Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 
Эксклюзив

Роскомнадзор выписал первый штраф за нарушение маркировки рекламы

Станет ли практика привлечения к ответственности массовой
Роскомнадзор впервые оштрафовал блогера за нарушение маркировки рекламы
К ответственности за отсутствие идентификатора рекламы привлекли телеграм-канал «Лиса рулит». Штрафы за такие нарушения действуют с сентября и могут достигать 500 тыс. руб. Это первый случай наказания за несоблюдение новых норм
Фото: Сергей Зимин / РБК
Фото: Сергей Зимин / РБК

Роскомнадзор впервые оштрафовал блогера за нарушение новых норм, устанавливающих обязательную маркировку рекламы. Об этом РБК сообщили в пресс-службе ведомства. Это первый официальный штраф почти за три месяца с момента их введения и более чем за год с момента вступления в силу законодательных норм, направленных на учет всей рекламы в Рунете.

Первые постановления о привлечении к административной ответственности за неисполнение требований ст. 18.1 закона «О рекламе» были вынесены управлением Роскомнадзора по Центральному федеральному округу 27 ноября, рассказали в ведомстве. «В трех случаях в телеграм-канале блогера «Лиса рулит» отсутствует идентификатор рекламы в рекламных сообщениях», — объяснил представитель Роскомнадзора причину штрафов, однако их сумму не назвал.

После публикации материала Елена Лисовская сообщила РБК, что сумма штрафа от Роскомнадзора составила 300 тыс. «Нас уведомляли (о нарушении. — РБК), — рассказала Лисовская. — Мы показывали, что у нас ИП, на который поступают все платежи, что мы маркируем рекламу, причем день в день, а не задним числом. Но по этим трем постам мы действительно виноваты сами. [Штраф] заплатим, раз это наш недосмотр. В следующий раз умнее будем». РБК также направил запрос в Федеральную антимонопольную службу — еще один орган, контролирующий исполнение закона о рекламе.

Рынок белой интернет-рекламы превысил ₽400 млрд
Технологии и медиа
Фото:Сергей Киселев / АГН «Москва»

Елена Лисовская владеет каналом не только в Telegram, где количество подписчиков превышает 134 тыс. Она также ведет одноименные блоги на платформах YouTube (1,8 млн подписчиков), «ВКонтакте» (113 тыс.) и «Дзен» (346 тыс.). Все они посвящены автомобильной тематике. Информации о штрафах за нарушения правил маркировки рекламы на этих платформах нет.

Как работает закон о маркировке

С 1 сентября 2022 года вступили в силу поправки в закон «О рекламе», обязывающие всех заказчиков рекламы и ее распространителей отчитываться о своих кампаниях. Сбором данных, поступающих через специальных операторов (ОРД), занимается Роскомнадзор. Вся информация о суммах сделок и деталях договоров агрегируется в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР). Те же поправки обязывают распространителей рекламы, в том числе блогеров, маркировать ее, а также присваивать каждому материалу специальный идентификатор — токен. Такой токен обеспечивает отслеживаемость рекламы в Сети и является свидетельством того, что она зарегистрирована в ЕРИР.

Новые правила, направленные на выстраивание системы учета всей рекламы в Рунете, подразумевали переходный период продолжительностью в год, во время которого компании не наказывались за выявленные нарушения. Однако с 1 сентября 2023 года в силу вступили поправки, предусматривающие штрафы за ряд нарушений. Например, за неверную передачу информации в ЕРИР физлицо может быть оштрафовано на 10–30 тыс. руб., юрлицо — на 200–500 тыс. руб., а за некорректную работу ОРД — 100–200 тыс. руб. для должностных лиц и 300–700 тыс. руб. для юридических.

Всего, по данным ЕРИР, за первые девять месяцев 2023 года количество рекламодателей в Рунете составило более 940 тыс., а общие объемы их затрат за этот же период превысили 400 млрд руб., включая НДС. Причем большинство участников рынка начали исполнять закон только после введения штрафов. Впрочем, опрошенные РБК эксперты все еще отмечают, что закон исполняют лишь половина рекламодателей и рекламораспространителей.

Титов заявил о «болевых точках» в деле блогера Шабутдинова
Бизнес
Аяз Шабутдинов

Как юристы комментируют первые штрафы

Юрист Digital & Analogue Partners Лала Аббасова отмечает, что обжаловать постановление Роскомнадзора можно в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Несмотря на то что подобный штраф Роскомнадзор выписывает впервые за три месяца, количество административных наказаний за отсутствие маркировки интернет-рекламы будет только расти, убеждена Аббасова. Например, в сентябре 2023 года специалисты Нижегородского УФАС России проверяли телеграм-канал «Мой Нижний Новгород», в котором со 2 по 12 сентября было размещено 16 публикации без пометки «Реклама». Тогда дело об административном правонарушении должен был возбудить местный Роскомнадзор, однако информации о фактических штрафах по этому поводу так и не появилось.

Иное мнение у юриста Semenov & Pevzner Екатерины Артемьевой, которая убеждена, что в ближайшее время дела из-за неверной маркировки рекламы «не будут возбуждаться в огромном количестве». «Госорганы пока дают индустрии освоиться в условиях новых требований закона, — считает юрист. — Но через год или даже через несколько лет, когда процесс исполнения новых требований будет налажен, вероятно, привлекать к ответственности за отсутствие маркировки будут довольно часто».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет-торговля"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Глава Минюста Украины заявил о планах отправить заключенных рыть окопы Политика, 05:23
Минздрав сообщил о снижении продаж сигарет почти в полтора раза Общество, 05:12
Маск заявил об отсутствии стратегии выхода из конфликта на Украине Политика, 04:56
В палате представителей поспорили из-за украинских флагов Политика, 04:45
Кремль счел угрозой инвесторам одобрение в США конфискации активов России Политика, 04:14
Ученые рассказали, что за вирус вызовет следующую пандемию Общество, 04:11
Один человек погиб при крушении двух патрульных вертолетов в Японии Общество, 04:02
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Нетаньяху заявил, что помощь США пойдет на защиту западной цивилизации Политика, 03:32
Пентагон допустил отправку в посольство в Киеве новых военных советников Политика, 03:12
Уровень воды в Тоболе у Кургана за сутки упал на 7 см Общество, 03:02
МВД решило ужесточить контроль за процедурой техосмотра Общество, 02:48
Импорт российского угля Китаем упал на 21% в марте Экономика, 02:41
Уровень воды в Урале у Оренбурга упал ниже 10 м Общество, 02:24
TV8 сообщил об эвакуации аэропорта Кишинева после сообщения о минировании Общество, 01:54