Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 

Музыкальный сервис Zvooq выбрал модель Spotify с бесплатными опциями

Проект Zvooq, пытавшийся зарабатывать на подписке, сменил модель монетизации: теперь компания будет зарабатывать на подписке и рекламе одновременно, как это делает лидер рынка Spotify
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Российский сервис потокового аудио Zvooq перешел на новую модель монетизации: cлушатель получает бесплатный доступ ко всему каталогу в мобильном приложении и на сайте, но взамен слушает рекламные перебивки. Без рекламы контент предоставят за дополнительную плату, сообщил РБК представитель холдинга Dream Industries, в который входит Zvooq.

По этой модели работает шведский сервис Spotify, который собирался, но пока так и не вышел на российский рынок, и австралийский Guvera, которая работает в России с прошлого года. В отличие от этих сервисов Zvooq открыл свою фонотеку для бесплатного прослушивания полностью.

«Для большинства музыка – это фон для какого-либо занятия, без фонового прослушивания можно обойтись, а значит, и не тратить деньги. Мы никогда не верили, что людям будет интересно приложение, за которое нужно или обязательно заплатить, или пользоваться бесплатно, но с существенными ограничениями по времени, по свободе выбора, по объему прослушивания», – объясняет логику перехода к новой модели управляющий директор Zvooq Михаил Ильичев.

Тем не менее от платного доступа Zvooq не отказывается: за 150 руб. в месяц подписчики премиум-пакета Zvooq+ смогут хранить музыку на своем мобильном устройстве, блокировать рекламу. В будущем добавятся еще несколько функций: покупка билетов на концерты и товаров и услуг, связанных с музыкой, со скидкой, звучание в лучшем качестве. «Мы уверены, что доля дохода от платящих в структуре доходов сервиса в итоге достигнет 50% и больше. Но люди будут платить не за доступ к музыке непосредственно, а за разные удобства, которые каждый найдет для себя сам и сочтет приемлемым заплатить за это 150 руб.», – говорит Ильичев. К концу 2015 года компания рассчитывает привлечь  170 тыс. платных подписчиков. Сейчас у Zvooq более 30 тыс. подписчиков. 

На эти условия согласились не все правообладатели. «Отдельные правообладатели все еще верят, что ограничения на доступ к музыке по времени, объему, свободе выбора могут заставить людей платить. Поскольку они включают в лицензионные договоры разного рода условия на этот счет, прослушивание части нашего каталога в бесплатном режиме приходится дотировать», – заметил контент-директор Zvooq Михаил Константинов. С правообладателями Zvooq будет делиться рекламными доходами. Пропорции отличаются для разных компаний: большинство готово работать по модели разделения доходов от рекламы, но часть просит оплачивать минимальную стоимость проигрывания каждого трека, что не всегда перекрывается доходами от рекламы, поэтому в среднем отчисления правообладателям составляют 50%, говорит Ильичев.

Обновленные мобильные приложения Zvooq выложил в App Store, Android Market и Google Play 20 января. С момента запуска до 26 января пользователи прослушали 5 млн мин. бесплатного аудио, утверждает представитель Zvooq. 

Рекламная ставка

Прежде разделения на платный и бесплатный режим у Zvooq не было, уточняет Ильичев. С 2011 года Zvooq работал по модели iTunes: платным было скачивание отдельных треков или альбомов, а бесплатно можно было слушать музыку онлайн на сайте, но предложение было ограничено по количеству и объему треков. Первое мобильное приложение сервиса вышло только в июле 2014 года.

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

Сегодня в каталоге сервиса 20 млн композиций от 25 000 лейблов и более полумиллиона исполнителей. «После того как в июле 2014 года вышло новое мобильное приложение Zvooq, мы ввели так называемый тестовый период, который действовал до недавнего времени: каждый подписчик фактически пользовался им в премиальном режиме. Это позволило нам проверить на практике наши гипотезы, привлечь репрезентативную аудиторию, а также договориться с правообладателями и запустить сеть аудиорекламы», – рассказывает он. Продажей рекламы на Zvooq займется входящая в Dream Industries компания Unisound. Она продает онлайн-аудиорекламу в единой рекламной сети, которая включает портал Svoy.ru, онлайн-радио 101.ru, музыкальный сервис Zvooq.ru и другие площадки. 

