Лента новостей
Умер главный в КГБ по борьбе с идеологическими диверсиями Филипп Бобков Общество, 11:59 Минэнерго ответило на статью NYT о внедрении США в российские электросети Политика, 11:59 Новые рекорды Bitcoin и запрет Bittrex: главное из мира криптовалют Крипто, 11:56 Семья Керимова профинансировала покупку рекламного подрядчика РЖД Технологии и медиа, 11:54 В Азербайджане бывший заключенный устроил стрельбу на рынке Общество, 11:54 СМИ узнали о планах МЮ купить вместо Погба двух игроков «Барселоны» Спорт, 11:52 Росгидромет напомнил о самых солнечных городах России Общество, 11:43 «Кинотавр—2019»: как прошла церемония закрытия Стиль, 11:38 Умные решения для города: какие разработки представил ACER на ПМЭФ Партнерский материал, 11:36 Блогер Хованский стал помощником депутата Госдумы Политика, 11:35 Более 100 населенных пунктов на Украине остались без электричества Общество, 11:27 Экс-посол России в Белоруссии Бабич стал замглавы Минэкономразвития Политика, 11:26 Президент Казахстана заявил об «абсолютной необходимости» России Политика, 11:23 Кого возьмут на работу производители стройматериалов Pro, 11:20
Война санкций ,  
0 
Владелец «Из рук в руки» нашел способ обойти закон об иностранцах в СМИ
В России нашлась медиакомпания с иностранным участием, которую не пугает запрет иностранцам с 2016 года владеть более 20% в российских СМИ. Это «Пронто-Москва», известная раньше как издатель газеты «Из рук в руки»
Фото: Lori

​Зарегистрированная в Нидерландах компания Trader Media East, владелец российской «Пронто-Москва», в понедельник опубликовала годовой отчет. В нем компания среди прочего дала свое разъяснение по принятым в прошлом году поправкам в российский закон «О СМИ».

Trader Media East — публичная компания, чьи депозитарные расписки торгуются на Лондонской фондовой бирже. При этом с 2007 года основным владельцем голландской компании является Dogan Group, крупный турецкий холдинг с выручкой более $1,5 млрд в 2014 году (его подразделению, ранее существовавшему как самостоятельная компания Dogan Yayin Holding, принадлежит, в частности, одна из самых известных газет Турции Hurriyet). У структур Dogan Group​ на 31 декабря 2014 года было почти 78,6% акций Trader Media East, остальные 21,4% — у держателей расписок.

Раньше Trader Media East, специализирующаяся на выпуске рекламно-информационных изданий (классифайдов), управляла компаниями в нескольких странах Восточной Европы, но к 2014 году ее единственным активом осталась российская «Пронто-Москва». Эта компания известна в первую очередь как издатель рекламно-информационной газеты «Из рук в руки» в России, Белоруссии и Казахстане. Назначенный весной прошлого года гендиректором «Пронто-Москва» Николас Дадиани стал и гендиректором всей Trader Media East.

По сути, Trader Media East — вторая публичная медиакомпания России после телевизионного холдинга «СТС Медиа». Впрочем, вниманием инвесторов бумаги издателя «Из рук в руки» не пользуются. Последний раз интерес к распискам Trader Media East был зафиксирован в декабре 2013 — январе 2014 года. С тех пор рыночная стоимость одной расписки неизменно равняется $4,4 за бумагу. Прошлой осенью компания провела допэмиссию, и сейчас ее капитализация составляет $264 млн.

Бумага и интернет

Наряду с изданием газеты «Из рук в руки» и приложений к ним «Пронто-Москва» управляет также сайтами irr.ru и job.ru. По итогам 2014 года на выпуске газет компания заработала $38,1 млн, из них $29,1 млн в России, $9 млн — в Белоруссии и Казахстане, указано в отчетности Trader Media East. Интернет-проекты обеспечили «Пронто-Москва» $25,2 млн доходов. Из них в России было заработано $22,7, млн, в сопредельных странах — $2,5 млн.

Таким образом, интернет-бизнес обеспечил по итогам прошлого года почти 40% всей выручки «Пронто-Москва». Причем доходы от прессы в 2014 году упали в долларовом исчислении почти на 43%, от интернета — только на 15%. В пересчете на рубли это соответственно падение на 30% и рост почти на 3%. Но операционно прибыльно по итогам года было все-таки издание газет, следует из отчетности Trader Media East. У этого направления EBITDA составила $0,4 млн, тогда как аналогичный показатель интернет-проектов по итогам года был отрицательным — минус $0,1 млн.

В прошлом марте ежедневная всероссийская аудитория сайта irr.ru, по данным TNS Russia, равнялась почти 363 тыс. человек 12–64 лет, job.ru — 269 тыс. Последние данные TNS по аудитории газеты «Из рук в руки» датируются маем—октябрем 2013 года: усредненное число читателей одного номера издания в городах с населением свыше 100 тыс. человек приближалось к 1,9 млн человек старше 12 лет.

