Лента новостей
СМИ сообщили о новом виде туризма в России Общество, 07:22 «Бавария» обыграла «Реал» в матче Международного кубка чемпионов Спорт, 06:51 СМИ узнали об изучении MI-6 версии причастности России к захвату танкера Политика, 06:49 В Японии из-за ливневых дождей эвакуировали более 110 тыс. человек Общество, 06:18 Twitter заблокировал аккаунты нескольких иранских СМИ Политика, 06:17 МЧС уточнило число пропавших без вести из-за паводка в Иркутской области Общество, 05:40 Зеленский показал на видео крейсер «Украина» изнутри Политика, 05:22 Рогозин допустил запуски «Прогрессов» с Восточного в ближайшее время Технологии и медиа, 04:55 СМИ узнали о планах Лондона ввести санкции против Ирана из-за танкера Политика, 04:51 Минск опроверг присутствие российских войск в зоне отчуждения ЧАЭС Политика, 04:33 Reuters сообщило об обращении Лондона в Совбез ООН после захвата танкера Политика, 03:59 Боксера Дадашева ввели в медикаментозную кому Спорт, 03:23 Рябков сообщил о встрече с Мадуро в Каракасе Политика, 03:11 Volvo отзовет 500 тыс. автомобилей по всему миру из-за угрозы возгорания Бизнес, 02:50
Технологии и медиа ,  
0 
Банки начали заменять СМС для своих клиентов push-уведомлениями В прошлом году расходы отрасли на СМС-рассылки достигли 20 млрд руб.
У крупнейших российских банков доля push-уведомлений при информировании клиентов о транзакциях уже достигает 15–30%. Банкирам нужна альтернатива СМС-рассылкам, цены на которые постоянно растут
Фото: Андрей Гордеев / Ведомости / ТАСС

Крупнейшие банки в России не более двух лет развивают push-уведомления — альтернативный СМС способ рассылки сообщений с информацией, например, об остатке по счету или с паролем для совершения онлайн-покупок. Опросив банки из топ-10, РБК обнаружил, что у некоторых из них доля push уже достигает 30%.

Почему банкам выгоднее рассылать push-уведомления, но полностью отказаться от СМС они пока не могут, разбирался РБК.

Какова доля push-уведомлений

  • Наиболее высокая доля push-уведомлений от общего числа сообщений, которые банк рассылает своим клиентам, у Альфа-банка — около 30%.
  • У Райффайзенбанка соотношение push-уведомлений и СМС составляет 1 к 3. Всего банк рассылает десятки миллионов сообщений в месяц.
  • У банка «Открытие» доля push-уведомлений доходит до 25% (в среднем отправляет по 26 сообщений одному клиенту в месяц).
  • У Сбербанка — до 20% (абсолютные цифры банк не раскрывает).
  • У МКБ — 15% (в месяц банк отправляет примерно по 15 уведомлений одному клиенту).
  • У ВТБ клиенты, установившие мобильное приложение, чаще отдают предпочтение push-уведомлениям (конкретные показатели банк не назвал).
  • Представители Промсвязьбанка, Газпромбанка, Совкомбанка и Россельхозбанка, также входящих в топ-10, не ответили на вопросы РБК.

Как банки информируют клиентов

Согласно российскому законодательству банки должны информировать клиентов о задолженности и остатке лимита кредитования при совершении каждой операции по карте. Для этих целей в первую очередь используется рассылка СМС, однако примерно год-два назад банки начали активно внедрять альтернативный канал информирования — push-уведомления. Для их получения необходимо выбрать данный способ информирования как основной, а также установить на устройстве мобильное приложение своего банка и иметь подключение к интернету. Банку, в свою очередь, нужно договориться с Apple и Google как владельцами основных магазинов приложений о возможности отправки подобных сообщений, а также с компанией-посредником, которая будет их доставлять (это могут быть, в частности, ИТ-компании или сотовые операторы). Если после выбора push-уведомления по каким-то причинам у клиента не будет технической возможности получить его, ему придет резервное СМС.