В декабре 2014 года Unisound заказало исследование готовности пользователей к аудиорекламе у TNS Russia. Если реклама уместна, ее готовы слушать 50% аудитории пользователей в возрасте 25-45 лет, проживающих в городах России с населением более 100 тыс. чел. Более половины согласны на рекламу, если за это они получат доступ к качественному музыкальному контенту (56%) или скидку на него (57%). На Zvooq уже размещаются рекламодатели, какие именно – в компании не раскрывают. 

На рост рынка аудиорекламы рассчитывает и конкурент Zvooq, австралийский сервис Guverа. «Глобальный тренд таков, что даже в реалиях падающего рекламного рынка мобильный маркетинг заметно растет, потому что рекламодатели ищут новые эффективные способы взаимодействия с потребителями», – сказал РБК его представитель. 

«Безусловно, расти она будет, так как многие слушают аудиостриминговые сервисы на работе: от радио до Spotify. К тому же мобильный интернет растет, а значит рано или поздно он вытеснит обычное радио. При этом реальная популярность у российских рекламодателей зависит от того, насколько местные сервисы смогут победить многочисленные западные интернет-радиостанции, а также от доступности и прозрачности статистики», – считает заместитель генерального директора рекламного агентства AdWatch Isobar Михаил Шкляев. Сейчас, по его словам, открытой статистики нет. Он полагает, что в ближайшие два года доля аудиорекламы в интернет-рекламе в целом вряд ли перерастет доли процента.  

«Конечно, мы ждали на российском рынке первый Spotify», – говорит управляющий директор рекламного интернет-агентства Resolution Вадим Мельников. Мировой опыт, по его словам, показывает, что такая реклама жизнеспособна. Аудиореклама в интернете, в отличие от радио, может сопровождаться визуальным оформлением, что может привлечь клиентов, но в интернете рекламодателям прежде всего важен охват аудитории и таргетинговые возможности заметил Мельников. Zvooq, по его мнению, может выиграть за счет таргетинга, но тягаться с «​ВКонтакте», «абсолютным лидером музыкального рынка», ему будет сложно, так как его позиции «музыкального рынка пока прочны, и существенных предпосылок для оттока аудитории с него не наблюдается». В декабре 2014 года месячная аудитория Vk.com, по данным TNS Russia, достигла 55,6 млн чел. – это третий по популярности сайт в Рунете. 

По стопам Spotify

На цифровой музыке обычно зарабатывают двумя основными способами – продают треки или альбомы с возможностью скачивания или подписку, дающую право слушать музыку. В отдельных случаях по подписке можно загружать композиции на устройства: такой функционал предоставляет Google в приложении «Play Музыка». На подписке построен, например, сервис «Яндекс.Музыка». Но первый месяц после установки пользователям доступны бесплатно все опции «Яндекс.Музыка», уточнят представитель интернет-компании Екатерина Карнаухова. Пользователи «Яндекс.Музыки» получают рекомендации новых композиций на основе того, что им больше нравится, подборки треков по темам, жанрам, предпочтениям известных музыкантов, радио разных жанров. При оплате подписки все это возможно и по истечению месяца, а также добавляется возможность сохранять треки на устройство. Подписка стоит на сайте 149 руб., в Google Play и WindowsPhone – 199 руб., в AppStore – 185,99 руб. в месяц. Аудитория мобильных приложений «Яндекс.Музыки» – более 1 млн пользователей в месяц, говорит Карнаухова.

