Автохтоны: что это и ждет ли Россию ренессанс аборигенных сортов

Ученые рассказали о поддержке автохтонных сортов винограда в России

Обновлено 19 июня 2024, 04:39

В российском виноделии развивается тренд на производство вин из автохтонных сортов винограда. Автохтонные вина становятся модными и все чаще появляются в картах ресторанов. О том, что такое русские автохтоны и чего ожидать от вин из них, — в нашем материале

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Что такое автохтон

Слово «автохтон» имеет греческое происхождение и означает «принадлежность к какой-либо местности». На латыни синоним «автохтона» — «абориген». Поэтому сорта винограда, характерные для определенной местности, называют аборигенными, или автохтонными. Автохтонные сорта — это те, которые появились стихийно в определенном регионе и продолжили там развиваться.

Российский федеральный закон № 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии» дает такое определение этому термину: «Автохтонный (аборигенный) сорт винограда — сорт винограда вида Vitis vinifera, описанный в открытых источниках не позднее 1903 года под существующим наименованием, с характерными органолептическими характеристиками и определенной территорией произрастания, расположенной в границах виноградо-винодельческих зон».

По мнению винного критика Дженсис Робинсон, интерес к аборигенным сортам винограда — глобальный тренд, спрос на вина из автохтонных сортов будет расти. Руководитель центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов прогнозировал увеличение к 2032 году доли автохтонных вин до 20–30% российского рынка вина.

Виноградное растение — это древовидная лиана, прародители которой появились на стыке юрского и мелового периодов 70 млн лет назад. Все эти растения относятся к семейству виноградовых Vitaceae Juss. — это совокупность родов виноградных растений, имеющих общее происхождение. Это семейство делится на роды, один из которых — род Vitis. Он делится на виды.

Vitis включает в себя более 80 видов, один из которых — Vitis vinifera — наиболее важный для производителей и ценителей вина. Vitis vinifera (виноград культурный) возник в Южной Европе и Юго-Западной Азии. Вид Vitis vinifera делится на сорта, их насчитывается более 10 тыс. К Vitis vinifera относятся известные нам сорта вроде «каберне совиньон», «мерло» или «санджовезе» и российские автохтоны, такие как «красностоп» или «сибирьковый».

Автохтонные vs международные сорта

Благодаря тому, что автохтоны характерны для определенной местности, виноград вбирает в себя все самое лучшее и приобретает уникальные органолептические качества, выражая особенности почвы, климата и местности. Их произрастание в другой среде с сохранением тех же качеств практически невозможно. По сути, все известные на данный момент сорта винограда являются автохтонами для той или иной локации.

Однако есть сорта, которые могут давать урожай высокого качества не только в тех местах, где они возникли, но и в других терруарах. Эти сорта и называют международными.

Так, например, родиной «мерло» является Бордо, но этот сорт очень популярен в Калифорнии и Чили. «Рислинг» исторически происходит из Германии, однако успешно укоренился в Австралии, а «совиньон блан» из Франции получил «вторую жизнь» в Новой Зеландии, Чили и ЮАР.

При этом винный критик Денис Руденко рассказал, что винодельческое сообщество часто не совпадает во мнении, что считать автохтоном.

«Мы говорим о том, что если нам известен конкретный регион происхождения сорта и этот сорт преимущественно выращивается в этом регионе, то это автохтон. Однако для многих сортов мы до сих пор не знаем регионов происхождения, поэтому не знаем, где они могли быть автохтонами», — говорит он.

Российское виноградарство следует в подходах к определению видов винограда за общемировой практикой. Так же, как и везде, выделяют автохтонные (аборигенные) и международные сорта.

По данным Северо-Кавказского федерального научного центра садоводства, виноградарства и виноделия (СКФНЦСВВ), аборигенным считается местный виноград какого-либо района, края, страны или региона. За аборигенный сорт также принимают тот, который мог произойти от диких видов или форм растений в конкретной местности.

Научному сообществу на данный момент известны более 200 аборигенных сортов винограда, которые можно встретить в России, однако в Северо-Кавказском НИИ уточняют, что количество их может быть больше ввиду того, что места обитания некоторых сортов еще не изучены. Больше всего автохтонных сортов растет в Крыму — 81, 71 — в Дагестане, 55 — в Ростовской области, 11 — в Краснодарском крае. Также два сорта были обнаружены в Волгоградской области и пять сортов — в Астраханской области.

