноградную гроздь и оранжевое солнце. Еще одного барана в 1999 году, уже после смерти Филиппа Ротшильда, нарисовал график и плакатист Раймон Савиньяк: его карикатурный веселый персонаж с оранжевой шерстью весело лягается, стуча задними копытами в воздухе.

Барон Филипп де Ротшильд умер в 1988-м. Его дочь и наследница Филиппина де Ротшильд продолжила отцовское дело и «этикеточную» традицию. При ней рисунки создавали Люсьен Фрейд (2006), Аниш Капур (2009), Джефф Кунс (2010) и другие известные современные художники, скульпторы и дизайнеры.

В 1993 году произошел нравственно-правовой казус: пуритански настроенные представители влиятельных американских кругов потребовали заменить этикетку с наброском Бальтюса (графа Бальтазара Клоссовского де Рола), изображавшим обнаженную девочку-подростка, притом что Бюро по контролю за оборотом алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ (Bureau of Alcohol, Tobacco, Firearms and Explosives, ATF) выдало разрешение на продажу вина в США. Филиппина де Ротшильд поступила дипломатично, отправив в Америку вино с этикеткой без каких-либо картинок. В 2002 году для эскиза этикетки был использован рисунок «Окно» Ильи Кабакова, видного представителя течения московского концептуализма. Он изображал ангельские крылья, образующие тоннель, который ведет к свету.

В 2004 году в ознаменование столетней годовщины заключения l'Entente cordiale — «Сердечного согласия», дипломатического союза Франции и Великобритании, ставшего основой Антанты, нарисовать этикетку попросили дилетанта — принца Уэльского Чарльза, нынешнего британского короля Карла III.

Еще в начале 1980-х Филиппина де Ротшильд сформировала коллекцию эскизов этикеток, которая с успехом выставлялась по всему миру, в том числе в России. За рисунки по традиции художникам не платили: они получали десять кейсов по двенадцать бутылок, пять из которых — того винтажа, для которого они рисовали. Учитывая растущую инвестиционную стоимость этого вина — сделка достойная.

Абстракции и обнаженная натура: какие этикетки для вина рисовали в США, Италии и России

Kenwood Vineyards
Фото: Kenwood Vineyards

Этикетка, созданная Дэйвом Кинси для серии Kenwood Artist Series 2007 года «Каберне Совиньон»

В Америке есть своя винодельня, получившая прозвище «Американский Mouton», — Kenwood Vineyards в калифорнийской Сономе. Хотя винодельня основана значительно позже, чем Chateau Mouton Rothschild, для нее успели поработать многие известные художники XX века. На этикетках Kenwood появлялись работы тех же мастеров, что и на винах поместья Ротшильда — Пабло Пикассо, Хуана (Жоана) Миро, а также Сэма Фрэнсиса, Александра Колдера, Уэйна Тибо и Джима Дайна.

Но в 1975 году у «Американского Мouton» возникла та же проблема, что значительно позже появилась и у французского, — конфликт с блюстителями нравственности. Дэвид Гойнс, калифорнийский художник, который, к слову, работал и для других виноделен, в частности, Ravenswood и Mount Veeder, изобразил на этикетке обнаженную женщину. По требованию AFT рисунок пришлось изменить. Во избежание проблем наученный чужим горьким опытом австралийский винодел Питер Леманн сразу заказал Анели Павловой два вида этикеток — с обнаженной и с одетой женщиной.

Итальянские виноделы знаменитого дома Marchesi Antinori избежали подобных казусов. Они предложили создать этикетку для супертосканского вина Тиньянелло предметному и графическому дизайнеру Сильвио Копполе. В 1974 году он разработал этикетку для винтажа 1971 года — абстрактное изображение, напоминающее закатное солнце, которое не могло вызвать никаких нежелательных коннотаций.

Коппола работал и для других итальянских виноделов. Он также сотрудничал с Ceretto, создав историческую этикетку дома 1981 года, а в 1985-м — узнаваемую этикетку для Blange. В 1990-х для этой компании работали дизайнеры Итало Лупи и Джакомо Берсанетти. В России традиции сотрудничества винных домов и художников не такие давние, как у Chateau Mouton Rothschild, но они появляются и укрепляются. Например, компания «Абрау-Дюрсо» провела серию коллабораций с живописцами и графиками.

В 2015 году автором этикетки стал театральный художник Борис Мессерер, кузен великой балерины Майи Плисецкой, в 2016-м — Павел Пепперштейн, один из основателей арт-группы «Инспекция «Медицинская герменевтика», в 2017-м — дизайнер Евгения Миро, известная своим сотрудничеством с домом Hermes, а в 2019-м — Эрик Булатов, один из самых дорогих ныне живущих российских художников — eго работа «Слава КПСС» была продана более чем за $2 млн. Для «Абрау-Дюрсо» Булатов нарисовал этикетки для белого и красного брюта серии Victor Dravigny, навеянные его картиной, которую художник посвятил своей жене Наталье.

Поделиться
Авторы
Теги