На российском рынке есть и уникальный продукт – полностью бесплатная библиотека «ВКонтакте». Музыку загружают сами пользователи, у правообладателей сервис ее обычно не покупает. «ВКонтакте» нередко упрекают в пиратстве, а три крупных зарубежных лейбла подали на компанию в суд. Пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин не ответил на запрос РБК о планах компании по «обелению» пиратского контента и монетизации.

По «гибридной модели» работает самый популярный в мире стриминговый сервис – Spotify. Он представлен в 58 странах, но на российский рынок пока не вышел. Подписка, дающая возможность скачать музыку и проч., стоит $10, а слушать треки с рекламными роликами можно бесплатно. В 2013 году эта компания заработала, согласно ее финансовому отчету, распространенному в СМИ, $1,03 млрд, что на 74% больше, чем в 2012 году. Чистый убыток составил $80 млн, что опять же меньше, чем год назад: в 2012 году этот показатель составил $115 млн. Эта компания непублична, поэтому достоверной информации о том, какую часть выручки дает реклама, а какую – подписка, в открытом доступе нет. На запрос РБК представитель Spotify не ответил.

Австралийский сервис Guvera, который вышел на российский рынок осенью 2014 года, зарабатывает и на рекламе ( в том числе аудио), и на подписке, сказал РБК представитель сервиса. Бесплатно пользователи могут слушать треки онлайн с рекламными роликами, а за 375 руб. в месяц получают премиальный пакет – без рекламы, с возможностью слушать записи офлайн и составлять свои библиотеки. Эта компания уверена, что сможет заработать на рекламе даже в кризисный условиях. «Глобальный тренд таков, что даже в реалиях падающего рекламного рынка мобильный маркетинг заметно растет, потому что рекламодатели ищут новые эффективные способы взаимодействия с потребителями», – сказал представитель компании.  

Холдинг Dream Industries основан в 2010 году двумя соучредителями – Саймоном Данлопом и Виктором Фрумкиным. Компания привлекла финансирование от фонда Essedel ($5 млн), от предпринимателя предпринимателя Дмитрия Костыгина ($25 млн), онлайн-ретейлер «Юлмарт»($6,5 млн). Доли собственников холдинг не раскрывает. Кроме Zvooq в холдинг входят пять компаний: книжный сервис Bookmate, агентство Unisound, пространство для мероприятий DI Telegraph, образовательный сайт «Теории и Практики» (T&P), сайт для анонса событий Exchang.es. Общим объем инвестиций в Zvooq на сегодняшний день составляет $20 млн, говорит Ильичев.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 16:51
Россияне получат новую функцию в Telegram из-за призывов к терактам Технологии и медиа, 21:53
«Авангард» отыгрался с 0:2 и сравнял счет в серии с «Локомотивом» в КХЛ Спорт, 21:42
«Бессмыслица». ЦСКА отказался от вратаря, который поссорил Россию с IIHF Спорт, 21:40
Почему США и Япония захотели прямых переговоров с КНДР Политика, 21:30
«Коммерсантъ» узнал о решении прокуратуры изъять акции «Макфы» Бизнес, 21:28
Путин призвал увеличить вклад внутреннего туризма в ВВП России до 5% Экономика, 21:17
В полтавском военкомате сообщили о розыске 30 тыс. уклонистов Политика, 21:08
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
В НХЛ заявили, что вратарь Федотов сможет продолжить сезон за океаном Спорт, 20:56
Десять вариантов квартир с двумя санузлами для большой семьи РБК и ПИК, 20:55
Насколько Варшава и Киев приблизились к разрешению пограничного кризиса Политика, 20:52
Судья турнира в «Крокусе» подала в суд из-за сообщений о запертых детях Общество, 20:50
Девушка с собакой нелегально проникла на место поисков в «Крокусе» Общество, 20:44
Альфа-Банк дал прогноз по дивидендам российских компаний в апреле Инвестиции, 20:43
У FTX остались токены Solana на $7,5 млрд. Кто на них претендует Крипто, 20:21