Автохтоны в России

Как рассказал «РБК Вино» директор Всемирной организации винного туризма по России Леонид Попович, с момента введения в ФЗ о виноделии термина «автохтон» в 2019 году российское законодательство усложнило процесс отнесения тех или иных сортов к автохтонам.

«Определение загнало нас в ловушку. Когда не было этого определения, автохтонами называли те сорта, которые росли в какой-то местности. Но возраст их мог исчисляться столетиями. Если взять донские автохтоны, то их выращивали долго, однако часть из них была описана только в советское время. До описания казаки сами выращивали виноград, делали вино, не описывая его», — говорит он. Попович при этом уточняет, что из законодательной коллизии есть выход — использовать вместо термина «автохтон» термин «абориген».

По словам заведующей кафедрой «Техника и технологии пищевых производств» ДГТУ Татьяны Тупольских, российскими автохтонами следует считать сорта местного винограда, которые исторически возникли в России за счет выращивания и дальнейшей селекции на русской земле.

«Наличие автохтонных сортов винограда является одним из тех важнейших факторов, которые определяют собственное лицо любого винодельческого региона. Автохтоны способны стать флагманами виноделия страны», — отмечает она.

Тупольских отмечает, что существует несколько гипотез возникновения автохтонов в России.

«Первая и менее правдоподобная — это что в XVII веке в Россию был ввезен виноград из Франции. Но археологические раскопки показали, что виноградом занимались и в более древние времена. Другая гипотеза состоит в том, что греки распространили виноград по берегу Черного моря, а затем и дальше вглубь. В подтверждение этого как раз утварь для виноделия, которая была найдена археологами», — говорит эксперт.

Она также приводит еще одну версию, согласно которой виноград был ввезен на юг России благодаря хазарам, которые использовали вино в своих религиозных обрядах.

В России существует несколько регионов, где растут автохтоны, — Долина Дона, Крым и Дагестан. Для каждого региона характерны свои сорта.

По данным Роскачества, самый распространенный белый автохтонный сорт — «кокур белый» из Крыма (551 га).

Самые популярные автохтоны России по версии винного эксперта Александра Сидорова:

  • «красностоп золотовский» — Дон,
  • «цимлянский черный» — Дон,
  • «кокур белый» — Крым,
  • «кефесия» — Крым,
  • «сибирьковый» — Дон,
  • «сары пандас» — Крым,
  • «плечистик» — Дон,
  • «пухляковский» — Дон,
  • «кумшацкий» — Дон,
  • «гимра» — Дагестан.

Наука поддерживает автохтоны

В России существует несколько научных центров, которые в том числе занимаются селекцией, разведением и сохранением автохтонных сортов винограда. Так, у Всероссийского научно-исследовательского института виноградарства и виноделия имени Потапенко, Северо-Кавказского НИИ виноградарства и виноделия и крымского института «Магарач» существуют научные коллекции сортов, в которых есть и автохтоны.

«В нашей коллекции есть сорта, которые обладают ценными признаками и могут использоваться в виноделии, есть те, которые использовать достаточно трудно», — рассказывает заместитель директора по научной работе Всероссийского научно-исследовательского института виноградарства и виноделия имени Потапенко Ирина Рябчун.

Однако работа по сохранению автохтонов все равно ведется. В частности, по словам Татьяны Тупольских, в Ростовской области весной 2021 года стартовала экспедиция по поиску автохтонов. «Русское географическое общество, ученые, виноделы и краеведы региона исследуют виноградники частных подворий, чтобы найти утерянные сорта и возродить их», — говорит она.

Нужны ли потребителю автохтоны

Российские потребители вина, несмотря на популяризацию автохтонных сортов, все же по-прежнему выбирают международные сорта. Это находит отражение и в количестве площадей, засаженных тем или иным видом винограда. Так, в Краснодарском крае, согласно данным Роскачества, чаще всего выращивают «каберне-совиньон», «мерло» и «саперави», в Крыму и Дагестане отдают предпочтение «ркацители», а в Самарской области — «рислингу».

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Из всех винодельческих регионов автохтоны занимают заметное место в посадках на территории Ростовской области. На долю «красностопа золотовского» приходится 11,5%, а на долю «цимлянского черного» — 10,5%. При этом под посадку этих автохтонов на Кубани отведено всего 2,25%. Если говорить о белых винах, то наиболее масштабными Роскачество называет посадки «кокура белого», который занимает более 550 га в Крыму и около 20 га в Краснодарском крае.