Издательский бизнес на $840,8 млн

В историю российских медиа «Пронто-Москва» вошла как самый дорогой издательский дом. В 2006 году голландская Trader Classified Media, специализировавшаяся на выпуске рекламно-информационных изданий (классифайдов) в Европе и Северной Америке, провела IPO на Лондонской бирже своего восточноевропейского подразделения — Trader Media East. Его ключевым активом был российский ИД «Пронто-Москва», выпускающий газету «Из рук в руки».

Как выяснилось тогда из материалов Trader Media East, в январе 2006 года эта компания, владевшая к этому времени уже 88% «Пронто-Москва», выкупила у основателя ИД Леонида Макарона оставшиеся 12%. Сумма сделки равнялась $100,9 млн. При этом Макарон должен был потратить не менее $25 млн на покупку депозитарных расписок Trader Media East (одна расписка равна одной акции) во время IPO. В результате за свои 12% «Пронто-Москва» Макарон получил $75,9 млн наличными и около 3,8% Trader Media East.

Таким образом, весь ИД «Пронто-Москва» в 2006 году был оценен в рекордные для рынка $840,8 млн. Для сравнения: в 2005 году финская Sanoma Corp. приобрела ИД Independent Media (журналы Cosmopolitan, «Домашний очаг», газеты «Ведомости», Moscow Times и пр.) за $175 млн. А Алишер Усманов в 2006 году купил у Бадри Патаркацишвили ИД «Коммерсантъ» примерно за $230 млн (с учетом стоимости здания, в котором расположен ИД).

В 2006 году выручка ИД «Пронто-Москва» составила $157,7 млн, EBITDA — $53,8 млн. Российский бизнес обеспечивал тогда почти 75% всей выручки Trader Media East и 83% ее EBITDA.

Но в ходе IPO в феврале 2006-го вся Trader Media East была оценена только в $650 млн. После первой публикации в марте того года квартального отчета, в котором компания констатировала стагнацию на российском рынке классифайдов, котировки Trader Media East рухнули на 23%. В 2007 году структура турецкой Dogan Group скупала расписки с рынка, оценивая всю компанию лишь в $500 млн.

Уже не СМИ

Комментируя принятые в прошлом году поправки в закон «О СМИ», которые с 2016 года запрещают иностранцам владеть 20% и более в учредителе любого СМИ, Trader Media East сетует, что под это определение подпадают и рекламно-информационные издания, хотя они и не занимаются производством контента.

Но, указывает компания в своей отчетности, весь онлайн-бизнес «Пронто-Москва» еще 24 октября 2014 года был выведен из-под влияния Роскомнадзора. Как пояснил РБК Николас Дадиани, у сайтов irr.ru и job.ru была аннулированы свидетельства о регистрации СМИ. Таким образом, вступающие в силу в 2016 году ограничения для иностранных владельцев российских СМИ на irr.ru и job.ru не распространяются.

Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский в понедельник вечером не ответил на звонок корреспондента РБК. В реестре наименований зарегистрированных СМИ, который ведет Роскомнадзор, никакой информации о сетевых изданиях irr.ru и job.ru нет.

При этом у газеты «Из рук в руки» есть свидетельство о регистрации СМИ — ПИ № ФС 77-45493 от 22 июня 2011 года. Учредителем газеты заявлено ООО «Пронто-Москва», территория распространения ограничена столицей и Московской областью. Кроме того, в реестре фигурируют еще десятки свидетельств о регистрации локальных версий «Из рук в руки»: в Смоленске, Сыктывкаре, Набережных Челнах, Челябинске, Магнитогорске и т.д.

Но «Пронто-Москва» еще весной 2014 года заявила, что намерена со временем полностью отказаться от газетного бизнеса. В марте этого года был прекращен выпуск «Из рук в руки» в столице. «Бумажная газета в Москве стала убыточной, тем более что она приносила только 10% общей выручки компании, — объяснял в интервью РБК Дадиани. — Мы обсуждали вариант закрытия издания в столице еще в конце прошлого года, но финальное решение было принято на этапе бюджетирования, в феврале». После этого «Пронто-Москва» объявила, что во всех других городах издание газеты будет передано местным партнерам по франчайзинговой модели.

В отчетности Trader Media East уточняется, что «Пронто-Москва» снизит доли в своих региональных «дочках» до неконтрольных или ликвидирует эти компании, передав операционный бизнес в новые структуры, независимые от «Пронто-Москва». В результате работу потеряют более 1 тыс. человек, которым до конца 2015 года придется выплатить $0,7 млн компенсации, оценивает Trader Media East.

Зато после полного отказа от газетного бизнеса в пользу интернета «Пронто-Москва» не ощутит на себе никаких последствий принятых поправок в закон «О СМИ». Дадиани, впрочем, утверждает, что решение аннулировать регистрацию СМИ для irr.ru и job.ru не было связано с введенными для иностранных инвесторов ограничениями: «Онлайн-классифайды в свое время были зарегистрированы как СМИ по ошибке, они не производят контент и поэтому не должны считаться СМИ».​