Франк Дюсенер об энотуризме и его значении для русского терруара. Мнение

Франк Дюсенер рассказал об эволюции энотуризма в России

Обновлено 21 мая 2024, 09:25
Shutterstock
Фото: Shutterstock
Франк ДюсенерФранк ДюсенерГлавный энолог Шато де Талю (входит в Mantera Group), потомственный винодел, до переезда в Россию стажировался в лучших хозяйствах Бордо — Château Palmer, Château Faugères, работал в Долине Роны в La Cave de Canteperdrix

О доверии

Я 20 лет живу и работаю в России, прекрасно помню, как в 2004 году в Chateau le Grand Vostock мы начали приглашать туристов на производство уже после первого урожая. Это было эксклюзивное предложение для профессионалов в вине — представителей торговых сетей, сомелье, виноделов, экспертов. Мы арендовали зал в местном Доме культуры и проводили там дегустации, а на старом автобусе для наших сотрудников возили гостей на виноградники, рассказывали про терруар и показывали винодельню, которая тогда только строилась.

Мы видели, как меняется отношение гостей к нашему вину после знакомства с производством и дегустациями в хозяйстве. Гораздо проще было убедить в качестве нашего продукта, пригласив людей на винодельню на Кубани, чем провести тысячу дегустаций в Москве.

Об эволюции и возможностях

Десять лет назад винные туристы могли посетить только пять-шесть мест на Кубани, а сейчас между Геленджиком и Анапой уже восемь или девять виноделен готовы принимать гостей и у каждого своя специфика и своя концепция. Туристов стало гораздо больше. Все начиналось с экспертов и профессионалов, любители были единичным случаем, и это скорее были только местные.

Теперь я встречаю людей, которые специально приехали в тур по винодельням Краснодарского края и они приезжают из других российских регионов, они бывали на европейских винодельнях и делятся со мной впечатлениями, могут сравнивать и делают выбор в пользу тура по винным местам Кубани осознанно.

Я восхищаюсь тем, какими темпами развивается виноделие в России и тем, как производители быстро сориентировались в современных тенденциях. Каждый год для туристов на Кубани открываются все новые и новые винодельни, я говорю не только о гигантах, но и о маленьких хозяйствах. Это уже не одна винодельня на 200 км, но все еще не самодостаточный винный маршрут.

Нам пока все еще не хватает «концентрации» винных производств. Важно, чтобы интервалы в поездках между винодельнями были по 20 минут, а не по полтора–два часа, чтобы за день можно было посетить больше, чем одно хозяйство. Нужен предложенный гостю маршрут и досуг на всем его протяжении. И досуг для всех — от детей до пенсионеров.

И информация, информация, информация. Нужно рассказывать людям о том, что они могут приехать, что они могут получить. Это и еще один способ для повышения общей культуры вина.

Об эмоциональной связи

Супермаркет. Вы один стоите у огромного стеллажа с огромным выбором вина. Какова вероятность, что вы выберете бутылку неизвестного вам российского вина, а не какое-то «Кьянти Классико»?

А теперь представьте, что вы приехали на винодельню. Мы, в Шато де Талю, прежде всего рассказываем о нашей философии и подходе к производству вина. Об истории хозяйства и земли, на которой высажены виноградники. Люди видят качество производства и наше отношение к вину.

Я много лет наблюдаю за нашими гостями и вижу, что вина, которые дегустируют на винодельне производят вау-эффект, — мы подаем их при правильной температуре и с блюдами местной кухни, с которыми они лучше всего сочетаются. Здесь все сделано для того, чтобы люди были готовы воспринимать вино. Потому что люди хотят пить не вино из мерло — а вино, которое они понимают. Тут, на винодельне, мы учим понимать его больше, чем просто алкогольный напиток.

И теперь, когда покупатель снова окажется перед полкой со множеством этикеток, он неизменно выберет ту, с которой его связывают положительные эмоции и знания о его происхождении.

О русском терруаре

У великих терруаров вино не единственное дитя. Терруар — это и уникальные местные продукты и гастрономические традиции. 200 лет назад в Сансере почти не выращивали «Совиньон Блан», а теперь это звезда региона. И не единственная, ведь Сансер известен еще и козьим сыром «Кроттен де Шавиньоль», который прекрасная пара к местному белому вину.

В России пока молодая винодельческая традиция и молодой терруар. Но, чтобы он проявил свой характер, нужно время.

Энотуризм помогает чертам характера русского терруара проявиться — вы закладываете виноградники, создаете винодельни, понимаете, из какого винограда именно в этой местности вино получается лучше, отказываетесь от того, что не получается. Вы формируете туристический поток и спрос, это дает толчок развитию местной гастрономии, формированию идеальных гастрономических пар — складывается вкус этого терруара, вина с душой.

Как будет выглядеть российское виноделие через 50 лет? Оно будет отлично выглядеть. Мое пожелание всему русскому виноделию — надо ухаживать за своим садом, пора смотреть внутрь себя и меньше на других.

Поделиться
Авторы
Теги