По словам Леонида Поповича, в среднем в России на автохтоны приходится примерно 5–7% от общего числа виноградников.

«Причина небольшого количества автохтонных посадок заключается в том, что с 1991 года в течение где-то 15 лет российского потребителя приучали к тому, что есть европейские сорта вина из европейских же сортов винограда. Они раскручены, по ним все понятно, это классные вина. Но мне кажется, что мир устал от вот этого сорта «каберне-мерло-шардоне», — говорит он.

Директор по развитию Донского винодельческого хозяйства «Эльбузд» Владимир Гончаров также говорит о том, что российский рынок только привыкает к местным винам.

«Автохтоны — это, конечно, хорошо, но у людей больше спрос на качество и вкус. А это все же привычные, международные сорта. Многие само понятие «российское вино» стали узнавать не так давно. Здесь стоит главная задача — дать попробовать наши российские вина, потому что они давно конкурентоспособны и не уступают по качеству», — отмечает эксперт.

Вина из международных сортов винограда с точки зрения коммерческой составляющей продаются лучше, считает винодел Андрюс Юцис.

«Проблема российского вина в том, что у нас недолгая история, нет выдержанных вин. Они выпускаются и продаются тут же, с колес. Есть, например, сорт «пино-нуар», у которого вековая история. У наших автохтонов этой вековой истории нет. Тот же «пино-нуар» когда-то был автохтоном в Бургундии, выращивался из поколения в поколение. А у нас в это время был ряд исторических событий, которые не давали в принципе виноделию развиваться, не то что автохтонам», — говорит эксперт. Юцис также подчеркивает, что потенциал у автохтонных вин в России, безусловно, есть.

Руководитель «Винодельни Ведерниковъ» Максим Тройчук считает, что любители вина делятся на две категории: те, кто привык к международным сортам, и те, кому как раз хочется пробовать новое. Для последних подходят автохтонные вина.

«Во всех странах, где есть многовековая история виноделия, есть свои автохтоны. Но часто они выступают как приятное дополнение, это не лучшее вино. При этом, например, донские автохтоны по органолептическим качествам не уступают признанным мировым образцам. В этом их отличие», — говорит он.

Тройчук также рассуждает о том, к винам какого света следует относить российские: к старому или новому свету.

«Фишка в том, что Россия — это и старый, и новый свет сразу. Например, Долина Дона — это старый свет, нам сюда виноград не завозили из европейских стран, основа нашей идентичности — автохтоны. А в Краснодарском крае мы видим пример новосветского подхода к виноделию — централизованно созданные государством огромные посадки, упор на производство массовых вин из международных сортов винограда», — считает он.

Долина Дона

Опрошенные «РБК Вино» эксперты называют одним из главных автохтонных регионов России именно Ростовскую область. В коллекции ВНИИВиВ хранятся более 50 сортов донских автохтонов. При этом активно используются в виноделии далеко не все из них.

«Отдельные составляющие донских терруаров сопоставимы с европейскими регионами. Однако в совокупности почвы, климат и рельеф Донской зоны и Задонья дают уникальную комбинацию, которая позволяет производить вина с неповторимыми свойствами, способные стать новым словом на мировом рынке», — говорит представитель ДГТУ Татьяна Тупольских.

Среди основных сортов, которые используют донские виноделы, она выделяет белые «пухляковский» и «сибирьковый» и красные «красностоп золотовский», «плечистик», «цимлянский черный».

По словам Максима Тройчука, «Винодельня Ведерниковъ» сейчас является основным производителем вин из донских автохтонов. Их доля в общих посадках превышает 50%.

«Для нас это был долгий путь. Начали сажать автохтоны в начале XXI века, и это была достаточно трудная история. Основная проблема была в малом количестве саженцев. Если международные сорта до санкций можно было заказать в Европе достаточно легко, потому что там работают огромные питомники, то с нашими автохтонами сложнее. Все, что мы посадили у себя, посажено из нашего собственного плодоносящего виноградника», — говорит он.

Дагестан

Как рассказал «РБК Вино» сотрудник Дагестанской селекционной опытной станции виноградарства и овощеводства Рамидин Казахмедов, в республике площади автохтонных сортов можно назвать мизерными.