Чем привлекательны push-уведомления

Банки платят сотовым операторам за отправку каждого СМС. За последние несколько лет эта плата выросла примерно с 0,03 до 0,7–1 руб. за СМС, рассказали РБК два участника рынка. Всего в 2018 году банки потратили на рассылку СМС около 20 млрд руб., оценила компания AC&M Consulting.

Для клиентов услуга push-уведомлений стоит столько же, сколько информирование через СМС (некоторые банки предоставляют эту услугу бесплатно). При этом рассылка сообщений через канал push обходится дешевле, сообщили сразу несколько представителей банков. По словам начальника отдела электронного бизнеса Райффайзенбанка Варвары Курниковой, без использования канала push Райффайзенбанку пришлось бы платить за информирование клиентов на 20–25% больше, чем сейчас. МКБ удается экономить за счет push-уведомлений около 15% затрат на информирование. «Push-уведомления являются бесплатным инструментом коммуникаций, поэтому мы планируем наращивать их объем», — отметил начальник управления развития дистанционного банковского обслуживания МКБ Алексей Курзяков. Представитель ВТБ сообщил, что для них стоимость push-уведомлений в несколько раз ниже, чем СМС. Руководитель департамента развития онлайн-каналов Альфа-банка Дамир Баттулин назвали экономию «существенной».

Как рассказал РБК Руслан Гурджиян, гендиректор «Сбербанк Телекома» («дочка» банка, которая оказывает ему услугу рассылки СМС, push-уведомлений и ряд других), клиенты все чаще используют смартфоны и мобильные приложения, что позволяет использовать push-уведомления, которые по своим пользовательским характеристикам превосходят СМС и обладают набором дополнительных функций. «Они содержат более полную информацию о платеже: логотип компании, сумму и время совершения транзакции. Push-уведомления рассылаются по защищенным каналам передачи информации в зашифрованном виде и до 90 дней хранятся в приложении, то есть, если клиент сменил свое мобильное устройство, информация об операциях все равно будет под рукой», — отметил глава «Сбербанк Телекома». «Push — очень перспективный и относительно дешевый канал, который позволяет намного интереснее взаимодействовать с клиентами. Например, можно добавлять логотипы торговых точек, иллюстрации и т.д., что повышает информативность сообщения в отличие от СМС. Кроме того, канал push является более безопасным с точки зрения возможности перехвата информации третьими лицами», — согласна Курникова.

Смогут ли банки полностью отказаться от СМС

По словам аналитика AC&M Consulting Оксаны Панкратовой, полностью отказаться от СМС банки не смогут. Она напомнила, что для отправки push-уведомлений должны одновременно соблюдаться три условия: наличие смартфона, установленного на него приложения банка и подключение к интернету. «На данный момент в России проникновение смартфонов составляет около 70%, и есть много мест, где не работает мобильный интернет, поэтому канал push не дает 100-процентной гарантии доставки сообщения», — отметила Панкратова. При этом у «Сбербанк Онлайн» сейчас 46 млн активных пользователей. Приложением Альфа-банка активно пользуются 68% клиентов банка, у МКБ — около 70%, у ВТБ — более половины активных клиентов, но абсолютные показатели в этих банках не назвали.

«Альфа-банк намерен планомерно увеличивать долю push-уведомлений. Мобильное приложение становится основным и самым удобным для клиента каналом коммуникации с банком», — отметил Дамир Баттулин. До «максимально возможной» намерены увеличить долю push также в Райффайзенбанке и в банке «Открытие». «Мы стремимся полностью перейти на сервис push-уведомлений как на наиболее современную технологию», — сказал представитель ВТБ. Представители остальных банков не ответили на соответствующий вопрос РБК.

Магазин исследований: аналитика по теме "Банки"