«Только один сорт «агадаи» занимает площадь более 1,3 тыс. га, и всего лишь около 10 га занимают шесть автохтонных сортов — «хатми», «нарма», «гюляби дагестанский», «гимра», «асыл кара», «алый терский». В итоге около 5% — доля автохтонных сортов в общей площади насаждений винограда республики», — говорит он.

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Казахмедов рассказал, что селекционная станция ведет работу по идентификации автохтонов на основе ДНК-паспортизации. Это делается для того, чтобы получить чистокровный посадочный материал автохтонных сортов и в ближайшие три-четыре года увеличить площадь посадок до 500 га.

Генеральный директор ООО «Дербентская винодельческая компания» (ДВК) Эмиль Омаров рассказал «РБК Вино» о том, что осенью 2024 года фирма запланировала посадки опытной партии дагестанских автохтонов.

«Мы планируем высадить три-четыре сорта на площади 2–3 га. Ранее мы уже пробовали делать вина из местных сортов, но не для промышленного производства, а как эксперимент. Нам интересно попробовать возродить автохтонное виноделие в республике», — отметил он. По словам Омарова, особый интерес для ДВК представляют сорта «гимра», «гюляби», «махбор цыбил», «хатми» и «лацу кере».

Кубань

Российские виноградари и виноделы по-разному трактуют тему наличия автохтонов в Краснодарском крае. Так, Леонид Попович уверен, что сорта, которые выращиваются на Кубани долгие годы, уже могут считаться местными.

«Есть, например, два сорта, которые изначально не российские, — «ркацители» и «саперави», но по давности произрастания они давно уже стали нашими и приобрели интересные особенности. Они уже не похожи на грузинские, скорее их можно назвать пограничными. Если смотреть через эту призму на Краснодар, то было бы достаточно смело говорить, что там нет автохтонов», — считает он.

Заведующая научным центром «Виноградарство» Северо-Кавказского федерального научного центра садоводства, виноградарства и виноделия (СКФНЦСВВ) Галина Алейникова рассказала «РБК Вино», что по вопросу об автохтонах винограда в Краснодарском крае нет и не может быть единого мнения.

«Существует такой термин «аллохтон». Это сорт, который давно был ввезен в конкретную местность откуда-то и много поколений возделывается. Например, всем известный картофель, который в Россию привез Петр I, у нас является аллохтоном, а в Южной Америке он является автохтоном. И аллохтоны, и автохтоны объединены общим понятием «аборигены» (местные виды или сорта какого-либо района, края, страны или региона, произрастающие с давних времен, но необязательно здесь возникшие). То же и с виноградом в Краснодарском крае. Мы считаем, что автохтоном может являться сорт, который возделывается в определенном регионе долгое время (минимум три поколения). Например, если конкретный сорт выращивают на Кубани 60 лет и дольше, почему он не может быть автохтоном», — говорит она.

Крым

История развития автохтонных сортов винограда в Крыму насчитывает не одно столетие. Коллекция сортов, которую ведет Институт виноградарства и виноделия «Магарач», существует с 1814 года и периодически пополняется.

«У нас одна из старейших полевых коллекций сортов винограда, мы относимся к ней очень бережно. Мы регулярно взаимодействуем с другими НИИ, обмениваемся сортами. Также к нам обращаются и виноделы, которые хотят выращивать автохтонные сорта», — рассказывает заведующая сектором ампелографии «Магарач» Алла Полулях.

По ее словам, основными автохтонами, которые сейчас используют виноделы в Крыму, считаются «кокур белый», «кефесия», «сары пандас», «кок пандас», «шабаш», «джеват кара», «карельский», «солдайя», «эким кара».

С 2016 года работу по сохранению и возрождению автохтонов в Крыму ведет винодел Валерий Захарьин. Его собственная коллекция насчитывает 75 сортов и находится в терруаре Баккал Су.

«Работа с автохтонами и терруаром — это возвращение к истокам виноградарства и виноделия в Крыму. Ведь аборигенные сорта воплощают особенности местности, отображая присущую ей палитру органолептических свойств. Наша коллекция состоит из тех сортов винограда, которые в свое время выращивали херсонеситы, генуэзцы, жители княжества Феодоро и Боспорского царства», — считает Валерий Захарьин.

Поделиться